Преклонение головы
Во время молитвы, как домашней, так и церковной, мы осеняем себя крестным знамением, а вслед затем склоняем свою главу; это делаем мы в знак нашего смирения и благоговения к тому высочайшему Существу, Которому мы молимся. Само собою понятно, что наши поклонения главы и восклонения, совершаемые вслед за осенением себя крестным знамением во время молитвы, должны быть неторопливыми, неспешными, благоговейными. При глубоком сокрушении о грехах, особенно во дни Великого Поста и говения, наши поклонения или поклоны при молитве должны быть, как и бывают, великими, земными.
Далее, мы преклоняем и должны преклонять свои головы не только вслед за осенением себя крестным знамением во время молитвы, но и при богослужебных действиях, чтениях и возгласах. Так, когда священник или диакон совершает каждение пред стоящими в храме и в то же время воздает им братское поклонение, тогда и стоящие во храме обязаны (нравственно) отвечать на его поклонение поклонением же. Или, когда священнослужитель благословляет присутствующих во храме, осеняет их крестным знамением, говоря «Мир всем!», и в то же время сам кланяется им, или когда священник к концу службы церковной, на так называемых отпустах, обратясь лицом к предстоящим во храме, преподает всем благословение и благожелания, осеняет их крестным знамением и сам кланяется всем, тогда надлежит непременный нравственный долг и присутствующим во храме отвечать священнослужителю также поклонением главы, в знак благодарности к нему. Если вне богослужебных собраний во всяком хорошем обществе считается неприличным и предосудительным не поблагодарить благожелателя за его доброе слово, не ответить на поклон кого-либо поклоном, то тем более невнимательность к священнослужителю и неблагоприличие не должны иметь места в нашем церковном высоконравственном обществе.
Бывают и другие случаи на службах церковных, когда стоящие во храме должны преклонять свои главы не только по чувству приличия, но и из благоговения. Так, во время чтения Евангелия и благовременно и благоприлично наклонять главы, из благоговения к святости Евангельского учения. Во время перенесения Даров с жертвенника на престол, в промежутке пения так называемой Херувимской песни, когда священнослужители молят Господа о том, чтобы Он помянул всех во царствии Своем, стоящие во храме также должны преклонять свои главы. Явление народу Даров, хотя еще и не освященных, и моление при них, обращенное к народу и о народе, весьма естественно должны вызывать у присутствующих в храме благоговейное преклонение глав, в сопровождении с крестным осенением, которое должно быть обязательным в отношении к Дарам уже освященным, когда они являются присутствующим в храме при конце литургии, при произнесении слов обетования Спасителя пребывать с верующими «Всегда, ныне и присно и во веки веков». Но всеми ли у нас выполняется это святое правило?..
Во время церковных служб верующие неоднократно приглашаются священнослужителем главы преклонить. «Главы ваши Господеви преклоните!» или: «Главы наши Господеви преклоним!» — возглашает диакон, лик продолжает его призыв — «Тебе, Господи!» А священник в то же время молит Господа, чтобы Он милостиво призрел на преклонивших главы свои в знак благоговейной и смиренной покорности Ему. А между тем многие ли в это время преклоняют главы?
Падение ниц
Высшая степень смирения, покаяния, благоговения и преданности Богу выражается в падении ниц.
Оно было употребляемо еще в Ветхом Завете. Так, Авраам, когда услышал обетование Божие вступить с ним в завет, то в чувстве благоговения и в смиренном сознании своего недостоинства пал на лице свое (Быт. 17, 3). Моисей и Аарон пали на лица свои, — умоляя Господа пощадить и помиловать разгневавших Его сынов Израиля (Чис. 16, 22).
Сам Господь наш Иисус Христос пал на лице Свое, молился (Мф. 26, 39) в саду Гефсиманском, в знак глубочайшего смирения и преданности Отцу Небесному, по воле Которого Он страдал за нас. В древности христиане имели обычай повергаться на землю во время покаяния, а иногда во время бедствий. Так, во время гонений, так называемые «падшие», т.е. отрекшиеся от веры по страху мучений, когда раскаивались в своем падении и желали возвратиться к Церкви, то начинали свое покаяние тем, что лежали на церковной паперти распростершись, прося входящих в храм помолиться за них, и умоляли, чтобы их допустили к общественному покаянию. Падение ниц как видимый молитвенный знак весьма угодно Богу и весьма благопотребно для христиан, особенно во время покаяния, во время усердной молитвы об отвращении бедствий, ибо оно лучше всего свидетельствует о нашем сокрушении о грехах, о нашем смирении пред Богом и нашем благоговении ко всему святому и божественному.
Обращение на восток
Теперь объясним, почему христиане во время молитвы обращаются на восток, для чего и храмы устрояются алтарем на восток.
Этот святой обычай св. Василий Великий относит к числу преданных апостолами. Писатель II века Тертуллиан свидетельствует, что в его время язычники, не раз бывшие свидетелями поклонения христиан на восток, имели подозрение, будто они чтут восходящее солнце. Из многих предположений, которые высказывались для объяснения этого древнейшего обыкновения христиан, вероятнейшим представляется то, по которому восток, или место восходящего солнца, признается образом Христа, духовного просветителя, Востока с высоты (Лк. 1, 78), в противоположность западу, как образу темного царства сатаны. «Как естественный образ дня, — говорит Климент Александрийский, — есть восток, откуда возсиявает из тьмы свет, так для блуждающих в неведении воссиял день познания истины, как воссиявает солнце, по этой причине и молитвы творятся на восток». Таким образом, обращением к востоку молящиеся выражают свой союз со Христом и Его царством и освобождение от темного владычества греха и диавола. На этом основании и крещаемые, когда над ними совершается обряд отрицания сатаны и всех дел его, стоят лицом к западу, когда же произносят обет сочетания со Христом и веры в Него, то обращаются к востоку.
По изданию «Таинственный смысл символических священнодействий». — Москва, Синодальная Типография 1906.
Продолжение следует.