Евангельские чтения. Литургия 26 августа 2018 года

Евангелие от Матфея 21:33-42 (зачало 87)
Стих 21:33

И́ну при́тчу слы́шите. Человѣ́къ нѣ́кiй бѣ́ домови́тъ, и́же насади́ виногрáдъ, и оплóтомъ огради́ егó, и ископá въ нéмъ точи́ло, и создá стóлпъ, и вдадé и́ дѣ́лателемъ, и отъи́де.
Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
Господь говорит им и другую притчу, дабы показать, что они, сподобившись безмерного попечения о себе, все же не исправились.
Человек «хозяин дома» есть Господь, называемый человеком по Своему человеколюбию.
Виноградник — народ иудейский, насажденный Богом в земле обетованной, как сказано: «введя, насади их в гору Святую Свою».
Ограда означает или закон, не позволявший иудеям сливаться с язычниками посредством браков, или же — святых ангелов, которые охраняли Израиля.
Точило — жертвенник;
башня — храм;
виноградари — учители народа, фарисеи и книжники.
Отлучился Домовладыка Бог, когда перестал говорить с евреями в столпе облачном; или удаление означает долготерпение Божие. Бог как бы предается сну или удаляется, когда долго терпит и не взыскивает немедленно за наши неправедные дела.

Толкование архиепископа Никифора (Феотокиса)
Домовит или дому владыка знаменует Бога, Владыку и Господа Иудейского рода и всея твари.
Назван Он человеком, по крайнему Его к человекам человеколюбию;
домовладыкою, понеже якоже владыка дому промышляет и печется о своих домашних, тако и Бог всяческих промышлял и пекся о Иудейском племени;
виноград же есть синагога Иудейская, по словам Исаии:
«виноград бо Господа Саваофа дом Израилев есть» (Ис. 5:7)
Сей виноград преведе Бог из Египта и насади в земле обетованной, якоже поет Давид:
«виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и» (Пс. 79:9)
Оплот есть закон, яко ограждающий и воспящающий их от грехов и смешения с чужеродными.
Точило есть олтарь, на немже не гроздия были истоптываемы, ниже вино изливалось, но животные закалались и кровь окроплялась.
Столп есть храм, утверждающий и сохраняющий народ, якоже столп охраняет виноград;
делатели же суть Иудейского народа первоседатели, священники и учители, которые, в начале быв благи и святы, благоустроили души Иудеев, якоже тщательные делатели винограда.
Но «отъиде», глаголет Писание, домовит, то есть, Бог. Каким же образом отъиде везде Сый и вся исполняй? Как домовит, и виноград, и оплот, и прочая взимаются иносказательно: тако и сие «отъиде» иносказательно взимается, значит же сие: долготерпел. Отшествие показывает оставление дела, так как долготерпение — оставление казни. Долготерпел же Бог много веков, и не наказывал Иудеев страшным и конечным наказанием скоро, по содеянии ими грехов.
Толковая Библия А.П. Лопухина
Не только мысли этой притчи, но и самые выражения очень сходны с тем, что говорится у (Ис. 5:1-7). В (Ис. 5:2) говорится:
«и Он (Возлюбленный Мой) обнес его (виноградник) оградою и очистил его от камней, и посадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды»
Все образы, употребленные в притче, заимствованы из действительной жизни столько же, сколько и из пророчества. Так было прежде, где возделывались виноградники, так бывает и теперь.
Толкование святителя Иоанна Златоуста
Настоящею притчею Христос научает многому:
что Бог с давних времен промышлял об иудеях;
что они с самого начала склонны были к убийству;
что приняты были всевозможные меры для их исправления;
что даже по избиении ими пророков, Бог не отвратился от них, но еще послал к ним Сына;
что и один и тот же есть Бог Нового и Ветхого Завета;
что чрез смерть Христову совершено великое дело;
что иудеи за крест Христов и за злодеяние свое понесут крайнее наказание;
что будут призваны язычники, иудеи же отвержены.
Притчу эту Христос предлагает после предыдущей для того чтоб тем показать всю тяжесть и совершенную непростительность греха их. Как же и чем именно? Тем, что иудеи, при всем об них попечении, дали блудницам и мытарям опередить себя, и притом так много. Рассуди же, как велико было Божие попечение о них, и как непомерна их беспечность. Он сам сделал все, что надлежало делать земледельцам: обнес оградою, насадил виноградник, и все прочее, а им оставил немногое: заботиться о том, что уже есть, и сберегать порученное. Ничто не было забыто, все приготовлено, но и при всем том они ничем не воспользовались, хотя многое и в большей мере получили от Бога.
Так, когда иудеи вышли из Египта, Бог дал им закон, дал им город, устроил жертвенник и храм воздвигнул. И отыде, — то есть, долго терпел, не всегда наказывал тотчас по преступлении. Под отшествием разумеется великое Божие долготерпение.
Толкование святителя Николая Сербского (Велимирович)
«Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.»
Как в другом месте Господь говорит человек царь, так и здесь – человек некий бе домовит, иже насади виноград, дабы сим обозначить благого Домовладыку, или Бога. Ибо, сколь бы ни был человек в этом мире немощен и унижен, Бог не стыдится называться человеком. Человек несмотря ни на что есть главное и самое драгоценное во всем мире творение Божие. Потому Бог и называет Себя человеком, чтобы тем показать превосходство человека над всяким другим творением в мире и Свою великую любовь к человеку. Лишь помраченный ум язычников и людей, отпавших от Бога, называл Бога именами природных явлений и предметов: огнем, солнцем, ветром, водою, камнем, деревом, животными – только не именем человека. Христианская вера единственная подняла человека высоко над всею сотворенною природой и лишь человека удостоила того, что Всевышний Творец может назваться его именем.
Виноградник означает народ израильский, избранный Богом, чтобы чрез него осуществить спасение всего рода человеческого. Сам Бог называет народ израильский виноградником Своим (Ис. 5:1).
Ограда, которою обнесен виноградник, означает законы, данные Богом народу избранному, словно стена, отделяющие его от прочих народов.
Точило означает обетование о приходе Мессии, истинного Спасителя рода человеческого, обетование, коим народ богоизбранный в течение веков утолял жажду как животворным питием. Таким животворным питием Сам Господь Иисус Христос именует Себя, говоря:
«кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37, 4:14)
«и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин.6:35)
Башня означает ветхозаветный жертвенный храм, прообраз Святой Церкви Божией после пришествия Христова. И Сам Господь (Мф. 16:18, 21:42), и апостолы (Еф. 2:20) уподобляют Церковь строению.
Под виноградарями подразумеваются старейшины народа, первосвященники и учители.
Что означает слово «отлучился»? Разве может Бог отлучиться и удалиться от Своих людей? Отлучился означает,
с одной стороны, что Бог, устроив и сотворив все потребное для спасения людей, предоставил им свободную волю использовать все дары Божии для своего спасения;
а с другой стороны, слово отлучился означает терпение Божие по отношению ко грехам человеческим и безумным делам против их же собственного спасения – терпение и долготерпение Божие, превосходящее всякий ум человеческий.
Толкование блаженного Иеронима Стридонского
Это есть то, что Господь обозначил заимствованное из пословицы:
«Трудно идти против рожна» (Деян. 9:5)
Первосвященники и старейшины народа, спрашивавшие Господа: Какою властью Ты это делаешь, и кто дал Тебе такую власть? и хотевшие Премудрость поймать на словах, побеждаются своим собственным искусством и выслушивают под образами притчей то, чего не заслуживают выслушать открыто. Этот домохозяин есть тот же, который имел двух сыновей и который, — как говорится в другой притче, — ввел рабочих в виноградник свой. Он насадил виноградник, о котором весьма подробно говорит Исайя в своей песне, заключая ее словами:
«Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев….» (Ис. 5:7)
И в псалме говорится:
«Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы, и посадил его» (Пс. 79:9)
И окружил его оградою, то есть или городской стеной, или ангельскими воинствами, и выкопал в нем точило, то есть или устроил алтарь, или. те точила, именем которых обозначаются три псалма: восьмой, восьмидесятый и восемьдесят третий, и устроил башню; несомненно, что это храм, о котором говорится через Михея:
«И ты башня, касающаяся облаков, дочь Сиона» (Мих. 4:8)
и отдал его земледельцам, которых в другом месте назвал возделывателями виноградника, которые были взяты в часы первый, третий, шестой, девятый и одиннадцатый (Мф. 20); и отправился далеко. Дело идет не о перемене места, ибо Бог, Которым все наполнено, может ли где-нибудь не присутствовать? Он и через Иеремию говорит: Я Господь приближающийся и не издалека, говорит Господь? (Иер. 23:23). Но Он кажется удаляющимся от виноградника, чтобы виноделам предоставить полную свободу в делании.

Стих 21:34

Егдá же прибли́жися врéмя плодóвъ, послá рабы́ своя́ къ дѣ́лателемъ прiя́ти плоды́ егó:
Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;

Толковая Библия А.П. Лопухина
Под посланными рабами разумеют пророков. У Марка и Луки единственное число: послал «слугу» или «раба».
Толкование святителя Иоанна Златоуста
Послал своих слуг (то есть, пророков) … взять свои плоды”, — т. е., повиновение, доказываемое делами.
Толкование святителя Николая Сербского (Велимирович)
«Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды.»
Как обыкновенный хозяин посылает своих слуг в определенное время взять у виноградарей плоды, так и Бог посылал Своих слуг, Своих избранников к народу израильскому: взыскать плод духовный со всего того, что Бог дал этому народу для возделывания.
Слуги Божии – пророки,
а плоды виноградника суть все добродетели, проистекающие из послушания закону Божию.
Послал своих слуг к виноградарям, то есть прежде всего к старейшинам народа, первосвященникам, книжникам и учителям, которые в наибольшей степени призваны учить народ закону Божию – и словом, и примером – и которые отвечают пред Богом как за себя, так и за народ. Ибо им дано больше власти и больше мудрости, а кому больше дано, с того больше и спросится. Сии руководители и вожди народные, если не из-за чего другого, то хотя бы из благодарности Богу должны были принять посланников Божиих с почтением и любовью, с коими приняли бы Самого Бога.
Но что же они сделали?
Толкование Евфимия Зигабена
Плоды вышеуказанного виноградника – это соблюдение заповедей Закона и добродетели, а рабы – пророки, посылаемые каждый в свое время для того, чтобы требовать этого соблюдения и добродетелей, и которых наказывали различными способами.

Стих 21:35

и éмше дѣ́лателе рабóвъ егó, óваго ýбо би́ша, óваго же уби́ша, óваго же кáменiемъ поби́ша.
виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
Время плодов наступило во времена пророков. Посланные рабы — это пророки, которых различно оскорбляли виноградари, то есть современные пророкам лжепророки и лжеучители, недостойные вожди народа. Одних они били, как, например, пророка Михея царь Седекия ударил по ланите; других убивали: так, Захарию убили между храмом и жертвенником; иных побивали камнями, как, например, Захарию, сына Иодая, первосвященника.

Толкование архиепископа Никифора (Феотокиса)
Делатели, то есть лжепророки и лжеучители и развращенные Иудейские председатели, иного из святых Пророков «биша»,
как то Михея, которого поразил в лице «Седекия, сын Ханаан» (3 Цар. 22:24);
«оваго же убиша», как-то Захарию, коего умертвил Иоас царь Иудейский «между церковию и олтарем» (Мф. 23:35);
«оваго же камением побиша», как то Иеремию, коего народ побил камением в Египте (Епиф. Сын Прор.).

Паки же после сих пророков послал Бог иных, множайших пред первыми: и о сем третьем послании Пророков упоминает священный Лука, которое продолжалось до дней Иоанна Крестителя (Лк. 20:15). Сотворили же и сим то же, что первым. Род поистине жестоковыйный и необрезанный сердцем: ибо не только не принял, ниже поверил, ниже устрашился посланных к нему от Бога Божиих Пророков; но и бил, и умерщвлял, и камением побивал.

Толковая Библия А.П. Лопухина
Феофилакт говорит: «посланные рабы — это пророки, которых различно оскорбляли виноградари, т. е. современные пророкам лжепророки и лжеучители, недостойные вожди народа. Одних они били, как, напр., пророка Михея царь Седекия ударил по ланите; других убивали: так, Захарию убили между храмом и жертвенником; иных побивали камнями, как, напр., Захарию, сына Иодая первосвященника».
Марк и Лука говорят поочередно о нескольких рабах. Матфей же говорит сразу о многих. Аналогии поведению злых виноградарей можно находить в (Неем. 9:26); (Мф. 23:31-37); (Евр. 11:36-38). См. также (3 Цар. 18:13); (3 Цар. 19:14); (3 Цар. 22:24-27); (4 Цар. 6:31); (2 Пар. 24:19-22); (2 Пар. 36:15,16); (Иер. 20:1,2); (Иер. 37:15); (Иер. 38:6) и проч.
Толкование святителя Иоанна Златоуста
Но они и в этом случае показали свою злобу: не только после таких попечений о них не дали плода, что обнаруживало их недеятельность, но даже вознегодовали на пришедших. Если нечего было отдать, хотя были к тому обязаны, то им надлежало не досадовать и не негодовать, а умолять. Они же не только вознегодовали, но еще обагрили руки свои кровью и, сами заслуживая казни, предали казни посланных.
Толкование святителя Николая Сербского (Велимирович)
«Виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.»
Вот как люди умеют платить злом за добро! Вот черная неблагодарность человеческая!
Пророки напоминали старейшинам народа о
законе Божием, воле Божией, благодеяниях Божиих.
Пророки подчеркивали спасительность, красоту и сладость закона Божия, требуя, чтобы он действовал в жизни каждой личности и всего народа.
Они от имени Бога искали добрых дел как плодов Божественного закона. Но этих добрых дел они не находили и оставались ни с чем, как работники, пришедшие в виноградник собирать урожай, но не нашедшие винограда. И старейшины народа не просто отпустили их с пустыми руками, но схватили их, насмеялись, изругали, иных прибили, иных убили, а иных побили камнями. Так, например,
пророка Михея били,
Захарию убили пред алтарем,
Иеремию побили камнями,
Исаию распилили пилой,
Иоанну Предтече усекли главу мечем.

Стих 21:36

Пáки послá и́ны рабы́ мнóжайшя пéрвыхъ: и сотвори́ша и́мъ тáкоже.
Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

Толковая Библия А.П. Лопухина
«Больше» по количеству, но не «более почетных». У Марка и Луки раздельное и подробнее представлено то, что, так сказать, сконцентрировано у Матфея.
Толкование святителя Иоанна Златоуста
Поэтому Бог послал в другой и в третий раз, чтобы обнаружилась и их злоба и человеколюбие Пославшего.
Толкование святителя Николая Сербского (Велимирович)
«Другие слуги» – тоже пророки. Чем больше богоизбранный народ развращался и отпадал от Бога, тем больше Своих пророков посылал милосердный Бог, чтобы те вразумили народ, покарали народных старейшин, да не погибнут все они, подобно бесплодным ветвям виноградной лозы, кои отсекают и бросают в огонь. Но и этим слугам Божиим удалось сделать не более, чем первым. И их старейшины народа, первосвященники, книжники и учители били, убивали или побивали камнями. И чем дальше простиралось долготерпение Божие, тем больше и отвратительнее становилась неблагодарность людей Богу.
Толкование Евфимия Зигабена
Марк (Мк. 12:2) и след. и Лука (Лк. 20:10) и след.) записали три посольства говоря, что сначала был послан один раб, далее – другой, а затем – третий; но это не составляет протворечия тому, что пишет Матфей: и он двумя посольствами обнял всех, равно как и те – тремя; он говорит общо, а те – частнее, обозначая одним рабом всех, посланных сразу и в одно и то же время.
Что касается слов Марка (Мк. 12:4): и того камением бивше, пробиша главу (ωκωφαλαιωσαν) ему, то некоторые говорили, что это значит только то, что они нанесли ему обиду, а я думаю, что ωκωφαλαιωσαν значит «раздробили ему голову».

Стих 21:37

Послѣди́ же послá къ ни́мъ сы́на своегó, глагóля: усрамя́тся сы́на моегó.
Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
Наконец, послан был Сын Божий, явившийся во плоти. Бог сказал: «постыдятся Сына Моего» не потому, чтобы не предвидел убийства Сына, но желая выразить, что должно было произойти. Он говорит: хотя беззаконники убили рабов, однако должны почтить, по крайней мере, достоинство Сына.
Толкование архиепископа Никифора (Феотокиса)
После Пророков послал Бог к ним единородного Сына и Слово Свое, Иже, прияв плоть от пречистых кровей Приснодевы Марии, бысть совершенный человек, Сый совершенный и Бог. Сие же, «усрамятся сына Моего», говорит, не яко не зная, как примут Его Иудеи; но яко объясняя должную от Иудеев в Него веру и почтение. Должны были они поистине, так как Пророками прежде наученные, услышав небесное Иисуса Христа учение, во всем сходное с проповедию пророческою, и видев множество преестественных чудес Его, и познав пророческих предсказаний на Нем исполнение, должны были, говорю, уверовавши и со благоговением приявши Его, из порочных премениться в добродетельных.
Толкование святителя Иоанна Златоуста
Но почему Бог не тотчас послал Сына? Для того, чтобы они почувствовали, как несправедливо поступили с посланными рабами, и отложивши гнев, устыдились Его пришествия. Есть и другие причины; но пока займемся дальнейшим.
Что значат слова: “может быть, постыдятся”? Ими показывается не неведение в Боге, а только намерение обнаружить великость греха и его совершенную непростительность. Бог знал, что убьют и Сына; и однако, послал. Словами же: “постыдятся сына моего” указывает, что должны они были сделать, — потому что им должно было устыдиться. Так, если и в другом месте говорит: “Будут ли они слушать” (Иез. 2:5), то не по неведению; но чтобы не сказал кто-нибудь из людей безрассудных, что самое предсказание Божие невольно влечет к неповиновению, для того и употребляет такой образ выражения: “будут ли, может быть”. Если они уже были непризнательны к рабам, то по крайней мере должны были почтить достоинство Сына.
Толкование святителя Николая Сербского (Велимирович)
Все слуги Божии были поруганы,
все вразумления Божии – отвергнуты,
все благодеяния Божии – пренебрежены.

Человеческое терпение в таком случае было бы исчерпано до конца. Но терпение Божие больше и терпения самого терпеливого врача, лечащего безумного. На десятую долю подобной неблагодарности люди ответили бы железным кулаком.
А вот как поступает благоутробный Бог: вместо железного кулака Он посылает Сына Своего Единородного! О, неисчерпаемая благость Божия! Даже самая лучшая мать не могла бы проявить столько милости и терпения к родному чаду, сколько явил Бог Живый по отношению к сотворенным Им людям.

«Но когда пришла полнота времени, – говорит апостол, – Бог послал Сына Своего Единородного» (Гал.4:4)

То есть когда пришла
полнота времени ожиданию плода от Израиля,
и полнота времени – злу и беззакониям старейшин народных,
и, наконец, полнота времени – терпению Божию.

Когда виноградник был словно опален мучнистой росой,
и ограда вокруг виноградника сломана,
и языческий паводок хлынул в виноградник,
и точило в винограднике пересохло,
и башня в винограднике превратилась в вертеп разбойников,
– тогда неожиданно пришел в виноградник Сын Хозяина – Единородный Сын Божий.
Бог ведал заранее, что виноградари ничуть не постесняются сотворить с Сыном Его то же самое, что сотворили и с Его слугами. Но почему тогда Он говорит: «постыдятся сына моего»? Чтобы этими словами устыдить нас – нас, и сегодня не принимающих Сына Божия с должным благоговением и любовью. И еще, чтобы показать, до какого бесстыдства дошла людская неблагодарность в народе избранном, столь облагодетельствованном милостями Божиими.
Послушайте, до какой гнусности дошло богомерзкое сие бесстыдство и забвение о Боге:

Толкование преподобного Евфрема Сирина
После сего послал сына своего, не потому чтобы он был младший из всех, но после явился Тот, Который был уже прежде, как и свидетельствует Иоанн: «но за мной придет Муж, Который в то же время и прежде (меня)» (Ин. 1:15). Но не знал, что предшественники, которых посылал, не способны были получить плоды, но сделал это для того, чтобы не дать места жалобам упрямых людей, которые сказали бы: «Посредством закона не мог упорядочить и устроить все, что хотел?» Итак, послал сына, дабы наложить на них молчание.

Стих 21:38

Дѣ́лателе же ви́дѣвше сы́на, рѣ́ша въ себѣ́: сéй éсть наслѣ́дникъ: прiиди́те, убiéмъ егó и удержи́мъ достоя́нiе егó.
Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
Но виноградари, увидевши Сына, сказали: это наследник: пойдем, убьем его». Так те самые иудеи, которые говорили: «это — Христос», они же Его и распяли.
Толковая Библия А.П. Лопухина
Выражение «пойдем, убьем его» (deute apokteinwmen auton) одинаково с тем, которое встречается в (Быт. 37:20) (LXX) о намерении братьев Иосифа убить его.
Толкование святителя Иоанна Златоуста
Но как же поступили они? В то время, как им должно было придти и просить помилования в своих преступлениях, — они ведут себя по-прежнему, даже предпринимают новые злодеяния, ужаснее прежних. На это и сам Христос указывает, говоря:
“Дополняйте же меру отцов ваших” (Мф. 23:32).
В том же обвиняли их прежде пророки, говоря:
“Ваши руки полны крови” (Ис. 1:15),
и:
“кровопролитие следует за кровопролитием” (Ос. 4:2),
также:
“созидающие Сион кровью” (Мих. 3:10).
Но они не сделались благоразумнее, хотя и дана им была эта великая заповедь: “не убий” (Исх. 20:13), а чрез нее велено было воздерживаться от многого другого, и много употреблено было других различных побуждений к исполнению ими этой заповеди.
Но, несмотря и на все это, они не оставили своего злого навыка. Но что говорят они, увидев Сына? “Пойдем, убьем его”. Для чего и за что? Можно ли им было обвинять Его в чем-нибудь, великом или малом? Разве в том, что Он почтил вас, и будучи Богом, соделался для вас человеком и совершил бесчисленные чудеса? Или в том, что прощал грехи? Или в том, что призывал в царствие? Смотри, как они при своем нечестии крайне безумны, и как безрассудно их побуждение к убийству: “убьем его” (Лк. 20:14), говорят они, и “и наследство его будет наше”!
Толкование преподобного Евфрема Сирина
Но когда увидели, что пришел сын, то сказали: «вот наследник этого виноградника, пойдем, убьем его, и тогда наследство виноградника будет наше» . Правда, Сына они убили, но наследство виноградника было перенесено и отдано язычникам, как и сказал: «кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимут и то, что он похитил» (Мф. 13:12), (Мф. 25:29).

Стих 21:39

И éмше егó изведóша вóнъ изъ виногрáда и уби́ша.
И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
Это значит: Христос предан смерти вне города. Но, как мы говорили, что виноградником называется народ, то фарисеи, злые виноградари, умертвили Сына Владыки вне виноградника и в этом смысле, то есть помимо желания бесхитростного народа.
Толкование архиепископа Никифора (Феотокиса)

Архиереи и Фарисеи, видя Иисуса Христа, с такою премудростию и благодатию изъясняющего Божественное Писание и законы Божеские, и толико сообразно и сходно обличающего беззакония их, и с толикою властию и господствием чудодействующего, и воздвизающего из гробов мертвых, хотя не верили, что Он есть Сын Божий и по естеству Бог: знали однако же, что имеет власть Божественную, вся могущую. Посему-то
«собраша убо Архиерее и Фарисее сонм, и глаголаху: что сотворим, яко человек Сей многа знамения творит?» (Ин. 11:47-48).
Вот реченное во Евангелии, то есть, сие: «реша в себе, аще оставим, говорили они, вси уверуют в Него».
И се, по каковой причине называли Его наследником, то есть владетелем всего языка их. Что же определили?
«Уне есть нам, рекли, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет» (Ин. 11:50).
Се то самое: «придите, убием Его, и удержим достояние Его».

Надеялись слепотствующие, что таким образом овладеют наследством Его, то есть, властию Его над родом их. Изведшее убо Его из сонмища и града своего, пришедши «на место, нарицаемое Лобное», тамо крестною смертию убили Его (Лк. 23:33).

Из сего видим мы во-первых то, коль сходны суть приточные слова с деяниями Архиереев и Фарисеев против Спасителя Христа: во-вторых, что не токмо слова сии были приточные, но и пророческие: ибо прежде, нежели то сбылось, предсказал сие Богочеловек.

Толковая Библия А.П. Лопухина
У Луки порядок действий злых виноградарей сходен с тем, какой у Матфея; но смысл рассказа Марка тот, что виноградари сначала убили посланного сына (в винограднике), а потом выбросили тело его оттуда. Запись сказанного Спасителем у Матфея считают более древнею и первоначальною. Но вряд ли можно согласиться с мнением, по которому, относя эти факты к истории страданий Спасителя и имея их в виду, Матфей хотел здесь обозначить, что Иисус Христос был распят вне города. В том же смысле выражается и Лука. На это можно просто ответить, что и особенные выражения Марка подходят также к рассказу о страданиях.
Толкование святителя Иоанна Златоуста

И где намерены убить? Вне винограда.

Видишь, как Христос предсказывает о самом месте, где будет убит? По свидетельству ев. Луки, Христос сам объявил, что надлежало им за это претерпеть, а они сказали: “Да не будет!”, но Он привел свидетельство.
“Взглянув, — говорится, — на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла”?
И: “Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется”.

Толкование святителя Николая Сербского (Велимирович)
Какая совершенная картина того, что вскоре произошло с Господом нашим Иисусом Христом! Воистину, как злые виноградари убили хозяйского сына, чтобы завладеть виноградником, так и иудейские первосвященники, фарисеи и книжники убили Господа нашего Иисуса Христа, чтобы полностью подавить народ своею властью и своим аппетитом.

«Что нам делать?» – совещались между собою вожди народа иудейского.

«Если оставим Его так, то все уверуют в Него» (Ин. 11:47–48)

И по предложению Каиафы решили Его убить. Напрасным оказался весь тысячелетний опыт, говорящий, что Божия человека убить невозможно, ибо, убитый, он еще более жив, и представляет еще большую угрозу, и вызывает еще более сильные мучения совести. Их отцы избили стольких пророков Божиих – и вскоре вынуждены были воздвигать им гробницы и памятники. Вынуждены были, ибо убиенные пророки после смерти становились для них страшнее, чем при жизни. Они имели очи, чтобы видеть, – но не могли видеть; они имели разум, дабы помнить, что на протяжении тысячи лет было с убиенными, а что – с их убийцами, но не усвоили этого и не могли вспомнить.

Пойдем, убьем его. Самое легкое человеческое решение, но и самое безуспешное, от Каина до Каиафы и от Каиафы до последнего убийцы на земле! Убить праведника значит – просто отправить его назад к Богу, от Которого он и пришел. А это, в свою очередь, значит – предоставить ему неприступную позицию в бою, вооружить его непобедимым оружием и сделать тысячекратно сильнее, чем он был, когда в теле ходил по земле. Что тут скажешь? Убить праведника значит – помочь праведнику победить, а себя осудить на поражение и окончательную гибель. Что знал первосвященник иудейский Каиафа, если он не знал этого? Знал меньше, чем ничего, ибо если бы он просто не знал ничего, он и тогда не решился бы убить Христа и тем самым ввергнуть самого себя, а не Христа — в вечную погибель.

Пойдем, убьем его. «Ибо весь народ идет за ним, – так они говорили. – Мы остались одни: без власти, без чести, без денег. Кто будет нам служить? Кто будет нас восхвалять? Кого мы будет обманывать? У кого вымогать? И потому пойдем, убьем Его и завладеем наследством его: народом, виноградником нашим, которым мы и ранее обладали, сами пользуясь его плодами».

Злые виноградари быстро осуществили свое решение. Они, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Посмотрите, как Христос до мельчайших деталей провидит все то, что будет с Ним. Все евангелисты говорят, что иудеи вывели Христа из города на Лобное место, Голгофу, находившуюся вне стен Иерусалима. Сие и означают слова: «вывели вон из виноградника.» Но эти слова означают еще и то, что старейшины иудейские отвергнут Христа, отсекут Его от народа израильского, отрекутся от Него как от израильтянина, вышвырнут Его за ограду своего народа и предадут Его иноплеменникам как иноплеменника.

Стих 21:40

Егдá ýбо прiи́детъ господи́нъ виногрáда, чтó сотвори́тъ дѣ́лателемъ тѣ́мъ?
Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

Толкование архиепископа Никифора (Феотокиса)

Притчу сию говорил Иисус пред Архиереями и старцами людскими, которые приступили к Нему, когда Он учил в Церкви (Мф. 21:23). Сих убо поставил судиями предложения, говоря:
«когда убо придет господин винограда, что сотворит делателем тем?»
Ответствовали Ему:
«злых зле погубит их».

Но кто были ответствующие Ему? Видно, слушающие притчу, то есть Архиереи и старцы; однако из слов священного Луки явствует, что другие некие произнесли определение сие: «злых зле погубит их», и прочее; и что услышав о сем Архиереи и старцы, «рекоша: да не будет»! (Мф. 21:41); (Лк. 20:16). Неужели убо Архиереи и старцы, узнав, как говорит Евангелист Марко, что к ним относится притча, умолчали, ученики же Христовы, видя их молчащих, Ему ответствовали. Когда же Архиереи и старцы услышали ответ сей, — «злых зле погубит их», — возопили: «да не будет»? (Мк. 12:12). Может же быть, те же самые Архиереи и старцы, будучи истиною нудимы, сами же исповедали, какая казнь подобает тем злым делателям, потом изъявляли желание, да не случится сие когда-либо: «да не будет»!

Когда же были наказуемы Иудеи, и каким наказанием? Два суть времени: одно временное, другое вечное, и две казни: одна в нынешнем веце, другая в будущем. По воскресении Спасителя, лишился Иудейский род всякой временной власти, изгнан из святого града, извержен из земли обетованной, рассеялся бедственно и бесчестно по всем концам земли. Во второе пришествие Господа Иисуса «воззрят нань, Егоже прободоша» (Ин. 19:37): и тогда восплачутся и возрыдают, и вечному огню предадутся. И сие-то значит оное: «злых сущих зле погубит их».

Иные же делатели суть Богоносные Апостолы и все Божественные учители, и священнопроповедники Евангелия. Сим поручил Бог не токмо народ Израильский, но и все земные языки, по Писанию: «шедше убо, научите вся языки» (Мф. 28:19). Сии же в разные времена приносили плоды, то есть, ради проповеди Евангельской подвиги, веру, добродетели, кровь в Него верующих. Подтверждает сие Господь следующими пророческими словами:

Толковая Библия А.П. Лопухина
У Матфея речь полнее, чем у других евангелистов. «Господь спрашивает их не потому, что не знает, что они ответят, но чтобы они осудили себя своим собственным ответом» (Иероним).
Толкование святителя Николая Сербского (Велимирович)
У Матфея речь полнее, чем у других евангелистов. «Господь спрашивает их не потому, что не знает, что они ответят, но чтобы они осудили себя своим собственным ответом» (Иероним).
Толкование блаженного Иеронима Стридонского
Скрытое содержимое

Стих 21:41

Глагóлаша емý: злы́хъ злѣ́ погуби́тъ и́хъ, и виногрáдъ предáстъ и́нымъ дѣ́лателемъ, и́же воздадя́тъ емý плоды́ во временá своя́.
Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

Толковая Библия А.П. Лопухина

У Марка и Луки опущены слова, которые считают здесь особенно важными: «говорят Ему». Трудно предположить, чтобы это сказали сами враги Христа и таким образом осудили самих себя. Притча, вероятно, сказана была пред народом, собеседование было публичным (Мф. 21:26). Может быть, этот ответ дан был вместо первосвященников и старейшин самим народом. Впрочем, некоторые думают, что ответ мо г быть дан и ими, потому что они не догадались, какой вывод будет сделан отсюда. Но встречающееся здесь сильное выражение kakouj kakwj указывает на противоположное. Далее, о том, кем был дан ответ, можно судить и по Евангелию Луки, по словам которого не все, слушавшие Христа, были согласны с данным ответом и некоторые прибавили: mh genoito (да не будет; равнозначительно нашему: Боже, сохрани).

Самое выражение kakouj kakwj (в русск. не точно; в славянском: «злых злее») есть чисто классическое греческое выражение, подобное lampoj lampwj, megaloi megalwj и др., не переводимое буквально на современный русский язык. Последнее «их» (auton; русск. «свои») относится к плодам.
«Во времена свои» — своевременно, без задержек, когда плоды поспевают и собираются. Думают, что здесь содержится предсказание о разрушении Иерусалима.

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Матфей же говорит, что иудеи сами произнесли приговор. Но в этом нет противоречия; и то, и другое было. Они произнесли на себя этот приговор, а потом, уразумев смысл притчи, сказали: “Да не будет!” и Он возразил им словами пророка, уверяя, что это непременно сбудется. Впрочем, и в этом случае не указал им прямо на язычников, чтобы не раздражить их против Себя, но намекнул только, сказав: “Отдаст виноградник другим” (Лк. 20:16).

Без сомнения, Он и притчу сказал для того, чтобы иудеи сами произнесли приговор, что случилось и с Давидом, когда он произнес осуждение себе, уразумев притчу Нафана. Суди же по этому, как справедлив приговор, когда подвергаемые наказанию сами себя обвиняют.

Толкование святителя Николая Сербского (Велимирович)

«Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.»

Видите: они не знают, что говорят! Они сами произносят себе приговор! По свидетельству евангелистов Марка и Луки, слова сии изрек Сам Господь. А из Евангелия от Матфея ясно: Господь просит их высказать, что они думают. Поскольку никакого противоречия между евангелистами быть не может, вероятнее всего, сначала Господь Сам сказал, что хозяин виноградника сделает со злыми виноградарями и что – со своим виноградником, а затем Он и их спросил об их мнении. Они сначала подтвердили сказанное Господом и согласились с Ним, но тут же, словно догадавшись, что это к ним относится, воскликнули (как пишет святой Лука): «да не будет!»

Как сие показывает их смятенность и противоречивость! Но кто эти другие виноградари, коим хозяин отдаст виноградник? Прежде всего подобает знать, что не только виноградари, но и виноградник будет новый. Со времени земной жизни Христа и далее распространится виноградник Божий на весь род человеческий, и будет он состоять не только из народа израильского, но из всех народов на земле. Сей новый виноградник наречется Церковью Божией, а делателями, или виноградарями в нем будут апостолы, святители, отцы и учители Церкви, мученики и исповедники, архиереи и иереи, благочестивые и христолюбивые цари и царицы и все прочие служители этого Господня виноградника. Они будут отдавать Господу плоды во времена свои. Они после пришествия Христова станут родом избранным, царственным священством, народом святым (1Пет.2:9). Ибо с пришествием Христовым заканчивается избранничество народа иудейского, и избранничество переходит на всех, верующих во Христа, из всех народов на земле.

Толкование Евфимия Зигабена
Так как они злы, то строго накажет их.

И они сами предсказывают будущее, не желая того. Пришедший Хозяин этого виноградника, т.е. Воскресший из мертвых и получивший Свою власть наследник Христос отдал их римлянам на погибель и разграбление. Место же виноградника отдал епископам христианским, которые во времена свои, т.е. когда процветало христианство, принесли как плоды различные добродетели.

Но Матфей говорит, что они сами против себя произнесли решение, а Марк (Мк. 12:9) и Лука (Лк. 20:16) говорят, что Он произнес против них решение. Вероятно, что сначала они произнесли это решение, а потом Христос сказал то же, что прежде сказали они, чтобы подтвердить их слова. В частности же Лука сказал, что когда они услышали, то сказали: «да не будет». Не зная прежде, что это притча о них, они осудили самих себя, но потом, когда Христос подтвердил их решение, они поняли и сказали: «да не будет».

Стих 21:42

Глагóла и́мъ Иисýсъ: нѣ́сте ли чли́ николи́же въ писáнiихъ: кáмень, егóже не въ рядý сотвори́ша {небрегóша} зи́ждущiи, сéй бы́сть во главý ýгла? от­ Гóспода бы́сть сié, и éсть ди́вно во óчiю вáшею {нáшею}.
Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
Камнем называет Себя Самого, а строителями — учителей иудейских, которые отвергли Его, как непотребного, сказав: «Ты самарянин, и бес в Тебе». Но Он, восстав из мертвых, положен во главу угла, то есть стал Главою церкви, соединяя иудеев и язычников единой верою. Как камень, положенный под угол в здании, одновременно поддерживает ту и другую стену, так и Христос соединил всех единой верою. Этот угол дивен, и от Господа, ибо церковь, содержащая и объединяющая нас верою, — Божественного происхождения; она достойна великого удивления по своему благолепному устройству. Дивен угол сей и в таком смысле, что слово Христово утверждено и засвидетельствовано чудесами, так что устройство церкви чудно.
Толкование архиепископа Никифора (Феотокиса)
Какая есть между сими и вышесказанными словами связь? Великая и тесная; ибо утверждает она, что то, что приточно рече Господь, было предопределено Богом и предвозвещено святыми Пророками. Сие же предлагая, обличает купно и невежество их в Писании. Или не знаете, говорит, сии слова Божественного Писания:
«камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла»? (Пс. 117:22).
Камень же есть Сам Иисус Христос,
«камень же, свидетельствует Божественный Апостол, бе Христос» (1 Кор. 10:4);
зиждущии же суть те, коих выше называл он делателями. Ибо делание и созидание чрез тождесловие изъяснил блаженный Павел, говоря:
«Божие тяжание, Божие здание есте» (1 Кор. 3:9).
Угол есть соединение двух в Него уверовавших народов, то есть, Иудейского и языческого. И как чрез угольный камень соединяются две стены дома, так чрез веру во Христа совокупились сии два народа, из коих сооружена Церковь, которой глава есть Христос (Еф. 5:23). О сем убо камне, то есть о Спасителе Христе, «небрегоша или уничижиша зиждущии», то есть первоседатели Иудейские, да присвоят себе власть Его. Сей же бысть начало и глава угла, то есть Церкви, из двух народов совокупившейся: Он же и сооружил ее.
«От Господа бысть Сей» (Пс. 117:23), сказал Псалмопевец.
«И на сем камени, сказал Богочеловек, созижду церковь Мою» (Мф. 16:18). Чудно же, поистине, есть создание: чудно по бесчисленным во оном чудесам, чудно по высочайшим в нем объясняемым догматам и преестественным таинствам, чудно по соединению в оном толиких народов и племен и колен и языков, чудно торжествованиям оного над врагами:
«ниже бо врата адова одолеют» (Мф. 16:18)
когда-либо созданней Христом церкви, яже живую и непорочную хранит Им преподанную православную веру.
Толковая Библия А.П. Лопухина

О каком камне здесь говорится? Слова заимствованы из после-пленного псалма (Пс. 117:22, 23) и, произнося их, псалмопевец, может быть, имел в виду какой-нибудь известный и ему, и другим, действительный факт, случившийся при постройке; но какой именно, совершенно неизвестно. Одни говорили, что это было при постройке какой-то египетской пирамиды, другие — второго иерусалимского храма. Все это ни на чем не основанные предположения. Связь 42 стиха с предшествующими будет несколько понятней, если под «камнем», положенным во главу угла, разуметь Самого Христа, посланного Богом, чтобы принять от виноградарей собранные ими плоды. Они убили Сына Божия; но Он, как камень Даниила, не только сделался основанием нового виноградника-церкви, но и наполнит всю землю (Дан. 2:35)

Толкование святителя Иоанна Златоуста

О каком камне здесь говорится? Слова заимствованы из после-пленного псалма (Пс. 117:22, 23) и, произнося их, псалмопевец, может быть, имел в виду какой-нибудь известный и ему, и другим, действительный факт, случившийся при постройке; но какой именно, совершенно неизвестно. Одни говорили, что это было при постройке какой-то египетской пирамиды, другие — второго иерусалимского храма. Все это ни на чем не основанные предположения. Связь 42 стиха с предшествующими будет несколько понятней, если под «камнем», положенным во главу угла, разуметь Самого Христа, посланного Богом, чтобы принять от виноградарей собранные ими плоды. Они убили Сына Божия; но Он, как камень Даниила, не только сделался основанием нового виноградника-церкви, но и наполнит всю землю (Дан. 2:35)

Толкование святителя Николая Сербского (Велимирович)

«Да не будет!»

Так сказали злые виноградари Сыну Божию, догадавшись, что страшная сия притча относится к ним. Без этих слов, приведенных евангелистом Лукою, в Евангелии от Матфея образовался бы пробел, ибо было бы не понятно, почему Господь произнес то, что за тем последовало. Между тем, после сих слов иудейских старейшин идут понятные слова Христа:
«неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
Камень несомненно есть Сам Христос,
строители – старейшины, первосвященники и книжники иудейские;
угол – соединение Израиля и язычников, ветхозаветного и нового избрания, ветхозаветной и новозаветной Церкви.
Христос – на этом углу, в конце ветхого и в начале нового. Он призывает в Царство Свое и израильтян, и язычников с одинаковою любовью, потому что и те, и другие во время Его пришествия показали себя бесплодными смоковницами. Особенно израильтяне, ибо они отвергли Его, как строители отвергают какой-нибудь ненужный камень. Как жестоко обманулись строители! Они отвергли главный краеугольный камень жизни человеческой, истории человеческой, истории всего тварного мира! По сути дела, они Его не отвергли, но замахнулись, дабы Его отвергнуть – и сами были отвергнуты: Он же утвердился во главе угла нового строительства, нового творения.

Это от Господа, и мудрее и праведнее быть не может. И есть дивно в очах наших. То есть: когда вы читаете Священное Писание (Пс. 117:22–23), даже и вам кажется, что «это от Господа и есть дивно», поскольку вы не знаете, к Кому относятся сии слова. Не знаете вы, что страшен этот камень. Ибо:

«тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21:44); (Лк. 20:18)

И воистину жестоковыйные иудеи разбились о сей камень, и он раздавил их. Преткнулись они о него как о камень соблазна и разбились еще в то время, когда Господь наш Иисус Христос был во плоти на земле. А позднее, после распятия и воскресения, камень сей упал на них и раздавил их. Ибо вскоре после того как злые виноградари убили Сына Хозяина, напали на Иерусалим римские войска под предводительством Тита и город разрушили, а иудеев изгнали из их отечества и рассеяли по всему миру. И произошло с иудеями то, что хуже и страшнее произошедшего с ассириянами, вавилонянами, финикиянами, египтянами и другими народами, которые грешили и вымерли во грехах своих.

С иудеями произошло нечто, похожее на случившееся с Каином. Ибо Бог никому не допустил убить Каина, но сделал ему знамение убийцы и согнал его, да будет изгнанником и скитальцем на земле. Но Каина постигло суровое наказание сразу после первого совершенного им злодеяния, а иудеев – нет. Они убивали и побивали камнями пророков Божиих, одного за другим, а Бог терпел, отлагая казнь, ожидал покаяния и посылал все новых и новых пророков. Только когда они убили Спасителя, постигло их праведное наказание. Иногда Бог сразу наказывает преступника, а иногда откладывает и откладывает казнь, так что люди думают, что она никогда не последует и преступник останется безнаказанным. Когда Мариам, сестра Моисея, осудила своего брата, она внезапно покрылась проказою по всему телу:
«и вот, Мариам покрылась проказою как снегом. Аарон взглянул на Мариам, и вот, она в проказе» (Чис. 12:10).
Когда Дафан и Авирон осуждали старейшин своих, земля под ними расселась и поглотила их:
«и разверзла земля уста свои, и поглотила их» (Чис. 16:32).
Анания и Сапфира присваивали и утаивали церковное имущество, и потому мгновенно пали бездыханны (Деян. 5:5).

Но Бог не всякого преступника наказывает сразу. Как раз напротив, большая часть преступлений и грехов наказываются не сразу после их совершения, но позднее или даже после смерти грешника. Наказание Божие за грех посылается по премудрому домостроительству Божию в сем мире.

Если бы Бог не наказывал некоторых грешников сразу после совершения греха, мы бы отчаялись, ожидая Божией правды; а если бы Бог терпеливо не откладывал наказание других грешников, как бы мы научились терпению по отношению к обидящим нас?

Наконец, то, что Бог некоторых закоренелых грешников не наказывает во время их земной жизни, служит нам всем для укрепления веры в будущий Суд Божий, который не минует даже грешника, избежавшего всех земных судов. Горе тому, кто безнаказанно наслаждается своими грехами до самой смерти! Не завидуйте ему! Он получил уже то, чего желал, в жизни сей, и в жизни иной ему не осталось принять ничего, кроме осуждения. Если Господь наш Иисус Христос, не имея ни единого греха, столь ужасно страдал и принял таковые мучения, как же не страдать и каждому из нас, грешных, кого Бог хоть сколько-нибудь любит? А тот, кто много грешит и нимало не страдает, не имеет ни малейшего сходства с Христом и потому не будет иметь с Ним никакой части в Царствии Божием.

Устрашимся, если вся жизнь наша протекает без мук и страданий, но со многими нераскаянными грехами.
Возрадуемся, если мы перенесли многие муки и страдания и этим воспользовались, покаявшись пред Богом и исправив пути свои.

И пусть никто не говорит и не думает: «Раз Бог так долготерпелив, покаяние можно и отложить. Если он так долго терпел на иудеях, потерпит и на мне еще год-другой». Не будем обманываться: может Бог по Своему Промыслу и потерпеть еще год-другой нашу нераскаянность, а может опустить на нас Свою тяжелую десницу через час-другой или через минуту.

Когда покаяние откладывается, это делает его все более и более трудным, ибо греховный навык все сильнее и сильнее в нас укореняется, все более и более помрачает наш ум и каменит наше сердце. И тогда мы и против своей воли переходим от тяжкого греха к тягчайшим, подобно злым виноградарям, сперва убивавшим пророков, а в конце концов убившим и Сына Божия. И чего мы тогда можем ожидать для себя, кроме того, что произошло со злыми виноградарями? Краеугольный камень, предназначенный Богом для дома нашего спасения, поднимется над нашими головами и раздавит нас. Ибо Господь, сильный в милости, силен и в правде.

Поспешим же воспользоваться милостью, пока она обильно изливается на нас. Не будем ждать, когда уклонится от нас рука милости и опустится на нас рука правды. Не будем отлагать возделывание виноградника души нашей, чтобы, когда придут слуги Хозяина, без промедления отдать им взращенные и собранные плоды. Каждый день ангелы Божии собирают души человеческие и уносят их из мира сего, как собирающие урожай – гроздья из виноградника. Наш черед нас не минует. О, да не окажутся наши плоды «гнилыми»! О, да не окажутся наши души бесплодными! Ангелы-хранители, вразумите нас, поддержите нас и помогите нам, прежде чем пробьет последний час! Господи Иисусе Христе, помилуй нас! Тебе же подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.