Евангельские чтения. Литургия 23 сентября 2018 года.

Евангелие от Матфея 15:21-28 (зачало 62)
Стих 15:21

И изшéдъ оттýду Иисýсъ, отъи́де во страны́ ти́рскiя и Сидóнскiя.
И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
Почему, запрещая ученикам идти на путь язычников, Сам идет в Тир и Сидон, языческие города? Узнай, что не с проповедью Он пришел туда, потому то, как говорит Марк, «и скрыл Себя». Иначе: так как Он видел, что фарисеи не принимают Его учения относительно пищи, то переходит к язычникам.
Толкование архиепископа Никифора (Феотокиса)

Почему же Богочеловек, запретивший ученикам Своим: «на путь язык не идите, и во град Самарянский не внидите, идите же паче ко овцам погибшим дому Израилева» (Мф. 10:5-6), Сам не сохранил Своей заповеди, но оставил погибшие овцы дому Израилева, отшел же на путь языков, то есть во страны Тирские и Сидонские?

Ни заповеди, которую дал ученикам Своим, не преступил Он, ниже народ Израильский оставил; ибо заповедь не гласит так: совершенно не ходите к язычникам, но токмо предпочитает Израильтян: «идите же паче ко овцам погибшим дому Израилева». Дал же им преимущество по той причине, что они, получив закон и завет и слышав о Нем пророчества, довольно были просвещены и научены к приятию Его. Израильтяне и действительно получили предпочтение; ибо не токмо Иисус Христос их прежде учил, но и Божественные Апостолы, прияв от Него сию заповедь, прежде им возвещали веру во Христа; потом, поелику они не приняли проповеди, обратились во языки:
«вам бе лепо, говорил Павел и Варнава, первее глаголати слово Божие: а понеже отвергосте и недостойны творите сами себе вечному животу, се обращаемся во языки» (Деян. 13:46)

Сие самое сотворил первее Господь: учил книжников и фарисеев, чтобы за предания свои не нарушали заповеди Божией; но они не прияли Его слова, но соблазнялись, — сего ради пошел в страны или «пределы, как пишет Евангелист Марко, Тирския и Сидонския» (Мк. 7:24). Вшед же в некий дом, скрылся тамо, может быть, для того, что не имел намерения проповедывать, но токмо помиловать уверовавшую в Него Хананею. Но хотя Он и скрывался, народ однако услышал, что Он пришел туда.

Толковая Библия А.П. Лопухина

Как у Матфея, так и у Марка совершенно неясно «оттуда». Ориген полагал, что из Геннисарета, по которому Спаситель путешествовал (Мк VI:53); а удалился, может быть, вследствие того, что слушавшие Его фарисеи соблазнялись по поводу речи о предметах, оскверняющих человека. Удалившись от Израиля, Иисус Христос приходит в пределы Тирские и Сидонские. У Златоуста, Феофилакта и других много, при толковании настоящего места, рассуждений о том, зачем же Спаситель говорил ученикам, чтобы они на путь язычников не ходили, когда Сам идет к ним. Ответ дается в том смысле, что Спаситель отправился в пределы Тирские и Сидонские не для проповеди, а чтобы «скрыться», хотя и не мог этого сделать.

Из этих толкований ясно, что Спаситель, вопреки обычному мнению, «переступал границы Палестины» и, хотя и немного, находился в языческой стране. Если мы согласимся с этим, то дальнейшая история представится нам несколько понятнее.

Тир (по-еврейски цор — скала) был знаменитый финикийский торговый город. Около времени завоевания царства Израильского Салманассаром (721 года до Р. Х.) ассирийцы осадили его, но не могли взять после пятилетней осады и только наложили на него дань (Ис XXIII). Около времени разрушения Иерусалима (588 г. до Р. X.) Навуходоносор обложил Тир и взял его, но не разрушил. В 332 году до Р. X., после семимесячной осады, Тир был взят Александром Македонским, который распял 2 000 тирян за сопротивление. Тир теперь называется Эс-Сур. С 126 г. до Р. X. Тир был самостоятельным городом с эллинистическим устройством.

Сидон (рыбный город, рыбная ловля, рыболовство, корень одинаковый с «Вифсаида») был древнее Тира. О Сидоне часто упоминается в Ветхом Завете. В настоящее время в нем до 15 000 жителей; но торговое его значение уступает Бейруту. Сидон называется теперь Саида.

Толкование святителя Иоанна Златоуста
Евангелист Марк говорит, что Христос, и «войдя в дом, … не мог утаиться» (Мк. 7:24). Но для чего Христос отправился в эти именно страны? Он, отменив для иудеев закон о разборчивости в пище, теперь, простираясь далее, отверзает дверь уже и язычникам. Так и Петр сперва получил повеление отступить от закона (о пище), а потом был послан к Корнилию.

Если же кто спросит, как же Христос, говоря ученикам: «На путь к язычникам не ходите» (Мф. 10:5), сам вступает на этот путь?
— то мы скажем на это:
во-первых, Он не обязан был сам исполнять того, что заповедал Своим ученикам;
во-вторых, Он шел в эти страны не проповедовать: на это указывает и Марк, говоря, что Господь скрылся, но не мог утаиться.
Как не следовало Христу идти к язычникам первым, так напротив не сообразно было с Его человеколюбием удалять их от себя, когда они сами приходили. Если Ему не надлежало оставлять убегавших от Него, тем более не должно было убегать тех, которые сами Его искали.

Толкование святителя Николая Сербского (Велимирович)

И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему:
«помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется».

Откуда вышел Иисус? Из Галилеи, из земли израильского народа, происходившего от благословенного Сима.
Куда Он удалился? В края, где жили хананеяне, потомки проклятого Хама.
Таким образом, Господь вышел от благословенных и пришел к проклятым. Почему?
Потому что благословенные забыли Бога и стали проклятыми, а некоторые из проклятых признали Бога и стяжали благословение. Укорив книжников и фарисеев за формальное соблюдение внешних обрядов и за нарушение заповедей Божиих о милосердии и почитании родителей, Господь со Своими учениками удалился в землю языческую.

Почему Он приходит к язычникам, в то время как ранее повелел ученикам идти наипаче к людям дома израилева (Мф.10:5-6)?
Во-первых, как говорит премудрый Златоуст, никакая заповедь, данная ученикам, Его не связывает.
Во-вторых, Он видел, что иудеи Его отвергают и предвидел, что в конце концов они совершенно Его отвергнут. Бог верен Своему обетованию: Он чрез пророков обещал послать Спасителя народу иудейскому. Бог выполнил сие. Но народ иудейский чрез своих вождей отверг Спасителя. Но так как Бог богат в путях осуществления Своего домостроительства, дело спасения из-за этого отвержения Христа иудеями не замедлилось и тем более не прекратилось. Спаситель преступает границы народа иудейского и идет к другим народам. Последовательный и верный Своему обетованию, Господь и учеников Своих посылает сперва к народу иудейскому; но после распятия воскресший Христос отправляет их ко всем народам.
И, наконец, третья причина: Господь хотел еще раз устыдить богоизбранный и благословенный народ, показав ему веру язычников, чтобы таким образом привести его к покаянию и возвратить к Богу. Первый раз Он сделал сие в Капернауме на примере римского сотника, который, будучи римлянином, принадлежал к племени Иафета и который явил образец веры в Господа нашего Иисуса Христа. Итак, потомков Иафета и Хама призовет Царь Небесный на царский пир, раз потомки Сима, избранные и первозванные, отказываются от приглашения. Это должно было послужить предостережением и укором. Но все равно иудеи упорствовали до конца, почему и были отвергнуты Отвергнутым.

Толкование Евфимия Зигабена
Это были города Хананейские. Каким образом, заповедав ученикам не ходить на путь к язычникам (Мф. 10:5), Сам пошел? Пошел, но не с тем, чтобы проповедовать, а чтобы немного отдохнуть. Поэтому, придя, как говорит Марк (Мк. 7:24), Он вошел в дом и не хотел, чтобы кто узнал: но не мог утаиться.

Стих 15:22

И сé, женá Хананéйска, от предѣ́лъ тѣ́хъ изшéдши, возопи́ къ немý глагóлющи: поми́луй мя́, Гóсподи, Сы́не Дави́довъ, дщи́ моя́ злѣ́ бѣснýется.
И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

Толкование архиепископа Никифора (Феотокиса)
Сия жена была, говорит Евангелист Марко, «родом Сирофиникианка» (Мк. 7:26), то есть Еллинка по богослужению, Сириянка по речи и Финикиянка по роду: Финикианами же называли Хананеев (Златоуст в бесед.). Хотя же она была и женщина, однако, видно, знала о Иисусе Христе; ибо не только называла Его Господом, но и Сыном Давидовым. Виждь же первее веру ее, потом и чадолюбие. Толь крепко веровала она, что получит исцеление для дщери своей, что, презрев труд путный, вышла из тех пределов, — то есть из пределов Хананейских, отечественной страны своей, — да усретит Господа и попросит Его о дщери своей.

Чадолюбие же видно из слов прошения ее: не говорила она: помилуй дщерь мою, ниже — помози дщери моей, но прияв лице дщери своей, не могущей по жестокости страдания просить Врача и Спасителя, помилуй мя, говорила, и помози мне. Сие же свойство есть точию чадолюбивых родителей, которые болезни чад своих, такожде и их счастие, себе присвояют.

Толковая Библия А.П. Лопухина

Рассказа, изложенного в 22 стихе и потом в (Мф 23, 24), ни у Марка, ни у других евангелистов нет. Выражения (Мк VII:25) совсем иные, чем у Матфея. Матфей и Марк называют эту женщину различными названиями: Матфей — хананеянкой, Марк — гречанкой (ellhiV) и сиро-финикиянкой.

Первое название — хананеянка — согласуется с тем, что сами финикияне называли себя хананеями, а свою страну Ханааном. В (Быт X:15–18) перечисляются потомки Ханаана, сына Хама, в числе которых первым значится Сидон.

Из показания Марка, что женщина была гречанка, можно заключать, что она называлась так только по языку, на котором, по всей вероятности, говорила. В Вульгате это слово переведено, впрочем, через gentilis — язычница. Если этот перевод верен, то слово указывает на религиозные верования женщины, а не на ее наречие. Что же касается названия «сиро-финикиянка», то так назывались финикияне, жившие в области Тира и Сидона, или Финикии, в отличие от финикиян, живших в Африке (Ливии) на северном ее берегу (Карфаген), которые назывались DibufoinikeV — карфагенянами (лат. poeni). Откуда эта женщина узнала о Христе и о том, что Он — Сын Давидов, — неизвестно; но весьма вероятно — по слухам, потому что в Евангелии Матфея встречается прямая заметка, что слух о Христе распространился по всей Сирии (Мф IV:24), бывшей поблизости от Финикии. О последней в Евангелиях не упоминается. Женщина называет Христа сначала Господом (Kurie) и потом Сыном Давидовым. Название Христа Господом в Новом Завете обычно. Так называет Христа сотник (Мф VIII:6, 8); (Лк VII:6) и самарянка (Ин IV:15, 19).

Против мнения, что женщина была прозелиткой врат, говорит ст. 26 (Мк VII:21). Но выражение «Сын Давидов» может указывать на ее знакомство с иудейской историей. В предании она известна под именем Юсты, а дочь ее — Вероники.

Женщина говорит: помилуй не дочь мою, а меня. Потому что болезнь дочери была болезнью матери. Она не говорит: приди и исцели, но — помилуй.

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Как вполне достойна была жена благодеяний! Она не смела придти в Иерусалим, потому что опасалась и считала себя недостойною; если бы было не так, то она пришла бы и туда, как это видно из настоящего ее великого усердия и из того, что она вышла за пределы своей земли. Некоторые, толкуя эти слова иносказательно, говорят, что по отшествии Христа из Иудеи к Нему дерзнула приступить Церковь, также вышедшая за пределы свои, потому что Писание говорит:
«Забудь народ твой и дом отца твоего» (Пс. 44:11).
Христос вышел из пределов Своей страны, а жена из пределов своей, и таким образом они могут встретиться.
«И вот, женщина Хананеянка, -:говорит евангелист,— выйдя из тех мест».
Так он называет жену для того, чтобы указать здесь чудо и ее еще более прославить. В самом деле, слыша название хананеянки, представь себе тот беззаконный народ, который извратил в самих основаниях законы природы; а представив это, уразумей силу пришествия Христова. Те, которые были изгнаны для того, чтобы не развратили иудеев, теперь больше иудеев оказывают усердия. Они выходят из пределов страны своей и сами идут ко Христу, а иудеи и пришедшего к Ним Христа гонят от себя.

Итак, пришед ко Иисусу, жена одно только говорит: «Помилуй меня», и своим воплем привлекает к себе народ. Подлинно трогательное было зрелище — видеть жену, вопиющую с таким состраданием, видеть мать, умоляющую о своей дочери, о дочери так жестоко страждущей. Она не осмелилась привести беснующуюся к Учителю, но, оставив ее дома на одре, сама умоляет Его и объявляет только болезнь, ничего более не прибавляя. И не зовет Врача в дом свой, подобно тому князю, который говорил:
«Приди, возложи на нее руку Твою» (Мф. 9:18),
— или тому цареву мужу, который сказал:
«Приди, пока не умер сын мой» (Ин. 4:49);
но, поведав о своем горе и тяжкой болезни дочери, обращается к милосердию Владыки и громким голосом вопиет, прося помилования не дочери своей, но себе самой: «Помилуй меня!». Как бы так говорила она: дочь моя не чувствует болезни своей, а я терплю тысячи различных мучений; я больна, я чувствую болезнь, я беснуюсь, и сознаю это.

Толкование святителя Николая Сербского (Велимирович)
Взгляните теперь, сколь велика вера женщины-язычницы! Она вышла навстречу Господу, она назвала Его Господом и Сыном Давидовым. Без сомнения, она слышала о Христе Чудотворце, ибо слух о Нем разнесся и среди соседних с иудеями народов. А теперь она узнала, что Он пришел в те края. И она с радостью и великой верою бросилась к Нему. По описанию евангелиста Марка, Господь вошел в один дом, ибо не хотел, чтобы кто узнал о Нем.

Очевидно, этим Господь хотел еще сильнее подчеркнуть веру язычников. Он не будет навязываться, но они будут Его искать. Более того: Он будет скрываться от язычников, но не сможет скрыться. Но не мог утаиться. Великая вера женщины хананеянки нашла Его. Народ, который Он призывает, не желает прийти к Нему, в то время как люди, сидящие во тьме и тени смертной, ищут Его, и находят Его даже тогда, когда Он от них укрывается.

Заметьте: женщина говорит Христу не «Помилуй дочь мою!», но «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов!’ Дочь ее обезумела; дочь ее беснуется; однако мать молит Господа, чтобы Он помиловал ее саму. Почему? Потому что в своем безумии дочь и не знает ничего о себе – она и не чувствует того ужаса и той муки, которые испытывает мать, находясь в здравом уме. Эти слова в то же время показывают великую материнскую любовь к дочери. Беду своего чада мать воспринимает как свою собственную. Тот, кто помиловал бы ее дочь, помиловал бы ее, несчастную мать. А в сем страшном положении кто вообще мог бы оказать какую бы то ни было милость матери, не оказав милости ее страждущей дочери? Без сомнения, из-за безумия девушки опечален весь дом, все родственники и друзья семьи. Без сомнения, соседи их сторонятся, а враги злорадствуют. В доме стало пусто, как на кладбище. Из него слышны вопли одержимой и ее безумный смех. Разве может скорбящая мать думать и мечтать, говорить и просить о чем-нибудь другом? А может быть, она осознавала и какой-то свой грех, с которым связывала беду, случившуюся с ее дочерью. Потому она и кричит:
«Помилуй меня, Господи, Сын Давидов!

Толкование Евфимия Зигабена
«И се, жена Хананейска, от предел тех изшедши, возопи к Нему…» (Мк. 7:26) говорит: жена же бе Еллинска, Сирофиникисса родом, т.е. еллинская – по религии, сирская – по языку, финикийская – по происхождению или по народности. Хананеи назывались Финикиянами от главнаго города Финикия. Слыша уже давно молву о Нем, и теперь услышав, что Он пришел туда, она последовала за Ним.
(Сирофиникиянка душа каждого, имеющая как бы дочь – ум, одержимый любовью к материальному и потому как бы пораженный падучею болезнью и беснующийся).
Оставив беснующуюся дочь, как лишенную всякого чувства, – приходит, сама нуждаясь более в сострадании к себе, как чувствующая эту болезнь и потому сильно страдающая. Называет Его сыном Давидовым, зная, что Он ведет Свой род от Давида, – так как всем Давид был известен. Зле, говорит, беснуется, т.е. жестоко.
Толкование блаженного Иеронима Стридонского
А женщина хананеянка выходит из прежних пределов, чтобы усиленными воплями получить исцеление для дочери. Обрати внимание на то, что пятнадцатой чудесно исцеляется дочь хананеянки.
«Помилуй меня, Господи, Сын Давидов!» — Потому она научилась называть [Его] сыном Давида, что уже вышла из пределов своих, и через перемену места и верований оставила заблуждение тирян и сидонян.
«Дочь моя жестоко беснуется.» — Под дочерью хананеянки я понимаю души тех верующих, которые сильно терзаются демоном, не зная Творца и почитая, как Бога, камень.
Стих 15:23

О́нъ же не отвѣщá éй словесé. И пристýпльше ученицы́ егó, моля́ху егó, глагóлюще: отпусти́ ю́, я́ко вопiéтъ вслѣ́дъ нáсъ.
Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

Толкование архиепископа Никифора (Феотокиса)
И вдовича сына при вратах града Наина из мертвых воскресил (Лк. 7:11),
и кровоточивой источник крове остановил (Мк. 5:29),
и слепому от рождения свет даровал (Ин. 9:6-7),
и при Овчей купели расслабленного члены связал (Ин. 5:6),
и различные болезни многих немощных без всякой просьбы или умоления исцелил человеколюбивейший Иисус;
для чего же убо ниже слова ответствовал Он сокрушенной матери Хананеянке, с толикою верою и благоговением просившей, — велегласно взывавшей: «помилуй мя Господи, Сыне Давидов»?

О молчании сем и ученики Его изумевали; почему, приступив к Нему, просили, говоря:
«отпусти ю, яко вопиет в след нас».
Если не хощеши помиловать сию просящую милости твоей, хотя отпусти ю, да не напрасно ходит в след нас и бесполезно взывает. Сие же говорили, чая, что сими словами убедят Человеколюбца помиловать создание Свое. Если бы Богочеловек ответствовал Хананеянке и послушал прошения ее, то не без причины бы ученики Его и тамо сущий народ соблазнился, зная инородство жены той и иноверие, веры же ее и добродетели не зная. Строительне убо не отвеща ей Иисус Христос ни единого слова, да будучи вынуждена молчанием Его, представит и веру, и добродетель свою. Почему сие молчание было способом, чрез который открывшись, вера и благоговение жены той отвратили соблазн. Явствует же сие из следующих слов:

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
Господь же не отвечает ей, не потому, что презирал ее, а потому, что пришел, главным образом, для иудеев и для того, чтобы не дать места их клеветам, чтобы впоследствии они не могли сказать, что Он благодетельствовал язычникам; вместе с тем и для того, чтобы показать твердую веру этой женщины.

Ученики, тяготясь криком женщины, просили, чтобы Господь отпустил ее, то есть убеждали отослать ее. Это они делали не потому, что были чужды сожаления, но скорее по тому, что хотели убедить Господа помиловать ее.

Толкование святителя Николая Сербского

Но Он не отвечал ей ни слова. Не было в обычае у Христа не отвечать на вопросы и мольбы людей. Он отвечал даже сатане, искушавшему Его в пустыне. Он молчал лишь в ответ на вопросы Своих неправедных судей и мучителей: Каиафы и Пилата. Так почему же Он не отвечает на мольбы этой несчастной матери?
Чтобы отверзлись очи невидящих и чтобы они увидели то, что видит Он.
Чтобы женщина как можно ярче показала свою веру во Христа, да увидят и узнают сие и все сопровождающие Спасителя.

И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Видите, как мудро сотворил Премудрый Господь, не исполнив желание женщины сразу и промолчав в ответ на ее просьбу! Ученики уже начинают жалеть бедную просительницу. Отпусти ее – значит: или выполни ее просьбу, или ясно ей откажи, чтобы она не кричала за нами. На это прошение Своих учеников Господь отвечает, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева, то есть к народу иудейскому. Почему Господь так отвечает?
Во-первых, чтобы показать верность Бога Своему завету,
а во-вторых, чтобы вызвать в учениках размышление о том, что и язычники суть дети Бога Живаго, что и они нуждаются в помощи и спасении. Чрез эту бедную женщину с сильной верою Господь еще раз предоставляет ученикам случай самим взбунтоваться против узких иудейских представлений, будто Бог промышляет только об иудеях и будто Он является только Богом иудеев. Господь намеренно говорит так, как говорили все иудеи, чтобы ученики задумались и сами пришли к выводу, что понимание их народа ошибочно; и тем более оно является ошибочным, чем более их народ вырождается и отпадает от Бога, а Господа нашего Иисуса Христа отвергает и пренебрегает Им. Господь наш Иисус Христос желает учить учеников Своих не только с помощью слов, но и с помощью живых событий, происходящих в жизни.

Вместо слов в данном случае Он использует происшествие с женщиной-язычницей, дабы оно стало для учеников незабываемым уроком. Он именно для того и пересек границу иудейской страны и пришел в края языческие, чтобы чрез это значительное событие преподать урок Своим последователям.

Толкование святителя Иоанна Златоуста
Что значит этот новый и необыкновенный поступок Иисуса? Иудеев и неблагодарных вводит, и злословящих призывает, и искушающих не оставляет, а ту, которая сама приходит к Нему, просит Его и молит, которая не знала ни закона, ни пророков, и между тем показывает такое благочестие, Он не удостаивает даже и ответа. Кто бы не соблазнился о Иисусе, видя поступок так несогласный с молвою о нем? Слышно было, что Он сам обходил селения для того, чтобы исцелять больных; но вот Он отвергает и ту, которая сама пришла к Нему. Кого бы не преклонили такое страдание и такая покорность, с какою умоляла жена о своей злостраждущей дочери? Она не почитала себя достойною благодеяния, и пришла не с тем, чтобы требовать должного; но просила оказать милость и изъявляла только свое несчастие, — и при всем этом не удостоена ответа.

Может быть, многие из слышавших это соблазнились; но она не соблазнилась. И что я говорю — из слышавших? Я думаю, что и сами ученики тронулись несчастием жены, смутились и опечалились. Однако, и смутившись, они не смели сказать Ему: окажи ей милость;
«ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами».

Так и мы, когда желаем склонить к чему-либо другого, часто говорим не то, что бы хотели. Христос же отвечает:
«Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:24).

Толковая Библия А.П. Лопухина

Сопоставляя рассказы Матфея и Марка, мы должны представить дело так. Спаситель прибыл в языческую территорию вместе со Своими учениками и взошел в дом, чтобы «утаиться» или скрыться (λαθεῖν — Марк). Причины того, что Спаситель «не хотел, чтобы кто узнал» о Его пребывании в Финикии, нам неизвестны. Но здесь не было ничего неестественного или несогласованного с Его другими действиями, потому что Он поступал так и в других случаях, удаляясь от толпы и для молитвы (Мф. 14:23); (Мк. 1:35), (Мк. 6:46); (Лк. 5) и др.). Можно предполагать, что в настоящем случае удаление Христа от израильского общества произошло ввиду великих событий, требовавших уединения, о которых рассказывается в (Мф. 16); Мф. 17 (исповедание Петра и преображение). Крик женщины, как казалось ученикам, не соответствовал намерению Христа остаться наедине, и они просят Его отпустить ее (ср. (Мф. 19:13)). В слове «отпусти» (ἀπόλυσον) не выражается того, что ученики просили Христа удовлетворить просьбу женщины.

Согласно Марку, женщина вошла в дом, где был Спаситель, и там кричала о помощи ((Мк. 7)— εἰσελθοῦσα), а согласно Матфею, это было, когда Спаситель был на пути. Противоречия нет, потому что то и другое было возможно. Дальнейшее объяснение в комментариях к следующему стиху.

Толкование блаженного Иеронима Стридонского
Это не по гордости, свойственной фарисеям, и не вследствие превозношения, бывшего у книжников, а для того, чтобы не показаться противоречащим Своему собственному совету:
«На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Мф. 10:5).
Он не хотел давать повода злословящим и окончательное спасение язычников отлагал ко времени после страдания и воскресения.
«И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.» — Ученики, в то время еще не знавшие таинств Господа, просили Его за хананейскую женщину, — которую другой евангелист называет сирофиникиянкой (Мк. 7:26), — или движимые милосердием, или вследствие желания освободиться от ее неуместной настойчивости, потому что она все больше и больше взывала, не как к милосердному, а как бы к непреклонному врачу.
Стих 15:24

О́нъ же от­вѣщáвъ речé: нѣ́смь пóсланъ, тóкмо ко овцáмъ поги́бшымъ дóму Изрáилева.
Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

Толкование святителя Иоанна Златоуста
Что же Господь? Неужели вы думаете, говорит Он, что Я без причины молчу и не удостоил ее ответа? Послушайте:
«Я послан только к погибшим овцам дома Израилева».
Разве вы не знаете что эта женщина — иноплеменница?
Разве не знаете, что Я и вам повелел не ходить на путь язычников?
Для чего же вы без испытания хотите оказать ей такое сострадание?

Посмотри на благопромыслительную премудрость Божью: и тогда, как уже благоволил отвечать (на вопли женщины), Он Своим ответом еще сильнее, нежели молчанием, поражает ее, и как бы наносит ей смертельный удар, желая мало-помалу заставить ее высказаться так, чтобы не знавшие ее ученики увидели скрывавшуюся в ней веру.

Толкование преподобного Максима Исповедника

…из евангелистов будет показано. Общее, говорят они, имеет значение того, что [говорится] о частных [вещах], а [приложимое к частным имеет значение] общего.

Так, говоря:
«пришел взыскать (и спасти) погибшее» (Лк. 19:10), Он обозначал общую природу, являющуюся Израилем, согласно книге Бытия, и всегда видящую Бога;
говоря же:
«Я послан только к погибшим овцам дома Израилева», Он обозначил через частное — общее.

Ведь поскольку благость природы, истекшая из-за преслушания в праотце, была спасена в Аврааме посредством познания, то Бог обетовал ему, что будет ему дано стать отцом многих языков, пришедших посредством познания к подобной ему вере и получивших сыноположение; ясно ведь, что, как сыноположенные, они и дом Израилев, и сонаследники, и сотелесники.

Толковая Библия А.П. Лопухина
Ключ для объяснения всего этого дела дают Златоуст, Феофилакт и Евфимий Зигабен, которые полагают, что целью отказа Христа было не испытание, а откровение веры этой женщины. Это нужно точно заметить, чтобы понять дальнейшее.

Хотя Златоуст и говорит, что женщина слышала слова Христа:
«Я послан только к погибшим овцам дома Израилева»,
но вероятнее, что не слыхала, потому что сказано:
«Он не отвечал ей ни слова».

Ответ ученикам был и практически, и теоретически верен, потому что Христос должен был ограничить и ограничивал Свою деятельность только домом Израилевым, и в этой индивидуализации Его деятельности заключался ее универсальный характер. Евангельского выражения нельзя объяснять в том смысле, что здесь разумеется духовный Израиль. Если бы Христос прямо отпустил женщину, как просили Его ученики, то у нас не было бы прекрасного примера, который поясняет, каким образом «Царство Небесное силою берется». Оно берется несмотря на все препятствия и даже унижения, которым подвергаются или могут быть подвергнуты язычники.

Толкование Евфимия Зигабена
И одного молчания могло быть достаточно, чтобы привести хананеянку в отчаяние, – а ответ еще более увеличивал его, так как Христос ответил: несмь послан ни к кому другому, кроме иудеев; их Он и назвал погибшими овцами дому Израилева. И в десятой главе (Мф. 10:6) Он так же сказал апостолам: идите же паче ко овцам погибшим дому Израилева.

Что за женщина? Увидев, что сама она презренна, что отвергнуты и просившие за нее, она не отчаялась, так как имела великую веру и благоразумие, но обнаруживает прекрасное бесстыдство, и оставив свой крик издали, подошла ближе. А у нас бывает не так: когда мы не получаем чего-либо, мы отстаем, между тем как должно было подойти ближе и налегать с большим жаром.

Толкование архиепископа Никифора (Феотокиса)

Истинно Сам Иисус Христос, по обетованиям Божиим, Пророками возвещенным, к роду Израильскому послан, и ему проповедал и благовестил: Божественные же Апостолы, происходящие от рода Израильского, проповедали Евангелие языком. Иисус Христос ответствовал к ним так: «несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева», чтобы сими словами показать, что Он не хотел послушать той Хананеянки, и чтобы таким образом обнаружилась вера и добродетель оной во изобличение Иудеев, которые, мня о себе, что веруют Богу, не веровали сказанным от Бога о Иисусе Христе.

Стих 15:25

Онá же пришéдши поклони́ся емý, глагóлющи: Гóсподи, помози́ ми.
А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

Толкование Евфимия Зигабена
До сих пор она не смела придти пред Его лицо, считая себя недостойной.
Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
Когда женщина увидела, что ее ходатаи — апостолы — не имели успеха, она снова с жаром приступает и называет Иисуса Господом.
Толковая Библия А.П. Лопухина
У Марка подробнее сообщается, что женщина упала к ногам Спасителя и просила Его, чтобы Он изгнал демона из ее дочери. Женщина теперь не называет Христа Сыном Давидовым, а только Господом и поклоняется Ему, как Богу.
Толкование святителя Николая Сербского
Но взгляните теперь, как женщина выражает свою непоколебимую веру в Господа нашего Иисуса Христа:
«А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне»
Она была уверена, что если ей не поможет Христос, то никто на свете не сможет помочь. Она, несомненно, заискивала у всех врачей и употребляла все языческие знахарские средства, но безуспешно. Бесноватая дочь осталась бесноватой. Но се, Исцелитель от всех мук и болезней! Она слышала о Нем, она уверовала в Него прежде, чем Его увидела. А теперь, когда она Его увидела, вера в Его Божественное могущество все сильнее и сильнее разгоралась в ней. Он может то, чего никто не может. Он может все, стоит Ему только захотеть! Женщина верует непоколебимо, что Он это может, и она пытается расположить Его, дабы Он сотворил возможное только Ему – Ему и никому другому во всем огромном мире. Потому, когда Он промолчал в ответ на ее первую мольбу и когда не обратил на нее внимания даже после просьбы Своих спутников, она забегает вперед, падает пред Ним на колени и вопиет:
«Господи! помоги мне»
Толкование святителя Иоанна Златоуста
Как же поступила жена? Умолкла ли она, услышав это? Отошла ли? Потеряла ли бодрость? Нет! Она еще более усилила свои моления. Не так поступаем мы. Если не получаем просимого, то перестаем и просить, тогда как надлежало бы просить еще усерднее. Кого бы не привели в недоумение слова Спасителя? Довольно было и одного молчания, чтобы привести хананеянку в отчаяние; тем более мог повергнуть в него ответ Христов. Видя вместе с собою в недоумении своих ходатаев и слыша, что просьба ее не может быть исполнена, можно было потерять всякую надежду. И однако, жена не потеряла ее, но, видя бессилие своих ходатаев, вооружилась похвальною смелостью. Прежде она не смела и явиться пред лице Господа, — сказано: «кричит за нами»; а теперь, когда по причине безнадежности надлежало бы вовсе удалиться, она приступает ближе и кланяется, говоря:
«Господи! помоги мне»
Толкование архиепископа Никифора (Феотокиса)

Хотя не подействовало и самое Апостольское прошение: однако она, по горячности веры своей, ниже отчаялась, ниже отошла, но вящшую восприяла смелость и ближе приступила ко Иисусу Христу. И прежде взывала в след идя, и не дерзая предстать пред лице Его, но потом пришла пред Него и, падая пред ногами Его, просила Его и говорила: «Господи, помози ми»! Не говорила она: попроси Бога, или помолись о мне, но: «помози ми». Из сего явствует, что она веровала, что Иисус есть Бог истинный и всемогущий.

Толкование блаженного Иеронима Стридонского
В лице женщины хананеянки представляется удивительная вера, терпение и смирение Церкви:
вера, — с которой она убеждена в возможности исцеления дочери своей;
терпение, — с которым она непрерывно пребывает в молитвах, хотя столько раз отвергнута;
смирение, — в котором она сравнивает себя даже не с псами, а с щенками (catulis, catellis).

А язычники называются псами вследствие своего идолослужения; увлекаемые кровопийством и трупами умерших, они впадают в бешенство. Заметь при этом, что хананеянка, о которой идет речь, настойчиво называет Его сначала Сыном Давида, потом Господом, и, наконец, кланяется Ему, как Богу.

Стих 15:26

О́нъ же отвѣщáвъ речé: нѣ́сть добрó отъя́ти хлѣ́ба чáдомъ и поврещи́ псóмъ.
Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

Толкование святителя Иоанна Златоуста
Не удивляйтесь, что иудеев я назвал жалкими. Истинно жалки и несчастны они, намеренно отринувшие и бросившие столько благ, с неба пришедших в их руки.
Возсияло им утреннее Солнце правды: они отвергли свет Его, и сидят во тьме, а мы, жившие во тьме, привлекли к себе свет и избавились от мрака заблуждения.
Они были ветвями святаго корня, но отломились: мы не принадлежали к корню, и принесли плод благочестия. Они с малолетства читали пророков, и распяли Того, о Ком возвещали пророки: мы не слышали божественных глаголов, и Тому, о Ком предсказано в них, воздали поклонение.

Вот почему жалки они; ибо тогда как другие восхищали и усвояли себе блага, им (иудеям) ниспосланныя, сами они отвергли их. Они, призванные к усыновлению, ниспали до сродства с псами, а мы, будучи раньше псами, возмогли, по благодати Божией, отложить прежнюю неразумность и возвыситься до почести сынов (Божиих). Из чего это видно?
«Несть добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом»; так сказал Христос хананейской жене, называя чадами иудеев, а псами язычников. Но смотри, как после изменился порядок: те (иудеи) сделались псами, а мы чадами.
«Блюдитеся от псов», говорит об них Павел, «блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от сечения. Мы бо есмы обрезание» (Флп. 3:2-3).
Видишь, как бывшие прежде чадами сделались псами?
Хочешь узнать, как и мы, бывшие прежде псами, сделались чадами?
«Елицы же прияша Его», говорит евангелист, «даде им область чадом Божиим быти» (Ин. 1:12).

Толковая Библия А.П. Лопухина
(Мк. 7:27) с добавлением: «дай прежде насытиться детям».
Буквально: нельзя (не должно) взять хлеб у детей и бросить псам (у Марка «не хорошо»).

Думают, что Спаситель говорит здесь «ex publico judaeorum affectu» (Эразм), или, что то же, обыкновенной речью иудеев, которые называли язычников псами; израильтяне же, как чада Авраама, суть «сыны царства» (VIII:12), и имеют первые право на хлеб благодати и истины. Иудеи называли язычников псами по причине идолопоклонничества и нечистой жизни.

Толкование архиепископа Никифора (Феотокиса)

Псами называет язычников, ради нечистоты их жизни и идолослужения:
чадами — Иудеев, ради Богопочитания и данного им закона;
хлебом же — благотворение посредством чуда.

Ты, говорит Он ей, просишь благодеяния; но не добро есть взять благодяния, определенные верующим в Бога, и поврещи оные пред неверными. Сии же слова хотя были и поносительны, однако Иисус не имел намерения досадить ей, но представить и открыть веру, и доброе ее произволение, так как негде говоря сотнику:
«Аз пришед исцелю его», обнаружил веру его и благоговение и смирение чрез сей его ответ:
«Господи! несмь достоин, да под кров мой внидеши: но рцы слово, и исцелеет отрок мой» (Мф. 8:7-8)
подобно и кровоточивой обнаружил веру, говоря:
«Аз чух силу изшедшую из Мене» (Лк. 8:46).

Толкование преподобного Ефрема Сирина

Ученики приступили к Нему и стали просить и молить, чтобы отпустил ее. Господь хотел в лице этой женщины предложить им пример сильной любви язычников. Господь назвал язычников псами, а Израильтян сыновьями, однако язычники, которых иносказательно наименовал псами, имели любовь и целомудрие, Израильтяне же, которых иносказательно назвал сыновьями, показали (в себе) ярость псов…
«Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам».
Много уничижительных слов Господь вслух высказал женщине, дабы открылась вера ее…
Поскольку же язычников наименовал псами, то дары свои сравнил с хлебом.

Толкование святителя Николая Сербского
Он же сказал в ответ: «нехорошо взять хлебу детей и бросить псам».
Страшные слова! Но Господь снова говорит не от Себя, а выражается языком современных Ему иудеев, которые лишь себя считали детьми Божиими, а все прочие народы – псами.

Этим Господь хочет вызвать у учеников Своих решительный протест против иудейской злобной исключительности. Этим Господь хочет пробудить в душах учеников ту мысль, которую Он позднее в глаза выскажет книжникам и фарисеям, говоря:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф.23:13)

Вот, те, что были названы детьми, стали подобны псам, а эти, которых считали псами, возвращаются и становятся детьми Божиими. Но, конечно, Господь хотел укорить не только иудеев, но и язычников. Иудеи называли их псами больше из злобы, но в наименовании сем была большая доля правды. Ибо язычники в Тире и Сидоне, так же как в Египте и других местах, давным-давно предались служению бесам, кои суть псы, худшие всяких псов. Христос тем не упрекает эту женщину лично, но укоряет ее народ и все языческие народы, служащие бесам чрез идолы и другие мертвые вещи, чрез различные гадания и чрез нечистые жертвы.

Стих 15:27

Онá же речé: éй, Гóсподи: и́бо и пси́ ядя́тъ от крупи́цъ пáдающихъ от трапéзы господéй свои́хъ.
Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

Толкование архиепископа Никифора (Феотокиса)

Виждь горячность веры! Отгоняется она, аки пес; однако же все еще верует, что услышана будет.

Виждь же и смирение: причисляется она в число псов — и великодушно сносит презрение.

Воззри и на мудрость, с каковою ответствует она на сказуемое:
«Ей Господи», говорит она, — есмь нечистый пес. Но якоже пси питаются от крупиц, падающих от трапезы господей своих, тако: и даждь ми такую милость, которая у Тебя мала есть, яко едина от крупиц, падающих от трапезы, но велика у меня, яко целительный пластырь для несносной болезни любезнейшей моей дщери.

Когда убо таковым образом представил Иисус и присутствующим, и не присутствующим, и всему миру добродетельные расположения жены сей и показал, что она, хотя иноплеменница была и идолослужительница, однако достойна была, ради веры и добродетели ее, просимой милости, и когда купно безответными поставил неуверовавших в Него Иудеев

Толкование святителя Николая Сербского
Тогда необыкновенная сия женщина, превзошедшая в своей вере и богоизбранных иудеев, и презираемых язычников, ответила Господу:
«так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.»
Так дивно отвечает эта смиренная женщина! Она не отрицает, что принадлежит к тем народам, которые могут быть названы псами. И она – будучи лучше иудеев – не стыдится назвать иудеев господами. Она быстро поняла образный и переносный смысл слов Спасителя. Ибо великая вера несет с собою и мудрость, великая вера дает и нужные слова: столь велики ее кротость пред Господом и любовь к больной дочери, что ее не оскорбляет и имя пса!

Кто из грешных людей мог бы действительно почувствовать себя нечистым псом пред Пречистым Господом? Только тот, у кого в его греховной нечистоте есть луч веры. Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, – сказал Господу в Капернауме сотник-язычник. А теперь сия женщина-язычница не стыдится назвать себя псом пред Господом. Пока человек не ощутит своей греховности, он не может сделать ни единого шага к своему спасению. Многие и многие великие святые Церкви, будучи чище и светлее миллионов других людей, не стыдились называть себя псами.

Так осознают себя истинно пробудившиеся люди, которые отрезвились от пьянства мирских и плотских страстей и увидели себя униженными в тине греха. Пока человек этого не почувствует, он баюкает себя в смрадной колыбели греха и не может ни увидеть необходимость веры, ни уверовать. Пока пес не чувствует стыда от того, что он пес, он не может захотеть стать львом; и пока жаба не почувствует омерзения к смраду своего болота, она не может захотеть подняться и полететь вслед за орлом. Несчастная женщина из Евангельского рассказа глубоко прочувствовала бессилие языческого мира, его унижение, его нечистоту, грязь, гной и срам всего его бытия. Она тосковала по чему-то более могущественному, светлому и чистому. И то, по чему она тосковала, внезапно открылось ей во Христе, и притом в высшей мере и в величайшем блеске. Потому она не отступает от Него; потому она и смиряется с Его словами, что принадлежит к песьей стае. Не только смиряется, но и сама это признает! Но, чувствуя недостоинство своего происхождения, она просит хотя бы крох хлеба Жизни, посланного Богом Израилю. Хлеб сей есть Христос, а крохи – хотя бы самая малая Его милость. Голодные псы, не имеющие даже крох, и крохами удовлетворятся.

Толкование святителя Иоанна Златоуста
Но ты, вместе с верою, познай и смиренномудрие ее.
Господь назвал иудеев чадами; а она не удовольствовалась этим, но назвала их и господами. Так далека она была от того, чтобы завидовать славе других! «И псы, — говорит она, — едят крохи, которые падают со стола господ их». Видишь ли благоразумие жены? Она не стала противоречить, не завидовала похвалам других и не оскорбилась собственною обидою.

Какая твердость духа!
Христос говорит: «Нехорошо», — она ответствует: «Так, Господи»!
Он называет иудеев чадами, — а она господами.
Он называет ее псом, — а она приписывает себе и действие свойственное псу.
Видишь ли ее смирение?

Теперь посмотри на высокомерие иудеев:
«Мы семя Авраамово, — говорят они, — и не были рабами никому никогда»; мы рождены от Бога (Ин. 8:33, 41).
Не так поступает жена. Она называет себя псом, а их господами; и за это-то сделалась чадом.

Толкование преподобного Максима Исповедника
Просьба же о крохах Хананеянки показывает учение, надлежащее для входящих в жизнь по добродетели из неверия; ведь простой и самый совершенный логос ведения разделяется на многие части соответственно свойству принимающих; итак, входящим подобает cоглашение, которое сравнивается с крохами.

Собака же, поскольку она животное беспрестанно лающее, отгоняющее чужих и ласкающееся к своим, то понимается как практический навык, который прогоняет зло, противоречащее природе, ласкается же к природным добродетелям, неусыпно их сохраняя.

Толкование блаженного Иеронима Стридонского
Я знаю, — говорит она, — что не заслуживаю хлеба детей и не могу получить целого [У пер.: в целом его виде. — Ред.] хлеба, как и сесть к столу вместе с отцом; но я довольствуюсь остатками, которые перепадают щенкам [У пер.: остатками щенков. — Ред.], чтобы через смиренное вкушение крох достигнуть величия целого хлеба.
И дивные дела! Израиль некогда был [Отчим] сыном, а мы — псами; [но] вследствие различия веры порядок наименований изменяется. Относительно их впоследствии говорится:

«Псы окружили меня» (Пс. 21:17)

и:

«Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания» (Флп. 3:2)

а мы вместе с сирофиникиянкой и с кровоточивой женщиной слышим:

«Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему и: Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя» (Мф. 9:22)

Стих 15:28

Тогдá отвѣщáвъ Иисýсъ речé éй: о, жéно, вéлiя вѣ́ра твоя́: бýди тебѣ́ я́коже хóщеши. И исцѣлѣ́ дщи́ ея́ от тогó часá.
Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! великá вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Толкование архиепископа Никифора (Феотокиса)

Великая, поистине, вера ее! Жена идолопоклонница, и не наученная благочестию, скоротечно выходит из самых пределов отечества своего, и вопиет за Иисусом и учениками Его: «помилуй мя Господи, Сыне Давидов»! Хотя же не получает никакого ответа, хотя отвергается и презирается, непреклонною однако пребывает в вере.

Сего убо ради подает ей Богочеловек богатые Свои щедроты:
«буди тебе, якоже хощеши».
Чего же она хотела? Исцеления дщери своей: сие убо и получила. Ибо в тот же час, в который Иисус Христос сказал:
«буди тебе, якоже хощеши»,
исцелела дщерь ее.

Толкование Евфимия Зигабена
Марк (Мк. 7:29) говорит, что Христос сказал ей: за сие слово, иди, – бес вышел из твоей дочери, т.е. за то слово, которым ты благоразумно воспользовалась для защиты. Так как Спаситель похвалил и веру ее, и благоразумие, то потому Матфей записал похвалу ее веры, а Марк – благоразумия.

Обрати внимание на то, что между тем как апостолы просили за нее и ничего не достигли, сама она скорее достигла. Отсюда мы узнаем, что Бог лучше желает, чтобы мы просили сами за себя. Ученики имели больше дерзновения, но жена обнаружила великую настойчивость. И действительно, много может постоянство в молитве.

В аллегорическом смысле эта хананейская женщина прообразовала Церковь из язычников, которая, находясь в пределах своей религии, имела беснующуюся дочь, т.е. деятельность, над которою господствовали демоны. Но выйдя из этих пределов, т.е. забыв людей своих и дом отца своего (Пс. 44:11), она удостоилась от Христа слова и освободилась от владычества демонов.

Толкование преподобного Ефрема Сирина
Совершил это чудо среди Израиля, дабы научить их, что, противляясь Ему, они противятся силе Вышняго. Ибо народ Израильский, который некогда принял под (свое) управление так называемый Иисус, сын Навина, не признал пришествие истинного Иисуса; потомки же Хананеян, наблюдая знамения, какие видели некогда у Иисуса, сына Навина, познали истинного Животворца чрез предызображения Его. И после того, как из семени Хананеев явилась эта нечистая, которая из образов и подобий познала истину, то, обратившись, чистой вошла в (среду Израиля), для которого, несмотря на долговременное приготовление чрез образы и подобия, неожиданно пришел Господь, назнаменованный посредством (этих) образов. Но тот же лукавый дух овладел ими, (как и в то время), когда по возвращении из осмотра земли (Ханаанской) они, движимые яростью, толпой поднялись на Моисея, чтобы побить его камнями (Чис. 13:18-34), (Чис. 14:1-8), но Иисус Навин восстановил мир и гнев их подавил.

Это имя (Иисуса) погубило исполинов пред лицом их, и лукавый (дух) вошел в Хананеян, и они пришли, чтобы вести войну с Иисусом, сыном Навина. Когда же явился (истинный) Иисус, то по истинной вере Хананеян (в Него) изгнал лукавого духа из этой девицы (Мф. 15:22, 28), которая служила образом народа Хананейского. Ради имени Иисуса они оставили почитание разных идолов, а если ты посмотришь на Израильтян нашего времени, то найдешь, что в них обитает всякая ярость, раздражение, гнев, ненависть и зависть, свойственные язычникам.

Но ты, когда слушаешь это, будь осторожен и не следуй повествованию об этом нечистом духе и семи его товарищах (Мф. 12:43-45) прямо и всецело (буквально и в подробностях), но здравым суждением воспринимай силу подобия или смысл притчи, и не распространяй (его) на все части подобия, но на всю внешнюю оболочку притчи. Ибо где притча вдается в подробности описания, там, как бы некоей одеждой, облекается употребленное по этому случаю выражение, которое, будучи освобождено от этого излишнего (одеяния), открывается в своей истине. И как Хананеи, которые вели войну против того имени, были искоренены из своей земли, так и Израильтяне изгнаны были от места своего жительства.

Толкование святителя Иоанна Златоуста
Видишь, для чего Господь медлил доселе? Для того чтобы из слов жены мы узнали всю силу ее веры. Смотри, в самом деле, как Господь тотчас же восхвалил и увенчал ее, говоря:
«о, женщина! велика вера твоя».

С удивлением и похвалами Он отпустил ту, которую в начале не удостоил ответа. «Велика», говорит, «вера твоя». Поистине, «великая вера» — видеть, как Господь не один, или два раза, но многократно отвергает прошение, и не придти в уныние, не отступить, но неослабно призывать (Господа) и преклонять Его к исполнению прошения.

Итак, «да будет тебе», говорит, «по желанию твоему». Видишь ли, как Тот, кто прежде не удостоил ее ответа, теперь с похвалой подает ей свои дары? Не просто внял ее прошению, но прославил и увенчал ее.
Словом: «о, женщина», Он показал, как сам удивился ее вере,
и словами — «велика вера твоя» открыл нам ее духовное богатство.
Потом говорит: «да будет тебе по желанию твоему». Сколько хочешь, сколько желаешь, столько и даю тебе; твое неотступное прошение показывает, что ты достойна его исполнения. Видите теперь твердость жены? Видите причину, почему медлил Господь и для чего отлагал (исполнение ее прошения), — для того, т. е., чтобы сделать ее еще более славной?

Толкование праведного Иоанна Кронштадтского
Чего не можно сделать с верою! – Все, даже можно сделаться богом. Это не преувеличение: Бог сделался человеком для того, чтобы человека верующего сделать богом. Великое сокровище для христианина вера Божия: она на земле уже соединяет человека с Богом, делая его участником Божественного всемогущества, и сообщает ему залог будущего блаженного наследия на небесах.

С верою человек и здесь, среди бед, скорбей и болезней, живет весело, утешаясь представлением будущих благ, уготованных ему на небе Отцом Небесным.

Толкование святителя Николая Сербского
Только доведя дело до высшей точки, воскликнул сие Господь. Даже если бы эта женщина была родной дочерью Авраама, она не могла бы явить свою веру яснее, чем сделала. Имеющие очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, увидели и услышали. Больше ждать было ни к чему. Даже и Иуда-предатель мог видеть великую веру женщины-хананеянки. И маловерный Петр. И сомневающийся Фома. Ни одному из Своих апостолов не изрек Господь таковой похвалы. Кому из них Он говорил: велика вера твоя? Напротив, всем им Он однажды возгласил: маловеры! И разве только один раз? Разве Он, укоряя их, не зачислил их однажды в род неверный и развращенный (Мф. 17:17)? Для того Он и привел их в пределы хананейские, чтобы чрез веру сей женщины-язычницы, не знавшей ни закона, ни пророков, научить их великой вере и показать великую силу веры.

Господь постепенно обучал учеников Своих в школе веры. Этим событием в земле языческой Он дал им хороший урок и тем усовершенствовал их образование. Взгляните, какова вера у сей женщины, которая не узнала в своем роде об этом мире и жизни ничего истинного! Которую учили, будто солнце, луна, животные и камни суть боги! Которая родилась и жила среди мрака, неведения и срама. Которая, наконец, принадлежала к тому злому племени Хананеян, что изгнал Бог из Земли обетованной, чтобы освободить место для народа иудейского – некогда избранного Им народа. Воистину, здесь много поучительного, много поводов к размышлению о путях Господних, а для апостолов и их народа много причин устыдиться и покаяться.

Апостолы урок сей поняли и усвоили, если не сразу, то позднее, утвердились в вере, посеяли веру Христову по всему миру, за эту всемогущую веру положили жизнь и прославились. Но поняли ли и усвоили ли сей урок мы? Ныне Церковь Христова в мире есть народ Божий избранный, новое царство и новое священство. Взгляните же, в каком пренебрежении Господь наш Иисус Христос у народов христианских! Взгляните, как крещеные люди стали не только родом маловерным, но и родом неверным и развращенным! Как они веруют во все, во что угодно, больше, чем в Спасителя и ищут в своей жизни опору и помощь в слепых и глухих предметах и элементах вокруг себя больше, чем во Всемогущем Господе нашем Иисусе Христе! Как за это они уже сами себя ужасно наказали, ибо стали унылы и озлобленны, немощны и несчастны! Таковы были иудеи во время пришествия на землю Христа. Христианские народы держат ключи от Царства Небесного, но сегодня они мало входят в это Царство и в то же время и хотящих войти не допускают. Ибо пред нехристианскими народами ведут они себя хуже, злобнее, эгоистичнее и приземленнее самих тех народов. Сим они отталкивают нехристианские народы от Христа и препятствуют им войти в Царство, по которому эти народы тоскуют. Лишь крохи падают с царской трапезы Христовой этим народам, и они сии крохи собирают и потребляют. Но как им, язычникам, насытиться, если европейцы и американцы, сидящие за царской трапезой как господа, духовно нищи? Не придет ли скоро конец долготерпению Божию? Не отвергнет ли вскоре Господь отвергающих Его, как Он уже один раз поступил, и не провозгласит ли избранных неизбранными, а неизбранных – избранными, благословенных – проклятыми, а проклятых – благословенными?

Но что нам остается делать в роде сем богоборческом? Только то, что делала и женщина хананеянка: с постоянством молиться Живому и Всемогущему Господу нашему Иисусу Христу и вопиять Ему с верою: «Господи, помилуй нас грешных!» Ибо если есть Божия воля переменить одно избрание и заменить его другим, если в Его святой воле будет – отнять царство у христианских народов и передать его другим, если близ есть кара за грехи – все же с отвержением христианских народов не будут отвергнуты все христиане, как с отвержением народа иудейского не были отвергнуты все иудеи. Те из иудеев, кто признал Христа после падения Иерусалима, спаслись так же, как и те, кто признал Его во время Его земной жизни. Ибо многие иудеи крестились даже позднее, и некоторые из них стали великими святыми Церкви Божией. И те из них, кто сегодня обращается ко Христу, спасаются, как до отвержения и перемены избранничества спасались и многие их праотцы. Ибо Богу не так важны государства, как люди; и Богу не так важны народы, как спасение отдельных живых душ. Потому не надо бояться и говорить: «Погибнут сегодняшние христианские государства и народы, значит – все мы погибнем». Пусть будет с государствами и народами то, чему суждено быть – ни один из верующих в Господа никогда не погибнет. Один-единственный верующий был у Бога в Содоме, праведный Лот, и его одного спас Он, когда попустил Содому погибнуть.

Так возьмем же в пример молитвенное постоянство и великую веру женщины хананеянки и не ослабнем духом ни на единый миг. Будем веровать с постоянством, непрестанно заботясь о том, чтобы огонь веры нашей не угас. Постоянно будем возносить молитвы свои к Богу Живому, как за себя, так и за всю Церковь Божию и за весь род человеческий. И вера – только вера – даст силы нашей душе и разгонит в ней всякий страх и всякое сомнение, а молитва прояснит дух наш и исполнит нас радостною надеждой, здравыми мыслями и пламенною любовью. Да укрепит милостивый и человеколюбивый Господь наш Иисус Христос веру нашу и да услышит молитву нашу, Ему же о сем подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом – Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.