Иерейское благословение
Известно, что священник во время богослужения во храме нередко благословляет предстоящих и молящихся; равно как преподает он свое благословение и вне храма тому, кто желает, кто к нему приходит, или к кому он сам приходит. Откуда же у нас такой обряд благословения, и что значит это благословение иерейское?
Нужно заметить, что некоторые обряды богослужения христианского восходят по своему началу еще ко временам ветхозаветным. К числу таких обрядов принадлежит и обряд благословения иерейского. Сам Господь чрез Моисея повелел Аарону первосвященнику и сыновьям его священникам благословлять народ, причем указал для этого особенные изречения: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! (Чис. 6, 22-26) — вот каково повеление Божие.
Что касается силы священнического благословения, то ее указал и о ней свидетельствовал Сам Господь. Облекая священников властью благословлять народ, Он присовокупляет: так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их (Чис. 6, 27); следовательно, иереи чрез свое благословение преподавали достойным благословение Божие.
Это ветхозаветное благословение для нас, сынов Церкви новозаветной, получило силу и значение с того времени, когда Сам Спаситель наш, Господь Иисус Христос, на горе Елеонской, в день вознесения Своего на небо, воздвиг руки Свои и благословил учеников (Лк. 24, 50). Подражая Пастыреначальнику своему, и пастыри христианские начали воздвигать руки свои, преподавать благословение людям и благословением освящать вещи. А так как пастыри действуют властью и именем Иисуса Христа, то они стали слагать персты для благословения так, чтобы в самом сложении их изображалось имя Иисуса Христа; стали, по подобию ветхозаветных священников, возлагать имя Господне на сынов нового Израиля и благословлять народ Господень именем Его (Сир. 45, 19); именно: как в ветхозаветном благословении сложением перстов священнических изображалось имя Иеговы (Господа), так и новозаветные священники стали указательный перст протягивать и при нем большой средний сгибать, чрез что первым изображается буква I, а вторым буква С, и таким образом начертывалось имя Иисус под титлом IС, большой же перст стали класть поперек меньшего среднего, чрез что изображается буква X, а последний малый сгибать, чем означается буква С, и так происходит Христос под титлом XС. У нас, православных, во всем напоминается святое и спасительное имя Иисуса Христа. Священники же католические и пасторы лютеранские продолжают слагать персты при благословении по примеру ветхозаветному.
Сложенную именословно руку православный священник возвышает горе, и достойно примечания — не просто возвышает горе по подобию ветхозаветных священников, но с начертанием креста. Почему? — Понятно почему: вся сила благословения и освящения преподается нам крестом, ибо крестом Иисус Христос совершил спасение наше, чрез крест и крестную смерть Господа Иисуса мы стали достойны благодатных благословений, а любовь Божия, распятая на кресте, со креста и подает их нам.
По изданию «Таинственный смысл символических священнодействий». — Москва, Синодальная Типография 1906.
Продолжение следует.