Крестное знамение
Крестное знамение есть такой знак, которым верующие во Христа, избранные Божий, отличаются от неверующих — от нехристиан.
Это знамение есть знамение нашего искупления, без которого мы не можем получить спасения. Поэтому-то, когда новорожденное дитя приносится в церковь, священник «знаменует его чело, уста и перси», говоря: «Да знаменуется крест единородного Сына Божия в сердце и помышлениях его (или ее)». С этого времени знамение это неизгладимо и самым внутренним образом связано с новопросвещенным христианином, начертано на нем, так сказать, пламенем божественной любви. Юный христианин получает знак того, что он раб Христов, крест на челе его служит отличительным знаком его христианского звания. Как ангел-истребитель в Египте проходил мимо тех дверей израильтян, на которых сделан был знак кровью пасхального агнца, так и те остаются пощаженными от ангела гнева Божия, на челе коих есть знамение истинного Агнца Божия, Который искупил нас кровью Своею, и кои никогда не оставляют этого знамения креста. Крестное знамение есть знамение нашего спасения. По учению св. Кирилла Иерусалимского, «крестное знамение есть великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда; это — благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов». Знаменуя себя крестом, мы предаем себя водительству Господа нашего и ограждаем себя щитом от козней, враждебных нам. «Крестное знамение, — говорит св. Иоанн Златоуст, — и в древнее и в нынешние времена отнимало силу вредных веществ, делало недействительными яды и врачевало смертоносные угрызения зверей».
Обратимся к священной истории. Народ израильский некогда воевал с амаликитянами. Моисей, предводитель его, молился во время сражения и в молитвенном излиянии своего сердца пред Богом простирал руки к небу. Пока руки его оставались простертыми, победа была на стороне израильтян; когда же он, от усталости, опускал руки, преимущество было на стороне врагов. Поэтому подошли к нему два мужа и поддерживали его руки. Объяснение этого ветхозаветного события дает нам св. Киприан, говоря, что израильтяне побеждали, потому что простертие рук служило образом креста. Таким образом, значит, крест производил спасительное действие задолго до того, когда на нем совершилось искупление мира. Поэтому и мы во время молитвы делаем крестное знамение, надеясь на получение просимого. Крестное знамение освящает все наши действия, выделяет их из ряда обыкновенных и безразличных и ставит их на высоту дел богоугодных. Поэтому нужно сколько возможно чаще и внимательнее употреблять крестное знамение в опасностях, в искушениях, в горе и радости, в труде и молитве.
Сила и действенность крестного знамения видна, далее, и из того, что Православная Церковь употребляет его при всех своих богослужениях и таинствах. Крестным знамением христианин в таинстве крещения вводится и принимается в Церковь; в таинстве миропомазания он получает благодать, возращающую и укрепляющую в вере и в духовной жизни; получает оставление грехов в таинстве покаяния; с употреблением крестного знамения преподаются ему и все другие таинства. Крестным знамением освящается вода, которою окропляются верующие и их жилища; посредством его все другие вещи изымаются из обыкновенного употребления; с ним, наконец, в руках христианин провожается до могилы. Везде, куда ни посмотрим, мы встречаем в христианстве знамение святого креста.
Крестное знамение есть знамение победы. История повествует нам о следующем чудесном событии. Когда император Константин воевал с Максентием, сыном императора Максимиана, то около полудня, идя во главе своего войска, заметил на ясном небе блестящий крест, в середине коего светлыми буквами написаны были слова: «Сим победишь». Все войско видело это чудо; но никто так глубоко не был поражен им, как сам Константин, и он целый день провел в размышлении о значении этого знамения. В следующую ночь во время сна явился ему Сам Господь Иисус Христос с тем же знамением и повелел ему сделать себе военное знамя по этому образцу и носить его в сражениях, как защиту от врагов. На другой день утром император позвал мастера и повелел ему сделать знамя по видимому образу. Ободренный этим видением, Константин не медлил более, но дал врагам сражение, в котором Максентий был побежден и в бегстве упал в реку Тибр и утонул. Как здесь, так часто и в других случаях, крест содействовал победе, особенно духовной. Крестом святые побеждали свою плоть и мир; крестом совершали они чудеса. Вот несколько примеров этого. Св. епископ Юлиан нажил себе много врагов в лице ревнителей идолопоклонства, которым не нравилась христианская жизнь, благочестие и христианская ревность архипастыря, и вот они, задумав изжить Юлиана, чрез подкупленного раба поднесли ему в чаше отравленное ядом питье. Святитель знал о заговоре, знал и заговорщиков; поставив пред собой чашу, он велел позвать к себе всех граждан, участвовавших в злом умысле. Когда они пришли, праведник сказал: «Если хотите смиренного Юлиана умертвить ядом, то пред вами пью чашу эту». Тогда он трижды перекрестил чашу, сказав: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», — затем выпил яд и остался невредим. Пораженные ужасом, злодеи припали к стопам Юлиана и умоляли, чтобы он простил их. А вот пример из жизни нашего русского патриарха — святителя Гермогена. Один из польских вельмож в смутное время самозванщины напал с кинжалом на Гермогена; но лишь только святитель оградил его знамением креста со словами: «Буди на тебе сила крестная», как кинжал выпал из рук злодея, и он уже не смел более прикоснуться к человеку Божию.
По изданию «Таинственный смысл символических священнодействий». — Москва, Синодальная Типография 1906.
Продолжение следует.