ПВ № 02(11) 02-2009.pdf Рубрику ведет Сергей Смоляков
Чтобы служебная деятельность наша сначала и до конца была благоуспешна, мы заранее должны запасаться опытом жизни, или познания о людях, их достоинствах и недостатках,
о различных осложнениях и превратностях жизни человеческой.
Архиепископ Харьковский и Ахтырский
Амвросий (Ключарев), 17 января 1883 года
По определению это свойство, достоинство, степень ценности одушевленного или не одушевленного предмета. Как же это свойство определить для человека? Если рассмотреть человека, как существо, населяющее Землю, то это Homo sapiens – человек разумный. Если в пределах государства – то это гражданин той или иной национальности – грек, француз, русский и т.п. Если по месту проживания, то горожанин или житель сельской местности…
А если рассмотреть повседневную жизнь человека? И так, человек проснулся и вышел из дому на улицу – это пешеход, сел в транспорт (по дороге на работу) стал пассажиром, пришел на работу приобрел качество служащего или работника, вышел в магазин за продуктами – стал покупателем, пришел в Храм на Службу – стал прихожанином.
Получается человека можно сравнить с сосудом. В зависимости от содержимого сосуда, имеет название и сам сосуд. Например, полая трубка, по которой движется кровь, носит название кровеносный сосуд, если по труоке движется воздух тогда это трахея. Сосуд можно заполнить водой
– получим водопровод, а можно заполнить нефтью – тогда нефтепровод. Но на самом то деле сосуд человеческий
– тело имеет заполнение – душу. Это заполнение нельзя увидеть как воду или нефть, но его можно качественно оценить, если за критерии оценки принять поступки (дела) человека. «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» Мф. 7. 17, 18. Так кто же ты человек?
Так кто же человеку дает новое качество, например, пассажир? Видимое тело или не видимая душа? Как ни странно – душа. Тело видимая оболочка души. Тело требует пищи, которую люди обычно называют пищей вещественной, а душа имеет свою пищу духовную -слово. Из слов складываются предложения. Из предложений состоят тексты, дающие человеку те или иные знания. Какими знаниями наполняется душа человека таким и будет его качество.
Пассажир это тот же человек только, обладающий словесными знаниями о транспорте и правилах (проезда) пользования им. И все, уже пассажир!? Наверняка еще нет.
Действительно нам бывает и смешно, и непонятно, и странно видеть человека впервые входящего в метро на эскалатор. Он и озирается по сторонам, и боится сделать шаг на движущуюся ленту, а если и сделал, то начинает падать назад или вперед… В общем, бывалые окружающие – пассажиры – хмыкают и думают: «Откуда такой раритет взялся? Все проще пареной репы». Дай то Бог, если найдутся добрые люди – пассажиры «со стажем», которые поддержат вновь испеченного новичка, пробующего себя в качестве пассажира, и не отобьют ему охоту воспользоваться этим видом транспорта еще. Первый раз все и очень страшно, и непонятно, и очень волнительно. Но это уже первый опыт, первая попытка реализовать словесные знания, чтобы стать пассажиром метрополитена. Вот только применив знания на практике, человек и приобретает новое качество – пассажир. Ибо слово без дела мертво.
Можно иметь знания о существовании транспорта, при этом продолжать ходить пешком, так никогда и не став пассажиром.
Можно всю жизнь знать о существовании Бога, но при этом так и не стать верующим человеком.
И вот в жизни у человека случилось событие… Он пришел в храм Божий – Церковь. Не будем акцентировать внимания на причине. Будем помнить, что ничего не происходит, без Божией воли, случайно, само по себе. Но раз все-таки человек сюда попал, то значит Богу это надо, т.к. он заботится о спасении души человека. Но догадывается ли об этом человек, впервые переступивший порог церкви? Поскольку знаний о церкви нет, то человек является экскурсантом, т.е. собирателем внешних видимых знаний – рассматривает иконы, интересуется архитектурой и т.п. Если дело дальше не пойдет – не появится желания узнать больше, то он так и останется экскурсантом. Не более.
Но для того чтобы стать прихожанином нужны словесные знания – о Боге, о разговоре с Ним – молитве, о церковном устройстве, о правилах поведения, о службах и порядке их отправления и т.п. Нужны добрые воцерковленные люди-прихожане, которые поделятся этими знаниями и с терпением отнесутся к «вопиющему не церковному» поведению интересующегося. Интересоваться можно спокойно (пассивно) – наблюдая за поведением окружающих, за батюшкой, за служащими, а можно беспокойно (активно) – задавать вопросы, ходить по храму, расталкивая окружающих. Но это и есть первый церковный опыт. Это и есть попытка стать прихожанином. Это и есть тот росток-желание, который делает из человека-экскурсанта, человека-прихожанина. При этом окружающие его прихожане должны уметь разглядеть в человеке, пришедшем в храм этот росток-желание, дать ему возможность приобрести опытные (практические) знания, памятуя о том, что человек без воли Божией не может зайти в храм (вспомните случай, произошедший с Марией Египетской, в Иерусалиме на празднике Честного Воздвижения Креста).
Потом будут вопросы о молитве, о вере, о любви… Потом будет создаваться верующий православный человек. Потом. Если росток-желание выживет.
А что у нас зачастую происходит?
Пришел человек в храм, ведет себя странно, вертится, крутится, беспокоит окружающих… Ну находится какой ни будь прихожанин или служитель и делает ему строгий выговор мол здесь не разговаривают, здесь молятся и т.п. Это равносильно как человеку, желающему стать пассажиром метро, сказать, указывая на вход в метро – это транспорт на нем ездят. Но он то никогда не ездил, да и транспорта что-то не видно, только вход… под землю. Страшновато. А что там ожидает? А человек, пришедший впервые в храм – никогда не молился. А тут еще и люди вокруг суровые. Вот и думает человек: «Помогут ли? Поймут ли? Будут ли учить? Или со стыдом выгонят, я ж не так себя веду…». Поэтому воцерковленным нужно помнить заповедь Христову: «тяготы друг друга носите» и терпеливо относится к поведению «случайно» зашедших в церковь. Иначе «случайно» зашедшие люди никогда не приобретут опыт. А значит, никогда не станут прихожанами, даже если имеют первоначальные знания. Так как опыт дело решающее, приносящее плод: «Итак по плодам их узнаете их» (Мф.7. 20.)
Ну а если росток желание быть верующим выжил. Что же дальше?
Ведь мы же теперь знаем, что человек приобретает качество, только благодаря словесным знаниям, практически прилагая их к различным областям жизни.
Веровать в Бога – значит быть твердо уверенным в Его существовании и попечении о нас. Но только веровать недостаточно: следует утверждать свою веру жизнью по заповедям Божиим и добрыми делами.
Мы, христиане, веруем в Единого Бога – в отличие от языческих религий, которые, как правило, исповедуют многобожие. Само существование Бога и Его существенные свойства недоступны для нашего ограниченного понимания: мы можем познавать Бога лишь через Его Откровение, данное нам в Священном Писании. Церковь учит, что Бог есть Дух – вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный и всеблаженный.
В истине бытия Божия убеждает нас и удивительная целесообразность, стройность и гармоничность творения Божия – окружающего нас материального мира.
Бог един по Своему существу, но троичен в Лицах: мы исповедуем веру в Единосущную и Нераздельную Троицу – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Соотношение единства Божия и Его Троичности есть тайна, недоступная пониманию человека. В то же время отцы Церкви для пояснения этой тайны иногда прибегают к аналогиям из материальной жизни: к примеру – единство огня, порождаемого им света и исходящего от него тепла, или – солнце, в котором мы различаем круг, сияние и теплоту.
Отличия Лиц Святой Троицы выражаются, так называемыми, ипостасными свойствами: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Бог Сын предвечно (то есть прежде всякого времени) рождается от Бога Отца, Бог Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца. Но все Лица Пресвятой Троицы имеют равное Божественное достоинство.
Мы именуем Бога Вседержителем, потому что Он всё содержит в Своей силе и власти. Бог называется нами Творцом, потому что весь мир сотворен Им. История сотворения мира излагается в начале Книги Бытия – первой книги Священного Писания, или Библии. В самом начале, прежде появления материального мира, Бог сотворил мир духовный (часто именуемый Небом). К миру духовному принадлежат ангелы – бестелесные духовные существа, обладающие разумом и волей и служащие вестниками и исполнителями воли Божией. По учению Церкви, ангельский мир делится на девять чинов: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начальства, архангелы и ангелы. Однако часть ангелов отпала от Бога; их глава – верховный ангел – возгордился и пожелал уподобиться Самому Богу- Эти бывшие ангелы, ставшие врагами Божиими и всячески старающиеся принести нам вред, привести к гибели человеческой души, именуются демонами или бесами, а их глава – диаволом, сатаной.
После сотворения духовного мира Бог сотворил мир материальный – тот, который нас окружает. Сотворение, как повествует Библия, совершилось не мгновенно, а в протяжении шести дней – определенных периодов времени. Нет никакого основания считать, что эти периоды по продолжительности соответствовали нашим дням или суткам – само Священное Писание утверждает: «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 2,8). Об этом же говорит и значение древнееврейского слова «иом», употребляемого в оригинальном тексте Книги Бытия.
В шестой день – последний день творения – Богом был сотворен человек. Сотворение человека совершено было по образу и подобию Божию: в отличие от всех других живых существ, человек имеет бессмертную душу-разум, волю и чувства: он способен мыслить и имеет свободу выбора между добром и злом.
Первых людей, Адама и Еву, Бог поселил в прекрасном саду, именуемом раем, дав им заповедь послушания -питаться плодами всех райских деревьев, кроме одного – дерева познания добра и зла. Однако, искушенные диаволом, Адам и Ева вкусили запретного плода, и их непослушанием в мир, до этого гармоничный и совершенный, вошел грех. Последствия греха изменили весь миропорядок бытия; гармония мира нарушилась, а изгнанные из рая Адам и Ева узнали нужду и голод, болезни и смерть. Но Милостивый Господь не оставил Свое творение: Он дал первым людям обетование (обещание), что со временем на земле от Девы чудесным образом родится Спаситель мира. Который очистит людей от греха и тем самым спасет их от вечной смерти.
Это обетование исполнилось с пришествием в мир Господа Иисуса Христа – Истинного Бога и Истинного Человека, воплотившегося Бога Сына – второго Лица Святой Троицы. Его страдания и смерть на Кресте избавили весь человеческий род от порабощения диаволу, от греха, проклятия и смерти; человек получил возможность после праведной земной жизни входить в Царство Небесное и пребывать там в вечном блаженном общении с Богом.
Какие же заповеди блаженства (духовного совершенства) оставил нам Бог?
Во времена Ветхого Завета (то есть до пришествия в мир Иисуса Христа) нравственный закон верующего человека формулировался десятью заповедями, данными Самим Богом святому пророку Моисею на горе Синай (Исх. 20, 2-17). Несмотря на то, что от этого времени нас отделяют тысячелетия, значимость десяти заповедей велика и поныне: они готовят человека к осознанию высшего закона Божественной любви, к христианскому совершенствованию. Не случайно святой апостол Павел именовал ветхозаветный закон «детоводителем ко Христу» (Гал. 3,24), подчеркивая его значение как путеводителя еще наивных, как дети, в нравственных вопросах людей к христианскому учению веры и нравственности.
Приводим ниже текст десяти заповедей на русском языке с небольшими комментариями.
1. Я Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лнцем Моим.
Этой заповедью Господь Бог указывает на Самого Себя человеку и, следовательно, повелевает познавать Его и почитать, как о том открыто в Священном Писании; никому другому, кроме Его Единого, не поклоняться и не служить как Богу.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
Этой заповедью осуждаются идолопоклонники, то есть поклоняющиеся какому бы то ни было материальному предмету символизирующего Истинного Бога. Кроме грубого идолопоклонства есть еще более тонкие грехи против второй заповеди – пристрастие к чему-либо на уровне идолослужения (гордость, чревоугодие, жадность, сребролюбие).
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Эта заповедь запрещает нам употреблять имя Божие напрасно – без нужды, в пустых и суетных разговорах, а тем более – употреблять его в подтверждение какой-либо лжи.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему.
Эта заповедь повелевает нам почитать церковные праздники. В новозаветное время место ветхозаветной субботы занял воскресный день. В этот день и в другие праздничные дни нам следует посещать богослужения, уделять время душеполезным делам или чтению и по возможности не рассеиваться на суетные повседневные дела. Против этой заповеди грешат те, кто по лености или по другим неуважительным причинам не посещают храм или посещают его без благоговения, не говоря уже о тех, кто в дни церковных праздников вместо Богоугождения предается необузданным развлечениям.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.
Эта заповедь учит нас искренно и нелицемерно любить и почитать своих родителей, повиноваться им, питать и покоить их во время болезни и старости. Под именованием родителей следует также понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо них: пастырей и учителей духовных, старших по возрасту, благодетелей, начальников в различных отношениях.
6. Не убивай.
Этой заповедью запрещается убийство или отнятие жизни у себя (самоубийство) или у ближнего (убийство) каким бы то ни было образом. Кроме телесного убийства, есть убийство духовное; род духовного убийства есть соблазн, когда кто-либо совращает ближнего в неверие или вовлекает в беззаконие и тем самым подвергает его душу смерти духовной. Этой заповедью запрещается наносить вред жизни ближнего, тем самым повелевается, насколько возможно беречь его жизнь и благосостояние! Некоторые женщины, в последнее время, отказываются беречь жизнь ближнего, совершают аборты. Грешат против этой заповеди те, кто, предавшись страстям, расстраивают свое здоровье или содействуют убийству, каким бы то ни было образом: приказанием, советом, помощью, укрывательством. Поэтому мы должны делать следующее: помогать бедным, служить больным, утешать находящихся в печали, облегчать положение несчастных, быть милосердными, со всеми обходиться кротко и с любовью.
7. Не прелюбодействуй.
Этой заповедью запрещается всякое греховное угождение телу, любодеяние или преступную плотскую любовь между мужчиной и женщиной. Этой же заповедью запрещает и все, что располагает к этому греху, например: неумеренность в пище, пьянство, бесстыдные песни, чтение дурных книг, рассматривание непристойных картинок (видео картинок) и тому подобное. Чтобы не нарушать этой заповеди, живущим в супружестве нужно быть верным друг другу, а прочим – вести целомудренную жизнь. Нарушение этой заповеди приводит к горькому извращению земной жизни и мукам в жизни вечной.
8. Не кради.
Этой заповедью запрещается кража или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим. Есть особые грехи, запрещаемые этой заповедью: грабительство, или отнятие чужой вещи явным насилием; воровство, или похищение чужой вещи тайно, присвоение чего-либо чужого хитростью или обманом; святотатство – присвоение того, что принадлежит Церкви; мздоимство – взяточничество. Запрещением этих грехов приписываются следующие добродетели: бескорыстие, честность, правосудие, милость к бедным.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.Этой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего и всякая другая ложь. Под ложным свидетельством понимается ложное свидетельство на суде или кроме суда, когда на кого-либо клевещут или несправедливо порицают.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Впредыдущих заповедях запрещалось вредить ближним делом или словом, а десятая заповедь запрещает всякую нечистую мысль против чести и собственности ближнего. Зависть во всех видах есть главный грех против этой заповеди.
В Новом Завете общая суть этих заповедей и их высший совокупный смысл так изъясняется Господом Иисусом Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею ду-шею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя»(Мф. 22,37-39). Любовь к Богу и любовь к ближнему – основа христианской жизни и главное ее содержание.
Во времена Нового Завета (то есть после пришествия в мир Иисуса Христа) нравственный закон верующего человека формулируется девятью заповедями блаженства, приведенными в Евангелие о Матфея (Мф.5,3-12). Чтобы утвердить свою душу в стремлении ко спасению, к молитве нужно присоединять собственные труды для достижения блаженства – духовного совершенства. Руководит нас в этих трудах учение Господа Иисуса Христа о блаженствах, выраженное в девяти заповедях (Мф.5,3-12). Приводим здесь текст заповедей блаженства на русском языке с небольшими комментариями.
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.Быть нищим духом – значит иметь духовное убеждение в том,
что все, что мы имеем, дарует Бог, и мы не можем сделать ничего доброго без Божией помощи и благодати; поэтому во всех обстоятельствах жизни следует надеяться на милосердие и помощь Божию. Не достаточно знать свои грехи и недостатки нужно понимать, что избавиться от них можно только с помощью Божией. Нищета духовная именуется также смиренномудрием.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Плачущие – это те, кто сокрушается и плачет в раскаянии о грехах своих. Плачущие утешатся – то есть получат прощение грехов и успокоение совести.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.Кроткие – те люди, которые стараются никого не раздражать
и самим не раздражаться ни по какому поводу. Это – люди незлобивые, терпеливые в отношении друг ко другу, не ропщущие на Бога. Кроткие наследуют землю – то есть Царство Небесное.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Алчущие и жаждущие правды – те, которые, подобно пищи и пития для тела, желают спасения для души – оправдания через веру в Иисуса Христа и дела по вере. Алчущие и жаждущие правды насытятся, то есть получат желаемое ими оправдание и спасение.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.Милостивые – те, кто оказывает милость и сострадание
ближнему, творят дела милосердия. Дела милости телесной: накормить голодного, напоить жаждущего, материально помочь бедному, посетить страждущего, больного, помочь его христианскому приготовлению к смерти, помочь странствующему, не имеющему пристанища… Дела милости духовной: наставлением обратить грешника от ложного его пути, незнающего научить жизни по правилам истины и добра, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или молиться о нем Богу, утешить печального, не воздавать злом за зло, от всего сердца прощать обиды. Господь обещает милостивым, что они помилованы будут – здесь подразумевается помилование на суде Божием от вечного осуждения, прощение соделанных грехов.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.Чистота сердца – не вполне то же самое, что чистосердечие.
Чистосердечие или искренность, согласно которой человек не показывает лицемерно доброго расположения к другому, не имея его в сердце, а доброе расположение сердца проявляет в добрых поступках, – есть только низшая степень чистоты сердца. Этой чистоты человек достигает лишь постоянным наблюдением за состоянием своей души, изгоняя из нее все греховные желания и всякое земное пристрастие, непрестанно сохраняя в сердце памятование о Боге с верой и любовью к Нему. Чистые сердцем узрят Бога – то есть будут удостоены высочайшей степени вечного блаженства.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Миротворцы – люди, живущие со всеми в мире и согласии, прощающие всем причиненные им обиды и старающиеся при возможности примирить других ссорящихся между собою, а при невозможности этого – молить Бога об их примирении. Миротворцам обещается благодатное имя сынов Божиих, поскольку они своим подвигом подражают Единородному Сыну Божию -Господу Иисусу Христу, пришедшему на землю для примирения согрешившего человечества с правосудием Божиим.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Желающие блаженства должны быть готовы потерпеть гонения за правду. Этой заповедью требуются следующие качества: правдолюбие, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение. За терпеливое и безропотное перенесение гонений таким людям обещается Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
Желающие блаженства должны быть готовы претерпеть всяческие поношения, бедствия и даже смерть за имя Христово. Подвиг согласно этой заповеди называется подвигом мученичества. Господь обещает за этот подвиг великую награду в Царстве Небесном – преимущественную и высокую степень блаженства.
Все вышеперечисленные заповеди содержатся в книгах Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Книги эти написаны святыми угодниками Божиими – пророками и апостолами, по внушению Духа Святаго; они Богодухновенны – т. е. являются истинным Словом Божиим, сохраняя при этом личные особенности каждого из писателей. Поэтому Священное Писание – непререкаемый авторитет и основа веры для каждого христианина.
Как же веруют в Бога православные христиане?
Что такое православная вера
Что значат эти слова: «православный христианин»? ■ А знать это нужно. Когда ты узнаешь, почему так называешься, то узнаешь и то, чем ты отличаешься от нехристиан, да и от христиан неправославных, и тогда будешь твердо стоять за свою веру, и никто не в силах будет тебя сбить и совратить с истинного пути.
Сначала христиане не назывались именем православных, а просто верующими. Именем же христиан впервые стали называться ученики Иисуса Христа в городе Антиохии, в Сирии, а отсюда имя христианин распространилось и в другие большие города Римской империи.
Ясно, что имя христианин происходит от слова «Христос»: так называют Господа нашего, Сына Божия, Спасителя, а слово «Христос» значит помазанник. В древние времена у евреев до Иисуса Христа помазывали святым елеем царей, первосвященников и пророков, почему их и называли помазанниками.
Имя христианин относится только к тем людям, которые веруют в Иисуса Христа как Бога и Спасителя. Но христиане есть разные: например, лютеране, католики (немцы, французы) и другие, — но только они уже
неправославные.
А ты, читатель, православный христианин или нет? Да, без сомнения, потому что ты исповедуешь веру православную. Православная вера, как показывает и самое слово, значит вера правая, справедливая, то есть во всем согласная с учением Иисуса Христа и основанной Им Святой Церкви Его. Учение православной веры коротко изложено в Символе веры, который должен знать и верно понимать каждый православный христианин. Читается он так: «Верую во единаго Бога Отца…» и т. д. — и для более ясного понимания делится на 12 членов, или частей. Мы вот тут часто вспоминали слово «вера». А что же такое вера? Для более ясного ответа на этот вопрос постараемся разъяснить его на примере.
Каждый из нас был ребенком; припомните же, как тогда мы относились к словам своих родителей. Все, что они нам говорили, мы считали верным, справедливым, как будто видели это своими глазами, и если бы кто стал нас уверять, что родители говорят нам неправду, мы, конечно, не поверили бы. Что же это значит? А то, что мы были уверены в том, что родители нам неправды не захотят говорить, и потому принимали за несомненную истину слова их, как будто бы мы все это видели собственными глазами. Теперь приложим то, что сейчас сказали, к Богу, и выйдет, что верить в Бога — значит иметь твердую, несомненную уверенность, что Бог у нас есть, как будто бы мы видели Его нашими глазами, хотя и не видим Его. Во многое даже на земле сущее, чего мы не видим, верим мы, что оно есть. Что совершается перед нашими глазами, то видим, а что было прежде нас, что есть в тех местах, где нас нет, то мы принимаем на веру, верим рассказу других людей, которые это видели.
Мы не видим Бога сами, зато видим Его дела, а они-то и удостоверяют нас, что Бог есть: так мы видим мир, сотворенный Богом, которым Он и теперь управляет, а потому верим, что Бог есть. Итак, вот что такое вера в Бога. Ее дал нам Сам Бог наш Иисус Христос через Своих апостолов и святых мужей. Эту веру исповедовали все святые; ее одну они и защищали от неверных; за нее они терпели разные бедствия и притеснения; за нее же нередко жертвовали и своей святой жизнью.
Но пользы для души мало будет, если ты, называясь православным христианином, жить-то будешь не лучше язычника. Смотри же, если хочешь быть истинным христианином, то и живи так, как жили и живут настоящие христиане, то есть твердо стой за свою веру до конца жизни.
Как укрепляется и растет святая вера
Святая вера укрепляется и растет:
1) прилежным чтением или слушанием Слова Божия, ибо, по учению апостола Павла, всяко писание Богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован (2 Тим. 3, 16-17);
2) укрепляется и растет вера размышлением о чудных делах Божиих, исполненных милостивых Его обещаний.
Обещал Бог Ною спасти его и семейство от потопа всемирного — и спас. Обещал Аврааму вывести потомков его из Египта, где их сильно притеснял царь Фараон, в землю Ханаанскую — и вывел. Обещал сынов Израилевых освободить из плена Вавилонского — и освободил. Обещал послать Спасителя миру — и исполнил это, и верующие во имя Его спасаются. Обещал услышать с верой призывающих Его — и слушает, о чем мы знаем из многих мест Священного Писания.
Услышал их, услышит и нас, когда с верой призовем Его. Бог всем готов подать благодать и милость Свою, когда видит сердце, удобное к принятию Его благодати. А если случается, что мы просим чего у Бога, но не получаем, то вина в том наша, а не Его.
3) Укрепляется и растет вера усердной и чистой молитвой;
4) причащением Святых Христовых Тайн;
5) сохраняется вера удалением от бесед и обращений с людьми злыми и развращенными. Апостол Павел говорит: «Повелеваем же вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучатися вам от всякаго брата безчинно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас» (2 Фес. 3, 6).
О звании и обязанностях христианских
Называемся мы христианами потому, что веруем в Господа Иисуса Христа, повинуемся Его святой Церкви и исполняем закон Евангельский, а православными называемся потому, что веруем право, или правильно славим, т. е. так, как написано в Слове Божием (Библии) и как научили нас Святые Отцы на Вселенских соборах.
Отсюда понятно, что мы обязаны, во-первых, знать закон Божий, свою веру и «быть всегда готовыми всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании (вере), дать ответ с кротостью и благоговением»
(1 Петр. 3, 15), а, во-вторых, исполнять Закон Божий, или святые заповеди, и таким образом «поступать достойно звания, в которое призваны» (Ефес. 4, 1). А звание наше христианское — воистину великое и небесное, потому что мы « куплены дорогою ценою» — кровью Иисуса Христа, и должны быть храмом Духа Святого (1 Кор. 6,19), детьми Отца Небесного, наследниками Божиими и сонаследниками Христу (Рим. 8,17). Оттого святые апостолы называют христиан «родом избранным, царским священством, народом святым» (1 Петр. 2, 9).
К сожалению, многие не знают или не осознают высоты и величия своего христианского звания, не знают своих обязанностей, не исполняют их и живут, как язычники, в нечестии: одни так поступают по своей темноте духовной, другие по лености, а третьи — по высокомерию. Но молит вас всех Святая Церковь устами святого апостола Павла: «Поступайте достойно звания, в которое призваны» (Ефес. 4,1), иначе будете не детьми Божиими, а детьми диавола, исполняющими его похоти (Иоан. 8, 49), — детьми тьмы, которые «снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему… и попирают Его» (Евр. 6 и 10) и которые, если не раскаются, будут прокляты Господом Богом и пойдут, как наследники диавола, вместе с ним в вечный огонь.
Страшно впасть в руки Бога Живаго! Поэтому будем прилежно изучать Закон Божий, свои обязанности, будем усердно их исполнять, работая Господу со страхом и радуясь Ему с трепетом.
Все обязанности христианина Сам Господь Иисус Христос разделяет на две главные заповеди: на обязанности к Богу и обязанности к ближнему (Мф. 22, 36); подобно этому и заповеди Закона Моисеева были разделены на две скрижали (доски); подобно этому и обязанности христианина делятся на две части: первая часть — вера в Бога и в Святую Церковь, Святые Таинства, молитва, соблюдение праздников, постов и пр., вторая часть — обязанности к ближним, семье, обществу и государству, а также обязанности к себе самому, так, чтобы это составляло всю жизнь христианина «от святой купели и до гроба», весь устав христианской жизни.
Актуальная цитата
Почему Христос – Помазанник Божий? Так назван Сын Божий потому, что Его человечеству безмерно сообщены те дары, которые в Ветхом Завете сообщались через помазание елеем царям, первосвященникам и пророкам.
При написании статьи использован труды священника П. Успенского, творения св. Тихона, епископа Воронежского, книга «От святой купели и до гроба».— 1915, катехизис Филарета,
При написании статьи использован труд иеромонаха Харитона (Просторова) «Православие для всех», Кострома, – 2000, – 392 с.