Синаксарь во святую и великую субботу

Стихи:

Напрасно, стража, охраняешь гроб:
Могила не удержит Самобытной Жизни.

Во святую и великую субботу празднуем боготелесное погребение Господа нашего Иисуса Христа и сошествие Его во ад, коими род человеческий, воззванный от тли, перешел к вечной жизни.

Все дни превосходит святая и великая четыредесятница, но больше святой четыредесятницы святая и великая седмица (Страстная), и больше самой великой седмицы сия великая и святая суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя, а особенно сегодня. Ибо, как при первом миротворении Бог, создавши все твари и напоследок превосходнейшую, в шестой день сотворивши человека, — в седьмой почил от всех дел Своих и освятил его, наименовав субботою, что значит покой: так и в делании умного порядка, дивно совершив все (дело искупления), и в шестой день (пяток) воссоздавши опять истлевшего человека и обновив его живоносным крестом и смертию, — Господь в настоящий, опять седьмый, день успокоился совершенным успокоением от дел, почив животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во гроб; снисходит же и во ад с Своею бессмертною и божественною душою, чрез смерть отделившеюся от тела и преданною Им в руки Отца, Которому Он добровольно принес и кровь Свою, сделавшуюся нашим избавлением. Но душа Господа не была удержана во аде, подобно душам других святых. Почему же? Да потому, что прародительская клятва ничего не причинила ей, как тем. Не коснулся враг наш диавол и крови, которою мы искуплены, хотя и владел нами, ибо как мог хищник — диавол захватить не только посланного от Бога, но Самого Бога? Впрочем, Господь наш Иисус Христос вселился во гробе телесно с Божеством, совершенно соединившимся с плотию, но (в то же время) был Он и в раю с разбойником и, как сказано, во аде с обоженою Своею душою, преестественно же был со Отцом и Св. Духу соприсутствовал, — везде был, как Бог неописанный (неограниченный), и Божество отнюдь не пострадало ни во гробе, ни на кресте. Испытало Господне тело и тление, т. е. разрешение души от тела, но отнюдь не истление, т. е. не разрушение плоти и совершенную порчу членов. Но Иосиф, сняв с древа святое тело Господа, погребает (его) в новом гробе и в вертограде, положив над входом гроба весьма великий камень. Иудеи же по пятке, приступив к Пилату, говорят: господин, мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну (Матф. 27, 63). Поэтому, нам кажется, было бы хорошо, если бы твоя власть распорядилась приставить ко гробу воинскую стражу. — Пилат отвечал: но если Он обманщик, то чего вы заботитесь о словах находившегося в живых, когда Он безспорно умер? Когда сказал — восстану? — Может быть, из примера Ионы они сделали такое заключение. — Во всяком случае, если поставить у гроба стражу, то не будет похищения. Какое безразсудство! Делали ради себя, а не понимали, что обращали это против себя. И вот, когда Пилат повелел, они, приставив воинский отряд и тщательно запечатав, утвердили гроб. И это для того, чтобы воскресение Господа, при наличности иноземной стражи и печати, не могло быть перетолковано. Но отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, — твердейший и краеугольный камень, — и тех, коих от века заключал во чреве своем, как свою пищу.

Неизреченным снисхождением Твоим, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Примечания

[1] Чтется на утрени, по шестой песни.

Текст приводится по изданию: Синаксарь во святую и великую субботу // Святоотеческие поучения на дни Страстной седмицы. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. [Репринт: Сборник церковно-учительных чтений на дни Страстной Седмицы. М.: Синодальная типография, 1900.]