КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА. ОТЦЫ И ДЕТИ

thumbnail of 2010-02
ПВ № 02(23) 02-2010.pdf Рубрику ведет Сергей Смоляков

Рождение человека в мир обыкновенно доставляет радость родителям новорожденного и всем близким. И не только рождение, но и самая память о рождении известного члена семейства, день рождения почти всегда бывает для семейства днем особенной радости.
Но, к сожалению, не всегда радость о рождении в мир человека оправдывается дальнейшим течением жизни его. Не всегда жизнью своей доставляют радость те, которые возбуждали радость своим рождением. Жизнь показывает, что родятся разные дети, не только хорошие, но и дурные, и многие дети так твердо сохраняют свои дурные природные качества, что даже самое тщательное воспитание не изменяет, не перерождает их.
От чего же зависит, что одни дети рождаются добрыми и приносят радость не только своим рождением, но и всей своей жизнью, а другие выходят дурными, злыми, причиняющими горе всем? Где причина того, что рождение детей часто бывает несчастьем?
Прежде всего, на качество детей имеют важное влияние качества их родителей и предков. Каковы родители и их род, таковы обыкновенно и дети. От репейника разве может произрасти роза? Дерево горькое разве может приносить плоды сладкие? То же самое бывает и в рождении людей. Если родители добры, доброго рода, то и дети от них рождаются обыкновенно добрые. Родители нравственно испорчены – дурны бывают обыкновенно, нравственно испорчены и их дети.


Исключения из этого правила редки и объясняются или присущей всем людям греховной порчей и разными внешними влияниями, когда, например, у добрых родителей иногда бывают дурные дети, или какими-либо неуловимыми внешними условиями и добрым воспитанием, когда у дурных родителей являются добрые дети.
Общий же закон тот, что от родителей добрых рождаются и дети добрые, а от дурных – дурные.
Обратимся к истории, и она со всей силой подтвердит эту истину. Вот первый человек Адам родил первого своего сына Каина – родил тотчас по грехопадении, не успев еще омыть греха своего слезами покаяния. И что же мы видим? В этом первенце Адама как будто воплотилось все зло греховное, до того он оказался злым, нравственно испорченным со всем своим потомством. Но вот Адам очищает свою душу раскаянием, и вслед за тем от него уже рождаются
добрые дети: Авель и Сиф, родоначальник сынов Божиих. Там, где святость родителей достигает высшего развития, рождаются добрые, святые дети. Так, Пресвятая Богородица родилась от благочестивейших родителей, Иоакима и Анны, имевших и предков благочестивых, а от родственников их, тоже благочестивых, Захария и Елисаветы, родился пророк и великий Предтеча Христов Иоанн.
Таков закон рождения. Родители обыкновенно сообщают свои качества, как телесные, так и духовные, не только детям, но и целому дальнейшему поколению своему, если только новые силы, почерпаемые от других родов через брачные союзы, и посторонние влияния не изменяют этих качеств.
Если мы иногда и видим, что дети, и по внешнему виду, и по духовным свойствам выходят непохожими на своих родителей, то отсюда отнюдь не следует, чтобы дети были как бы чужими своим родителям, ничего не заимствовали от них. Нет, будучи непохожими на своих родителей, они часто бывают похожи или на своих ближайших родственников, своих дедов, дядей, или на сродников более отдаленных, даже весьма отдаленных, уже забытых, и таким образом во всяком случае заимствуют от родителей или через родителей и телесные, и душевные качества своего рода.
Но всякий человек может, если захочет и приложит труд, развить в себе и передать детям добрые наклонности, навыки и качества своего рода, может передать детям лучшее из неисчерпаемого источника сил, заимствованных им от предков, если только сам постарается дать в себе господство добрым силам и навыкам.
Подобно тому, как мы по произволу можем вызывать и удерживать в своем сознании те или другие образы, хранящиеся в нашем воображении, вспоминать те или другие мысли, хранимые памятью, родители могут в душе своей давать господство тем или другим свойствам, качествам и дарам, заимствованным от предков, и передавать их детям.
Вторая причина, от которой зависят такие или другие качества детей, – это постановка супружеской жизни. И история, и наш личный опыт свидетельствуют нам, что там, где постановка супружеской жизни хороша, где супруги живут мирно, нравственно, чисто, во взаимной любви, там и дети почти всегда хороши. А где семья стоит дурно, там и дети дурны. Если муж и жена живут нечисто, не соблюдая верности и целомудрия, враждуют друг против друга, то и детям они передают дурные наклонности и качества. Даже и при прекрасных личных качествах отца или матери допущенный в супружеской жизни беспорядок
весьма гибельно отражается на качествах, свойствах и поведении детей.
Царь и пророк Давид был муж по сердцу Божию, любил Бога всей силой души, отличался прекрасными качествами духа: от него ли, кажется, можно было ждать дурных детей? И, однако ж, многоженство, греховная связь с Вирсавией, женой Урииной, и другие неустройства его супружеской жизни сделали Давида несчастнейшим отцом, свидетелем и едва не жертвой кровавых неустройств в семье между детьми. От живших в чистом и святом браке Иоакима и Анны рождается Пренепорочная Дева Мария; от Захарии и Елисаветы рождается величайший праведник, Предтеча Христов.
Вообще, это – закон нравственного мира, всем знакомая истина, что от людей, живущих в браке благочестиво и чисто, почти всегда рождаются дети благочестивые, благонравные, будущие хорошие общественные деятели, а от людей, не хранящих святости брака и семейной жизни, происходят дети с дурными наклонностями, порочные.
Передаются детям нравственные недуги родителей-супругов, как передаются и недуги родителей телесные. И затем эти недуги крепнут и развиваются с годами под влиянием дурной семейной обстановки.
Родивши детей нечисто или при озлобленной настроенности и не давши им ничего доброго при рождении, что доброго могут дать им родители и при их воспитании? Здесь каждый может дать только то, что действительно имеет сам: дурной пример семейной жизни, пример ссор, раздоров, вражды, озлобления. Лицемерным прикрытием семейных неустройств здесь нельзя решительно ничего достигнуть.
Наконец, одна из самых главных причин, влияющих на нравственные качества детей, – это благословение или не благословение Богом как родителей и их супружеских союзов, так и рождающихся от сих союзов детей. Только при благословении Божием могут рождаться дети добрые, благонравные, служащие утешением для родителей.
Когда благословения нет над тем или другим рождением, над тем или другим дитятей, то и от добрых родителей иногда рождаются дурные дети – чада гнева Бо-жия, порождения греха.
…Благословил Бог святых Иоакима и Анну, Заха-рию и Елисавету, и от них родились благословенные дети: Преблагословенная Богородица Дева Мария и великий Предтеча Христов Иоанн. Так Бог, Своим благословением сохраняющий, размножающий и совершенствующий вообще живые твари, тем же благословением Своим размножает и людей через посредство родителей и дает родителям детей добрых, а лишением этого благословения попускает рождение детей дурных.
В дурных детях Бог самым строгим образом наказывает людей, карая нераскаянных, а в добрых детях награждает добродетель или располагает к ней. В самом деле, когда родители живут греховно и Бог лишает их детей Своего действенного благословения, и когда дети, лишенные Бо-жия благословения, являются дурными, неблагонравными, то какую причиняют они обыкновенно скорбь, какое горе своим родителям! Какое горькое часто возбуждают они в них раскаяние в заблуждениях и пороках своей молодости! Какой страшный урок дает несчастье иметь дурных детей и другим родителям, располагая их к доброй супружеской жизни!
Самое ужасное из несчастий – это дурные дети, и, напротив, величайшая радость, величайшее счастье – дети добрые. Промысел Божий блюдет над людьми. И одних, благочестивых, простых, бедных, смиренных, Он возвышает в детях, а других, славных, богатых, но гордых и грешных, унижает, наказывает тоже в детях… Как нужно родителям заботиться о том, чтобы жить благочестиво и привлечь на себя и на детей благословение Божие! Вот главные причины того прискорбного явления, что дети, порадовав своих родителей своим рождением, часто потом делаются для родителей источником печали и тяжких огорчений.
Что же нужно делать, чтобы предотвратить или, по крайней мере, ослабить распространение между людьми путем рождения нравственной порчи и таким образом улучшить младшее поколение, а с ним и весь род человеческий?
Родители должны жить чисто, свято, благочестиво, богобоязненно, тогда от них будут рождаться и дети, подобные им, добрые, тогда почиет на них и на детях их благословение Божие, и дети будут утехой и для самих родителей, и для всего общества, для своей родины, для своего государства. В руках самих родителей, в их распоряжении находятся средства улучшить грядущее молодое поколение при самом рождении детей через передачу им добрых качеств, доброй настроенности, добрых наклонностей.
Своим родителям и предкам, прежде всего, обязаны люди своими добрыми качествами, а равно и в дурном направлении молодого поколения всегда виновато старшее поколение. Да трепещет же оно ответственности за молодое поколение, да потщится доброй жизнью приобрести способность и силу передать детям добрые качества!
Затем, если несчастье совершилось, если замечается, что детям переданы через рождение дурные качества, начинающие ясно обнаруживаться, то не следует считать дело совершенно непоправимым и предоставлять дурных детей их собственной участи. Нет!
Во-первых, нужно горячо и непрестанно молиться Богу, чтобы Он Своею всесильною помощью помог исправить зло. А затем на лучшее, тщательное воспитание детей нужно обратить особенное, полное внимание.
И к дикому дереву можно привить добрую ветвь, и оно будет приносить хорошие плоды. Так точно доброе воспитание, привитие через него к душе человека добрых правил и навыков может значительно исправить то, что родилось диким, испорченным от природы.
Пусть только все постараются проникнуться страхом Божиим, любовью к добру, к справедливости, к законности, пусть все начнут дышать не злобой, а человеколюбием, любовью не к себе только самим, а ко всем и, в частности, к будущим поколениям: тогда Господь пошлет Свое благословение на всех, и будет всем нам благо. Будем все мы счастливы, спокойны, мирны, безопасны.
из поучений детям великого князя Владимира мономаха:
«… Извечный враг наш побеждается тремя добрыми делами: покаянием, слезами и милостынею… Просите Бога о прощении грехов со слезами, и не только в церкви это делайте, но и ложась в постель, не забывайте ни одну ночь класть земные поклоны, если вы здоровы; если же занеможете, то хоть трижды поклонитесь… Главное же, не забывайте убогих, и по силе, как можете, кормите их… Пуще всего не имейте гордости в сердце вашем, ни в уме: ибо все смертны, – сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог, не наше, а только поручено на короткое время. Старика почитайте как отца, а молодых как братьев. В деле своем не ленитесь… Жен своих любите, но власти им над собой не давайте… Что знаете полезного не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь. Творите добро, I не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего по отношению к Церкви».
При написании статьи использованы проповеди Павла, Архиепископа Казанского