КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА. ПЬЯНИЦА

ПВ № 3(12) 03-2009.pdf

ПВ № 4(13) 04-2009.pdf Рубрику ведет Сергей Смоляков

 

Вначале давайте разберемся: что есть что и кто есть кто.

Что же такое спирт? Приведем определения из энцикло­педического словаря (1).

«Спирты, органические соединения, содержащие гидроксильную группу (-ОН). По числу ОН-групп различают спирты одноатомные (алкоголи), двухатомные (гликоли), трехатомные (глицерин) и многоатомные. Спирты бывают алифатические (этиловый, этиленгликоль, глицерин), алициклические, жирно ароматические и гетероциклические.

Этиловый спирт (этанол, винный спирт) С2Н5ОН, алифатический одноатомный спирт;бесцветная жидкость с характерным запахом. Слабый наркотик.

Получается сбраживанием пищевого сырья, гидролизом растительных материалов и синтетически (гидратацией этилена).

ЭтиленН2С=СН2, простейший ненасыщенный углево­дород; бесцветный газ с температурой кипения 103,8 °С. В больших количествах (до 20%) содержится в газах не­фтепереработки; входит в состав светильного и коксового газов. Этилен основной продукт нефтехимии. Применяется для синтеза (получения) этилового спирта, винилхлорида, полиэтилена и много другого.

Спирт сырец очищается ректификацией от сивушного масла и получается пищевой спирт с температурой кипения 78,15°С с содержанием воды около 4,5%.

Спирт применяется для получения синтетического каучу­ка, этилового эфира, как растворитель, для приготовления спиртных напитков. Эфир этиловый используется в меди­цине для общего наркоза.

Алкоголито же самое, что и одноатомные спирты».

Что же это такой за продукт водка!

Это раствор этилового спирта в соотношении 40-56% об. (объёмных процентов с водой).

Как спирт действует на организм? (2)

Спирт действует на организм человека, искажая функции его ЦНС (центральной нервной системы), ускоряя или за­медляя её реакцию.

Искажение функций ЦНС определяют содержанием эта­нола (чистого этилового спирта) в крови:

• 50 мг% об. — седативный эффект;

• 50-150 мг% об. — нарушена координация движений (100 мг% об. и менее: в США и ряде стран Европы уза­конена как допустимая при управлении автомобилем, хотя при этих концентрациях уже имеется токсический эффект. В ряде стран, и в Украине в том числе, управление автомоби­лем запрещено при любой концентрации алкоголя в крови);

• 150-200 мг% об. — тяжёлая интоксикация, возбуждение;

• 300-400 мг% об. — бессознательное состояние;

• >400 мг% об. — расценивают как потенциально смер­тельную концентрацию.

Поясним вышеизложенное, рассчитав количество выпитого алкогольного налитка и степень опьянения для человека мас­сой 60 кг, используя методические указания по диагностике алкогольного опьянения (3). Результаты расчетов представим в виде таблицы.

Алкогольный напиток

Концентрация алкоголя в крови, мг/мл°/ш (промилле)

Состояние (реакция организма)

вино

(9% об. спирта)

пиво

(4% об. спирта)

саке

(19% об. спирта)

виски

(55% об. спирта)

 

Расчетная единица

 

стакан У=0,1л

бутылка У=0,5л

бокал У=0,18л

стопка У=0,04л

 

Количество выпитого алкогольного напитка, л

 

0,15-0,3

0,25-0,5

0,09-0,18

0,04-0,08

0,3-0,5

Седатив­ный эффект

0,3-0,6

1,0

0,18-0,36

0,08-0,2

0,5-1

Нарушение координа­ции движе­ний

0,6-0,9

1,5

0,54

0,24-0,28

1,1-1,5

Тяжелая интокси­кация, возбужде­ние

1,5-2,0

2,5^-3,5

0,9-1,26

0,4-0,6

1,6-3,0

Сильное опьянение, бессозна­тельное состояние

Что такое алкоголизм?

Алкоголизм(хронический алкоголизм) — заболевание с прогредиентным (прогрессирующим) течением, в основе которого лежит пристрастие к этиловому спирту.

В социальном плане алкоголизмозначает злоупотребле­ние спиртными напитками (пьянство), приводящее к нару­шению нравственных и социальных норм поведения, к на­несению ущерба собственному здоровью, материальному и моральному состоянию семьи, а также влияющее на здоро­вье и благосостояние общества в целом.

В медицинской плане алкоголизмозначает проявление физической и психической зависимости от алкоголя, пси­хической и социальной деградации, патологии внутренних органов, нарушения обмена веществ (у непьющего человека клетка работает на воде, а не на смеси спирта с водой, как это происходит у пьющего человека), нарушения централь­ной и периферической нервной систем. Это является при­чиной возникновения таких заболеваний как: токсический гепатит, абстинентный синдром (чувство страха, озноб, желание опохмелиться), цирроз печени, алкогольная энце­фалопатия, на почве которой часто возникают алкогольные психозы.

Алкогольные психозы— психические заболевания, воз­никновение которых связано с алкоголизмом. Наиболее ча­стые формы – белая горячка (помрачение сознания, зритель­ные и слуховые галлюцинации, возбуждение, различные со­матические и неврологические расстройства), алкогольный галлюциноз (преимущественно слуховые галлюцинации угрожающего содержания), бред ревности и др.

Не напоминает ли вам все только что прочитанное пове­дение душевнобольных?

В этой связи о.Иоанн Кронштадтский говорил о том, что полное излечение алкогольных больных возможно только в лоне Церкви (4).

Ни что не идет в сравнение с количеством слез, выпла­канных женами и матерями, на чью долю выпало нелегкое испытание иметь рядом с собой пьющего мужа и (или) сына. Вечером с ними (пьяными) сладу нет, а наутро им плохо. Наступает похмелье.

Если хорошенько подумать, то можно придти к выводу, что похмелье для пьяницы — это обретение потерянной накану­не души. Процесс болезненный. Осмысление бытия в мла­денчестве идет многие годы, а здесь это осмысление необхо­димо пройти за короткий промежуток времени — похмелье.

Можно найти причину головной боли телесную, объяс­нив это избытком в крови продуктов распада алкоголя.

Но более страшная духовная причина — растворение души в алкоголе.

И вот душа начинает искать не естественной Богом создан­ной среды обитания — крови, а искусственно созданной пью­щим человеком среды обитания — крови с примесью алкого­ля. Найдя свою искусственную среду обитания душа пьющего человека, получает некий подъём. Краски в мире становятся ярче, проблемы меньше, появляется интерес к жизни, хочется работать… Но все это в начале пути, чтобы совратить человека. А что же потом? Припоминается случай рассказанный одним из сослуживцев. Рассказывал он его как нечто необычное из ряда вон выходящее. Рассказ вообще-то короткий. Осень. Трактор ве­дет обработку земельных участков. Каждый хозяин обработан­ного участка рассчитывается с трактористом платой плюс тра­диционные «сто грамм». Результат. Тракторист, на очередном участке, напивается и засыпает, не закончив работу. Когда он проснулся и пытается придти в себя, то при этом… настойчиво

просит у хозяина участка опохмелиться, объясняя это тем, что не помнит как работать на тракторе (как завести его)?!

Что же произошло? Возможно ли такое? Да, возможно. Т. к. благодаря воздействию большого количества (концен­трация в крови 300-400 мг% об.) выключаются отдельные части головного мозга. В данном случае отключилась та часть мозга, которая отвечает за память произошедших ра­нее событий. Каждый из читателей может вспомнить мно­жество примеров, когда сильно опьяневший человек на сле­дующий день некоторые события вспомнить не может.

Обратите внимание как странно пьющие люди ходят—иногда как гусь, а иногда как пингвин. У таких людей, под воздействием алкоголя, отключилась та часть головного мозга, которая отвечает за координацию движений.

Это телесные видимые изменения (последствия), кото­рые получает пьющий человек. Наступают они не сразу (кому необходимы месяцы, а кому и годы, все зависит от со­стояния здоровья человека). Но если наступили, то возврат к исходному (первоначальному здоровому) состоянию очень сложен и возможен (с точки зрения медицины) если в мозге не произошли органические (необратимые) изменения.

Но это всё тело. А что же душа? Ей то, каково? Душа, зажатая в тиски проблемами тела должна возродиться. Но как? Как ей это сделать? Получается, что у пьющего чело­века тело болеет от переизбытка алкоголя, а страдает душа, стремясь обрести мир, исправиться…. Святые отцы гово­рят, что душа по природе христианка. Вот и стремится она к Богу. И в этот момент трезвеющему человеку становится совестно за вчерашнее своё пьяное состояние. И если он сейчас же, осознав свою неправоту, обратится к Богу, то Он человеку поможет выбраться не только из этого состояния, но ивосстановит душевные жизненные силы, которые по­могут человеку исправиться. Но человек горд. Он слушает не Бога, а себе подобных, которые говорят: «Клин клином вышибают. Опохмелись.»… И пошло, поехало все заново. Опять грезы, пьяные не сбыточные мечты, желание совер­шить что-то важное… И это состояние может растянуться на многие годы, а иногда и до конца жизни.

Человек приобретает качество только тогда, когда приоб­ретенные знания применяет на практике. Какие же знания приобрел пьющий человек и как он их использует? Все пре­красно понимают, из того, что говорит пьяный или изрядно подвыпивший человек мало, что претворяется в жизнь. В пьяном разговоре все говорится или для красного словца или для куража или от бессилия что либо изменить в себе и в своем окружении…. Так кто же перед нами? Гоголевский Манилов, который строит мосты от своего дома до царских палат? Человек, который за выпивкой спрятался от жизни и её проблем? Или раб алкогольного напитка, погрязший в его эффектах, и вкусовых качествах?

Какие же грозды (плоды) пьянства показывают нам свя­тые отцы?

В творениях святителя Димитрия Ростовского встре­чается весьма полезное и вразумительное, устрашающее и протрезвляющее наставление тем, кто слаб в отношении спиртных напитков. Эта страсть в наше время стала одной из самых распространенных и многое множество зла, горя, несчастья и беззакония производящей. Поэтому приведем здесь в сокращении это рассуждение св. отца — с целью вы­звать раскаяние и желание побороть эту болезнь, если чи­тающий сиею болен.

“Невинно вино, но проклято пьянство” (Притч. 20, 1), от которого столь великий вред бывает, о чем нет нужды и говорить, ибо это может каждый увидеть из повседневного опыта.

Славный среди древних эллинов философ Анахарсис говорил, что лоза виноградная родит три грозди: во-первых, гроздь услаждения, во-вторых, упоения и, в-третьих, гроздь печали. Сие он изъяснял в том смысле, что питое вино в не­значительном количестве является услаждением и полезно человеку, ибо утоляет жажду, подает цельбу стомахе (греч. -желудок. — Ред.) и веселит сердце, тогда как питие в боль­шом количестве делает человека пьяным, порождает много­численные свары, разжигает ярость и поднимает на брань и бой, за чем следует немалая печаль.

… Поистине, пьянство есть содомогорский виноград и не иные гроздья его, как только гроздья желчи, горести, ис­полненные змеиного и аспидного яда и рождающие ярость, ибо каков сад, таковы и плоды бывают!

Первая гроздь желчного пьянственного винограда за­ключается в помрачении ума, изменении разума и погублении памяти, ибо сила пьянственная, восходя от наполненно­го вином желудка к голове, потемняет мозг и смущает ум. Поэтому бывает то, что многие в своем пьянстве не помнят

о себе и не знают, что делают и что говорят, как безумные; если же с ними приключится какое-нибудь бедствие или бесчестие, или раны, то они наутро не помнят.

Другая гроздь есть бесстыдство, ибо пьяный никого не стыдится, но, погубив стыд, произносит слова скверные, хульные, бесстыдные, нелепые, скаредные и недостойные целомудренного слуха, и бывают его уста как бы некоей пустой хлевиной, исполненной смрадного гноя, а язык упо­добляется лопате, которою выкидывается гной. Сердце же такого человека, чем иным может быть, разве только сокро­венным местом многих зол, откуда не может происходить добро, но лишь одно зло, как говорится в Евангелии: “Чело­век злый от злаго сокровища сердца своего износит злое, от избытка бо сердца глаголют уста его” (Лк, 6, 45).

Третья гроздь пьянственного винограда есть несоблю­дение тайны, ибо все то, что трезвый глубоко в сердце сво­ем скрывает, погребши молчанием, будут ли это свои или вверенные ему кем-либо другим тайны, все это пьяный делает известным для всех. Кроме того, и все, что было со­вершено давно и предано забвению, он вспоминает и как мертвеца воскрешает. Такой подобен бочке, полной ново­го пития, в которой при шумящем и изливающемся питье дрожжи не удерживаются на дне, но поднимаются наверх и, гонимые из бочки внутренней теплотой, вытекают вон. Подобно сему, и в пьяном человеке сила опьянения возму­щает сердечные тайны и гонит их вон. Он устами своими открывает тайны подобно тому, как пища из желудка, ис­полненного пьянством, выбрасываются и тайны блевани­ем. В пьяном обе эти, т.е. и пища и тайны, превращаются в блевотину.

Четвертая гроздь пьянственного содомо-гоморрсского винограда есть распадение похоти на плотское смешение. Посему-то апостол и увещевает: “Не упивайтеся вином, в немже есть блуд” (Еф, 5, 18), а св. Василий Великий гово­рит: “Несомненно, от вина, как от некоего источника, проистекает безудержная похоть, которая много превосходит даже неистовство всех бессловесных по отношению к жен­скому полу; ибо бессловесные животные не переходят гра­ниц естественного, а упивающийся вином в мужчинах ищут женского пола и в женщинах — мужского пола”.

Пятая гроздь, исполненная змеиного и аспидного яда, есть ярость, гнев, вражда, ссоры, драки и кровопролития. Пророк Осия говорит: “Начата князи яритися от вина, не токмо же князи, но и простолюдины, исполнившеся вина, возстают друг на друга яростью”, Посему-то и Приточник (тот, кто говорит притчами – царь Соломон. — Ред.) выража­ет порицание: “Кому люте? Кому молва? Кому суды? Кому туга и понос? Кому сокрушение вотще? Кому сини очи (си­няки под глазами. — Ред.)? Не пребывающим ли в вине и не назирающим ли, где пирове бывают?” (Притч, 23, 29, 30). И Сирах увещевает: “В вине не мужайся, многих бо погуби вино: пещь искушает железо в калении, тако вино сердце гордых в пьянстве”, И еще тот же говорит: “Горесть душам вино много пиваемо, с гневом и клеветою умножит ярость безумного” (Сир. 31, 29-30, 34-35).

Шестая желчная гроздь пьянственного винограда есть повреждение здоровья, ослабление телесных сил, дрожание рук, боль головы, изменение глаз, бедствования желудка, стоны, недуги, преждевременная старость, уменьшение лет жизни и ранняя кончина.

Седьмая гроздь — растрата имущества, погубление бо­гатств и отсутствие прибылей. “Делатель пиянивый, — го­ворит Сирах, — не будет богат” (Сир. 19, 1). О как много таких, которые от великого богатства пришли к крайней ни­щете! Примером сего может быть блудный сын.

Восьмая несладкая гроздь — лишение спасения, ибо пьянство губит, подобно вещественным имениям, и духов­ные богатства. Оно осмеливается на все грехи, ибо тот грех, которого трезвый человек гнушается, боится или стыдится, тот грех он в пьяном виде совершить не стыдится, не бо­ится и не гнушается. Об этом ясно говорит святой Злато­уст: “Пьянство, если в ком найдет и целомудрие, и стыд, и разум, и кротость, и смиренномудрие, все повергает в без­дну законопреступления”. Истину говорит апостол: “Пияницы Царствия Божия не наследят” (1 Кор. 6, 10).

Девятая желчная гроздь — гнев Божий, ибо пьянству­ющий, преступая заповеди Божий, подвигает на гнев Бога своими грехами. Посему пророк Исайя восклицает: “Горе востающим заутра, гонящим сикера, пиющим до вечера: вино бо пожжет я. С гусльми и прегудицами, и тимпаны, и свирельми вино пиют, а дел Божиих не ведят” (Ис. 5, 11-12). И таким и пророк Иеремия говорит: “Пиите и упийтеся, и наблюйте, и падите, и не возстаните от лица меча, егоже Аз послю среди вас” (Иер. 25, 27).

Десятая и самая горькая гроздь пьянственного виногра­да есть несомненная погибель души, ибо иные грешники, когда приблизятся к часу смерти своей, могут каяться и со­жалеть о грехах, имея трезвый ум; пьяный же как может, умирая, покаяться, если он не помнит себя и не знает, что приблизилась к нему неожиданная кончина? Умирающему же без покаяния неизбежна геенна.

Вот каковы грозди того содомо-гоморрского виногра­да, то есть пьянства, вкус которых хотя вначале и кажется сладким, но после превращается в желчную горечь и в яд змеиный и аспидный”.

Все это сказано не для похудения вина, но для укорения пьянства, ибо вино создано Богом на радость и здоровье лю­дям, а не для пьянства и вреда. Говорит св. Златоуст: “Вино дано для того, чтобы мы веселились, а не безобразничали, чтобы смеялись, а не были осмеяны, чтобы мы здравство­вали, а не болели, чтобы исправили слабость тела, а не уни­чтожали душевную крепость”. “Пьянство не от вина, но от безмерного употребления: вино нам дано не для иного чего, как только для телесного здоровья, но сему препятствует безмерное его употребление”. Тот же святой считает пьяниц за их безмерное пьянство бесчестнее псов, ослов и прочих бессловесных животных, ибо всякое животное не ест и не пьет больше, чем нужно, и никто не может принудить его, чтобы оно ело, или пило больше, чем желает его природа. Пьянствующий же человек и без принуждения все больше и больше наполняет чрево свое, так что даже сам себе вредит.

Так что не сочти этот грех маловажным, даже если ты не систематический пьяница, но только по временам упи­ваешься, то тем более поостерегись, чтобы не спиться тебе более, ведь при нашем намерении начать новую жизнь по христианскому закону и брани часто усиливаются, и то, что было раньше незначительным, после бывает сильнейшим искушением, вокруг всех наших слабых точек души соби­рается множество коварных бесовских ловушек и козней. А пьянство опаснее других грехов тем, что начинается не­заметно, а через него потом пролазиют в душу все другие страшные позывы ко греху, которые пьяный легко прини­мает и исполняет на деле. Никакой грех не начинается так безобидно (по виду), как этот, и не приводит потом к столь­ким падениям, самым ужасным и тяжким по последствиям. Но и многие труды и усилия необходимо понести для того, чтобы перебороть эту страсть, необходимо искреннее рас­каяние и молитвенное обращение к Господу и святым Его за помощью (особенно часто об избавлении от этой страсти просят ев мученика Вонифатия).

МОЛИТВА МУЧЕНИКУ ВОНИФАТИЮ

(День памяти  января)

О, святый страстотерпче Христов, воине Царя Небеснаго, земная сладострастия презревый и к Горнему Ие­русалиму страданием возшедый, мучениче Вонифатие! Услыши мя грешнаго, приносящая» от сердца молебная пения, и умоли Господа нашего Иисуса Христа простите вся моя согрешения, в ведении и в неведении мною соде-ланная. Ей, мучениче Христов, образ покаяния собою по-казавый грешным! Буди ми на злаго сопротивника диавола твоими молитвами к Богу помощник и заступник: много бо поревахся избегнута сетей его лукавых, нр удицею гре­ховною уловлен и крепко вяачимъ от него, не могу изба-витися, аще не ты предстанеши ми, во обстояниих горькая терпящему; и колико покушахся покаятися, но ложь пред Богом бых. Сего ради к тебе прибегаю и молюся: спаси мя, святче Божий, от всех зол твоим предстательством, благодатию же всесильнаго Бога, в Троице Святей славимаго и покланяемаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и при­сно, и во веки веков. Аминь.

Литература:I. Советский энциклопедический словарь.

  • 1: Советская энциклопедия.—1981.
  • 2. Медицинская энциклопедия.
  • 3. Приложение №3 к приказу МЗ СССР №523 от 22.11.54 г.
  • 4. «Ответы о.Иоанна Кронштадтского на вопросы о духов­ной жизни». Составил митрополит Вениамин (Федченков).