Слово в неделю двадцать третью по Пятидесятнице

Лк 8,26-39
И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из го¬рода, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня.
Ибо [Иисус] повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него.
И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и [бесы] просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.
И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли чело¬века, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.
Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:
возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Валентин Амфитеатров

Евангелие настоящего дня передает прискорбное обстоятельство жизни нашего Господа: жители страны Гадаринской под влиянием страстей своекорыстия не желали ни видеть чудесных дел Иисуса Христа, ни слышать благостного Его учения. Из всей толпы толь¬ко один человек пламенно желал, неотступно просил, усердно молил Человеколюбца остаться с ним безотлучно, на всю жизнь. Образ этого человека слово Божие представляет вниманию православных христиан как пример для подражания всем, сподобившимся принимать в жизни своей и в св. таинствах чудные благодеяния Божии. Испрашивая у Иисуса Христа дозволение никогда не отлучаться от него, этот чело¬век надеялся, через беспрестанное общение с Господом, через постоянное лицезрение Его предотвратить от себя все скорби, какие он уже испытал в жизни и какие могли бы повториться. Не разлучаясь с Господом, он надеялся быть жизнерадостным, быть счастливым.
Итак, по слову Божию и учению св. отцов Церкви, если хотим предотвратить от себя несчастья и быть истинно счастливыми, необходимо для нас постоянное общение с Господом Иисусом Христом.
Рассудите беспристрастно: от чего происходят наши несчастья? — От греха: до греха их не было. От чего грех? — От забвения Бога. По¬мни, христианин, постоянно Бога, носи с собою мысль о Нем повсюду, где бы ты ни был, что бы ни делал. Перед тобой всегда будет Божественная красота, пленяющая сердце, всегда будет луч Божественной Премудрости, увлекающий умственное твое зрение; пред тобой всегда будет благороднейшая цель человеческой судьбы, достижение которой будет составлять жажду и силу твоей воли.
Чтобы постоянно находиться в общении с Иисусом Христом, лицезреть Его, необходимо постоянно представлять, что Он видит все наши сокровенные мысли, все тайные помышления, все намерения и дела. Такое представление есть доказательство любви нашей к Нему. Любовь — сила, удерживающая от греха и с тем вместе предотвращающая следующие за ним несчастия. Кто из нас не испытал чувств готовности все сделать хорошее, достойное, благородное при виде портрета любимого лица, при виде письма, написанного его рукой? Представ¬ляй же пред собою, христианин, святой образ нашего Благодетеля Спасителя; и ты станешь у двери спасения. Раскрой Его письмо, Священное Писание; оно в умиление приведет душу твою; ты почувствуешь себя счастливым, оставишь мятежный, своекорыстный, страстный полк гадаринцев, сетующих о прибылях, удобствах жизни и честолюбии, доставляемых им (увы, чем же?) — разведением свиней. Ты оставишь их и примкнешь к Господу: ибо в Нем твое счастье.
То не несчастье, когда посещает Господь кого-либо какими-либо скорбями. Скорби составляют крест Его, скорби — явственный при¬знак последователя Христова. Скорби — печать предопределения и избрания Божия. Кто умеет понимать значение этой печати, тот никогда не подумает о том, чтобы ее стереть, потому что она тягостна. Иов, мученики, благочестивые избранники Божии умели понимать крестную печать, налагаемую на них Богом. Они в целости сохраняли ее, все претерпевали, что угодно было Богу возложить на них. Претерпевали, потому что были всецело преданы Ему. “Так Господу было угодно!” (Иов. 1,21). “ Что Бог даст, так и будет!» Не моя воля, Господи, но
Твоя да будет! (Лк. 22,42). Эта высокая преданность воле Божьей служила прочным основанием их внутреннего счастья среди всех внешних несчастий. Она успокаивала их среди всех беспокойств; радовала в скорбях и страданиях. Оклеветанный, измученный страдалец св. Павел говорил и писал: “в страданиях моих радуюсь” (Кол. 1,24).
Приближаться к Господу, пребывать с Господом, быть в общении и единении с Ним, Вездесущим, все Содержащим, всем Управляющим — вот счастье наше. Вот доля всякого во имя Св. Троицы крещенного человека!
Чтобы чувствовать себя счастливым и быть счастливым, нужны постоянное обращение к Господу с своими мыслями, непрестанное доверие Ему своих чувствований и желаний, постоянная решимость принять то, что Ему угодно, и удаление от себя того, что Ему не благоугодно.
Отверзем же двери своего сердца, чтобы в него вступили силы неразлучного пребывания с Богом. О них в каждом молитвословии, на каждой литургии возглашает св. мать наша Церковь в благожелатель¬ном призыве: “Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любви Бога Отца, и причастие Св. Духа буди со всеми вами!” Аминь.

Валентин Амфитеатров