Как дорога наша бессмертная вечная душа и как любит нас Бог, потому на земле, в этой «юдоли скорби», попускает Всемилостивый быть у нас всякого рода скорбям, болезням и злоключениям, потому что тот кто страдает плотью – перестает грешить.
Поскольку грехи и страсти удаляют нас от Бога и делают Его врагами, то нужно просить у Творца всячески о том, что Он только может сделать. То есть, чтобы остановить греховный ветер в наших душе и теле и веровать несомненно, что каждое слово молитвы нашей может стать и станет делом. И Бог даст по сердцу твоему, только бы молиться внимательно, без сомнения ожидая исполнения просимого.
Гласит народная пословица: «Боже-то, поможи, да и сам, мужик, не лежи», потому нужно принять все меры для охранения себя от всего злого. Так, например: «люби истинное смирение, оно покроет тебя от всех опасностей в духовной жизни». И еще очень немаловажное правило, которое относится к общению с истинной верой и еесвятыми таинствами: «Если мы с верою неосужденно причащаемся Таинства Тела и Крови Христовых, то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и праздны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступаем к Таинству сему, во-первых, с искренним смиренным раскаянием и исповеданием грехов
своих и ствердою решимостью не возвращаться к оным, а во-вторых, если приступаем без памятоз-лобия, примирясь в сердце со всеми опечалившими нас. После приобщения надо просить Господа, чтобы Дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть на прежние грехи» (преподобный Амвросий Оптинский).
Твердая же решимость не грешить более нужна каждому христианину, так как и от мысли нашей зависит очень много. Так, одна мысль может заставить человека свернуть на жизненном пути и пойти совсем в другую сторону. Потому святые отцы и говорят: «отсеки прилог мысленный и все отсечешь – в этом искусство борьбы с грехом…»
Огрехе и борьбе с ним святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что грех врачуется противоположной ему добродетелью, как то гордость – смирением, блудная страсть – воздержанием, сребролюбие – щедростью, гнев – любовью. Так что этот огонь огнем не потушишь. «Уклонись от зла и сотвори благо, взыщи мира и стремись
к нему» – гласит псалом.
Живя на этой земле, мы часто забываем о том, на что жизнь нам дана и ищем земного суетного счастья. Будучи взрослыми людьми, играем в игры ипроигрываем вечную жизнь, так как не умеем найти и отличить полезное для спасения нашей души, нестремимся ее спасти. Тем временем, как жизнь нам дана только для того, чтобы мы славили Бога, благотворили ближнему и достигали вечного Царства указанным в Евангелии тесным путем, а не для того, чтобы веселиться в ней: блаженни плачущие ныне, а не смеющиеся. Конечно, не все плачущие ныне будут утешены вечной радостью, ибо только печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор.7, 10). Потому великое благо нам даровано Церковью -Таинство Покаяния – в нем нет греха, побеждающего человеколюбие Божие. Если только не торгуем покаянием, отлагая исправление на конец жизни, впадая в хулу на Святаго Духа – греша в надежде на покаяние. Для таких нет покаяния.
Также много различных путей покаяния дал нам Бог для того, чтобы отнять у нас всякий предлог к нерадению…
Побуди внутри себя совесть, чтобы на судилище Господнем не иметь тебе обличителя. Вот один путь покаяния – прекраснейший. Есть и другой, не хуже этого, состоящий в том, чтобы не злопамятствовать на врагов, сдерживать гнев, прощать грехи собратьям… чтобы простились нам наши грехи против Господа.
Хочешь знать и третий путь покаяния? Это пламенная, усердная молитва, возносимая притом от самой глубины сердца. Если хочешь знать и четвертый путь покаяния, то назову милостыню: она имеет великую и несказанную силу. Скромность и смиренномудрие, не менее всех сказанных заглаживает грех. Восплачь о грехе, чтобы не восплакать тебе о наказании, оправдайся пред Судьею прежде, нежели предстанешь перед судилищем.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Когда падешь во грех, тотчас осуди себя искренно и делай на себе крестное знамение, говоря: Господи, грехи наши на Кресте пригвоздивыи, пригвозди ко Кресту Твоему и настоящий мой грех и помилуй мя по велицей Твоей милости. И грех твой очистится…»
Однако если человек не страдает телесно, следовательно и не перестает грешить. Потому скорби, печали, болезни – это гостинец из рая, посланный нам, чтобы сокрушить наше сердце, чтобы оно приобрело смирение в терпении. А «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».
Потому что когда жизнь наша изобилует мирскими суетными удовольствиями и покоем мы забываем о Боге и небрежем о спасении своей души. Сокрушенное же печалью сердце скорее представит себе свои грехи, час своей смерти вообразит и вспомнит о будущей вечной жизни. Сказано -помни час кончины своей и вовек не согрешишь. До мысли ли о воздаянии нам, когда мы проводим свою жизнь в пированиях, отдыхе, лености – которая влечет за собой все греховные душевредные занятия. Но блажен человек, который, живя, не нарушает последовательности – труд, молитва, труд. Также важно и чтение душеполезной литературы, так как там спасение душ и веселие праведных. А к человеку, который занят делом полезным и молится не может нечистый подступить, как муха не может подлететь к котлу с кипящей водой. Многим душевредным занятиям предшествовала лень и расслабление, она же уныние – которое бывает от наслаждения, а иногда оттого, что страха Божия нет в человеке. А мы ищем счастья в этой жизни – мещанское понятие, о котором говорят, что это чувство тупости и самодовольства, ищем духовных утешений вместо того, чтобы приобрести благодарность за приятное и за злоключения. Иссякнут скорби у всякого, кто приучится за все благодарить Бога. Так божественная любовь сделает скорби человека приятным утешением среди суеты этой жизни.
«Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим», – восклицает Давид, – прежде страдания моего я блуждал, а ныне слово Твое храню (Пс. 6). О благоденствии же нечестивых в веке сем сказано, что нет им страданий до смерти (Пс. 72,4). «Мы имеем все основания жаловаться, когда не имеем страданий, так как ничто не делает нас подобными Господу, как несение Его Креста». Отсюда будет понятен афоризм духовного философа Экхарта: «Тихая и покойная жизнь проведенная в Боге – хорошо… жизнь полная бурь, прожитая с терпением – лучше. Но найти покой в жизни, полной боли – наилучшее…»
Душа человека, когда перестает исполнять грехи на самом деле, сперва должна потрудиться в подвигах и многих скорбях и так через скорби войти в святой покой, ибо многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22).
Использованная литература:
Св. Прав. Иоанн Кронштадтский «Моя жизнь во Христе».
«Лекарство от скорби».
Псалтирь.
Добротолюбие, избранное для мирян.
Библия, пересказанная для новоначальных.