Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.)
Настоящій праздникъ можно назвать праздникомъ дружества. Іисусъ говоритъ: Лазарь, другъ нашъ, успе (Іоан. 11, 11), и спѣшитъ въ Виѳанію, не смотря на опасность тамъ для своей жизни отъ іудеевъ. Ученики говорятъ также: идемъ и мы, да умремъ съ Нимъ (Іоан. 11, 16), то-есть, говорятъ то, что могла внушать токмо самая пламенная дружба къ Лазарю. О Марѳѣ и Маріи, сестрахъ его, не возможно и сомнѣваться: ихъ душа и сердце какъ бы погребены вмѣстѣ съ братомъ и другомъ. Самые фарисеи, забывъ свои лицемѣрные виды и разсчеты, пришли въ Виѳанію не для чего другаго, какъ да утѣшать сестеръ о смерти брата. А при гробѣ Лазаря — тутъ Іисусъ даже прослезился, — и конечно не отъ унынія и печали, ибо сейчасъ скажетъ: Лазаре, гряди вонъ, а отъ любви и дружбы, для коихъ тяжело видѣть и на одну минуту возлюбленнаго своего въ гробѣ, среди праха и тлѣнія. — Посему-то самые іудеи заговорятъ: виждь, како любляше его (Іоан. 11, 36)! — Итакъ, говорю, праздникъ настоящій можно, по всей справедливости, назвать праздникомъ дружбы.
Если когда потому, то нынѣ самый удобный случай для насъ наблюсти, какъ Господь поступаетъ съ своими друзьями и возлюбленными. — Много ли Онъ любитъ ихъ? Такъ любитъ, что проливаетъ слезы на ихъ гробѣ. Іисусъ не плакалъ на своемъ крестѣ, а надъ Лазаремъ плачетъ; и сдѣлалъ для него то, чего не дѣлалъ ни для кого: ибо воскресилъ его изъ мертвыхъ, уже четыредневна и смердяща.
Но любовь сія дѣлаетъ ли друзей Господа вовсе неприкосновенными ни для какой скорби и искушеній? Напротивъ. Изъ примѣра Лазаря и сестеръ его особенно видно, какъ справедливо замѣчено апостоломъ Павломъ, что егоже любитъ Господь, того наказуетъ и испытуетъ (Евр. 12, 6). Ибо смотрите, вотъ семейство, которое Господъ постоянно отличалъ Своимъ вниманіемъ; среди коего, во время пребыванія Своего въ Іерусалимѣ, всегда находилъ для Себя дружескій пріютъ и успокоеніе, которому явилъ столько знаковъ Своей благорасположенности, такъ что оно само уже нисколько не сомнѣвалось въ любви Его, а возлагало на Него полную надежду во всякомъ случаѣ; какъ и теперь, едва только Лазарь сдѣлался боленъ, дали Ему знать о томъ, въ увѣренности, что Онъ не медля явится и возвратитъ здравіе своему болящему другу, — вотъ, говорю, семейство, святое, чистое, самое близкое къ Господу: и однако же какому великому искушенію и какой скорби подвергается оно теперь со смертію Лазаря! Господь, безъ сомнѣнія, могъ отвратить болѣзнъ отъ своего друга, но не отвратилъ; могъ сдѣлатъ ее, по крайней мѣрѣ, не смертельною, но не сдѣлалъ; могъ поспѣшить чудомъ и придти въ Виѳанію на другой или третій день по смерти, но явился на пятый. Почему такъ и для чего? Потому и для того, чтобы сдѣлать и Лазаря и сестеръ его вполнѣ орудіемъ славы Божіей, дабы дать имъ — и печалію своею, и болѣзнію брата, и самою смертію его, послужитъ великому дѣлу спасенія человѣческаго: да прославится Сынъ Божій ея ради (Іоан. 11, 4)! Такъ поступаетъ Господь съ другами и присными своими! Онъ блюдетъ ихъ яко зеницу ока, безъ Его воли не падаетъ съ главы ихъ ни одного волоса: но это не значитъ того, чтобы Онъ непрестанно ущедрялъ ихъ только благодѣяніями, чтобы увеселялъ и питалъ ихъ сладостями, подобно какъ поступаютъ съ дѣтьми своими сердобольныя, но неразумныя матери, портя такимъ образомъ ихъ нравъ, пріучая ихъ къ изнѣженности и роскоши: — нѣтъ, Господь премудръ и не можетъ поступать такимъ образомъ; Онъ взираетъ не на удовольствіе, а на истинную пользу любящихъ Его и любимыхъ Имъ; и для усовершенія ихъ въ вѣрѣ, любви, смиреніи и преданности, нерѣдко посылаетъ на нихъ такія искушенія, какихъ не видятъ надъ собою грѣшники. У кого, напримѣръ, изъ грѣшниковъ требовалъ когда Господь въ жертву Себѣ сына? А у Авраама требовалъ. Кто любезнѣе Ему былъ дванадесяти учениковъ Его? И всѣ они скончались за имя Его среди мученій — иной отъ меча, иной отъ креста, иной отъ камней. Все это не только по любви ихъ къ Господу, но и по любви къ нимъ Господа. Ибо для Него, яко Всемогущаго, ничего не стоило отвратить отъ нихъ всѣ искушенія, окружить ихъ даже всѣми видами счастія земнаго; но Онъ не сдѣлалъ сего, а напротивъ попустилъ обрушиться на нихъ всѣмъ бѣдствіямъ, да пренесеніемъ ихъ взойдутъ на большую высоту и достигнутъ свѣтлѣйшихъ вѣнцовъ: потому что ничто такъ не дѣлаетъ человѣка чистымъ, ничто такъ не возвышаетъ его въ духѣ и не приближаетъ къ Богу, какъ мужественное перенесеніе скорбей и напастей.
Престанемъ же, братіе мои, соблазняться и недоумѣвать, если видимъ, что кто-либо и изъ вѣрныхъ рабовъ Божіихъ не благопоспѣшается въ земныхъ дѣлахъ своихъ, терпитъ нападеніе или клевету, страдаегъ отъ болѣзни и другихъ золъ. Ужаснемся, напротивъ, и пожалѣемъ, когда срѣтимъ счастливаго во всемъ нечестивца, высящагося яко кедръ ливанскій. Ибо это значитъ, что онъ, яко неисправимый, предоставленъ уже самому себѣ и, по выраженію Писанія, воспріемлетъ, подобно богачу евангельскому, благая въ животѣ своемъ, дабы по смерти идти прямо во огнь геенскій.
Престанемъ унывать и отчаяваться, когда и насъ, не смотря на чистоту рукъ и правоту путей нашихъ; посѣтитъ какая-либо горесть и потеря. Напротивъ, если мы хотимъ быть воистину рабами Господними; то должны въ семъ случаѣ не падать, а возвышаться въ духѣ, утѣшаясь тою мыслію, что Господь взираетъ на насъ уже не какъ на малыхъ дѣтей, неспособныхъ ни къ какому трудному опыту и подвигу, а какъ на возросшихъ, отъ коихъ съ благонадежностію можно ожидать и требовать жертвъ и усилій. А для сего утвердимъ навсегда въ душѣ нашей мысль, что всѣ горести и напасти земныя, въ чемъ бы онѣ ни состояли и какъ бы велики ни были, коль скоро преносятся надлежащимъ образомъ, то естъ, со смиреніемъ, вѣрою и преданностію въ волю Божію; то никогда и ни въ чемъ не могутъ повредить намъ, а всегда доставляютъ, напротивъ, великую пользу душевную. Хотите знатъ — какую? Ту, что ослабляютъ въ насъ плотскаго человѣка, этого опаснѣйшаго врага нашему спасенію; ту, что подавляютъ въ насъ приверженность къ благамъ міра и его нечестивымъ утѣхамъ и обращаютъ мысли наши къ небу и вѣчности; ту, что приближаютъ насъ къ Богу, заставляя въ Немъ единомъ, яко неизмѣнномъ и вѣчномъ, искать для себя опоры и утѣшенія; ту, наконецъ, что видимо уподобляютъ насъ Господу и Спасителю нашему, который, во время бытія своего на землѣ, не царствовалъ и не блаженствовалъ, хотя имѣлъ на то все право, а ежедневно лишался, терпѣлъ и страдалъ ради спасенія нашего. Аминь.
Источникъ: Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ VI. Великій постъ. – Молитва св. Ефрема Сирина. —СПб.: Изданіе Маврикія Осиповича Вольфа, 1873. — С. 192-194.
Житие Святителя Иннокентия (Борисова), Херсонского, архиепископа