Слово в неделю тридцатую по Пятидесятнице

Лк. 18,18-27
И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь
Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокрови­ще на небесах, и приходи, следуй за Мною.
Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели бо­гатому войти в Царствие Божие.
Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
Валентин Амфитеатров
По милости Божией мы стоим почти в преддверии величайшего праздника нашей веры, Рождества Христова. Церковь уже в те­чение трех недель оглашает наш слух своим священным пес­нопением о том, что “рождается Христос”. Церковь хочет окрылить нашу душу, подготовить ее к христианской радости. Церковь поет и проповедует о празднике, чтобы мы вступили на торжество призван­ными, достойными такого великого события.
Теперь простой вопрос: как нам принять достойным образом Не­бесного Гостя, явления в мир Которого вселенная ждала целые века, целые тысячелетия? Как достойно встретить наступающий праздник?
Не осуждайте, что я заранее праздника поставил такой вопрос с церковного амвона. Руковожусь тем, что для многих из нас вопрос этот стоит в темноте неразрешенной.
1.
Великое событие Рождества нашего Спасителя совершилось в глу­бокой тишине. Это была глубокая, сердечная тишина. Никто, ровно никто не видел, как совершилось дело явления Христа в греховную тьму мира! Не указывает ли это обстоятельство, так внятно рассказанное в Евангелии, на обязанность христианина самому встречать и воспоми­нание об этом событии в возможном спокойствии души?! Наружная суета, обычная в предпраздничные дни, стремление к убранству до­мов, к нарядам и модным украшениям, как хотите, не особенно соглас­ны с духом того события, к которому Церковь приготовляет нас, праз­днуя Христово Рождество. Это было тихое событие, такое тихое, что чистым душам вифлеемских пастырей было слышно ангельское пе­ние. Рождество Христово совершилось даже не среди городского дви­жения, оно совершилось вдали людных, страстью полных мест.
Если мы пожелаем не только понять, но и уразуметь по-христиан­ски праздник Рождества Христова, то, очевидно, позаботимся о пред­расположении себя к благому мирному чувству. Наше сердце, полное житейских тревог, не очень быстро умиряется. Наружное приличие, правда, мы умеем сохранять; сумеем себя сдержать, и обрядить, и укра­сить; внутренняя же область души остается, без сомнения, все та же, неприглядная. Если бы ее увидел сам человек, то не мог бы сказать ни­чего другого, что сказал пророк Иеремия о грешнике, увидавшем себя в зеркале: “Горе мне! И во дни праздников я так же страшен, как и в простые дни будней… Горе мне! Не для моей души праздник!” Всегда нужно душе, но особенно в праздник, спокойствие. Внесите же мир прежде всего в свое сердце; затем внесите мир в дом, в котором живе­те, в свое семейство, с которым живете. Успокойте и обрадуйте своих друзей чем можете, — и вот вы уже получили некоторое право разде­лить то празднество, на которое Церковь неумолчно зовет вас целые шесть недель.
2.

Однако же, подготовление к празднику не должно оставлять нас в праздности. Каждому из нас необходимо прочесть или прослушать внимательно историю евангельскую о Рождестве Спасителя.
Не говорите, что вы ее знаете и можете рассказать дословно наи­зусть. Наизусть мы ее расскажем, но редкий из нас ее знает. Евангелие есть та чудная, боговдохновенная книга, которая озаряет вечным и новым светом и новым смыслом человеческую душу. Через эту книгу беседует с нами Спаситель, и Он же открывает ее толкование. Но при чтении Евангелия о Рождестве Иисуса Христа открывается вся вели­кость любви и неизреченной благости Божией к человеку. Зачем ро­дился Спаситель? Зачем Он пришел в мир? Затем, чтобы спасти и по­миловать грешный мир, дать грешнику оправдание, поднять падшего, поддержать падающего; указать и пояснить цель человеческого бытия на земле; успокоить тревожную думу человека, которая так часто, как густая туча, облегает душу: зачем я родился? К чему живу? Зачем умру?.. Тому, кто поразмыслит о явлении в мир Господа нашего Иисуса Хрис­та, будет легче ладить с упорными мыслями, легче будет нести бремя, лежащее на каждом из нас. Таким образом для многих из нас, действи­тельно, день Рождества Христова будет днем обновления и перемен к лучшему нашего ропотливого духа. Многими из нас будет услышано и понято ангельское славословие: “Слава в вышних Богу, даровавшему мир странникам земли”.
3.
Тот, кто готовится к празднику Рождества Христова, разумеется, не обойдет вопроса: “где родился Предвечный Младенец? Кто первый из людей узнал об этом событии?” Он родился в убогом месте и был по­ложен в яслях, а радость о Его рождении сообщена простым бездом­ным людям. Если раздумается об этой тайне воплощения христианин, как не прийти ему к мысли о значении смирения. Гордость погубила мир, смирение его спасло и спасает. Если каждый из нас будет искре­нен, то найдет в своей душе ту же причину, отчуждающую нас и от Бога, и от людей, — именно гордость. Не что-либо другое, а этот смер­тный грех заставляет нас забываться; мы делаемся равнодушны и к Богу
и к людям. Мы стараемся только об одном внешнем приличии, а внут­ри нас жжет адский огонь возношения. Но христианин узнает, что Хри­стос родился не для гордых, и не гордым людям встретить день Его Рождества, день величайшего, неизреченного смирения.
4.
Думая о бедной обстановке рождения Спасителя, человек неволь­но перенесет свою мысль на свой дом. Не наполнится ли душа его чув­ством умиления и благодарности за ниспосланные и дарованные Гос­подом человеку блага? Не страшна человеку покажется бедность, если ее осветил Своим примером Сам Спаситель. Богатый и достаточный человек должен возблагодарить Господа, что Он спас его от такого тяж­кого креста, как бедность, которая часто расходует наши телесные силы. Бедный человек может радоваться, что скромное помещение, в кото­ром он живет, напоминает то, в котором родился Бог-Спаситель. Он может надеяться в своем уголке встретить Спасителя, Который обещал у “всех добрых обитель сотворить”.
Дня всего этого, однако же, нужно подготовиться. Иначе и богатый, и бедный дом, одинаково станут похожими на дворец Ирода, где в день Рождества Христова замышлялось убийство Его, где был притон вся­кого рода страстям. Нечестивые одинаково отвратительны и в богат­стве, и в бедности. Истинные же христиане во всех состояниях жизни одинаково прекрасны, когда воодушевлены христианской покорнос­тью Воле Божьей, и благодарностью за то, что имеют, как и за то, что уповают иметь.
5.
Ничто так не унижает наши всякие праздники, как роскошное их препровождение. Укором роскоши может служить праздник Рождества Христова. Добрые христиане постараются о том лишь, чтобы у них в доме в этот день было все просто, по-христиански, чинно и стройно, но они не превзойдут благую меру. Роскошь в этот день явится насмеш­кой над Христом, показавшим в Своем рождении именно величие про­стоты. Истинный христианин действительно озаботится в эти дни об очищении своей души покаянием, о снабжении ее благодатью и жиз­нью Божественной. Он именно озаботится, чтобы его душа не была
одинока; чтобы она в эти дни праздников Рождества Христова не явля­лась странницей, ищущей своим глазам и своему чреву чувственных развлечений. Лица, стремящиеся, ради праздника, напитать свою чув­ственность, — в полном смысле живые тени, которым нужно движение куда-нибудь, чтобы не исчезнуть в пустоте.
6.
Праздник Рождества Христова должен быть встречен с братской любовью ко всем. Постараемся примириться со всеми, ради этого праз­дника, и простить всем, нас нелюбящим и ненавидящим. Грустно смот­реть, как в наше время многие искусились носить личину недоброже­лательства, в которой они живут и даже молятся. Для таких людей тя­жел будет день Христова Рождества, день мира и примирения всеоб­щего…
Опытные наставники Церкви оставили нам правило, как готовить­ся ко встрече праздника Рождества Христова. Между прочим они сове­туют христианину ежедневно в дни Рождественского поста на вечер­ней молитве, отходя ко сну, призывать Имя Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, читать или вспоминать библейские места, относящие­ся к Рождеству Господа. “Таким образом, — говорит святитель Димит­рий Ростовский, — душа наша становится способной воспринять ра­дость о явлении в мир христианства”.
Итак, повторяю слова апостола Павла, — “не бывайте несмысленнии, но разумевайте, что есть о нас воля Божия” (Еф. 5,17). Аминь.

Валентин Амфитеатров

Сайт Свято-Покровского мужского монастыря г. Харьков. По благословению Высокопреосвященнейшего Онуфрия, митрополита Харьковского и Богодуховского