Се, что добро или что красно,
но еже житии братии вкупе…
Пс. 132
По благословению Онуфрия, архиепископа Харьковского и Богодуховского, священноархимандрита Свято-Покровского мужского монастыря г. Харькова.
История Харьковского Покровского монастыря неотделима от жизни и духовного подвига населявших или каким-либо образом связанных с этим монастырем людей.
Основание монастыря было связано с перенесением в 1726 году епископом Белгородским Епифанием Тихорским и князем Михаилом Голицыным Архиерейской школы в город Харьков, позже получившей статус Коллегиума. Переведенная из Белгорода школа-семинария именовалась греко-латино-славянской, а с 1734 года – Харьковским Коллегиумом. Одновременно здесь занимались до 500 детей из разных сословий населения Восточной Украины. Здесь работали знаменитые философ Григорий Сковорода и писатель С.Ф. Квитка-Основьяненко.
В 1799 году преосвященный Епифаний преобразовывает Коллегиум в училищный монастырь. Территория монастыря обосновалась вокруг выстроенного в 1689 году и освященного митрополитом Белгородским Авраамием Покровского храма.

Покровский храм является старейшим из сохранившихся до наших дней сооружений города, венцом украинской архитектуры 17 века. Это одно из самых старых каменных сооружений Харькова. Храм расположен очень удачно, он как будто парит над живописной долиной рек Харьков и Лопань.
Внутренние стены верхнего храма были расписаны учителем И.Е. Репина – талантливым украинским художником Бунаковым. В нижнем храме был установлен престол Трех Святителей. После обновления в 1846 году иконостаса храм освящен в честь воздвиженья Креста Господня.
Первым наместником Харьковского Покровского монастыря был назначен архимандрит Платон (Малиновский), в будущем ставший архиепископом Московским и Севским. В 1729 году он был назначен архимандритом Старо-Харьковского Куряжского монастыря и ректором новооткрытого Харьковского Коллегиума.
В 1752 году, к Троицину дню, в Харьков прибыл святитель Иоасаф Белгородский.
Служил праздничную службу в Коллегиумском Покровском храме, где рукоположил в иеродиакона насельника Покровского монастыря, своего племянника монаха Наркисса Квитку. Вообще святитель Иоасаф очень любил Покровский монастырь и, приезжая в Харьков, часто совершал здесь Богослужения.

В 1753 году Белгородским святителем Иоасафом (Горленко) был назначен на должность ректора Коллегиума и наместника Харьковского Покровского монастыря преподобный Рафаил (Мокренский).

Жизнеописание отца Рафаила было опубликовано еще в 19 веке в книге «Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18-19 в.в.», где он значился в подвижниках благочестия Харьковского края. Архимандрит Рафаил вел подвижническую жизнь. Причислен к лику святых в 2008 году. Память Собора Святогорских святых 11/24 сентября.
После закрытия в 1788 году Старо-Харьковского Преображенского Куряжского монастыря вышеупомянутый архимандрит Наркисс Квитка отправлен на покой в Покровский монастырь. «…с назначением престойных келий и с
невозбранением священнодействий когда для спасения души своей пожелает». Но в Покровском монастыре «престойных» келий не отыскалось кроме тех, которые за колокольней, с двумя чуланами. Два года в этих чуланах прожил о. Наркисс, оплакивая опустошение и запустение дорогого ему Куряжа. Умер он 23 апреля /6 мая 1792 года в день храмового праздника в Куряже. Погребен был в Покровском монастыре, вероятно – в фамильном склепе своих предков.
Архимандрит Наркисс Квитка, несмотря на свое дворянское происхождение, был нестяжательным монахом. После него осталось «с одеяния и другого прибору» только то, что нужно для погребения, прочее все он роздал еще при жизни: «Будучи аскетом в частной уединенной жизни, он любил благолепие храмов Божиих, пышность и великолепие в служении. Почему он и озаботился украсить все куряжские храмы и приобрел для них столько ценной утвари и облачений, сколько обитель не успела приобрести до него за все свое столетнее существование».
В этот период Свято-Покровский училищный монастырь быстро становится одним из основных православных учебно-просветительских центров Украины наряду с Киево-Могилянской Академией.

В 1799 году утверждается Слободско-Украинская Харьковская епархия, епископом которой становится Христофор Сулима. С этого момента Свято-Покровский училищный монастырь становится также и местом пребывания правящих архиереев.
С 22 июня 1835 года Слободско-Украинской и Харьковской епархией управляет святитель Мелетий (Леонтович). Он родился 6 ноября 1784 года. Его предки были лицами духовного звания. В 1808 году после окончания Екатеринославской семинарии, как лучший воспитанник он был направлен за казенный счет в СПДА. В 1819 году накануне дня памяти Мелетия Антиохийского принял монашество. В этом же году посвящен в иеродиакона и иеромонаха. В 1826 году указом Св.Синода был наречен епископом Чигиринским, а 21 ноября состоялась его хиротония.

Святитель Мелетий много внимания уделял работе с раскольниками в Пермской епархии, на которую был назначен в 1828 году. С помощью миссионеров ему удалось обратить в лоно Церкви более 2500 раскольников.
Владыка Мелетий службы проводил почти ежедневно, посещал приходы и монастыри, проявлял особую заботу о малоимущих прихожанах, которым оказывал всяческую материальную помощь. Посещал больных, внушая им веру и христианское терпение, горячо молился за них. Был абсолютным бессребреником. В быту вел строгую аскетическую жизнь. Проявлял самоотверженность и необыкновенное трудолюбие и смирение в деле служения Церкви.
Святитель Мелетий отошел ко Господу в 1840 году. Был похоронен в усыпальнице Харьковского Свято-Покровского монастыря. Еще при жизни святитель проявил особые дары и был почитаем харьковчанами как святой. Постановлением Патриарха Пимена и Св. Синода в феврале 1978 года был причислен к лику святых. День памяти – 12 (25) февраля.

В 1841 году Харьковскую кафедру возглавил еще один подвижник – святитель Иннокентий (Борисов). Родился он 15 октября 1800 года в г. Ельце Орловской губернии в семье священника. В 1823 году закончил КДА со степенью магистра. Был назначен в столичную Санкт-Петербургскую духовную семинарию инспектором и профессором церковной истории и греческого языка. В 1823 году принял монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в сан иеродиакона, чуть позже – в иеромонаха, а в1836 году возведен в сан епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии.
В качестве архипастыря на Харьковской кафедре Иннокентий проделал большую работу. В частности, преосвященный получил разрешение Св. Синода на перенос чудотворной Озерянской иконы Божией Матери на зиму из Куряжского монастыря в Покровский торжественным Крестным ходом.
При святителе Иннокентии архиерейская кафедра была перенесена из Покровского монастырского в Успенский собор. Были обустроены семинария и архиерейский дом.
Проповеди святителя пользовались большим успехом, читались даже при дворе, были переведены на многие языки. Вскоре он стал знаменитостью. К нему за советом обращались самые высокопоставленные лица империи.

Знаменитый украинский историк Н.И. Костомаров, который лично хорошо знал владыку, так отзывался о нем: «…был человек разносторонне образованный и очень приятный в беседе. Не говоря уже о его проповеднической деятельности, которая с его приезда вдруг оживила Харьков. Толпы публики всякого звания и воспитания стекались в церковь к его служению и я также не упускал случая слушать его проповеди, произносимые с признаками большого таланта…»
В 1848 году святитель Иннокентий был переведен в Херсонскую епархию (г. Одесса), где и скончался в 1857 году. Был канонизирован Св. Синодом в 1997 году.
День памяти – 25 мая /7 июня.
В 1848 году после семилетней борьбы за православную веру с остзейскими баронами и вообще немецкой партией на Харьковскую кафедру был переведен епископ Рижский, викарий Псковской епархии Филарет (Гумилевский).

При нем была значительно расширена главная Крестовая Покровская церковь, выстроено два дома со службами, а также деревянный дом для богадельни. При владыке Филарете Гумилевском гробы усопших архиереев были замурованы в нишах, а гроб святителя Мелетия, почитаемого еще при жизни, стоял под балдахином у алтаря по правую сторону. Вокруг него стояли иконы и лампады.
После себя Владыка Филарет оставил многочисленные труды, которые высоко ценились как современниками, так и потомками. До сегодняшнего дня незаменимым источником сведений по истории Харьковской епархии является его «Историко-статистическое описание Харьковской епархии». В1859 году он получил назначение на Черниговскую кафедру. Из этого периода известен такой случай. В Черниговской губернии свирепствовала эпидемия холеры. Чтобы ободрить народ, владыка Филарет предпринял объезд епархии. В пути он сам заболел и 9 августа скончался в Конотопе. От Конотопа до Чернигова на протяжении 180 верст народ, сменяя один другого, сопровождал гроб любимого архипастыря в количестве 10-12 тысяч человек. При этом не было ни единого случая заболевания холерой – эпидемия прекратилась и не дошла до Чернигова. Канонизирован Филарет Гумилевский Св. Синодом в 2008 году. Память празднуется 9/22 августа.

В конце 1857 года, направляясь в Ставрополь Кавказский, Харьков посетил епископ Игнатий(Брянчанинов). По приглашению правящего архиерея он совершил Божественную Литургию в Свято-Покровском монастыре.

Архиепископом Харьковским и Ахтырским Макарием (Булгаковым) (с 1859 по 1868 г.) в 1862 году был учрежден Крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери из Куряжского монастыря на место явления – в село Озерянку. Владыка Макарий первым из Харьковских архиереев по благословению Св. Синода начал издавать духовные журналы и газету. С 1862 года начал выходить журнал «Духовный вестник», затем «Духовный дневник», а с 1866 года – «Харьковские епархиальные ведомости».

В 1882 году на место назначения пребывает епископ Харьковский и Ахтырский Амвросий (Ключарев). В Харькове его деятельность была разнообразной и разносторонней. В период управления кафедрой владыкой было построено много храмов, в том числе в монастыре. В 1896 году был освящен новый 12-главый храм в честь Озерянской иконы Божией Матери, а боковые пределы – в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и вмч. Димитрия Солунского. Также освящен нижний храм, где в 1913 году нашел свое место упокоения и сам владыка Амвросий. При жизни владыка много внимания уделял введению в епархии единого церковного пения. Для этого при архиерейском доме (Покровский монастырь) была открыта школа церковного пения, в которой бесплатно обучали всех желающих стать псаломщиками.

В 1901 году в Харьков был назначен преосвященный Флавиан (Городецкий). Более года он управлял Харьковской епархией, но за это короткое время успел оставить о себе добрую память. Он впервые совершил службу в новогоднюю ночь 1903 года в Покровском храме. Этот обычай сохранился и в дальнейшем не только в Харькове, но и в уездных городах.

Архиепископом Харьковским и Ахтырским Арсением (Брянцевым) (с 1903 по 1914) было основано религиозно-нравственное братство Озерянской иконы Божией Матери. Установлено ежегодное празднование 6 /19 февраля Елецкой-Харьковской чудотворной иконы Божией Матери, которая находилась в Успенском соборе. В 1912 году по инициативе владыки было открыто Харьковское епархиальное церковно-археологическое общество и музей церковных древностей (ул. Каплуновская, ныне Краснознаменная, 4).

В 1914 году архиепископом Харьковским и Ахтырским стал Антоний (Храповицкий) – неутомимый и замечательный деятель на ниве церковной, ревностный богослов и проповедник.
Заканчивалась эпоха молитвенно-созидательного периода в истории нашей Церкви. Все чаще и чаще в среде интеллигенции стали слышны недовольства в адрес православного христианства. Дух времени, дух богоборчества проникает в умы и сердца людей. После февральской революции 1917 года в Харьков прибыл назначенный Центральной Радой комиссаров В.И. Рапп. Его помощником был назначен священник Владимир Шаповалов, ставший позже местным обновленцем.
Члены Центральной Рады были настроены националистически, поэтому хотели удалить из Харькова архиепископа Антония. 1 мая 1917 года архиепископ Антоний был уволен на покой. 15 мая, провожаемый братией Покровского монастыря, он уехал в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Но уже 11 августа 1917 года в Харькове проходили выборы архиерея, и Антоний среди всех кандидатов набрал наибольшее количество голосов. 19 августа Св. Синод вновь назначил Антония архиепископом Харьковским и Ахтырским. В 1917 году владыка Антоний был возведен в сан митрополита. Под его руководством 2-11 мая 1918 года в Харькове, в условиях австро-германской оккупации, было проведено первое чрезвычайное епархиальное собрание, которое отвергло автокефалию и выразило желание быть в единении с Патриархом Московским. Собрание исходило из того, что Киевскую кафедру возглавит Антоний. Было высказано желание, чтобы иерархи украинских епархий, входя в более тесные единения между собой, были подчинены Киевскому митрополиту, а последний – Патриарху Московскому и Всея Руси.

Митрополит Антоний был духовным воспитателем святителя Иоанна Шанхайского – будущего подражателя подвигов святителя Мелетия Харьковского. Он так же как и Мелетий, никогда не спал лежа. Будущий святитель Иоанн Максимович часто любил молиться у могилы святителя Мелетия в Свято-Покровском монастыре.
Владыка Антоний уделял огромное внимание духовному возрождению Покровской обители. По его просьбе в Покровский монастырь был переведен из Святогорского Успенского монастыря монах Серафим Шевцов, отличавшийся высокой добродетельной жизнью. Позже владыка Антоний посвятил его в сан иеродиакона и иеромонаха.
В 1918 году владыка Антоний утвержден митрополитом Киевским и Галицким с назначением его священноархимандритом Киево-Печерской Лавры. Умер на 79-м году жизни и похоронен в городе Сремске Карловце.

В 1917 году прекращаются крестные ходы с Озерянской иконой Божией Матери. В 1919 году с отходом войск добровольческой армии генерала Деникина покидает монастырь архимандрит Рафаил. Наместником монастыря становится иеромонах Палладий. В 1922 году он постригает в монашество Павла Кратирова – будущего священномученика. 19 февраля этого же года в монастырской церкви Всех скорбящих радосте (ныне этот храм не сохранился) состоялась хиротония Павла Кратирова во епископа Старобельского, викария Харьковской епархии.
К этому моменту кажется, что все силы зла вновь сгущаются над Церковью Христовой. Господь вновь призывает пострадать за Него.
В 1922 году в Харькове состоялся суд над наместником Покровского монастыря игуменом Палладием. Его приговорили к 1 году общественно-принудительных работ. Вина игумена Палладия состояла в том, что в Покровском монастыре не оказалось дореволюционной описи. Но монастырское имущество никто по описи не сдавал и не принимал, т.к. с белой армией Харьков покинул бывший наместник обители, а новый наместник стал исполнять свои обязанности и послушания с 1920 года.
Власти всеми силами старались закрыть монастырь. Для этого они пользовались услугами новоявленной обновленческой «Живой церкви» – сборища шарлатанов и аферистов. Постановлением Харьковского Губисполкома было принято решение закрыть Харьковский Свято-Покровский монастырь – впрочем, как и все другие монастыри епархии. В ответ на это постановление братия монастыря отказалась добровольно покинуть свою обитель и подала в комиссию по отделению Церкви от государства прошение «об учреждении религиозной общины». История сохранила для нас имена подписавшихся: Нафанаил, архиепископ Харьковский и Ахтырский, настоятель иеромонах Палладий, казначей игумен Евстафий, духовник иеромонах Иустин, эконом иеромонах Нифонт, благочинный иеромонах Орест, иеромонах Варсонофий, иером. Митрофан, иером. Серафим (Шевцов), иером. Мардарий, иером. Серафим (Христоев), иером. Геннадий, иером. Аркалдий, иером. Климент, иером. Елпидофор, иерод. Филарет, иером. Игнатий, иерод. Трифилий, иерод. Мелетий, иерод. Алексий, иерод. Иосиф, иерод. Рафаил, иерод. Самуил, монах Вонифатий, монах Тихон, монах Амвросий, монах Василий, монах Стефан…

Но все же 30 сентября 1922 года решением большевистской власти Харьковский Покровский мужской монастырь был закрыт с выдворением братии в провинциальные монастыри, которые они пожелают избрать для своего места жительства. В это же время вместе с братией монастырь покинул и иеромонах Серафим (Шевцов).
27 ноября 1922 года «Живая Церковь» ходатайствует о передаче им бывшего Покровского монастыря. С 1922 года монастырские помещения были заняты различными организациями. В этом же году в Харьковский исторический музей, расположенный на территории Покровского монастыря, из разоренного монастыря в Лубнах были перевезены мощи святителя Афанасия Цареградского Лубенского чудотворца, где они и находились до1948 года.

Оставшаяся братия служила в незакрытых храмах Харькова и губернии.
В 30-е годы пропадает Озерянская икона Божией Матери. Существует несколько версий ее исчезновения. По одной из них икона сожжена безбожниками на территории храма Трех Святителей (Гольберевская церковь), по другой – икона вывезена за границу.
В 1941году началась Великая Отечественная война – 24 октября в Харьков вошла немецкая армия. Следует отметить, что зверства «наших» большевиков в этот период были настолько жестоки, что германские солдаты представлялись горожанам достойными встречи хлебом-солью.
Однако пришедшие на нашу землю оккупанты еще с большей ненавистью отнеслись к нашим святыням, чем большевики. Фашисты расстреливали и вешали не только коммунстов, но и любого подозреваемого. В архивных документах, представленных в церковно-историческом музее Харьковской епархии, содержатся сведения о злодеяниях гитлеровцев по отношению к верующим: священников брали с улицы и заставляли выполнять унизительные для сана работы, в рясе и с крестом шагать под конвоем на улице, выгоняли из квартир и грабили, врывались в храмы, кощунственно оскорбляли святыни. Одного священника немцы арестовали, издевались и глумились, предав его суду обвинили в партизанстве. Верующих насильно забирали в праздничные дни на работы, прекращали богослужения, выводя молящихся из храма и угрожая им арестами и расстрелами. В этот период Покровский храм частично был разрушен и долгое время пребывал в запустении.

В 1945 году на Харьковскую кафедру был назначен архиепископ Стефан (Проценко). Одной из неотложных мер было исправление недостатков духовной жизни предшествующего периода. Открытие ранее закрытых приходов и храмов, рукоположение достойных кандидатов в священнический сан. Архиепископу Стефану в этот период пришлось столкнуться с немалыми трудностями.
После войны изменилось несколько потеплевшее отношение государства к Церкви. По разным причинам власти отказывали в регистрации и открытии церквей как в Харькове, так и других городах и селах епархии.
В 1944 году у Церкви Здание Архиерейского дома было отобрано и передано в пользование Харьковскому историческому музею.
В 1945 году у Церкви окончательно был отобран один из старейших храмов Харькова – монастырский Покровский собор. Епархиальное управление продолжало находиться на территории монастыря в бывшем корпусе наместника, которое он делил с военкоматом Дзержинского района г. Харькова. Постепенно вся территория Покровского монастыря стала представлять собой музейный городок.
В середине мая 1948 года Харьков посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий-1.
Во время своего визита Патриарх разрешил вопрос о почитании в лике местночтимых святых архиепископа Харьковского и Ахтырского Мелетия (Леонтовича) и еще до посещения Харькова благословил владыке Стефану перенести мощи святителя Мелетия в Свято-Благовещенский собор. В этом же году по инициативе архиепископа Стефана (Проценко) были перенесены в Благовещенский кафедральный собор мощи святителя Афанасия Цареградского. 16-17 октября 1949 года было торжественно (насколько это было возможно) отпраздновано 150-летие Харьковской епархии.
Скончался митрополит Стефан в 1960 году. Похоронен на Харьковском городском кладбище
на Лысой горе.
В 1958 году Украинская реставрационная организация Будмонумент приступила к ремонтным работам городского памятника архитектуры – Покровского собора.
Были восстановлены крыши, заделаны вывалы в кладке, заложены временными кладками и щитами оконные и дверные проемы. Далее работа по восстановлению Покровского храма проходила преимущественно «на бумаге».
В 1967 году проект реставрации, выполненный архитектором В.Б Петичинским, был рассмотрен и утвержден Советом Госстроя УССР. Работы по реставрации собора и колокольни были возобновлены. Но вскоре опять законсервированы, а историко-архивные и натурные изыскания по храму продолжили искусствовед М.Г. Дегтярев и архитектор В.И. Корнеева.

С 1967 года по 1970 епархией управлял епископ Леонтий (Гудимов). При его управлении власти перенесли епархиальное управление с территории монастыря в новое здание по улице Минской.
С приходом на кафедру митрополита Никодима (Руснака) (архиепископа Харьковского и Богодуховского с декабря 1970 года по 1983 год; митрополита Харьковского и Богодуховского с сентября 1989 года) отношения между Церковью и местными властями, благодаря усиленным трудам владыки, стали несколько теплее.
В 1978 году стараниями и заботами приснопамятного митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима святитель Мелетий был канонизирован и его имя внесено во всероссийские святцы.

Родился митрополит Никодим 18 апреля 1921 года на Буковине в бедной крестьянской семье. В 1938 году поступил послушником в Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь. 4 января 1945 года принял монашеский постриг с именем Никодим. 29 апреля 1945 года рукоположен в сан иеродиакона, а 23 февраля 1946 года – в иеромонаха. С 1950 по 1955 год был настоятелем Свято-Иоано-Богословского монастыря. Богословское образование получил в Московской семинарии и академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. 10 августа 1961 года был хиротонисан во епископа Костромского. С 1 декабря 1970 года назначен на Харьковскую кафедру.

Молитвами и заботами владыки Никодима Свято-Покровский мужской монастырь г. Харькова был возвращен Церкви. В 1990 году Церкви был передан Покровский храм.
Первым наместником после открытия монастыря стал архимандрит Виталий (Жуков).
30 сентября 1990 года был совершен первый монашеский постриг во вновь открывшейся обители. Был пострижен в мантию монах Никодим Сылко (ныне архимандрит).
14 октября 1990 года впервые за долгие 68 лет забвения торжественно был отмечен престольный праздник святой обители – Покрова Пресвятой Богородицы.

На территории монастыря в здании епархиального управления 27-28 мая 1992 года состоялся исторический Харьковский архиерейский собор под председательством митрополита Никодима, который в своем «Историческом воспоминании» писал: «На нашу судьбу выпал священный жребий утвердить преданность Вселенскому Православию, орошенному кровью мучеников и исповедников 2000-летнего подвига веры дедов и прадедов». Сохранив канонический путь единства и чистоты Святой Церкви, Собор избрал ее Предстоятелем Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана).
Как и в далеком 1918 году при митрополите Антонии Храповицком, Харьков вновь послужил оплотом каноничности православия в Украине.
В 1997 году Харьковский исторический музей освободил первое помещение Архиерейского дома, переехав в помещение бывшей гостиницы Покровского монастыря по ул. Университетской. Окончательно последнее здание Исторический музей освободил в 2003 году.
Летом 2000 года владыка Никодим назначает наместником монастыря архимандрита Севастиана (Щербакова). Хотя архимандрит Севастиан вместе с братией и начал активные восстановительные работы в обители, однако по случившемуся недоразумению, своей гордости и непослушанию 19 сентября 2003 года он покидает монастырь вместе с братией. Наместником монастыря назначается Онуфрий (Лёгкий), викарий Харьковской епархии, архиепископ Изюмский.
Владыка-наместник активно помогает священноархимандриту Никодиму восстанавливать обитель. Его трудами и заботами был отреставрирован Озерянский храм (изнутри и снаружи), в храме были настланы мраморные полы. По сей день интенсивно ведется реставрация Покровского храма. Постепенно преображается и Крестовоздвиженский храм: настилаются мраморные полы, обновляется иконостас.
Обустраивается территория монастыря, реконструируются хозяйственные постройки, ремонтируется жилой братский корпус, облагораживается монастырский двор, яркой жемчужиной которого является памятник 2000-летию Рождества Христова, возведенный по замыслу Высокопреосвященнейшего митрополита Никодима.
В Озерянском храме находится бесценное сокровище – дар владыки Никодима – киот со святыми мощами и камнями со Святой Земли, среди которых часть животворящего древа Креста Господня и другие. Всего – более 50-ти святынь.

В 2004 году стараниями священноархимандрита Покровского монастыря митрополита Никодима и трудами наместника архиепископа Онуфрия в дар обители был передан точный список чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица», писаный на святой горе Афон.
В августе 2004 года был возрожден Церковно-исторический музей, который был освящен митрополитом Никодимом – его главным организатором и жертводателем.
Заботами наместника в апреле 2008 года начинает свое существование монастырская духовно-просветительская газета «Покровский вестник».

31 декабря 2008 года была восстановлена традиция служб в новогоднюю ночь, установленная в далеком 1903 году преосвященным Флавианом, архиепископом Харьковским и Ахтырским.
В 2010 году был восстановлен точный список Озерянской иконы Божией Матери, который был установлен в Крестовоздвиженском храме у солеи (возможно, на том же месте, где исторически икона пребывала до строительства Озерянского храма).

8-9 мая 2011 года по случаю 90-летия со дня рождения и 50-летия его архиерейской хиротонии Свято-Покровский монастырь посетил Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Святейший высоко оценил труды митрополита Никодима и его неутомимого помощника Архиепископа Онуфрия.
15 сентября 2011 года наша святая обитель понесла невосполнимую утрату. На 90-м году жизни, причастившись святых Христовых Таин, отошел ко Господу наш владыка и отец Высокопреосвященнейший митрополит Никодим. Его отпевание, которое возглавил Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, проходило в кафедральном Благовещенском соборе. Братия надеется, что потеряв молитвенника на земле, она приобрела ходатая на небесах пред Престолом Христа Бога нашего.

8 мая 2012 года управляющим Харьковской епархии и священноархимандритом Покровского монастыря Св. Синод УПЦ утверждает архиепископа Онуфрия (Легкого).
Первым знаменательным событием, отметившим начало архиерейского правления вновь утвержденного архипастыря, стало празднование 20 годовщины Харьковского Архиерейского Собора 1992 года.
Сколько десятков тысяч раз была принесена в Покровской обители бескровная жертва за грехи мира, сколько слез покаяния приняли на себя стены ее, сколько они видели радости примирения с совестью и Богом, сколько отрады в печалях, сколько отдохновения от однообразия суеты житейской, сколько религиозно-эстетических впечатлений, сколько, наконец, напутствий в жизнь вечную!
Пусть место, освященное всем этим, а наиболее Покровом Пречистой Божией Матери, избравшей место сие своим уделом, будет жертвенником хвалы Богу, подателю всех благ, жертвенником умилостивления за грехи наши и место прибежища к Покрову Его святой Матери.
Игумен Глеб (Свидло)
Использованная литература:
- Архиепископ Онуфрий (Легкий) История Харьковской епархии 1799-2009.
- Багалей Д.И., Миллер Д.П. История городаХарькова за 250 лет его существования (1655-1905)
- Филарет (Д.Г. Гумилевский) Историко-статистическое описание Харьковской епархии.
- Журнал «Вера и разум» № 4, 2003г.
- «Куряжская обитель и ея Георгиевско-Петро-Павловский храм» (1673-1903 г.г.) Харьков. Типография Губернского Правления, Петровский пер., д.17. 1904.
- Архипастыри Харьковской епархии (1799-1999) о.Владимир (Швец), С.М.Куделко, О.Г.Павлова. (Харьковский биографический словарь).
- Священник Михаил Матвеенко «История Харьковской епархии (1850-1988). Харьков-1999.
- Фонды Областного Архива ХО
- Александр Крупенков. Белгородская старина. Белгород 2011г.
- Публикации газеты «Покровский вестник» за 2008-2012г.г.