Евангелие от Матфея
Мф. 9,27-35
Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.
Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Воистину велика, удивительна и разнообразна деятельность Иисуса Христа во время Его земной жизни. Он не ограничивал любовь Свою ни местом, ни временем, ни людьми. Всем Он был для всех: во тьме сидящим светил, неведующих поучал, падших восстановлял, плачущим отирал слезы, грешников спасал. Вокруг Него собирались вельможи иудейские и худородный Лазарь. Закоснелый старик Закхей и исполненный добрых порывов живой юноша. Мария Магдалина и хананеянка! Всем Он внушал слова истины, стараясь спасти их души, привлечь их в Свое Царство, где без различия люди составляют единое с Ним, нераздельное, присноблаженное и бесконечное. Такой Своей деятельностью Господь наш Иисус Христос показал образец длянашей земной жизни и деятельности. Этот образец воспитал святых апостолов и всех праведников. Да послужит Он и нам светом, возводящим нас от житейской суеты к Присносущему Свету. И все мы по мере сил и наших дарований должны быть расположены к тому, чтобы быть полезными всем людям без исключения, прилагать старания о духовном, спасительном утешении их.
Никто никогда не должен забывать о том, что по общему человеческому происхождению все мы братья и сестры. По общему всем нам Искуплению Единородным Сыном Божьим и по общему усвоению спасения, содеянного посреди земли Духом Святым, все мы братья и сестры.
По учению Св. Писания, все люди, сколько бы их ни было, есть и будет, составляют одно семейство, воспитываемое Господом во времени для вечности, и потому все мы братья и сестры.
Все, без различия пола, возраста, звания и состояния, признаны наследниками Бога и сонаследниками Христа (Рим. 8, 17). Одно это сознание в общем родстве убеждает нас в необходимости общей, взаимной любви.
Господь наш Иисус Христос, беседуя с учениками, заповедовал им одним из главных признаков истинного христианства – взаимную любовь. “О сем разумеют ecu… яко Мои ученицы есте, аще любовь има- те между собой” (Ин. 13,35).
Взаимная любовь есть забота о взаимной пользе друг друга, кто, когда, где и сколько может.
Таково свойство истинной любви, что она никак не может быть равнодушною там, где видит случай быть полезною или приятною любимому лицу.
Плотские родители, любящие своих детей, и дети, любящие взаимно родителей, никогда не опустят случай быть полезными взаимно друг другу. Нам, имеющим на небесах общего Отца, не стыдящегося в лице Иисуса Христа нарицать нас своими братьями, никогда не следует упускать случая быть полезными один другому, взаимно друг другу. Если об этом подумаем, то можем ли равнодушно, без вздоха и скорби видеть людей разутых, раздетых, без места и пристанища, полуголодных и отчаянных? Можем ли спокойно утешаться своим благим поведением, видя подобных нам людей, мужчин и женщин, истлевающих в развратных притонах, сквернословящих, ворующих, лгущих?… Ведь эти несчастные — наши братья и сестры, наши дети. Блажен человек, кто думает об этом, кто способствует людям стремиться к Богоподобному совершенству. Вслушайтесь в смысл воззвания ап. Иакова к любви: “Кто разумеет делать добро, и не делает, тому грех”. “Послушайте, вы, богатые… золото и серебро ваше изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь. Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа” (Иак. 4, 17; 5, 1, 4). Эти слова апостола относятся к жестокосердным людям, равнодушно видящим, как их братья во Христе терпят алчбу и жажду. Тот же апостол взывает к вниманию, состраданию и любви к заблудшим людям: “Братие, если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника отложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов” (Иак. 5,20).
Вот какой долг налагает на нас звание человечества! Мы должны знать, что у каждого человека есть душа, жаждущая ведения истины, алчущая истинного блага. Тот, кто укажет другому человеку верный путь к истине, тот совершит великое дело, угодное Богу, полезное ближним и спасительное самому себе.
Указать путь к истине заблудшим может каждый честный и добрый христианин. Средства к спасению столь же бесчисленны, как и случаи к падению. Здесь нужно чистое сердце и бескорыстное отношение к несчастному или заблуждающемуся человеку. Не бросай с гордостью, с оглаской своей помощи бедному и он рано или поздно будет твоим другом. Сначала будет робеть, как птичка, пугающаяся западни, а потом вместе с тобой будет бояться Бога, беседовать о Боге, о вечности, о приготовлении к ней.
Исправить человека дурной нравственности, вырвать его из притона, где пьют вино и бражничают, можно только примером своей жизни. Чему наставляете другого, тем сами будьте. Какое правило нравственности желаете внушить другому, исполните его сами, покажите пример в самом себе, но не для громкой известности, а так, чтобы правая рука делала добро, левая же не знала.
Не смущайтесь, если придется испытать множество неудач на этом пути, если в скорби душевной скажете: “беды мне от разбойников и от сродников, беды и от чужих и от своих”. Эти беды — борьба добра со злом; в самой возможности борьбы уже есть радость и предчувствие победы. Не смущайтесь любить ближних по-христиански, т.е. не ограничивая тесным кругом любящих вас, но всех любите, делайте добро, сколько сможете, творящим вам напасти. Разрабатывайте грубую почву чувственности, искореняя в ней все противное, отвратительное, порочное и злое. Сейте доброе, сейте прекрасное! Христос с вами ! Аминь.