Что сие, братия возлюбленные, праздниколюбцы, и Христолюбцы? Какое это светоносное торжество? Какое это изобилие света и веселие? Что так осияло Церковь? Что так просветило вселенную? Что произвело такую радость и светлость? Вчера в печали, а сего дня в благодушии; вчера в сетовании, а сего дня в светлости; вчера рыдания, а сего дня восклицания. Вопрошаешь: какая этому причина? Что произвело такую радость и светлость? Христос воскресе от мертвых, и весь мир ликует. Упразднил животворящею Своею смертию смерть, и все в аде разрешились от уз; отверз рай, и всем сотворил его доступным. О глубина недомыслимая! О высота неизмеримая! О таинство страшное, превосходящее силу ума! Поют Ангелы, веселясь о нашем спасении. Пророки радуются, видя свои пророчества исполняемыми. Вся тварь совокупно празднует, ибо воссиял для нее спасительный день, воссияло паки Солнце правды. Кто достойно воспоет благодать светлого сего дня? Кто величественно изобразит силу такого таинства? Кто другой, как не златый Отец наш Иоанн, всюду проникающий, громогласнейший проповедник, светлейший и блистающий светильник вселенной, истинный пастырь и учитель, мудрейший и искуснейший врач душ, верный споручник грешных, изливающий златословесные потоки обильнее вод Нила, златый и златоязычный и златоустый. Он да возвеличит, воспоет и восхвалит силу таинства, и благодать оного немногими и краткими словами да возвестит. Но вот, он готов говорить, как вития многообильный словом и велегласная труба Духа. Мы же будем готовы слушать, и внимательны, чтобы узнать, что возвещает нам вторый проповедник покаяния. Итак, слушайте.
Слово Златоуста. Кто благочестив и боголюбив, да насладится сим прекрасным торжеством. Кто раб благоразумный, да внидет с радостию в радость Господа своего. Кто потрудился, постясь, пусть приимет ныне динарий (Мат. 20:13). Кто работал с первого часа, пусть получит сего дня должную плату. Кто пришел после третьего, пусть с благодарностию празднует. Кто пришел после шестого, пусть нисколько не сомневается; ибо ничего не лишится. Кто замедлил и пришел в девятый, пусть приступит, нисколько ни боясь. Кто пришел даже в одинадцатый, пусть приступит и не страшится. Ибо Владыка наш щедролюбив, принимает и последнего, как первого; успокоивает пришедшего в одинадцатый час также, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и первого награждает; и тому дает, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и делание почитает, и усердие хвалит. Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите мзду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите день; постившиеся и непостившиеся радуйтесь ныне. Трапеза уготована, насладитесь все; телец упитан, ни кто да не исходит алчен; все богатством благости насладитесь. Никто да не рыдает о убожестве, ибо явилось общее царство. Никто да не плачет о прегрешениях, ибо прощение из гроба воссияло. Никто да не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он умертвил ее, держимый ею; пленил ад, сошедши в ад; огорчил его, вкусившего плоти Его. О сем и Исаия древле воскликнул и сказал: «ад… огорчися, срет тя доле» (Ис. 14:9). Огорчился, ибо умертвился; огорчился, ибо поруган. Принял тело, и встретил Бога; принял землю, и встретил небо; принял, что видел, и подвергся тому, чего не видел. «Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа?» (1 Кор. 15:55). Воскресе Христос, и пали бесы; Воскресе Христос, и радуются Ангелы; Воскресе Христос, и водворяется жизнь; Воскресе Христос, и мертвого ни одного нет во гробе. Ибо «Христос воскресший из мертвых, начаток умершим бысть» (1 Кор. 15:20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь.