Скажем теперь о тех, полных глубокого, таинственного смысла особенностях, которыми сопровождается богослужение некоторых праздничных дней.
Воспоминая торжественный царский вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, Святая Церковь воспевает: Бог Господь и явися нам: составите праздник и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с вайями и ветвъми, песнъми зовуще: благословен грядый во имя Господа Спаса нашего, и на утреннем богослужении вручает своим чадам зеленеющие древесные ветви, которые обыкновенно украшаются зажженными свечами. Такими ветвями, вследствие того, что неделя ваий бывает раннею весной, у нас обыкновенно служит верба, как начинающая зеленеть ранее других древесных растений. Перед каноном, на утрене, во время чтения псалма «Помилуй мя, Боже», священник совершает освящение вербы: трижды кадит кругом приготовленных ветвей вербы, читает составленную на этот случай молитву, окропляет вербу святой водою, и потом раздает ветви молящимся, которые должны тихо и с благоговением подходить к священнику для принятия их. С этими ветвями, украшенными восковыми свечами, верующие и стоят в храме до окончания богослужения.
Этот церковный обряд имеет глубокий внутренний смысл. В древности у евреев был обычай, по которому вождей, одержавших победу над врагами, прославляли, между прочим, тем, что встречали и провожали их с древесными, постоянно цветущими, ветвями. И Господа нашего Иисуса Христа после воскрешения Лазаря народ провожал от горы Елеонской в Иерусалим с зелеными пальмовыми ветвями как царя-победителя смерти. Подобно этому и мы в праздник Входа Господня в Иерусалим прославляем Господа как победителя смерти. Зеленеющие ветви вербы, по изъяснению Церкви, служат знамениями победы над смертью и воскресения Иисуса Христа и нашего общего воскресения. Общее воскресение, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвшл ecu Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения косяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. Таким образом, зеленеющими вайями в праздник Входа Господня в Иерусалим мы прославляем Господа как победителя смерти и воспоминаем наше будущее воскресение.
И сами эти начинающие зеленеть ветви являются нам живым напоминанием и образом нашего воскресения. Зимою они были как бы мертвы, без жизни; смотря на них, кажется, трудно и вообразить, чтобы это безжизненное дерево могло опять ожить, зазеленеть и, однако же, всегда так бывает, и с наступлением весны дерево снова оживает, ветви снова зеленеют. И мы умрем, и для нас наступит смерть, эта суровая зима, но придет и наша весна всеобщего воскресения, и мы опять оживем, и наше тело, истлевшее в земле, опять соединится с душою. Смотря на мертвецов, опуская тела их в могилу, трудно и представить себе, чтобы истлевшее их тело когда-либо ожило и восстало, и, однако же, так будет: Бог тленное облечет в нетление и мертвое соделает бессмертным. Так начинающие зеленеть ветви вербы напоминают нам о нашем будущем воскресении.
В то же время верба означает крест, которым Господь попрал смерть и даровал верующим жизнь вечную, почему Церковь в Неделю ваий и возглашает: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше Крест Твой глаголем: благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних». И мы для того, чтобы после всеобщего воскресения встретить в Господе Царя кроткого, милующего и спасающего, должны в своей земной жизни подъять на себя Крест Господень, сораспяться Христу и распять на этом спасительном Кресте все свои греховные наклонности, себялюбивые стремления и чувственные вожделения, должны совершать путь жизни не во имя благ земных и чувственных удовольствий, а во имя Господне, во имя заповеданных Господом добродетелей и будущего вечного блаженства: за безропотное перенесение этого Креста нам уготовано спасение на небе — «осанна в вышних».
Держа в руках вместе с вербами (знамениями победы и воскресения) горящие свечи, мы изображаем величие настоящего торжества и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни. Подобно этой возжженной свече, мы должны пламенеть любовию к Господу нашему Иисусу Христу и желанием встретить Его; пламенеть желанием истинного нашего отечества небесного, пред вечными благами которого так ничтожны все эти обманчивые радости нашего земного бытия.
По изданию «Таинственный смысл символических священнодействий». — Москва, Синодальная Типография 1906.
Продолжение следует