Лк. 6,31-36
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
Возвестило Евангелие ныне заповедь Христа Спасителя в назидание верующим в Него. Заповедь эта беспредельно возвышена, но многотрудна. Она без ограничения велит любить ненавидящих нас, прощать обиды, всякие обиды, не раз только сделанные нам, но если бы мы страдали от них дни, недели, месяцы и годы. Этого мало, заповедь Иисуса Христа повелевает за наших гонителей, ненавистников и притеснителей молиться об их благоденствии и долгоденствии, молиться и благожелать им. И этого мало, — воздавать им добром за зло.
Многотрудно исполнение этой заповеди, говорим все мы; более же нетерпеливые и скорые в решении говорят, — невозможно ее исполнить, потому что она выше сил наших, чрезмернее нашей природы.
Однако, что бы ни думали, как бы ни рассуждали об этой заповеди, как бы ее ни называли, “трудной, несообразной, невозможной”, но мы должны исполнить ее, потому что мы — христиане, потому что она вытекает, как следствие из причины, из самого существа христианства.
На чем основано христианство, что составляет душу нашей веры во Христа? Все апостолы и евангелисты, все святые отвечали на этот вопрос: любовь Божия к человечеству, не к избранному только, но к грешному человечеству. Грешники же — кто они пред Богом? — враги пред Богом. Да, всякий грешник есть враг Божий по своим лукавым делам, учит апостол Павел (Кол. 1,21), и всякое мудрование плотское есть вражда на Бога (Рим. 8,7). Господь превознес человека над всеми земнородными, дал ему душу, дал ему образ и подобие Свое. Но человек изменил Ему; презрел советы Отца, Творца, Благодетеля, Учителя, — все презрел, потоптал, сломал… И что же Всевышний? Отмстил этому врагу? Нет, сжалился над ним: тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но иматъ живот вечный (Ин. 3,16). При виде такой трогательной любви к нам грешным Отца Небесного трогательна должна быть для нас и заповедь: любите враги ваша.
Явился на землю Сын Божий, чтобы спасти людей. И что же? Его вся жизнь земная — зрелище ослепленной вражды против Него. Еще в колыбели покушались убить Его. Возрос он среди трудовых дней, не в чертогах славных, не в школах под надзором мудрецов афинских и израильских, а в беднейшем уголке Палестины, Назарете, под охраной честнейшей Матери Своей и высоконравственного древодела Иосифа. Возрос Он, мудрый, светлый, благодатный… и что же ? Зависть и злоба окружали Его; поносили, осуждали, преследовали и не раз хотели лишить жизни. А Он, воплощенная Любовь и незлобие, в ответ желает просветить всех, и мужчин и женщин, и детей и старцев, светом небесной истины, исцеляет тысячи больных, утешает несчастных, воскрешает мертвых. Наконец, Он — осужден, Он — страдальцем на кресте, Он молится. За кого молится? За своих распинателей: Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят” (Лк. 23, 34). О, безгрешный и сладчайший Иисус! Теперь внятна Твоя заповедь нам: любите враги ваши!
Мы назвались христианами, а Христос прилагает к нам в Евангелии нежнейшие, ласковые имена: други Мои, чадца Мои и тд. Но взглянем в свою совесть, без самолюбия и лицемерия. Спросим: действительно ли мы достойны ласкового имени, — друзей, детей и учеников? Не оскорбляем ли мы Его своими беззакониями? Увы! И мы, имеющие Новый Завет, грешим иногда не менее иудеев и язычников, живших в старом, Ветхом Завете. Что же, Иисус Христос мстит нам за наше жес¬токое поведение? Говорит ли нам, что нет милости непокорным и грубым, нет прощения ленивым, вероломным и безнравственным; невозможно простить этих врагов! О нет! Он обращается к нам всегда, ныне и присно, как в этот час, со своими сердечными словами: Сын мой! Дай сердце свое! Одному говорит: “как ты веруешь, так и будет тебе”. Другому говорит: “пусть будет так, как веруешь ты”. И когда мы перед Его крестом в таинстве исповеди приносим раскаяние в сделанном проступке, нас Спаситель прощает, разрешает от всех неправд. И этого мало. Он, наш Божественный Искупитель, вслед за тем преподает еще раскаявшемуся грешнику собственное Тело и собственную Кровь “во исцеление души и тела, в прощение грехов и в жизнь вечную”. Вдумаемся… О, как велика, трогательна для нас ныне в Евангелии возвещенная заповедь: любите врагов ваших!
Дорогие моей душе слушатели! Земная наша жизнь и без того полна всякого рода скорбями и бедствиями. Не будем увеличивать их своей взаимной враждой, мстительностью и злобой.
Ах, как бы изменился наш житейский быт, как бы улучшились наши общественные отношения; сколько бы радости пролилось в сердца и частных лиц, и в недра семейств, если бы мы следовали кротким внушениям нашего любвеобильного Спасителя о любви ко врагам, о прощении обид, о молитве за наших притеснителей, поносящих и клевещущих на нас, о благодеяниях за злодеяния!
Услыши же, Господи, молитву, возносимую из глубины сердец наших, за всех обидящих и ненавидящих нас. Аминь.
Протоиерей Валентин Амфитеатров