АПОСТОЛЬСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ

thumbnail of 2010-12
ПВ № 12(33) 12-2010.pdf Иерей Константин (Селезнев)

В наше время появилось множество различных сект, проповедников, целителей, чудотворцев, миссионеров, каждый из которых уверяет, что только его мнение на духовность справедливо и истинно, только их община является истинной церковью. Но если знать Священное Писание и из него историю зарождения Церкви, то очень легко выяснить, что отнюдь не каждый желающий говорить о Боге имеет законное право проповедовать и научать людей вере. Сегодня мы рассмотрим понятие апостольской преемственности и вместе с этим выясним: имеют ли сектанты и самосвяты всех мастей называть свои сборища Церковью. Апостольская преемственность как институт, учрежденный Богом, связующий каждое последующее поколение христиан с предыдущим, вплоть до учеников Господа — апостолов, — обеспечивает пребывание Церкви в историческом процессе и ее неотделимость от него, а также сохраняет Церковь в ее канонических пределах.


Апостольская преемственность — это непрерывная передача Богом данных прав и полномочий от одних достойных ставленников другим через установленный единственно верный порядок-рукоположение. Эта цепь рукоположений от самих апостолов до сегодняшних епископов, преемников их полномочий и служения дает возможность найти Церковь на географической карте мира и проследить ее зарождение, жизнь и развитие. Библия ясно и однозначно учит, что через рукоположение подается дух премудрости и право повелевать и начальствовать в народе Божьем. Еще в Ветхом Завете сказано: «И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею» (Втор. 34:9). И еще: «И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, и поставь его пред Елеа-заром священником и пред всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых» (Чис. 27:18-20).
Христиане не являются хозяевами своей веры и своей Церкви. Об апостолах уже Господом сказано: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин. 15,16). Христиане сами по себе не владеют никакой истиной, потому что не могут своими усилиями или аскетическими упражнениями создать эту истину, не могут сказать о себе: «Мы нашли знание и овладели им». Наоборот, Истина сама вторглась в жизнь апостолов и сказала: «Не идите против рожна» (Деян. 9,5). Поэтому верующий человек не «владеет истиной», он служит ей.
Слова Христа «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мф.28,19) были сказаны далеко не всем желающим, как бы хотелось сектантам всех мастей, а только апостолам. Свое учение Христос лишь однажды вверил людям — апостолам. Более
никому и никогда не являлся Господь для того, чтобы продолжить свою проповедь, ни одному сектантскому проповеднику не * поручил благовестия. В этом состоит уникальность апостолов и их проповеди. Но Свою благодать Христос дает не только первохристианам — апостолам, — но через апостольскую преемственность — христианам иных поколений. Господь подарил нам Церковь. Эта Церковь Едина: это качестве удостоверяет ее сущность. Практически это означает, что Церковь не может разделиться, раздробиться, потому что она суть таинственное тело Христа и Христос, как глава тела Церкви, не может ни иметь много тел, ни иметь теле разделенное. В теле Христовом была побеждена и сама смерть. И Тот, кто обретается в теле Христа и пребывает в нем живым через богодейственные таинства и по любви соблюдения заповедей, переходит от биологической смерти в вечную жизнь Триединого Бога. И так же как виноградная лоза не сможет выжить и принести плод, если будет отсечена от ствола, таким же образом и отсеченный от Церкви верующий или же целые общества верующих, независимо от их численности, не могут ни во Христе существовать, ни составить другую Церковь. Господь наш Иисус Христос основал только одну Церковь, которой Он обещал Свою помощь, и которая есть полноправная хранительница евангельского благовестия. Это утверждение в древности было не требующей доказательств истиной, которая и в наши дни для христиан, верных Преданию, таковой и остается. Не может быть нескольких Церквей, как не может быть нескольких истин. Правда.
в соответствии с обычаем еще апостольских времен иногда говорят о «Церквях», имея в виду поместные общины, но это отнюдь не предполагает множественности, также как совершаемая во множестве мест Евхаристия не предполагает какого-либо разделения Христа. Иное дело, когда употребляют термин «церковь» для обозначения общин христиан-диссидентов, каковыми являются инославные; в этом случае у него нет специального богословского значения, и при этом имеется в виду просто некая община.
В понятие единства Церкви мы вкладываем двоякий смысл. Существует единство во времени:Церковь нынешнего дня по сущности своей та же, что Апостольская и святоотеческая Церковь первых веков. Нас не должна страшить толщина веков, отделяющая нас от Христа. Тот, кто благословил апостолов, есть Господин и субботы, то есть Владыка времени. (Мф. 12,8). Времена подвластны Христу, и если Он сказал, что Он с нами «во все дни до скончания века» (Мф.28,20), значит, столетия не властны оторвать Христа от Его земной Церкви.
Существует единство впространстве. Поместные Церкви, исповедующие в чистоте православную веру и в верности хранящие апостольскую преемственность, находятся между собой в общении, у них Один Основатель и Глава — Христос. И если кто-либо из верующих, независимо от церковного чина, который он имеет в теле Церкви, или совокупность верующих, независимо от их численности, нарушат, будучи убеждены в своей правоте, законоустановленную веру Церкви — они отсекаются от тела Церк-
ви. И если они имеют какой-либо священнический сан — лишаются его, мирские же отлучаются от сообщества верных, согласно постановлениям Вселенских Соборов. Это означает, что они не могут принимать участие в таинствах Церкви и причащаться.
В Православном вероучении четко зафиксирован принцип неодолимости и непобедимости Церкви Христовой. «Муж благоразумный построил дом свой на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7,24-25). «На сем камне я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16,18). «Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? И тогда расхитит дом его» (Мф. 12,29). «А Церковь есть дом Божий (1Тим. 3,15), а Христос -как Сын в доме его, дом же Его -мы» (Евр. 3,6). Отсюда видим, что Церковь неодолима, ее не могло изменить время или обстоятельства.
Сектанты не любят церковную историю. Во всех своих книгах, касающихся истории Церкви, протестанты вынуждены излагать эту историю по истории апостольской Церкви, осуждение которой поражает своей абсурдностью. Протестанты считают, что апостольские мужи и отцы Церкви скоро уклонились от доверенного им учения. Они также считают, что то, что Церковь накопила за два тысячелетия своей истории, можно выкинуть и начать историю заново. Отличительное свойство всех еретиков — гордость, проявление состоит в презрении и осуждении всех, не принадлежащих к их секте, омерзение ими, лютая ненависть к ним. Но существенное проявление гордости в еретиках и раскольниках состоит в том, что они, отвергши богопознание и богослужение, открытые и преподанные Самим Богом, усиливаются заменить их богопознанием и богослужениями самовольными, богохульными и богопротивными. Вывод очевиден: если некая «христианская церковь», вглядываясь в прошлое, способна обсуждать лишь чужую историю (чаще всего известную со слов самих же обсуждаемых), то ее собственная история слишком молода, чтобы быть христианской. Следовательно, эта церковь не та, которую Христос основал на камне и о которой сказал, что врата ада ее не одолеют. Нет у сектантов и рукоположения как такового, а если оно и существует, то связывает их, конечно же, не с апостолами, а с самими основателями тех или иных сект, так называемыми ересиархами.
Говоря об апостольской преемственности, Православие имеет в виду непрерывное продолжение управления Церкви апостолами. Продолжение это носит харизматический характер и обеспечивается передачей духовной власти апостолов епископам Церкви и че-
рез них — священникам. Способом передачи духовно-апостольской власти епископам является рукоположение. Но если кто-либо из епископов был рукоположен каноническим церковным путем и впоследствии окажется вне Церкви по причине своих заблуждений касательно веры, то теряет и апостольскую преемственность, так как она существует только в таинственном теле Христа — в Его Церкви. Следовательно, если кто-либо из епископов или же какая-то Поместная Церковь в полноте своей, независимо от численности ее членов, отпадут от веры Церкви, выраженной непогрешимо на Вселенских Соборах, они теряют апостольскую преемственность, поскольку они уже находятся вне Церкви. И, раз прерывается апостольская преемственность, не может быть и речи об обладании или продолжении апостольской преемственности в отпавших ст Церкви. Поэтому и не может называться Церковью общность людей (еретиков, протестантов, самосвятов, раскольников), давне отпавших от нее. Быть христианином — значит жить в полноте Таинств Апостольской Церкви.. Быть христианином — значит, причащаясь Тела и Крови Господней, разрешить Христу жить в себе.
Литература:
Д. Целенгидис. Люди и Демоны. Образы искушения современного человека падшими духами. Являются ли инославные членами; церкви? М. 2009 т.
В.Н. Лосский, епископ Петр (Л’юилье). Толкование на Символ веры. 1999г.
Церковь и история: экклезеологический аспект. По материала\! сети Интернет.
Диакон А. Кураев. Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир. Киев, 2009г.
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе.
Священномученик Киприан Карфагенский. Книга о единстве Церкви. Киев, 1891 г.