Пожалуй, самым незаметным православным праздником является церковное новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется началом индикта. Готовый праздновать гражданский Новый год и первого и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мусульманами, буддистами и иудеями, современный мир плохо знает, когда же начинается наш православный церковный год.
И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось первого марта. Древние александрийские астрономы обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения – субботе.
Православным хорошо известна та из десяти заповедей Божиих, данных пророку Моисею на горе Синай, которая заповедует седьмой день посвящать Богу. Об этом говорится в ветхозаветной книге «Исход». Меньше известна другая заповедь, также данная Моисею Богом (книга «Левит»): «Месяца седьмого в первый день месяца да будет вам покой… и принесите жертву Господу…» Год в древнем Израиле начинался месяцем нисан, который соответствует нашему марту. Седьмым же был месяц тисри, соответствующий нашему сентябрю. Между этими двумя заповедями можно увидеть внутреннюю связь. Господь, творивший мир шесть дней, благословил в 7-й день отдыхать; вот и в году после шести месяцев трудов почти весь тисри был месяцем праздников, в первый день месяца отмечался праздник Труб, в де-
вятый – праздник Очищения, 15-го числа – праздник Кущей. «А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней… в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу; это – отдание праздника…», -говорится в Библии. Чем же так знаменателен этот седьмой месяц года для израильского народа, что весь он состоит из нескончаемой череды праздников? Здесь можно просто перечислить. В этом месяце, когда начали сбывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских. Пророк Моисей, сойдя с горы, принес в этот месяц народу скрижали с заповедями Божиими. В этом же месяце начато было сооружение Скинии Господней среди стана израильтян. В этом месяце совершилось и торжественное освящение Иерусалимского храма, построенного при царе Соломоне, и внесен был в этот храм Ковчег Завета. В этот месяц в «день очищения» первосвященник Иерусалимского храма единственный раз в году входил в Святое Святых с тем, чтобы принести жертву Богу. В этом месяце все колена народа израильского отовсюду стекались в Иерусалим на праздник, исполняя заповедь Господню: «Субботою суббот да будет вам седьмый месяц, и смирите души ваша пред Господем» (Лев. 23,32). И вот такая значимость праздника для древних евреев подкреплялась ещё тем, что с седьмого месяца начинался у них гражданский год. Каждый 50-й год Израильского календаря был, подобно субботе, годом отдыха – в этот год закон Божий установил запрет что-либо сеять на полях и собирать то, что взросло на полях само собой. «Пятидесятый год да будет у вас юбилей». Не только евреи участвовали в этом праздновании, но и слуги, и скот. Даже самую землю, где поселились израильтяне, заповедано было оставлять в покое: не распахивать, не засевать, не собирать ни колосьев, ни плодов – все предоставлялось в пищу бедным людям, а также зверям и птицам. В этот пятидесятый год прощались должникам их долги, отпускались рабы на свободу и каждый человек особенно следил за собой, как бы не прогневить Господа каким-либо грехом. И вот этот священный год, который пророк Исайя именует «лето Господне приятно», у израильтян также начинался в седьмом месяце.
Иудея времен земной жизни Иисуса Христа входила в состав обширной Римской империи. Само слово «сентябрь» -римского происхождения, и значит в переводе не что иное, как «седьмой». Таким образом, понятно, что и у римлян год начинался в марте. Как и слово «сентябрь», слово «индикт»-римское. Означает оно «объявление, назначение, налог». Когда римский император Август одержал победу над египетскими властителями Антонием и Клеопатрой, последними своими врагами, то для более удобного собирания податей, он установил индиктион продолжительностью в 15 лет. Этот индиктион Август разделил на три периода с тем, чтобы в продолжение всего индиктиона 3 раза, в каждый 5-й год, были собираемы налоги. Такой закон был издан главным образом для отдаленных окраин государства, где трудно было собирать подати ежегодно, так как собранные подати и через 5 лет едва успевали доставить в Рим. Окончив 15-летний круг индиктиона, начинали его снова и 1-й год индиктиона называли новым годом. Такой обычай установлен был с 1 сентября потому, что именно в этот день Август одержал победу над Антонием. Финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей.
Налог собирали 1 сентября, по окончании сбора урожая. Поскольку слово «индикт» и 15 лет воспринимались как связанные между собой понятия, индиктом стали называть каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка и само пятнадцатилетие. Еще существовало понятие о периоде времени в 19 пятнадцатилетий, или 532 года. Период в 532 года называется Великим индиктионом. Дело в том, что через каждые 532 года повторяется природная ситуация, когда круги Солнца и Луны начинаются вместе. Для христиан это значимо потому, что именно такая астрономическая ситуация была в день, когда Христос начал проповедовать.
Когда иудеи праздновали Рош-ха-шана (дословно – «голова года», т.е. Новый год), Спаситель пришел в Назарет. Он вошел в синагогу и прочитал слова пророка Исайи: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать… проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк.4,18 -19).
Тогда Христос впервые засвидетельствовал о том, что исполняются ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии, что пришел конец Ветхого Завета и начался Новый.
Первое сентября, сменившее привычное 1 марта в России в 1363 году, это дань гражданской византийской традиции. Начало индикта – это начало финансового года, начало нового периода сбора налогов. Сам индикт – одна пятнадцатая часть индиктиона, пятнадцатилетнего промежутка времени, который при равноапостольном Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени. Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосией Великим в 394 году. Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион был введен в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости. Решение начинать Новый церковный год 1 сентября было принято на Первом Вселенском соборе в 325 г. Поводом послужила победа императора Константина в сентябре 323 года над соправителем Лицинием, который, несмотря на Миланский эдикт (31 Зг.), продолжал преследовать христиан на Востоке империи. Отцы собора постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы. Но они вложили в новолетие и глубокий нравственный смысл, перетолковав смысл и значение индиктиона.
«Мы празднуем, – говорили они, – индиктион, не римскими царями установленный, а узаконенный Небесным Царем славы Христом. Христов же индиктион – это Его святые заповеди. Он не* требует от нас ни меди, ни железа, ни серебра, ни золота. Но вместо железа и меди Господь требует от нас твердой добродетели и крепкой веры в Бога. Вместо серебра наш Царь Христос ожидает от нас надежды, ибо она лучше, чем серебро обеспечивает человеку благополучную жизнь. А вместо золота Он хочет от нас самой драгоценной добродетели -любви к Богу и человеку, ибо как золото драгоценнее серебра, меди и железа, так и любовь выше надежды и веры. В Писании, ведь, так и говорится: А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (I Kop. 13,13). Так, празднование начала индикта стало своеобразным днем победы христианства над силами злобы поднебесной, над усилиями мира погубить его. С этого дня начинается круг неподвижных церковных праздников, богослужение новолетия так и называется «начало индикта». оно открывает и освящает весь литургический год. Таким образом, весь круг великих Господских и Богородичных праздников начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября) и кончается Её Успением (15 августа).
Календарь получает культовый, сакральный характер, он упорядочивает время. Причем для церковного сознания он не зависит от времени, а в известном смысле время зависит от него. Круг церковных праздников как бы освящает текущее время и вводит в него вечность.
С понятием индикта и простого индиктиона связано еще одно понятие – Великого Индиктиона или, как его называли на Руси, Миротворного Круга. Великий Индиктион, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского собора было, по сути дела, воцерковлением известного с языческих времен Юлианского календаря.
Праздник церковного Нового года для многих христиан порой проходит незаметно, между тем как первый день годичного богослужебного круга занимает в этом круге особое и знаменательное место. Служба его более торжественна, на утрени поётся великое славословие, а песнопения дня раскрывают смысл праздника и его значение для нашей духовной жизни. Вершиной богослужения, его венцом считается чтение Евангелия. Оно повествует о начале открытого служения Христа Спасителя после Его крещения и искушения от диавола (Лк. 4,16-22). По церковному преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали с 1 по 8 сентября. Поэтому становится понятным и намерение Церкви, которая сделала этот день началом годичных праздников.
С 1492 г. на Руси отмечали новолетие как церковно-государственный праздник. В 1699 г. Петр 1 повелел отмечать новолетие 1 января, как это было принято в Европе. Но церковная традиция отмечать новолетие 1 сентября сохранилась и до сегодняшнего дня.
Учебный год в церковно-приходских школах всегда начинался с новолетия, что и перешло со временем на все другие учебные заведения. Святая Церковь, провожая своих чад на учебу, молитвенно и с любовью напутствует их словами Христа-Спасителя: «Просите, и дано будет вам; ищите, инайдёте; стучите, и отворят вам…» ( Матф.7,7) дверь познания, которое поможет обрести Бога истинного и встать на путь спасения в Его Небесном Царстве.
Литература:
1. СВ. Булгаков «Настольная книга священнослужителя (Москва, 1993 г.)
2. Скабалланович «Толковый типикон».
3. Типикон.