Качество человека. Быть как все.

thumbnail of 2013-02
ПВ № 02(58) 02-2013.pdf Сергей Смоляков

В наше непростое время у человека возникает желание «быть как все». Это очень печально. В наш расслабленный век это означает примерно такую позицию: «Вроде бы и спастись охота, да молиться лень». Это позиция теплохладного человека. Все мы видим, что почти никто из людей не может воздержаться ни от многословия, ни в еде, ни в каком другом угождении плоти и своему «эго». Не хватает силы воли. Расслабленность воли — есть духовная болезнь — болезнь всеобщая, поразившая всё человечество с момента первого грехопадения, как результат отступления благодати Божией от согрешивших людей. Но вот беда: мы эту безблагодатность, унаследованную от прародителей, увеличиваем еще и еще своими собственными грехами, которые лишают нас благодати все больше и больше. Вот здесь-то и «обрящу начало зла моего», как мы читаем в покаянном каноне. Казалось бы, самое время заняться самоанализом и исправлением. Но не тут-то было! Ослабленная отсутствием благодати воля человека сокрушается под напором воли дьявольской, которая толкает человека ко греху и сама есть грех. Начинается у человека жизнь по пословице — из двух зол выбирают меньшее зло…, которое тоже есть грех. Иногда бывают у современного человека те редкие минуты, когда он может побыть с самим собой наедине. И тогда, в этом безблагодатном состоянии человека и посещают мысли: «Что такое жизнь?», «Зачем она дана человеку?» «В чем её смысл?». Точнее сказать, в чем смысл земной жизни человека?


Разве может быть однозначный ответ на такой вопрос? Давайте попробуем разобраться с самим понятием — жизнь на Земле. Есть растения и их земная жизнь. Есть животные и их земная жизнь. Есть человек и у него тоже земная жизнь. Только вот иногда говорят, что жизнь человека стала как жизнь растения, а иногда говорят, что человек живёт как животное. Жизнь человека оттого стала как жизнь животного, что он стал жить только плотской (душевно-телесной) жизнью. Стал интересоваться только теми чувствами и инстинктами, которые дает человеку тело, стал как можно полнее удовлетворять их. Ну, травянистый путь человека это тоже понятно. Когда человек (точнее, душа человека) пресытилась чувствами и картинами и наслаждениями земного мира тогда ему этот мир кажется не интересным, пресным, тоскливым. Человек унывает. Жизнь для него кончена.
Мы пока что рассуждали только о плотских (чувственных) наслаждениях. Они не вещественны. Н многие скажут, что собирать эти наслаждения это все равно, что воду решетом таскать. И правильно скажут. Так как удовлетворение наслаждений это мгновенная услада сердечных чувств. Но устроение человека таково, что он непременно хочет повторять и еще и еще вызывать (повторять) эти чувства, которые перерастают в привычки, а привычки дают определенные качества человеку. Человек, который получает чувственную усладу от слушания музыки — называется любитель музыки, от еды — любитель вкусно поесть, от винопития -любитель много потреблять спиртосодержащих напитков. Затем эти привычки укореняются у человека и дают ему определенную качественную характеристику, определенные качества -меломан, гурман, пьяница. Эти привычки могут усугубляться и вызывать беснование (припадки), чревобесие (переедание) или гортанобесие (желание изведать все новые и новые блюда), алкоголизм. А это уже болезнь.
Есть и жизнь у человека материальная, которая проявляется в любви к видимым вещам. Тогда перед нами коллекционер, собиратель чего-либо вещественно значимого. Коллекционермонет называется нумизмат, коллекционер марок называется филателист, коллекционер картин называется… Вы этот ряд можете продолжить самостоятельно. Но привычка к коллекционированию перерастает в качество, которое называется многостяжательство, а если коллекция раритетная, состоящая из редких, но очень ценных вещей, то тогда тщеславие, гордость…. И этот путь для человека тоже заканчивается болезнью.
Как видим круг замкнулся. Чем бы человек ни увлекался, чувственными (душевными) или видимыми (материальными) предметами, все заканчивается более сильным сердечным чувством человека, вызывающим привязанность, а затем и болезнь, страдание, муку. К чему устремлено или чем увлечено сердце человека там и находится вся жизнь человека. Вот получается жизнь рабская по страстям или удовлетворение страстями. Страсти ненасытны. Точнее сказать духи, вселяющие страсть в человека, они заставляют человека искать все более и более сильные чувства к удовлетворению страстями, и как результат, человек не выдерживает нагрузок и погибает. Погибает в страстях. Поэтому апостол Павел рекомендует: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (ПСор.6:12-13).
Но самое важное заключается в том, что этот порочный круг человек не может разорвать сам, не может освободиться от страстей, поэтому на Землю к роду человеческому в образе Иисуса Христа пришел Сам Творец — Бог. Бог создал человека свободным от страстей изначально, и Он пришел на Землю к человеку, чтобы сделать человека безстрастным, т.е. свободным от страстей. Это и есть настоящая свобода. Путь к свободе лежит через победу над страстными духами. Поэтому, целью жизни христианской является постепенное приобретение или, иначе, «стяжание благодати Святаго Духа», как говорил преп. Серафим Саровский. Духа, укрепляющего волю человека. Духа, дающего познание Бога, Который есть Любовь, Который есть Жизнь безконечная. Человек должен развиваться духовно «…написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матф.4:4). Человек должен искать Бога и познавать Его!
Через обожение — к богосыновству в Царстве Вечной Жизни. Только такая безконечно великая цель является смыслом земной жизни человека — православно верующего христианина. Есть ли другой смысл жизни человека на Земле?!
При написании статьи использована книга: Игумен N. «Не бойся малое стадо!». О духовной брани в современном мире. — М.: Даниловский благовестник, 2001. — 96 с.