ДНЕВНИК Поездки на место обретения Владимирской-Чугуевской иконы Божией Матери в с. Кочеток

w150-dsc_0599Как богат Слобожанский наш край древними святынями – чудотворными иконами: икона Спаса Нерукотворного, иконы Божией Матери: Озерянская, Песчанская, Ахтырская, Каплуновская, Высочиновская, Михайловская, Елецкая-Харьковская, Владимирская (с. Кочеток Чу­гуевского р-на)…
Вот о ней, о Владимирской иконе хотим вам поведать то, что узнали сами, бережно собирая каждое зернышко-словечко.
В пятницу, 5 августа, утро выдалось пасмурным и прохладным, но к назначенному времени собрались в издательстве все паломники, как один, сели в «приличный экипаж» и отправились в путь. Курс – Владимирско-Богородичный храм села Кочеток Чугуевского района. По дороге соборно читали акафист Пресвятой Богородице. Глазом не успели моргнуть, как вот он – старый, добрый Кочеток. При въезде – золотой петушок, под стать названию. Так и хочется приговаривать: «Кочеток, кочеток- золотой гребешок». Добрые люди указали, как проехать к храму. Вот его купола уже видны из за крон свежей зелени деревьев… Какой красавец! Прямо кусочек Царства Небесного на земле, дом Божий на земле, ковчег нашего спасения. Стоит в лучах утреннего солнца, весь соткан из света, которое от одного прикосновения взгляда разливается по сердцу нездешней радостью.
Мачта колокольни смело выступила вперед острием купольного креста, проткнув зазевавшиеся сахарные облака. Остальные пять луковиц чинно воссели на крыше изящного, голубеющего храма .


Пока мы изучали окрестности храма, любуясь живописными видами со всех сторон и охотясь с «фоторужьем» за «символом» Кочетка – рябым петухом, мирно пасущимся со своим благородным семейством на фоне храма (даже неловко было от удивленных взглядов местных жителей, но чем не пожертвуешь ради удачного снимка к статье в любимую газету?), врата отомкнули и Богородичный ковчег распахнул нам свои объятья.
С трепетом переступили порог и припали к подножью древней Слобожанской святыни – чудотворному списку Владимирской иконы Божией Матери. Как после долгой разлуки облили теплыми слезами ненаглядный образ.

Из истории обретения.

. «Над утесом, из-под коего и теперь струится чудесный источник, выдавался корень срубленного дерева – здесь-то один из благочестивых иноков монастыря, бывшего на вершине противолежащей горы, обрел стоящую Икону Владимирской Божией Матери и с благоговением принес оную в обитель. Будучи поставлена в церкви, она в первую же ночь оказалась на месте своего явления, будучи опять взята и поставлена в церкви, паки оказалась на том же месте. Желая иметь сие сокровище в своей обители, благочестивые иноки соборно дали пред священным изображением ее обет – в день памяти ее 21 мая и 23 июня, торжественно поднимать ее, принося на место явления и совершать здесь во славу ее молебное пение. Тогда Икона оставалась в церкви. Почему и по перенесении монастыря на настоящее место, священный, по преданию, обет оный исполнялся неукоснительно, пока наконец достиг того торжественного обряда, который теперь совершается в год, в силе таинства. По особенному усердию, в летнее время, почти ежедневно, богомольцы, возлагая на себя привесочки, кои принесены по обету от разных лиц, как бы в дар Богоматери, поднимают ее на корень (так в простонародье называют прежнее место явления Иконы) к источнику, где совершаются благопотребные прошения. Во время святых постов, особенно летних, с дальних даже мест Украины, число говеющих по обету, подобно как и в монастырских обителях, весьма значительно. Но кто без сердечного умиления может взирать на бесчисленное стечение народа Божия с разных отдаленных мест – во дни престольной памяти ее- 21 мая и 23- го июня, когда она торжественно переносится к чудесному источнику?…».
О крестном ходе с Владимирской иконой Божьей Матери на место обретения вспоминал в своей книге «Далекое и близкоe» художник Илья Ефимович Репин, как он в детстве ходил в Кочеток, с мамой Татьяной Степановной: «Когда мы жили еще в Осиповке, часто в большие праздники мы ходили с маменькой в Кочеток, верст за семь от Осиповки. Чтобы поспеть к обедне, надо было выйти из дому с восходом солнца. Когда мы, поднявшись, проходили через весь город и солнце начинало уже припекать, мы с удовольствием входили в кленовый густой лес под Кочетком и поспевали до начала благовеста.
Дорогою маменька много рассказывала превосходных историй из жизни святых. Она знала очень много хороших поучений святых отцов. Дорога была очень интересна. После длинной службы в церкви явленную икону несли на колодец. По тенистому лесу толпа рассыпалась и так красиво, пятнами, освещалась в густом орешнике. Мальчишки звонко хлопали ладонями по кленовым листьям. Маменька тоже начала хлопать ими, на обратном пути я все учился, но у меня не выходило.
Было уже очень жарко, когда мы возвращались домой. Когда мы доходили до Креницы, садились отдыхать. Мамень­ка развертывала чистый платочек, доставала свежую просви­ру «за здравие», отламывала от нее по кусочку, и мы ели, за­пивая ключевой водой. Какая водица! Холодная и чистая». Крестный ход оставил глубокий след в душе художника, что отразилось в его картине «Крестный ход» и её варианте кар­тине «Крестный ход в дубовом лесу». Осенью 1876 г. И. Ре­пин приехал в Чугуев и снова увидел крестный ход. Именно этим годом датирована картина «Крестный ход. Явленная икона», которая ныне находится на хранении в Государствен­ном Русском музее.
Главный начальник южных поселений генерал-лейтенант барон Энгельгардт 4 декабря 1858 г. обратился к архиепископу Харьковскому и Ахтырскому Филарету с предложением от Начальника харьковского поселения с заключением местного благочинного, относительно учреждения крестного хода из с. Кочеток в г. Чугуев и обратно с перенесением Чудотворной иконы во имя Владимирской Божьей Матери. Икона эта во дни престольного праздника 21 мая, 23 нюня и 26 августа торжественно переносится к источнику (на корень). В эти дни стекается огромное число богомольцев из окрестных селений и из отдаленных мест. Жители г. Чугуева предложили также переносить эту икону крестным ходом в Чугуевский Покровский собор, а также переносить ее в эти и другие храмы г. Чугуева для удобства жителей. Это поможет также увеличить доход, ведущий к украшению и благолепию храмов. Предлагалось переносить икону 12 сентября, в день Воздвиженской ярмарки и оставлять до 26 апреля. Последняя дата рассчитана с тем, что 23 апреля переносится в Куряжский монастырь Чудотворная Озерянская икона Божьей Матери и богомольцы будут после этого стекаться в Чугуев для участия и в переносе Владимирской иконы в Кочеток.»(1).
Вы только посмотрите! В 1611 г. Пресвятая Богородица впервые посетила, тогда ещё запустелый, наш край, подарив ему «купель Силоамскую» – Озерянскую, живоносный источник, который растекался по всей родной сторонушке, сопровождая Её твердое шествие. Там, где Она прошла Своими стопочками,- оставляла чудотворные иконы и ключи святой воды, а вслед за ней поднимались воины Христовы и за своей Взбранной Воеводой крестным ходом, продвигаясь все дальше и дальше по небесной лествице, да прямо в Царство Небесное!
А названьице-то пошло не от кочета … от «колодезя»!
«Название Кочеток пошло от колодезя, который очевидно использовался сторожами станичников, или не служилым населением вроде охотников и бортников.»*
*Филарет. «Историко-статистическое описание епархии»//ХЧМГУ.-2006 г.-Т.3-С.112
Справка: «Владимирская-Чуцгуевская икона прежде находилась в Чугуевском монастыре на берегу р.Донецю после упразднения монастыря икону перенесли в приходскую церковь бывшего монастыря местечка Кочетка.
Сушествовала Владимирская икона в г.Валуйки и в с.Мартовая Волчанского р-на Х.о. в храме Богородице-Рождественском (2)
2.«Сказание о чудотворных иконах БОГОМАТЕРИ И Ея милостях роду человеческому»М.,Новоголутвинский монастырь
3.А.Парамонов. Владимирско-Богородичный храм в с.Кочеток