Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности воспитанника с целью подготовки его к самостоятельной жизнедеятельности. Большая радость бывает в сердце воспитателей (родители, учителя и т.н.) когда воспитанники (дети, ученики и т.п.) научаются жить с использованием заповедей, преподанных им в учении. Следует отметить, что заповедь иго обязательное, т.е. это закон, который человек должен в жизни выполнять безпрекословно, чтобы не повредиться, а исправиться. Итак, обязанность воспитателя насаждать закон -научить воспитанника соблюдать заповеди, объясняя их смысл и содержание, влияние на развитие личности воспитуемого и последствия в случае не соблюдения заповедей. Обязанность воспитанника прилежно воспринимать «Слово, могущее спасти вас», т.е. слушать и быть послушным, подчиняться воспитателям. Воспитатели – это, как правило, старшие по возрасту и умудренные жизненным опытом люди.
Здесь нужно еще сказать о том, что нам, грешникам, страшно не хочется подчинятьсястаршим, а это совершенно необходимо. Что бы было, если бы в Армии никто никому не подчинялся? И как мы тогда могли бы побеждать иноземных, нападавших на нас, врагов? Но мы – воины Христа Бога нашего (смотри молитвы оглашения в Требнике, и дальше в чине таинства Крещения), избранные и призванные Им сокрушить сатану под ногама нашима вскоре,одержать над ним и над всем его злом – Христовой силой и помощью – славную победу.
Принимая от Христа великую силу, вооружаясь Его духовным оружием, мы должны с самых ранних сознательных лет подчиниться и строжайшей воинской дисциплине, необходимой для ратования против греха и всяческой скверны. То есть, обязательно должны почитать данных нам от Бога старших, слушаться их. Дитя малое должно слушаться своих родителей, воспитателей, крестных, и даже старших над ним в его семействе. Пошедшее в школу дитя должно подчиняться школьной дисциплине, не выходя из повиновения родителей, слушаться там и здесь во всем, разве только заставят не веровать и отречься от Христа, в этом одном, или когда кто будет склонять к какой скверне, – слушаться нельзя!
Всякий человек с семилетнего возраста идет на исповедь (разумеется – верующий, крещеный человек). Духовника должен слушаться, почитать, уважать, первым его на молитве поминать, больше родителей любить. Девушка, вышедшая замуж, получает себе главу – мужа, которого должна любить, почи-
тать и слушаться его по закону Христову. Дети, народившиеся у них, обязаны им послушанием и почетом, и так без конца. Необходимо почтительное повиновение учителям, начальникам по службе, в Армии – совершенно самоотверженное, почтительное, точное, быстрое, необсуждаемое – подчинение командирам. Об этом можно без конца говорить, но и из того, что сейчас сказано, совершенно понятно, что человек Божий без послушания нигде никогда не может быть, шагу не может ступить, без послушания тем, кого над ним Бог поставил. А имже несть утверждения, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете.Значит, не только прямого приказа слушаться необходимо, но и по возможности советоваться о всем, даже о том, что самим нам представляется бесспорно добрым, советоваться со старшими, особенно с духовноопытным. доброй жизни, духовником. Слово «совет» – следует понимать как научение, разъяснение сложившейся жизненной ситуации или последствий, которые могут наступить, по окончании намеченного человеком дела. Ибо нередко человеки ступают на путь, который, по Писанию, кажется им добрым, но коней этого пути ведет во дно адово. Лукавый часто злодействует, когда сочетавается с праведным, то есть, не прямо предлагает нам какую-то богопротивную пакость, но под видом доброго чего-то хочет нас обмануть и погубить. Самовольные подвиги, некоторые мудрствования, как будто о божественном, чрезмерный пост и многое другое, если не иметь совета с духовно опытными и святого послушания, человека введут в состояние диавольского прельщения, так называемой духовной прелести, и погубят навеки; если же, по милости Божией, и не совсем погубят, то исправлять духовнопрелыценного страшно трудно, как возгордившегося и отвыкшего кого-либо из духовных (воспитателей) слушаться.
Так, в монастырях среди духоносных старцев есть такое правило о молодых: если послушник парит к небу, одерни его за ноги.И исправляли старцы таких раньше времени воспаривших послушников с нашей мирской точки зрения довольно грубо, но так было надо. (Кто может, прочти повесть о блаженном Досифее). И говорили они: видел ты падшего? Знай, что он последовал собственному мнению.
Итак, возложим на себя спасительное Христово иго кротости, смирения и послушания, без которых никто не увидит Господа. Христос послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя. Тем же и Бог Его превознесе. И дарова Ему Имя, еже паче всякого имене(Флп.2,8-9). И нас возвеличит, и примет в достоинство величайшее, невыразимо-великое и блаженное -Божиих сыновей и дщерей по благодати, если примем на себя это необходимое, но крайне неприятное нашему ветхому человеку иго – слушаться всех и каждого, кого Господь над нами поставил. Прости нас, Господи, за прежнее наше окаянное непослушание, впредь поднимем Твое спасительное игона наши плечи и понесем до самой кончины нашей!
Необходимо сказать несколько слов молодым людям – юным отрокам и отроковицам. В Церковь молодежь – школьники и студенты – ходит редко в основном по надобности – перед экзаменами, когда приходят поставить свечку Николаю Чудотворцу для успешного завершения экзаменов или сессии, перед началом учебного года – чтобы год был благополучный. Поэтому имеет молодежь очень слабую духовную закалку. При возникновении трудностей в учебе перестает прикладывать усилия к получению знаний бороться и пускает все на самотек.
Если вы получаете двойки, то кайтесь пред Богом горько и обещайтесь, что в ближайшее время постараетесь их изжить. Ни один школьник не может быть оправдан никем за свои двойки, так как неспособных учиться отсеивают. Если ты учишься и переходишь из класса в класс, значит, ты способен и обязан учиться, по крайней мере, на тройки. Получая двойки, ты виноват не только пред родителями и самим собой, но и пред Богом, Который заповедал нам развивать данные нам таланты, а не закапывать их в землю; Который велел нам в поте лица всю жизнь трудиться, а ныне никакой труд немыслим без образования. Ты должен образовать и воспитать себя для того, чтобы быть потом достойным семьянином и родителем, могущим хорошо править семьею своею, и воспитать новых: достойных, честных, трудолюбивых, всем полезных членов общества.
Забавы детские свойственны вашему возрасту, и они в какой-то мере необходимы. Но делу – время, потехе – час.Старайся первое объяснение учителя слушать самым внимательным образом и с любовью. Народная мудрость говорит – кто как слушает, тот так и живет. Часто после такого хорошего слушания учителя совсем мало требуется трудов запомнить слышанное. Но все-таки приучи себя непременно выучивать ежедневно уроки, не запускать их, откладывая со дня на день, и обманывая себя суетной и глупой надеждой на то, что, может быть, учитель не спросит, что тогда и учить. Каждый предмет требует постепенного и без пропусков прохождения его всего. Иначе страшно трудно бывает, а часто и невозможно нагонять упущенное потом. Укрепись внимательно слушать, учить и через некоторое время повторять, и ты увидишь, как легко и приятно будет учиться.
Дома не отговаривайся уроками, когда тебе велят или просят тебя старшие помочь по дому. Да и не дожидайся просьбы или приказа: сам смотри, какие главные трудности отца, матери или дедов по дому, и там помоги сам, предупреждая и радуя их. Увидишь, что Бог тебя за это благословит, ты будешь наслаждаться здоровьем, телесною силою и больше будешь иметь успехов в усвоении того, что тебе преподается в школе.
Слушаться старших особенно трудно. В отроческом возрасте часто кажется, что старшие малообразованы, и отсталы, и старчески ворчливы, «придираются», не хотят или не могут, понять своего юного отпрыска, что они несправедливы и жестоки в своих взысканиях и наказаниях. Бывает, конечно, такое несчастье в семье, что родители не на высоте. Но и в том семействе, где прекрасные родители, все равно враг рода человеческого всегда старается внушать маленьким членам семьи -и леность, и непослушание, и гордость, и своеволие, ему очень хочется всячески уронить родителей и старших в глазах детей, чтобы разорить дисциплину доброго Христова воинства.
И враг часто в этом преуспевает. Вы хоть еще и юны, но должны это иметь в виду. Вы должны противостать диаволу, и убежит от вас.Вы должны сказать самим себе: «Хоть мне и кажется, что родители не на высоте, что они несправедливы и прочее, не буду я в это верить и вникать, не судья я родителям своим. Буду беспрекословно и молчаливо слушаться ради Господа. Разве уж что совершенно невозможное прикажут мне, тогда я, во Имя Господа же, откажусь кротко». Поверьте, что и самим вам будет во много легче тогда жить в семье, да и Господь, видя вашу кротость и стремление жить по Его заповедям, самих родителей ваших за вас, если жестоки – смягчит, если неразумны – умудрит.
Так же и жена, при несогласии с мужем, должна ему уступить. Если он и неумно придумал, то за благочестивое послушание жены Бог так расположит обстоятельства жизни, что немудрое мнение мужа приведет все-таки к добрым последствиям, и наоборот, как ни будь умна жена, но если она на своем стоит и мужа заставляет ей покоряться, то Господь гневается на такое ее непослушание Ему и мужу. Хоть она и умно придумала, как устроить что-либо житейское, но за непокорность Бог так все расположит, что будет все из рук вон плохо. Так что и жены просите у Господа прощения за ваше непослушание мужьям!
Теперь надо сказать, что заповедь о необходимости почитания родителей и старших, как и все другие заповеди Божий широка зело! В нее, по разъяснению Отцов Церкви, входят и обратные добрые обязанности отцов и матерей к детям, начальников к подчиненным, учителей к ученикам, воевод к воинам, и, вообще, всех старших к младшим. Просите у Господа прощения теперь те, кои Божией волей поставлены над кем-либо младшими вас. Просите у Господа прощения, что не сотворили того, что должны были сотворить в отношении их, что не исполнили того долга, который лежит на вас по отношению к младшим вашим.
Родители! Разве всегда вы были на высоте, разве всегда добреправили домом своим и справедливо, безгрешно воспитывали детей своих!? Спаситель сказал про лжеучителей: по плодам их познаете их(Мф.7,16;20). Подобное можно сказать и о многих из нас. Яблочко от яблони недалече падает.Когда мать или отец плачут и жалуются на своих детей, что они непо-четники, что они бьют родителей своих, всячески оскорбляют, злословят, выгоняют из дому и многое другое подобное, то не жалуются ли они на себя самих? Надо каждому из нас смиренно и сокрушенно сказать Господу: «Господи, прости: плохо воспитал я детей своих, и вот теперь сам мучаюсь дурными плодами своего воспитания».
Прежде всего, надо было внушать детям доброе. Питать их словесами веры и благочестия. Еще когда они были совсем малыми, надо было чаще приносить их в храм Божий, часто причащать Святых Христовых Тайн, часто помазывать освященным елеем, поить святой водой, прикладывать с верою к иконам и иным святыням церковным. Учи ребенка, когда он еще поперек лавки лежит, а вдоль когда приходится класть, а ты еще не удосужился его учить, то значит, опоздал.Так говорит народная мудрость. Что посеешь, то и пожнешь.Если не сеял ничего, то пожнешь всякие злые и негодные сорняки.
Часто бывает, что ребенка чрезмерно балуем, нечаем в нем души, не знаем, чем его накормить, как его порадовать, во что нарядить, как его похвалить и превознести. Любовь к детям велика, естественна, она вложена в нас Творцом, но не надо ее делать неразумной и гибельной для дитяти. В старое время пели ребенку: «Спи, мой царевич, усни». «Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить». «За моего Коленьку или Ванюшку царь с радостью любую дочку отдаст!»А ныне, когда стали иметь только одного ребенка, много двух, одевают его, благо есть достаток, действительно с царскою пестротою и пышностью. Зачем это? Иногда посмотришь, девочки из самых обыкновенных наших семейств, идущие к святой чаше, так разукрашены, в такие драгоценные топорщащиеся ткани одеты, будто они только что прибежали с балетной сцены. А при виде иного ребенка, особенно при солнечном свете, глаза невольно зажмуриваются от пестрого и златотканого его наряда. Ребенок постепенно привыкает к роли царевича, сверхъестественного существа, которого все любят и ему служат, которого (о безумие!) беспрекословно слушаются все старшие, исполняя немедленно и усердно любой его детский глупый каприз.
Нередко бывает такой подрастающий горе-царевич хозяином в доме своих неразумных родителей и родственников. Как отвратительно видеть этого скверного домашнего, никому не сочувствующего идола, в который превратили ребенка избаловавшие его родители. Обычно такого ничему не учат, ни за что не наказывают, ни к какому труду не принуждают. Это несчастные дети, даже кто из таковых и поймет потом, что получил уродливое воспитание и надо как-то, как можно скорее, «выды-бать» из фантастических царевичей в настоящие люди, то как это бывает страшно трудно, и не всегда с добрым успехом.
Слепая любовь – такое название в народе чувству родителей, заставляющему их своего ребенка возвеличивать, баловать, ни к чему доброму не приучать! Кто в этом сколько-нибудь виноват, отец или мать, дед или бабушка, крестные или дяди-тетки, просите у Господа прощения в этом, как в страшном грехе. И положите впредь разумно, с некоторой суровостью и требовательностью, с наказаниями, когда нужно, разумными и не во гневе налагаемыми, воспитывать из него хорошего, честного, трудолюбивого, чистого и благочестивого человека, что без разумной строгости невозможно.
То же, примерно, можно сказать и подросткам в отношении их маленьких братцев и сестриц. Не балуйте их чрезмерно, не хвалите, не изнеживайте, но и не бейте, и не оставляйте без присмотра, не будьте к ним жестоки, несправедливы, нелюбовны, нетерпимы.
Другая крайность бывает у нас, родителей, когда мы чрезмерно строги к детищу своему, чрезмерно суровы и даже жестоки. Иногда иной родитель за тяжкий проступок вовсе не накажет, а немного спустя за самую малость вдруг накажет тяжко и больно. Нередко бывает, что не по вине ребенка наказал его родитель, а по посторонней причине: либо поссорившись с женою, либо по нетрезвому состоянию, либо после какой своей неприятности на работе, взял и злобу сорвал на ребенке, подвергнув его тяжкому наказанию, собственно ни за что! А детское сердце так чувствует всякую несправедливость! И если укротители зверей* свидетельствуют, что без любви к зверям укрощение невозможно, то, что сказать о родителях, кои умеют строжить и наказывать малышей без любви. Вообще, наказывать иногда надо. Но всячески наказывайте только в те времена, когда не кипит у вас все внутри от гнева. Гнев мужа правды Божией не соделовает(Иак.1, 20). Наказывать надо с великой сердечной мукой, по необходимости, любя и жалея ребенка, и не по злобе, а с доброй целью его исправления.
«Отцы, не раздражайте чад ваших, но воспитывайте их в участии и наставлении Господнем»(Ефес.6,4). «Начальники, относитесь человеколюбиво к подчиненным своим и не будьте к ним суровы». «Вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни»(1 Петр. 3,7).
При написании статьи использованы труды протоирея Анатолия Правдолюбова