19 февраля — день празднования Елецкой-Харьковской иконы Божией Матери.

Как сказано в «Истории Харьковской епархии 1850-1988» М. П. Матвеенко, «В 1687 г.
князь Даниил Барятинский, командовавший новгородскими полками, был в походе на Крым.
Возвращаясь из похода, он заболел в Харькове и, находясь при смерти, пожертвовал
бывшую с ним Елецкую икону Божией Матери в Покровский собор. После перевода
кафедры в Успенский собор перенесли туда и икону. Каждую субботу в соборе совершалось
всенощное бдение и чтение акафиста перед поздней литургией».
Празднование этой иконы совершается 18 февраля.

С незапамятных времен Елецкая икона Божией Матери считается покровительницей
нашего города Харькова.
По описаниям нач. XX в. икона имела характерный для времени создания (не ранее 2-й
четв. XVIII в.) темно-синий небесный фон с розовым горизонтом, и ее оклад, судя по
принципам орнаментики, был выполнен в конце XVIII века. Казалось бы, история подошла к
концу: более или менее все понятно, икона Елецкая Черниговская находится в кафедральном
соборе, акафист ей написан и регулярно читается, день всецерковного празднования – 18
февраля – давно установлен… Был учрежден даже Крестный ход. На зиму ее торжественно
переносили в теплую Петро-Павловскую церковь… Что еще нужно?
Но почему же тогда Высокопреосвященнейший Арсений (Брянцев), архиепископ
Харьковский и Ахтырский (период правления с 8 февраля 1903г. по 28 апреля 1914 г.), берет
и устанавливает еще одно ежегодное празднование чудотворной иконы Елецкой Божией
Матери, которая находилась в Успенском соборе, на 19-е февраля? А потом, в 1905 году,
устанавливает перед ней чтение акафиста викарием, епископом Сумским?
Смею предположить следующее. Очевидно, был обнаружен список Елецкой иконы
Пресвятой Богородицы, который СУЩЕСТВЕННО отличался от той, что пребывала в
Успенском соборе на момент правления архиепископа Арсения (Брянцева). Пребывала на
тот момент икона Елецкая на голубом фоне (написана не ранее 18 века), а обнаружена
Елецкая икона на красном фоне, гораздо более древняя (она описана у Д. И. Багалея и Е. К.
Редина).
Вторая версия. Был написан список Елецкой иконы Божией Матери по описаниям Д. И.
Багалея и Е. К. Редина, который стал обильно источать чудеса и широко прославился. Так
или иначе, но это сподвигло архипастыря, управлявшего на тот момент Харьковской
епархией, добиться учреждения для нее ОТДЕЛЬНОГО дня празднования, как местночтимой
иконы «Елецкой Харьковской». Еще одним подтверждением этой версии служит «Список
чудотворных икон Российской империи» за 1911 год, в котором Елецкая икона указана
дважды!
Архиепископ Антоний в 1915 г. составил службу в честь Елецкой иконы Божией
Матери, а день ее празднования отмечался также, как день города!
После революции 1918 года обе эти иконы исчезли. В Благовещенском соборе, иных
храмах и частных коллекциях сохранились разные копии Елецкой Черниговской иконы
Божией Матери, в том числе на голубом фоне. Но ни оригинала, ни копии Елецкой
Харьковской иконы (на красном фоне) не осталось. И мало-по-малу память о ней стерлась.
Однако не угодно было Пресвятой Богородице, чтобы она была утрачена безвозвратно!
Милостью Божьей и молитвами Богородицы первообраз Елецкой Харьковской иконы был
восстановлен в 2012 году и сейчас находится в ризнице Свято-Покровского мужского
монастыря г. Харькова.
ПРЕСВЯТАЯ БОРОДИЦЕ, ПОМОГАЙ НАМ!
«Покровский вестник» январь-февраль 2021г.