Слово в неделю двадцать четвертую по Пятидесятнице

Лк. 8,41-56
И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальни­ком синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.
И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, ко­торая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрица­лись, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоан­на и Иакова, и отца девицы, и матери.
Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
И возвратился дух ее; она тотчас встала, Он велел дать ей есть.
И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать ни­кому о происшедшем.Валентин Амфитеатров

Болезни — страшный враг человека. Болезни страшны тем, что они мучат, томят, пытают человеческое тело, немо скрывая при­чину переносимых страданий. Человек больной сознает впол­не, что, отыскав причину страданий и устранив ее, он сделается здоро­вым. Но отыскать причину болезни трудно. Самый опытный врач спо­собен только узнать внешние признаки болезни, но внутренняя их сто­рона, их сущность, всегда остается скрытой. Потому-то и страшна че­ловеку болезнь. Всякая болезнь может истощить телесные силы и из­нурить их до умерщвления.
Зная это, верующие люди в постигающих их болезнях усматрива­ют нравственные причины, не устраняемые ни травами, ни маслами, ни диетой, ни другими способами лечения. В своем изнуряющем горе они и их друзья простирают свои мольбы к Врачу души и тела и от Него уповают получить облегчение и исцеление. Так поступать велит Закон Божий. Сегодня читаемое Евангелие начинается именно этой нравоучительной мыслью.
1.Во время земной жизни Спасителя Иисуса Христа в Иудейской стра­не жил богатый человек, занимающий самую видную в этой стране гражданскую должность. Его имя было Иаир. Он занимал высокое об­щественное положение, — однако в минуту горя, забывая земную гор­дость и ложный стыд, пришел к бездомному и бесприютному Иисусу и коленопреклоненно молил Господа отправиться в его дом.
Евангелие указывает христианину в Иаире добрый образец для подражания. Когда душа твоя ослабнет среди борьбы с различными искушениями, в безутешные дни, часы и минуты прибегай с мольбой к Иисусу Христу. Пред Ним, как Небесным Отцом, как Творцом всемогу­щим, излей, христианин, свою грусть и Ему принеси жалобу на лютые беды и напасти, которых избежать сам не в силах!
Малодушный человек в этом состоянии приходит в злое уныние и стремится к бездне отчаяния. Свое личное бессилье он одевает страш­ными проклятиями на злую судьбу, на недругов, на случайные обстоя­тельства. Такой человек походит в застигшем его горе на узника, кото­рый держит в руках своих ключ своей тюрьмы и, вместо того чтобы сделать себе выход к свободе, запирает себя еще крепче и, наконец, роняет и теряет свой спасительный ключ.
Другие люди, крайне себялюбивые, самоуверенные, полагают от­вратить постигающую их напасть соображениями житейского благо­разумия. Свою жизнь они размеряют чисто внешними отношениями. Если вслушаться в их мысли и в их решительные речи, то, например, болезни, моровое поветрие, бедность, нищенство, жизненные неудачи и утраты зависят от простых причин неосторожности, от неумения воспользоваться предохранительными средствами, заключающимися в самой природе и порядке вещей. По их воззрению, люди болеют от небрежного ухода за собой. Беднеют люди от ошибочного экономи­ческого расчета; люди страдают от неправильного строя нервов и тд. Но что бы ни говорили, а закон высшей и непреложной Воли делает свое дело. Этот закон укладывает на болезненный одр человека, воспи­танного со всей тщательностью питания и благополучия, и дает тянуть свое существование до глубокой старости какому-либо горемычному нищему, родившемуся в подвале и курной избе и всю свою долгую жизнь борющемуся с бедами, подобно рыбе, задыхающейся под толстым на­слоенным льдом!
Мы видим и знаем, как обогащаются люди, начавшие жизненный путь без всяких средств. Видим, в какое страшное убожество поверга­ются люди, начавшие свою жизнь веселыми, обеспеченными, среди всякого обилия земных благ.
У истинного христианина совсем иной взгляд на те же самые явле­ния. Он убежден, что все, все для тела и души, все от головного волоса до ногтя — в воле Божией. Если Господь не соблаговолит, то погибает самая плодотворная нива. Если Господь не соизволит, то зачахнут и погибают безвозвратно даже все душевные способности. Христианство советует человеку: в несчастье не опускать унылой головы и в счастье не восхищаться своими удачами, успехами и другими внешними отли­чиями. Христианство убеждает быть зорким и внимательным к себе и к другим. Присмотримся и прислушаемся к окружающим явлениям и условиям жизни. Кому из нас не приходилось видеть, как бурный вихрь неожиданно ломает в щепки и выдергивает с корнем крепкое дерево,
между тем как слабый тонколистый тростник выносит и бурю и непо­году? Кто из нас с изумлением не останавливался при известии, что какой-либо счастливец земной сразу кончает свои дни? Подобные на­блюдения указывают, что не человеческим мышлением, не бренными руками создана и поддерживается великая мировая жизнь, в которой мы меньше значим, нежели капля в океане вод, но всемогущей волей Божьей. Десница Божия простерта над нами.
Следовательно, искать устранения злополучий, человек может толь­ко в одном Боге. Прежде и паче всего человек, застигнутый бедой, дол­жен прибегнуть к Иисусу Христу.
2. Своими мольбами Иаир, о котором говорит Евангелие, звал Иису­са Христа к себе в дом. Так же должен поступить и всякий христианин. Он должен молить Иисуса Христа войти в дом сердца, отягченного искушениями. Сердце наше во время страданий напоминает собой раз­битый и расстроенный инструмент, из которого нельзя, при всем же­лании, извлечь правильного звука. Чем дальше течет время, тем звуки становятся еще глуше и фальшивее. Воссоздать полноту и правильность в сердце сильна лишь высшая сила. Эту силу называет христианство “благодатью”, божественной помощью. Она подается и крепким духом, и самым слабым. Ангелы-хранители несут ее с неба человеку, обесси­левшему под тяжестью искушений. Так в пустыне Ангелы Божии яви­лись к нашему Спасителю в то время, когда Он изнемогал от диавольских соблазнов. Ангел Божий поддержал чашу для Спасителя во время Его душевной скорби в Гефсиманском саду. Ангел Божий укрепил на подвиг терпения бедного, болящего и презираемого Иова… В доказа­тельство этой сильной опоры, подаваемой человеку в невольной его борьбе, примеры в Св. Писании бесконечны. Спаситель показал нам даже молитву для призывания благодати в храмину своего сердца. Он сильно тужил и молился, молился и тужил… и из Его чистейшего серд­ца излились высокие звуки мольбы: “Боже Мой, Боже Мой, векую (за что) Меня оставил” (Мф. 27,46). У честного страдальца, человека-христианина, это молитвенное возношение никогда не может быть праз­дно и остаться без небесного отзыва.
3.Человек неверующий в постигшем его горе будет искать на помощь равно себе людей бессильных. Но горе и старость обидны тем, что люди стараются отойти дальше от них. При счастии подле нас всегда стоит больше людей, нежели надо. Наше несчастие же гонит их от нас быст­рее, нежели гонит человека с улицы в дом ненастная, холодная тьма. Иисус Христос есть безусловный друг верующих, скорбящих, больных и всяких несчастных. С нищими Он как родной брат; с обманутыми как верный друг. Не отступает Он от человека ни тогда, когда он в тюрь­ме, ни тогда, когда на его хребте лежит нищенская сума. Словом, ни­когда и ни при каких затруднениях ни в этой и ни в будущей жизни Он нас не оставит. “Ближние мои далече меня стали, они стали даже ис­кать души моей… (Пс. 37,12-13). Друзья, даже отец и мать меня остави­ли, но Господь меня принял…” Вот размышление христианина. Дай, Гос­поди, нам его глубже вложить в свое сердце. Аминь.

Валентин Амфитеатров