Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего.
И послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.
Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.
Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их.]
Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.
Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной. Он же молчал.
Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.
Евангельское повествование настоящего дня, глубокое по своему содержанию, внушительно и близко сердцу каждого в смысле назидания и научения. Пред нами Евангелие выставляет большую-пребольшую семью на празднике. В нем участвует много, очень много людей. По толкованию св. учителей Церкви, братская трапеза — это мир в совокупности представителей. Званые — это люди, созданные по образу и подобию Божию, существа разумные, сердечные, мыслящие, чувствующие и желающие. Все они рождены для счастья — явить на себе дивное творение всемогущего Бога. Призваны к жизнерадостности и мужчины и женщины, отцы и матери, сыновья и дочери. Много, целые миллионы званых сюда, но — увы! — замечает Евангелие, — мало избранных. Отчего же происходит такое различие? Отчего жизненное празднество наше часто напоминает холод, голод, нужду, нищенство, слезы? Оттого, отвечает и Евангелие, и вся Библия, что званые к жизни не понимают своего источника или же им пренебрегают, “приходят на брак, — как говорится в притче, — в нечистоплотном виде”, оттого, что не отвечают своему назначению и своему призванию. Оглядим же себя, вникнем же в призыв Господа жизни. Какое наше назначение; к чему Божьим Промыслом призваны мужи и женщины? Начинаем с св. истории, с первых времен мира и существования человека на земле. Начнем историей женщины. Всякий согласится с мыслью, что в правах женщины находится огромное влияние на человеческие дела — и добрые и злые. Господь даровал женщинам не физическую богатырскую силу, но духовное влияние, которое покоряет и сильного слабому, так что сильный и не замечает этого и подчиняется слабому, не чувствуя стеснения своей свободы. Доказательство на это и в истории, и в обыденной жизни.
При посредстве женщины вошло растление в человеческую природу, однако при посредстве женщины наш Спаситель явился в мир.
Художественные искусства, живопись и поэтические песни всех времен всякую нравственную силу олицетворяют под образом женщины.
Сам Дух Святой под образом двух жен изображает в библейской книге Притчей два противоположных направления, разделяющих человечество: направление мудрости и благочестия и направление легкомыслия и разврата (Притч. 7; 8; 9). Итак, в мире два рода женщин: мудрые и благочестивые, пошлые и распутные.
Влияние женщины очень велико. Оно благотворно, когда вся жизнь женщины сообразна с ее назначением. Какое же назначение женщины?
Женщина, будь она замужней или девицей, по слову Божию, имеет свое, кроме общечеловеческого, частное назначение.
Щедро наделил Бог первого человека дарами Своей благости: дал Ему весь рай в обладание. Однако чего-то ему не доставало для блаженства. Чего? Сам человек не знал. Он был одарен способностью мыслить, говорить и любить. Но его речь и даже его песня печально звучали в воздухе; только мертвое эхо служило ответом; его существо жаждало любви, дружбы. Где их найти? Бог? Но Он безмерно выше человека. Птицы, животные и растения — ниже его. И вот Господь Бог творит существо, которого искал наш праотец, — создает другое его “я”. Является в мир женщина, подруга, дарованная Богом мужу. Она должна сделать полным блаженство человека на земле своим участием, своею любовью. Итак, призвание женщины в этом мире — любовь.
Призвание женщины высокое. Место, назначенное Богом женщине, не ниже мужчины. Она подобна ему, равна ему, “ от кости его и плоть от плоти его” (Быт. 2,23). Мужчина не может унизить ее, не унижая самого себя.
Грех до основания потряс семейный быт и извратил взаимные отношения мужчины и женщины. Диавол обольстил жену и ее же употребил для совращения мужа.
Грех повлек за собой наказание и смерть. Доля женщины переменилась. За забвение любви следовало наказание жестокой болезнью деторождения и подчинения мужу.
С этого времени началась семейная борьба. Два друга, муж и жена, очутились под бременем скорби. Жить стало трудно. Муж заботы и хлопоты по дому свалил на жену. Увы! Она уже не подруга, а работница. Рабство на ее плечах. Она бессильная, бесправная, слабая. У домашнего очага окружена заботой. Ее мнение в обществе не признается важным.
Проходят столетия, проходят и тысячелетия. Сколько вздохов из сердца, сколько слез из женских глаз! Но вот наступает 5508 г. от сотворения мира и человека. Милосердный Господь явил над женщиной милость. Пришел предназначенный час: семя женщины сотрет голову змия.
Явилась в мир женщина, воплотившая в себе смирение и любовь. Этими добродетелями она воплотила Сына Божия. Женщина, в лице Пресвятой Девы, возвратила мужчине безмерно больше, чем тот потерял в раю. С этого часа женщина освободила себя от рабства. — Как же поведет себя теперь освободительница всех женщин после такого великого дела? Она осталась в скромном, самом скромном положении. Вознесенная превыше херувимов и серафимов, Она как бы скрывается за своим Сыном во время земной Его жизни. Не видно Ее даже впереди учеников Христовых, апостолов. А между тем, как Она милостива, сострадательна, добра, чиста и прекрасна! Вот идеал наш — идеал женщины-христианки.
О, если бы вам, женщинам, хоть сколько-нибудь быть похожими на Нее! О, сколько бы несказанной радости, если бы и мы, мужчины, оценили должно, усвоили святую добродетель в своих супругах, сестрах, дочерях! Тогда бы в призванных к братскому торжеству было бы столько же избранных, сколько званых. А теперь? Евангелие возвещает: “ Много званых, а мало избранных?’ (Мф. 22,14).
Расстаюсь с вами, благочестивые слушатели, чтобы продолжать беседу по этому же вопросу до следующего раза. Аминь.
2.
В предшествующей беседе с этого священного места, благочестивые слушатели, изъясняя великое значение слов, изреченных Господом нашим Иисусом Христом: “много званых, мало избранных», я не
окончил изложение учения св. Писания и учителей Церкви о назначении в мире женщины.
Я уяснил идеал женщины, исполнившей свое назначение, в лице Пресвятой, Пренепорочной Девы Богородицы. Она подняла завесу Божественной тайны и на себе показала всерадостные качества своего пола, без присутствия которых мир бы весь обратился в темницу скорби, в заточение без срока. Я уже, на основании слова Божия, передал вам в прошлой беседе, что Пресвятая Жена, обрученная Святому Духу, даровала миру образец чистоты, невинности, целомудрия, смирения. Пройдем благочестивым воспоминанием преимущества женщины в нашем, живущем на земле, мире.
Женщина дарована Господом Богом миру на утешение страждущего человека, даже более — для спасения падшего человека. По учению Св. Писания, она, по побуждению любви, должна трудиться для вечного блага общества, в котором ей суждено Промыслом жить, находя в своем скромном положении средства для успеха.
На все способности женщины положен рукой Творца особенный блеск, который называют обычно женственностью. История, опыт и наблюдения показывают очень много случаев, где женщина выполняет дело мужчины. Священная история и история христианства полны примеров подвигов женщины, выходящих из круга ее обычных занятий. Там, где благо человечества требовало исключительной деятельности, всегда находим женщину.
В кругу деятельности, определенном пределами семейной жизни, тесном по пространству, но обширном по своему влиянию, способность женщины выше способности мужчины. Скажу вернее, она одна имеет способности и дарования, которых мужчина не имеет. Что может быть выше положения заботливой матери, любящей дочери, благодарной сестры? В этих званиях обширное поприще, на котором она может выказать все силы своей души, не поражающие своим блеском, но пленяющие своим нежным, ласковым характером, составляющим отличительную сторону женственности. Здесь, в семье, среди горестей и скопившихся затруднений, поле действий женщины, где она с воодушевлением проявит многогранную отзывчивость своей души: нежность чувств, врожденный такт, аккуратность в исполнении даже мелочей, обычных в родственном кругу, дружески сердечное сочувствие несчастью или неудачам каждого, ободрение угнетенных душой отца, матери, брата и друга, пробуждение заснувшей совести, вообще способность открывать долго замкнутые сердца.
Обратимся к внутренним свойствам женщины. Женщина по своей природе стыдлива. Стыд, скромность остаются при женщинах даже и тогда, когда они уже перестали хранить их. Нам случалось видеть женщин даже, так сказать, окованных срамом преступлений. И что же? Качество стыдливости, хотя и полинявшее, разбитое, в них остается.
Это — лучшее доказательство того, что полное удовлетворение стремлений женщины — в скромном положении, в сохранении своего женского достоинства, в соблюдении чистоты, вызывающей к ней уважение окружающих… В тишине домашней, будь это келья монастырской пустыни, будь это — среди бойкой жизненной волны, женщина, верная своему назначению, ожидает своей, как выражается народ, судьбы, а по выражению Св. Писания, определения Божественного Промысла. В скромной доле спеет колос ее жизни, созревает и передает свою долю новому поколению своего пола. Отрадное явление это мы видим среди многих из здесь присутствующих женщин. Из них многие ведут деятельную трудовую жизнь в качестве дочерей, супруг, матерей, вдов, сестер милосердия; работают — одни головой, другие — руками, третьи — всем своим существом. Они преданы воле Божьей, подобно той славной из славных женщин, которая была послушна до смерти своему обету. И сказала она смиренно Архангелу, возвестившему Ей Ее назначение: “Да будет жизнь моя по глаголу твоему”. Так прошла вся Ее жизнь; Ее радость была ангельская, Ее слезы — роса небесная, живоносная.
Мы, мужчины, будем уважать в вас, женщины, Христовы достоинства, просвещать их и благодарно относиться к ним, а вы, женщины, будьте для всего мира украшением и сокровищем всех добродетелей. Этим все мы исполним закон Христа: все мы Им призваны к жизни.
Дай Бог, чтобы мы были и избраны Им, пред Ним нет разности в Божьих созданиях. Христос да пребывает со всеми мужчинами и женщинами во веки веков. Аминь.
Протоиерей Валентин Амфитеатров