Духовный дневник (часть 2)

Покровский вестник, № 5-6 (108), май-июнь 2019 г.

ПРИСНОПАМЯТНОГО АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)
ЧАСТЬ 2

«Древняя Пасха совершалась во избавление от рабства Египетского, и кровь агнца проливалась за сохранение первенцев. А новая Пасха – во оставление
грехов и сохранение помыслов, назначенных и посвященных Богу…»

Фомина неделя, воскресенье Слава Богу за все. Вот и Светлая неделя прошла, и Господь утешил радостью духовной, и духовной пищей питал нас, Словом Своим, и дивными поучениями святых отцов и учителей Церкви. Когда омрачается душа день или два сухостью и нечувствием, то потом, смиряясь и устрашаясь от сего, вновь устремляется душа с плачем к Господу, и вновь приемлет от Него милость и заступление, и  ущерб, потому что обновляется в силах. Так и определяют святые отцы путь к Богу не только начинающих, но и преуспевших. Тихая радость посещает души при живом воспоминании святых мучениц и их подвигов. В это время душа даже желает скорее окончить жизненный путь, чтобы прийти в эту страну света, и жизни, и радости, и любви ангельской, в девственный чертог, в обитель небесную, в дом Отца Всеблагого. Вновь замечаешь, что от беседы с людьми изнемогает душа, исчезает молитва и плач, умиление, потому что люди сокрушают душу тщеславием, как говорят святые отцы. Беседу надо заменить одну другой, то есть молитвой. Они срывают цветы с моей души, я это чувствую. Им весело и приятно, а мне ущерб и им ущерб, потому что срывают цветы и в свое время плодов не получат, какие мог-ли бы получить. Еще заметь, как с усиленным желанием стал больше спать, и тяжесть в желудке и в кишечнике. Пища для сна пресыщение, говорят святые отцы, а от сего омрачение души, сухость, холодность в молитве, унылость духа, забвение, нечувствие, леность, женское расслабление. Когда же подвижничать? Вот почему и не полезно знаться иноку с людьми. Его сокрушают этой пагубной нежностью и любовью к плоти. Разве они поймут меня? Им главное сохранить свое; это собственничество. А душа болит от сего, и время идет, и опыта нет в воздержании и преуспеянии. А деваться некуда. Инок должен избегать всех: и ненавидящих и любящих, ибо первые вредят по ненависти и злобе, вторые — по излишней нежности и жалости и боязни за свое собственничество. А время затвердевает привычку, и жалость крепнет, и не сможешь оставить. Детские слезки беспомощных сих детей сокрушают обычно душу, и не сможешь их оставить. Мысли: в синаксаре на Фомину неделю в конце указывается, почему не о всех чудесах сообщает Святое Евангелие: потому что чрезвычайные чудеса не вместимы для людей, живущих в мире и плотски настроенных. Прекрасная проповедь в неделю Фомину Димитрия Ростовского «О язвах Спасителя» и о том же третья проповедь в «Хрестоматии воскресного чтения», очевидно, Иннокентия Херсонского, «О силе язв Спасителя», как от всякой скорби и искушения, и греха, и сомнения — врачевание в животворящих язвах Христа Спасителя. Эти слова надо сложить в сердце своем. Имея язвы Спасителя пред очами, можно не иметь никаких книг и беседовать с любыми людьми…
Понедельник Фоминой недели; память преподобного Стефана Киево-Печерского и Симеона, сродника Господня В Светлую неделю следовало сдерживать порывы печали и скорби, и почитать святые дни, и поклоны отменить, и слезы, и воздыхания. Но в одной из проповедей я читал, что неспособным радоваться Светлому Воскресению Христову потребны, очевидно, рыдания мытаревы и воздыхания блудницы. Чем сильнее скорбь о своем недостоинстве и удалении от Господа, тем сильнее плач о сем и стенание сердечное, потом и Господь утешил так плачущую душу по Его неложному обещанию. И живое воспоминание милости Божией, бывшей в минувшие недели, пробуждает молитву и умиление, без сего скорбь подавляет и не разрешится в слезы утешительные. После грозы прекрасно в природе и легко дышать, когда воздух очищен грозой и огнем. Вот слезы покаяния, пролитые от страха Божия, очищают воздух мысленный души, и ей легко дышать всей грудью. А то скорбь и дыхание стесняет и весь человек поникает, как блекнет и никнет трава и плакучие деревья. Слава о сем Господу, столь милосердному к нам. Его милости, обещанные явиться любящим Его и творящим заповеди Его, умиляют душу — видишь, какое безмерное упование у истинных рабов Божиих, а я так далек. Плачу об удалении своем от Господа и о мертвой своей душе, она не только больна, но и мертва. Потому так сильно ищет себе могилы для тела и души, чтобы в сумраке ее плакать и слезами прежде конца вернуть ее к жизни. Это желание от плача крепнет, и Господу все возможно, и если сие угодно Ему, то что может воспрепятствовать? Преп. Исаак Сирин так восхваляет безмолвие для Бога, и Димитрий Ростовский в слове о Марфе и Марии, и в «Отечнике» у Игнатия Брянчанинова сказано самое главное — кто более всех угождает Богу — учением о плаче преп. Пимена, см. «Отечник». И сам Игнатий Брянчанинов тем угодил Богу, и все отшельники, жители пустынь и скал и островов. Как преп. Мария Египетская, земной ангел, преп. Фотина на необитаемом острове (в житии преп. Мартина), преп. Пелагея, преп. Алексий, человек Божий, преп. Анастасия и преп. Таисия и другая Таисия, и много, много других подобных. Им стремится душа подражать. Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже (Пс. 138, 17). Ужа нападоша ми в державных моих, ибо достояние мое державно есть мне (Пс. 15, 6). Вот сказано: у боящегося Бога весь мир богатство. Как вздохнулось бы легко, там совсем иная жизнь. Вот почему по восемьдесят лет жили в пустыне, и преп. Иоанн Лествичник — сорок лет в пещере. Такая жизнь дает великую радость и полноту, по мере очищения души и тела и ума, и приближает к небу. Вчера читал преп. Кассиана Римлянина, конец последнего собеседования <аввы Авраамия> о том, что в сто раз <более> получают отрекшиеся от мирских благ. Он говорит то же о любви к женщинам, о плотском и о духовном. Говорит старец Авраамий с опыта своего, так как был женат и потом свою жену стал любить духовно. И это истинно так: любовь к душам услаждает более, см. дневник отца Иоанна Кронштадтского о сем, и Игнатия Брянчанинова, и св. Иоанна Златоуста «Письма к юной вдовице». И сие истинно так. В сердце человека есть природный орган, способствующий любви, может быть, сумка солнечно-го сплетения седалище его (как и любви в почках), и эту энергию может человек направлять и к земным предметам, и к небесным. Юный Товия полюбил невесту свою, не видя ее, и прилепилась душа его к девице (Тов. 6, 18). По  чрезвычайной простоте души и духовного мира эта способность особенно сияет и дает себя ощущать (по слову преп. Исаака Сирина) там, среди небожителей, где зрение есть одновременно и проникновение существом, что обещает невыразимую радость и блаженство — да вси едино будут (Ин. 17, 21). Какое же сладчайшее дружество возымеют души избавленных и ангелов в дому Отца Небесного, о сем у св. Тихона Задонского см. Если теперь живое воспоминание подвигов святых мучеников, или святых жен, или преподобных подвижников вызывает ответственные струны в душе, как по естеству сердечному благому и в награду стремления к Добру, Истине и Красоте, то что сказать о сем. Некая радость осенила душу при воспоминании подвига юных подвижниц Христовых, прекрасных дев и отроковиц, и душа влечется с радостью вслед сей красоте и сладости и не боится уже страхов смерти, а только желает той радости, в состоянии которой человек скоро с помощью Божией придет в первозданную чистоту бесстрастия. Воистину велики и необъятны обетования, данные нам, и залог их, по милости Божией, уже имеем в руках. Как говорит св. Димитрий Ростовский, из прободенных рук Христовых все дары можем принять, и хотя бы Он их сжал, сквозь отверстые раны мы их примем. Слава о сем Его милости и благости. Аминь.
А какую радость имели все святые и Божия Матерь и имеют все истинные рабы Божии!
Фомина неделя, вторник
Смятеся яростию око мое (Пс. 30, 10). Когда допустишь гнев в сердце на кого-либо, то раздражительная сила сеет раздражение в душе, и угли страсти возгораются, угли пустынные (Пс. 119, 4) – особенно гнева, так как он особенно искушает живущих в уединении. Потому и не допускают инока до безмолвия, если не победил сию страсть. См. «Отечник» и у Иоанна Лествичника, как люди могут превращаться в бесов и как ругаются бесы над сими отшельниками. «Море смирения выбрасывает все, что страсти тудапринесли, подобно волнам», — говорит преподобный Иоанн Лествичник. Вот и ночью снились живые сцены, будто рассорился со своим духовным сыном и еще с кем-то и даже не стал разговаривать, а хлопнул изо всех сил дверью. То страсть гнева и перераздражения, а потому и омрачение. В молитве не было утешения, а когда стал о сем плакать, то все не было мира и тишины, как обычно бывало с плачем умиление, когда пред Господом плачешь о всякой своей скорби и Он утешает, а сегодня много часов потребовалось поскорбеть, и стенать, и плакать с болезненным воплем сердца, пока не восприняла душа тишину и мир. Так отеческим жезлом Господь наказует — Он опечаливает, но Он же и утешает, а без сего как бы стяжать мог опытность душевную и навык жить в Господе, к Нему единому устремляясь душою, когда оскорбляет и теснит враг, и страсти, и грех, и страшливые помыслы. Как очевидна и сия перемена — вдруг душа не находит в себе никакой смелости молиться Господу, лишается всякого света, утешительного упования в себе. И знаешь, что так обычно бывает, и в это время не силен удержаться от скорби и малодушия. Преподобный Исаак Сирин пишет, что не печалиться и малодушествовать в это время надо, а благодарить Господа. Сказано: благословлю Господа на всякое время (Пс. 33, 2), — значит, и не только радости, но и скорбное. Инок, как стяжать можешь здравие души? Оно бывает не от утешения, а от длительнаго терпения, как говорит преподобный Исаак Сирин. И в этом утешение иноку, пишет Игнатий Брянчанинов, когда усиливается в нем чувство покаяния и душевного очищения и преуспеяния от плача бывающего. Сими дверями все подвижники стремятся внити — плачьте, иного пути нет, говорят они. Сегодня вспомнил прежде явившуюся мысль: для чего все приходилось жить в массивных каменных стенах — закалять силы и привыкать без воздуха и света солнца. Вот так и живу теперь, не выходя никуда из дому. Читал вчера в Толковой Библии толкование на 53-ю главу пророка Исаии. Очень много полезных мыслей. Как вредно нам читать хлам критики. Ее и не советуют святые отцы читать. Вчера ночью попалось место у преп. Диадоха, где он пишет: море веры, если возмущено испытанием, то не дает видеть глубину и нельзя иноку благополучно плыть к его цели. Простота веры дает успех в созерцании, а не испытание ее. Это замечательная мысль. Еще о рассудке. Какая это низкая по сравнению с <духовным> умом сила! Ум в движении суждений о чем-либо есть чистый ratio, ум падшего ангела и его клевретов. То, что сказано Исааком Сирином о первой степени ведения, которая далека от духовного истинного ведения, потому что противоречит вере и простоте веры. Самое прекрасное, чудное пророчество Ветхого Завета о Христе развенчивают злобные критики, и если не достигают цели подрыва веры, то возбуждают к себе свирепый гнев и проклятья, возмущающие мир души, и читающие даже оживляют их бред, а проклинающие их не могут иметь молитву и умиление.