Из множества проблем, омрачающих сегодня нашу жизнь, остановимся на тех бедах и болезнях, гибельных для всего нашего общества, которые исходят не откуда-то извне, но коренятся в наших собственных душах, зависят от нас самих. Речь пойдет о наших семейных неурядицах. Или более конкретно – о тех мучителях, которые заставляют страдать самых близких людей – свою родную семью, – о тех мучениках и мученицах, которым выпало на долю терпеть эти страдания. Общество людское состоит из семей, и все плохое в семьях бедой отзывается на всем обществе.
Господь установил брак и создал семью для человеческого счастья и благополучия на земле, для помощи и отрады в исполненной скорбей жизни. Но это счастье посылается Богом тогда, когда и брак бывает устроен и в семье живут по закону, указанному Богом. Сделать же это – во власти самого человека. А бывает и так, что такое великое благодеяние Божие как семейная жизнь вместо благословения Божиего обращается в истинную кару, вместо радости приносит лишь несчастье и мучения. И сколько таких печальных примеров приходится видеть вокруг! Сколько этих бед ходит по белому свету! Сколько людей страдают от несчастной и безотрадной доли, на которую обрекла их семейная жизнь. Но кто же виноват во всем этом, как не сами же люди? И не в том ли главная беда, не от того ли семейная жизнь для многих становится несчастной, что они сами не захотели либо не сумели и семью свою устроить, и себя самих поставить в ней, как Бог указал, как следовало бы по разуму и по совести? Какие причины чаще всего губят семейное счастье? Не будем пока говорить о том, что часто у нас сами браки заключаются так, что ведут не к благополучию и семейному счастью, а к такой тяжелой жизни, которая, по пословице, «горем посеяна, слезами полита, тоской покрыта, печалью огорожена».
Перейдем прямо к семье: сначала к положению мужей и жен, их отношению друг к другу, а потом, и к родителям, как они готовят своих детей к браку.
Первое лицо в семье – муж. Он – глава жене своей, он – хозяин дома, им ведется и держится семья. Такая власть дана ему от Бога, так учит Господь в Священном Писании.
Но для того ли Бог вручил ему эту власть, чтоб он гордился ей перед женой? На то ли она дана ему, чтобы он делал что хотел, самодурствовал, как ему нравится, и его нраву никто бы не препятствовал? Нет, это значило бы во зло употреблять власть. По закону, данному нам Самим Спасителем: кто выше поставлен над другими, тот больше обязан служить им. «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий»,- сказано в Святом Евангелии (Лк. 22, 26) и «кому дано много, много и потребуется, кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). Стало быть, власть – это обязанность, возложенная Богом, которую должен нести человек для блага других,- это служба, и тем труднее и тяжелее, чем она выше.
Муж – господин в доме, значит, он первый отвечает перед Богом и людьми за все, что делается в доме, и хорошего и худого.Он – глава жене, значит, он главный сберегатель ее. Его дело – служить для благополучия семьи, заботиться о ее благе, устраивать ее счастье. Он поставлен выше, старше жены, стало быть, он должен подавать ей пример во всем добром. На это от Господа ему дано больше по сравнению с женой сил и умения, в этом он давал обещание перед Крестом и Евангелием, когда венчался, во всем этом с него Бог потребует на суде Своем строгого отчета.Пример ему, как он должен пользоваться своей властью, указан во Христе: «муж глава жены, как Христос Глава Церкви (то есть христианского общества)». А вспомните, на какие труды, унижения, страдания и смерть предал Он Себя за Церковь, как Он заботится о ней и бережет ее!
Муж – глава жены, но жена дана ему не в рабыни. Сам Спаситель, Глава Церкви, зовет христиан не рабами, а Своими братьями, друзьями. Что такое жена для своего мужа? Это собственное его тело, единая с ним плоть, – как сказал Господь. А кто же не бережет своего тела? Кто станет свою плоть ненавидеть? Уж если, по закону Христову, христианин должен любить всякого постороннего человека как самого себя, то не должен ли он больше себя самого любить ту, которая ближе всех к нему, – свою жену, с которой Господь соединил его неразрывной связью, самым тесным союзом? Бесчеловечно мучить и тиранить других, а быть мучителем, тираном жены своей – это безумно совсем. Жена – подруга в жизни, товарищ мужу. Вместе соединял священник их руки, когда венчал их, из одной чаши пили они тогда благословленное вино, на одной подножке стояли. Не в жене ли своей больше всего и следует мужу находить отраду для себя в жизни? Не должна ль самая тесная дружба и согласие связывать его с ней? Жена, заметим, помощница мужу равная и по человеческому достоинству своему, и по христианскому званию: перед лицом Господа нет разницы между мужским полом и женским.Не в праве ли она требовать от мужа обращения с ней, по крайней мере, такого же уважительного, какого, конечно, и он сам требует от нее?
«Мужья! оказывайте женам своим честь, как сонаследницам благодатной жизни (то есть равным с вами по христианству)», -учит слово Господне. Жена не служанка для мужа, а помощница в трудах и заботах его, хозяйка дома.С кем же мужу прежде всего и вести совет, как не со своей женой? Кому больше довериться, как не ей? Жена оставила ради мужа родной дом, который вырастил ее, вышла из-под родительской заботы, ласки и защиты, чтобы отдать себя мужу, ему она вверила себя, его защите поручила себя, от него надеется и ждет себе счастья. Жена-мать детей,если Бог благословит ее с мужем такой благодатью. Каких страданий стоит ей одно появление их на свет Божий! Сколько тягостей, болезней, трудов ей нужно перенести, чтобы вскормить и выходить ребенка! Про то ведомо только матерям. За одно это не заслуживает ли она права на уважение?
При всем этом мужу не следует забывать об особенностях женской натуры, которые могли бы подсказать ему, как он должен обращаться со своей женой. Женаслабее мужа,стало быть, ей обязан муж оказывать снисхождение, если и заметит в ней какие-то недостатки или слабости; как говорится в Священном Писании: «бережно и благоразумно обращаться с нею, как с сосудом слабейшим». Стыд и позор тому, кто обижает слабого, а уж тем более самого близкого — жену. Жена чувствительнее мужа ко всему,значит, и подход к ней требуется нежный и ласковый, а не суровый.
«Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы»,—учит слово Господне (Кол. 3, 19). Огорчение, которое мужу кажется малым и неважным, для жены — тяжело и больно. Жена стыдливее мужа.Значительно реже встречаются женщины, оскверняющие себя бесстыдным словом или поступком. Значит, и здесь мужу следует дорожить в ней этим чувством, беречь его в ней, не оскорблять его неприличием: потеряй женщина стыдливость, – она сделается отвратительна. Сердце жены мягче, нежнее:добром и лаской на него легче и скорее подействуешь.
Если муж – глава жены, ему следует быть головой, прежде всего разумной, ведь голова для тела важнее и почетнее своим разумом. Так пусть же он, используя все силы разума, поймет, что уважением и лаской он приобретет от жены полную преданность, что сердце человека призывают любовью и мягкостью, а не страхом и суровостью. Именно он, как хозяин и глава семьи, обязан в первую очередь устроить семейную жизнь так, чтобы счастье жены стало бы и его собственным счастьем.
Стоит ли говорить о том, что разумныймуж будет с уважением относиться к жене за ее безграничный труд по хозяйству и воспитанию детей. Разумныймуж всегда оценит по достоинству постояннуюзанятость своей жены домом, вечной и добровольной его домработницы. Оценит и найдет в себе душевные силы ответить ей благодарностью.
К сожалению, в обществе фактически отсутствует институт или нормы христианского отношения между супругами. Наоборот, внушается некая безрассудная автономность, независимость и свобода каждой из сторон. Безбоязненность перед Богом. Нарушение Его заповедей, Его главного закона относиться к ближнему как к самому себе.
Поэтому все еще нередки случаи, когда муж поддерживает свою власть в семье силой, унижая себя побоями жены, выведенной из терпения его поступками и грубым отношением. Но драками, да битьем человек только ожесточает свое собственное сердце, теряет жалость не только к ближнему, но к любому человеку вообще, в голове потемнеет, и сам себя он забудет, словно зверь какой.
Что же следует из безобразного обращения мужей с женами? Постоянное терпение невзгод семейных родит в жене тугу о своей горемычной женской доле, и в семью свою не внесет она той приятной отрады, того веселья, того бесценного утешения, которое заставило бы и мужа забыть труды и невзгоды житейские, искать и находить у себя дома отдых и покой.
Но может быть, не отрады в жене ищет муж (а ведь это самое нужное ему для жизни),а, чтобы жена чувствовала власть его над собой, смирялась перед ним, почитала и была покорна ему. Конечно, грубостью да бранью, а особенно кулаками, он добьется того, что жена будет пред ним тиха и молчалива, не станет возражать ему, будет во всем угождать ему. Но станет ли уважать и почитать его? Вот в чем главное-то, что нужно для счастья семейного! Таким обращением только страх возбудишь к себе. Из страха будут тебя слушаться, будут стараться, чтобы делать в угоду капризам твоим и не перечить тебе ни в чем, но уж любви, уважения, преданности к себе не жди! А что за радость, когда тебя только боятся? Что за удовольствие в том, что перед тобой робеют и дрожат, как перед зверем или страшилищем? Ведь и угодное-то тебе будут делать не от души, а со скорбью в сердце, притворно. Да и тогда, когда тебя не будет, не помянут тебя добром. Нет, то хорошо и приятно, когда тебя искренне любят и почитают. А любовь любовью и покупается, уважением платятза уважение,страх делает неприятным того, кого приходится бояться.
Впрочем, не всегда жена покорно и безответно терпит дурное обращение мужа, чаще случается наоборот. И с мягким, податливым характером жена выходит из терпения от обид мужа, озлобляется на него, как говорится: «Курицу, и ту можно раздражить». А уж если жена не из робких, с бойким, твердым характером, так и подавно станет сопротивляться. Что же выходит тогда? Вечная война в доме между мужем и женой, ссоры, брань, проклятия, драки, неурядица, все идет вверх дном, как есть Содом! Что же это за жизнь, когда нет покоя, тишины! Положим, что муж и тут смирит жену криком, угрозами или силой. Но что же за отрада ему в ее слезах, жалобах, в ее озлоблении против него!
Но даже если и не дошло до такого несчастья, все же много греха на душу берет тот муж, который оскорбляет свою жену, не хочет построить жизнь с ней в ладу. Господь, заповедавший нам жить в любви, дружбе и мире со всеми,поставил вражду нашу с ближними и обиды, какие делаем им, столь тяжелым грехом, что при нем молитва наша будет не в молитву, всякое доброе дело, какое бы мы ни совершили, и всякий дар Богу, не будут Ему угодны, и прощения себе не можем ожидать от Господа, пока не помиримся с ближним. Что же говорить о том, что муж не живет в мире и согласии с самым близким к себе человеком – со своей женой, если он наносит ей обиды и оскорбления? Этот грех его станет стеной между ним и Господом, не допустит до Бога никакой молитвы его, загородит от него всякую милость Божию. Каков будет муж со своей женой, таковым будет и Бог для него.
Правосудный Господь воздает таким мужьям по заслугам. И, конечно, первым наказанием Божиим для них бывает то, что их собственный дом и семья приносят им огорчения и несчастья, вместо отрады и утешения. От того-то и происходит очень часто, что после трудов своих или при разных житейских неприятностях они ищут себе отдых и развлечения не там, где следовало бы, то есть не в обществе жены и семьи, а где-нибудь на стороне. Родной дом не привлекает их, радости не доставляет им.
Еще большее наказание понесут они в своих детях. Дурное обращение отца с матерью не укроется от детей, как бы того не хотели сами родители. Дети умеют все подмечать и все, подмеченное ими, глубоко ложится в их душу. У нас, к сожалению, мало заботятся о том, чтобы дети не видели дурных примеров. Что же происходит, когда они видят дурной пример в отце, в его обращении с матерью? А вот что: суровое обращение отца с матерью поселяет и в них страх к отцу, а где один страх, там не может быть любви. Затем бывает еще хуже: дети начинают испытывать жалость к матери, на отца начинают смотреть с неприязнью, как на ее обидчика, мало-помалу озлобляются против него, а особенно, если мать с ними ласкова и добра к ним. Либо, наоборот, в подражание сами начинают ни во что ставить свою мать. А там, как вырастут, и сами становятся грубы и непочтительны к своим родителям. Когда же обзаведутся своими семьями поступают уже со своими женами по примеру отцов.
Потому-то и долговечны у нас такие дурные семейные порядки, построенные на неуважении мужа к жене: «Старики наши строгостью держали жен в покорности и страхе, не давали им воли, плетью учили их уму-разуму». Но спросим: разве учат грубостью и бранью? Разве идет впрок наука, вбитая кулаком? Забить, запугать, сделать упрямым, озлобить, -на все это, конечно, способна такая наука, а научить добру – никогда! Человек, ведь, – не животное: Господь дал ему разум и совесть, понимание, что хорошо и плохо, значит, его надо вразумлять, растолковывать, что следует и как следует, учить его добру нужно, действуя на его совесть, неподатливость его одолевать терпением и кротостью. Любовью, вразумлением да терпением можно всего добиться от человека, покорить его себе гораздо скорее и прочнее, чем суровостью и жестокостью. Даже неразумных животных и тех кнутом только портят: если, например, лошадь с норовом, так и знай, что ее учили дубиной.
А если в Писании сказано про страх жены, что жена должна бояться мужа, так какой же страх здесь разумеется? Конечно, не тот, какой имеют люди к злодею, врагу своему, а страх, похожий на тот, который мы должны иметь к Отцу Небесному — это страх из любви и глубокого почтения. Разве будет угоден Богу такой наш страх к Нему, когда мы боимся Его из-за того, чтоб беды себе не нажить, кары Его не навлечь на себя? Пусть жена боится мужа не как человека, который всегда может, если захочет, нанести ей обиду или оскорбление, а пусть дорожит его любовью, пусть боится всего того, что может охладить эту любовь, пусть почитает его как защитника, охранителя своего, главу дома. Такой-то страх из любви или такое почтение к себе пусть муж и постарается возбудить в жене своей любовью и добротой к ней, заботой о ее благополучии.
Следовало бы сказать еще и о самих женах, как они обращаются со своими мужьями и как бы следовало им обращаться. Признаться, язык не поворачивается указывать на слабости и недостатки наших жен, когда подумаешь, как много обид им приходится терпеть от мужей. Не хочется говорить о них ничего другого, кроме слов полного сочувствия к их многострадальной доле.
При написании статьи использована книга «Мужьям о женах.М: Сретенский монастырь, 1999»