Качество человека. Строитель жизни

thumbnail of 2010-09
ПВ № 09(30) 09-2010.pdf Сергей Смоляков

Человек себя создает сам, говорит так называемая американская теория бодибилдинга. Человек строитель собственной жизни. От него зависит, какая жизнь будет. Правильно ли так считать? Но на самом деле источником жизни человеческой является Бог. Чего же хочет от человека Бог как Творец человеческой жизни?
В псалме 49:14,15,23 говорится: «Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои; И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня. Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие».События, произошедшие в июле-августе 2010 года, заставляют задуматься человека, как он «наблюдает за путем своим», т.е., другими словами, как современный человек соблюдает заповеди Божий и как он относится к Богу как единственному Источнику жизни?
Какие же события произошли в мире в июле-августе 2010 года? Ливни в Польше и на западе Украины, в Пакистане, в Китае с огромными разрушительными затоплениями, морозы в Америке, нестерпимая жара в восточной Украине и центральной части России и как следствие пожары в России.


Давайте задумаемся над свидетельствами очевидцев произошедших событий. Очень многие люди обращают внимание на особенности воды и огня. Один из жителей затопленного города Польши говорит: «Уровень воды на улице за 20 минут поднялся примерно на 1 метр».
Министр МЧС С.Шойгу информировал, что, например, в Нижегородской области огненный смерч достигал скорости 100 м в минуту: «Мы за шесть часов получили площадь пожара в 82 тысячи гектаров. Огненный смерч перескочил 250-метровое озеро, как лужу». По словам очевидцев, дома вспыхивали как спички. Деревни в 200 домов сгорали за 20 минут.
Многие люди буквально спасались бегством. Например, священник отец Сергий из г.Выксы Нижегородской области сообщал, что, по мнению людей, так быстро огонь распространяться в естественных условиях не может: «В одной деревне все вокруг обкопали, полосу деревьев срубили, а огонь, подойдя к преграде, «перепрыгнул» через вскопанную территорию и сразу все поле вспыхнуло». Или еще один случай из рассказа отца Сергия: «У одних людей коттедж был каменный, с каменными заборами, они вокруг своей территории все обкопали и сидели спокойно: что, мол, может случиться с каменным зданием. Сгорело все дотла, даже стен не осталось. Температура была как в аду. Все плавилось».
Батюшка на телеканале «Союз», комментируя происходящие события, рассказывал с ужасом, как смотрел в Ютубе видеоролики с пожарищ, где несчастные русские люди вместо того, чтобы молиться Богу в постигшем их горе, матерились. В заключении он сказал: «Мы стали равнодушными, озлобленными, ропотливыми. И не понимая Божия посещения, ищем (и находим!) виноватых в стороне от себя. Но тогда мы воистину ничего не понимаем и должны готовиться к новым испытаниям».
К великому сожалению следует признать, что современный человек привык не себя считать причиной случившегося, а во всем обвинять природу, с ее непрогнозируемым переменчивым поведением. Придумал название — климатический катаклизм, тепловой эффект, ураганы, возникшие на границе столкновения теплых и холодных атмосферных фронтов…. Да мало ли всяких природных явлений! Другой вопрос — отчего увеличилась в последнее время сила природных явлений, призванных создавать на Земле хорошие условия жизни для человечества, что, в свою очередь, приводит к бедствиям: потопам, пожарам, землетрясениям?
Давайте вспомним слова святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского: «Если думают, что бедствие пришло не путем истины и милости Господней, наказующей зло и обращающей к добру, то спрашиваю: как же пришло в мир бедствие? Украдкою? Нельзя. Бог всеведущ. Насильственно? Нельзя! Бог всемогущ. По слепому движению сил природы?’ Нельзя. Ими управляет Бог премудрый и всеблагий. Куда ни обращайся с догадками, отовсюду принужден будешь возвратиться к одной неоспоримой истине, что если как-нибудь допущено в мир бедствие, то допущено не иначе, разве как средство Провидения, наказательное и исправительное, а иногда испытательное, — как Истина и милость путей Господних».
Причину возникших в природе катаклизмов следует искать внутри человека. Так считает протоиерей Валерий Бахтин, который говорит: «Меня как священника безпокоит не столько жажда во время зноя, сколько отсутствие жажды к молитве у людей. Вот где нужен сильный дождь из слез раскаяния и молитв. Как говорится в покаянном каноне: «Ни капли слез имею от жестосердия». Внутри у нас все пересохло и потрескалось, поэтому и земля потрескалась от палящего солнца. Земля высыхает вслед за душой. Бог говорит нам через эти события: человек, остановись, прекрати заниматься богоборчеством, прекрати бесчинствовать и прославлять род человеческий».
Современный человек забыл о духовной жизни, живет в основном телесной стороной жизни и получает удовлетворение только от материальных благ. Руководствуясь какими правилами, строит свою жизнь современный человек? У современного человека несколько правил: выгода и комфорт; чтобы все было не очень обременительно; и, самое главное, реализовы-валось за очень короткий промежуток времени. Поэтому жизнь строится быстро с минимальными духовными затратами («не заморачиваясь») с максимальной выгодой и комфортом без учета заповедей Божиих. Какие же могут быть последствия такого строительства?
Давайте вспомним два события из истории рода человеческого — строительство Ковчега и строительство Вавилонской башни. Пользуясь историческим опытом, можно сделать вывод, что в строительстве Ковчега нужно было участвовать всем людям, а в строительстве Вавилонской башни принимать участия не следовало никому, даже если об этом сильно бы просили и очень звали. На практике происходит все с точностью до наоборот.
Виной тому, отчасти, видимая абсурдность строительства Ковчега. Ной строил его мало того что очень долго, так еще и вдали от воды. Вся аристотелевская логика бунтовала против такой трудовой деятельности. Зачем? По какому поводу? Ради чего? «Бог повелел. Так надо. Послушаем Бога, а там видно будет», — отвечал Ной.
Все это не аргументы для практичного ума. Вся религиозная жизнь, с точки зрения мирского практика, — это безполезно-абсурдные труды ради эфемерных целей. На стороне мирского практика — жажда выгоды и материально-телесные блага. С ним трудно спорить. Пока вода с небес не польется.
Кстати, Петр Великий свои первые корабельные верфи устроил далеко от всех морей и океанов — под Воронежем. По степени кажущегося абсурда — аналог строительства Ковчега. Трудно поверить, но из этой затеи выросли все российские флоты: Балтийский, Черноморский, Северный, Тихоокеанский.
Итак, нужно Ковчег строить, при том что цели до конца не ясны и будущее — в тумане. Законы и заповеди Божий не предполагают развернутых толкований. Вся церковная жизнь не есть ли аналог подобного долговременного и странного, с точки зрения современного человека, строительства? Зачем посты? Почему здесь — труды, а там — воздаяние? Почему необходимы и воздержание, и послушание, и борьба со страстями, и покаянный плач? Все так сложно. Да и не видно, к тому же. Нельзя ли жить проще, без «мудреных» духовных правил? Нельзя ли упростить внутреннюю, невидимую духовную жизнь, чтобы не мешала она заниматься внешними мирскими «неотложными» видимыми, похвальными делами?
То ли дело Вавилонская башня! Сложное архитектурное сооружение, призванное прославить род человеческий; сооружение, в фундамент которого, помимо кирпичей и блоков, заложена своеобразная мистика! Тут не один Ной, под насмешливый посвист зрителей таскающий бревна с сыновьями. Тут — сотни тысяч организованно трудящихся людей; тут — дисциплина,
идея, воодушевление и — очевидный, на глазах вырастающий в размерах результат. Тут самый ленивый захочет кирпичик поднести или тачку с песком наверх затолкать. Дело проверенное. Похвальное.
Ковчег строился в одно время. Башня — в другое. Буквальный водораздел между двумя событиями -вода Потопа. Ковчег и Башня — события буквальные и исторические. Но вместе с тем это события духовные и символические. С точки зрения духовных процессов сегодня и Ковчег, и Башня строятся одновременно. Одновременно происходят созидательные процессы, направленные на спасение души человека, и процессы, связанные с богоборческой активностью.
Интересно и то, что многие люди участвуют в этих процессах по-разному. Некоторые еще не строят ни того, ни другого. Некоторые строят только Башню. Некоторые успевают поработать на двух объектах: до обеда — на строительстве Ковчега, ближе к вечеру — на строительстве Башни. Но нет на Земле ни одного народа, который бы строил только Ковчег для всех желающих спастись, и не месил бы глину для строителей Вавилонской башни — богоборцев.
Анализ, в свете последних произошедших событий, состояния жизни современного человека и путей ее исправления, требует если уж не прозорливости, то. по крайней мере, проницательности. Ключ же к решению и узнаванию обеих строек находится в Литургической жизни, трезвении и любви к Писанию.
При написании статьи использованы материалы православной периодической печати,интернет-ресурсы,
Статьи святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, и протоиерея Андрея Ткачева.