Каждый раз в праздник Пасхи священнослужителям задается множество вопросов:
Что можно освящать в праздник Пасхи? (Что только не приносят люди освящать кроме куличей и яиц! Водку и сигареты, продукты питания и вещи, на которые Церковь не имеет чина благословения… Освящаются ли они?).
Что делать потом со скорлупой освященных яиц, остатками куличей? (У нас есть примеры того, что человек хранит эти остатки как некую святыню…).
Когда освящаются элементы пасхальной трапезы?
Для понимания Этого вопроса важно уяснить, что такое освящение и для чего оно нужно человеку.
Благодать, помощь, различные дары дает Бог, дает исключительно по Своей милости. Но «…как источник не возбраняет черпать желающим, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет быть его причастником» (преподобный Ефрем Сирин). Мы не можем при помощи каких-то магических действий «вынудить» Бога ниспослать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой просить. Священное Писание о необходимости веры для молитвы говорит так: «Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен волне морской, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1, 6-7). Когда мы молимся Господу, нужно верить в то, что Господь всемогущ, что Он может сотворить или даровать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он милостив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обращать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совершении освящения будем не просто стоять рядом со священником, но и сердечно молиться с верой, тогда и мы сподобимся получить от Господа освящающую благодать.
Освящением православные христиане называют действия, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти действия на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие. Воснове многообразных церковных чинов и благословений лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Божьему благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь… И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы. Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.
Помогает ли освящение «автоматически», как думают те люди, которые приносят для освящения водку и т.п.? Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другие, включая Святейшее причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)». Из этого следует что вещи, на которые попали капли освященной воды, автоматически НЕ ОСВЯЩАЮТСЯ, если они не достойны освящения, как не освящаются нечистоты при соприкосновении со святыней.
В праздник Святой Пасхи Христовой Православная Церковь освящает благословением хлеб (в виде артоса и куличей), сыр (в том числе в виде сырных пасок) и брашна мяс. НИЧЕГО ДРУГОГО НА ПАСХУ НЕ ОСВЯЩАЮТ!
Что такое артос и почему его освящают в праздник Пасхи?
Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб» – общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе – просфора всеобщая. Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств Светлой седмицы, раздается верующим. Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, но нет Распятого – как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса. Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, напротив Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня. Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранят ся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей, употребляется артос в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».
Кулич является подобием церковного артоса, домашним его эквивалентом, чаще всего ему придают форму высокой церковной просфоры и делают его как можно более скоромным (то есть не постным), добавляя в тесто большое количество яиц и масла. После окончания пасхального богослужения куличом разговлялись после Великого поста: иногда уже в церкви прихожане угощали друг друга и священнослужителей кусочками своего кулича, но чаще дома за пасхальной трапезой глава семьи делил его по числу домочадцев. Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление – прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.
После пасхальной литургии освящаются «брашна от мяс», иными словами мясная пища, чем дается мирянам разрешение на вкушение этой пищи. «Совершая благочестив память Христа, Агнца Божия, страдальчески закланного за очищение грехов всего мира, христиане, в доказательство духовного веселия в день Святой Пасхи приготовляют пищу из мяс безсловесного агнца, освященного благословением церковным. И Церковь Христова издревле дозволяет сей обряд не для сохранения древнего иудейского закона, но для выражения христианского благочестия. – говорит Новая Скрижаль. – Для сего, по окончании дней поста, при наступлении Пасхи Господней, напитав души верующих славословиями, как духовной пищей и небесным хлебом от трапезы благости Божией, для некоторого утешения и подкрепления, она приносит Богу и сие для нашей пользы дарованное создание, т.е. агнца, умоляя Бога благословить его для нас и сотворить полезным и приятным, чтобы вкусив его с благодарением, более и более с духовной алчбою и жаждою искали Самого Бога, Который есть пища душ и телес наших, и наслаждались Им непрестанно». Следует отметить, что мясная пища должна по уставу благословлятьсяВНЕ ХРАМА, и в ХРАМ НИКОГДА НЕ ВНОСИТСЯ!
В Требнике после освящения мясной пищи есть также «Молитва во еже благословити сыр и яйца». Как говорит Новая Скрижаль, этот обычай более принадлежит монашествующим, которые никогда не вкушают мясной пищи и по совершении пасхальной литургии благословляют молитвой сыр и яйца, а потом предлагают на трапезе эту пищу как благословенную прежде других снедей. По Уставу, «яйца и сыр принесенныя поставляются в притворе, в церковь же отнюдь не подобает вносити».
К остаткам пасхальной трапезы не нужно относится как к святыне, как не являются святыней остатки любой благословленной трапезы (в обычный день)
по причине того, что освящение куличей, пасох и мяс является всего лишь их благословением к пасхальной трапезе после поста. Это говорится для тех людей, которые по своей глупости и непониманию церковной жизни хранят скорлупу от благословленных яиц и крупицы с пасхального стола как некую святыню, не зная что с ней делать.
Когда совершается освящение? В Триоде Цветной Молитвы во еже благословити сыр, яйца и брашна мясъ помещаются после чинопоследования пасхальной Литургии. После возгласа «Благословен Бог наш» трижды поется тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Следовательно, освящаются пасхальные снеди непосредственно перед разговением после пасхальной заутрени. Но это исполнимо только в небольших церковных общинах. В условиях современной приходской жизни, когда освящать пасхальные яства приходят не только сотни прихожан данного храма, но множество людей,*посещающих храм только три раза в год, чтобы получить святую крещенскую воду, освятить кулич и поставить свечку, когда возникли какие-нибудь жизненные трудности, освящение совершается в Великую субботу. Для этого есть основание: в этот день Литургия святителя Василия Великого соединяется с пасхальной Великой вечерней. Праздник Пасхи реально начался. Священнослужение совершается в торжественных белых облачениях. После возгласа «Благословен Бог наш» перед молитвой на освящение поется воскресный тропарь 2-го гласа: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе».
В то же время большинству православных, пришедших на пасхальное богослужение и принесших с собой для благословения яйца, сыр и мясо, пришлось бы не вносить их в храм. Т.е. либо оставлять их где-то вне храма или не входить в храм с такой пищей и лишить себя радости пасхальной службы. Поэтому в больших приходах существует обычай благословлять снеди после литургии Великой Субботы. Обычно освящение продолжается до трех часов дня, так как храм надо готовить к пасхальной службе. Лучше всего точное расписание освящения куличей и пасок заранее уточнить в храме, в который вы собираетесь пойти.