Для лучшего понимания сегодняшнего Евангельского чтения (Ин., 35 зач., IX, 39 – X, 9).
ПАСТЫРЬ И ОВЦЫ – ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
В Библии люди образно названы овцами более 400 раз, а Господь назван пастухом или пастырем 100 с лишним раз. Овцы и Пастырь – одна из важнейших метафор, позволяющая понять, каков наш Господь, как Он относится к нам.
Образы, которые Господь Иисус Христос использует в евангельской притче о Добром Пастыре являлись очень понятными для тогдашних жителей Иудеи. Овцеводство было одним из главных занятий в регионе. В каждой деревне имелось несколько стад, которых на ночь собирали в общий загон. У загона всегда находился сторож, придверник. Он закрывал дверь и ночью охранял овец от воров, разбойников и хищников. Утром приходили пастыри и звали каждый своих овец по имени: «Чёрное ухо! Белоножка! Ленивец! Все за мной, сегодня трава необычайно вкусная!» Узнав голос своего пастыря, овцы сразу просыпались и выходили из загона, одна за другой. А остальные овцы продолжали мирно спать. «ЕМУ ПРИДВЕРНИК ОТВОРЯЕТ, И ОВЦЫ СЛУШАЮТСЯ ГОЛОСА ЕГО, И ОН ЗОВЕТ СВОИХ ОВЕЦ ПО ИМЕНИ И ВЫВОДИТ ИХ» (Ин. 10; 3).
В то время в Палестине было два вида овечьих загонов. В сёлах и городах были общие загоны, в которых все стада проводили ночь. Такие загоны имели прочные двери, ключ от которых держал только привратник.
Когда же овцы бывали далеко на холмах в тёплое время года и не возвращались в селения и города на ночь, их собирали в загоны на склонах холмов. Эти загоны были под открытым небом и защищались только стеной из камней с отверстием в ней, через которое овцы могли входить и выходить. И в нем не было никаких дверей.
По ночам сам пастух ложился поперёк входа, и ни одна овца не могла выйти иначе, как переступив через него. В самом буквальном смысле, пастух становился дверью: «ИСТИННО, ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ, ЧТО Я ДВЕРЬ ОВЦАМ» (Ин. 10;7)
Утром он выводил овец на пажити, а вечером перед входом осматривал каждую, залечивал раны, мазал елеем, и только после этого пропускал в загон. Ночью и днём он бодрствовал, чтобы защищать овец, кормить их и заботиться о них.
В Палестине пастыри шли перед овцами и вели их голосом, а не кнутом или палкой. Травы росло не очень много, поэтому приходилось идти от одной пажити к другой. Овцы отличаются от других стадных животных тем, что всегда следуют за пастухом, идущим впереди стада. Коровы или, например, козлы воспринимают только пастуха, подгоняющего их сзади кнутом: «И КОГДА ВЫВЕДЕТ СВОИХ ОВЕЦ, ИДЕТ ПЕРЕД НИМИ; А ОВЦЫ ЗА НИМ ИДУТ, ПОТОМУ ЧТО ЗНАЮТ ГОЛОС ЕГО. ВСЕ, СКОЛЬКО ИХ НИ ПРИХОДИЛО ПРЕДО МНОЮ, СУТЬ ВОРЫ И РАЗБОЙНИКИ; НО ОВЦЫ НЕ ПОСЛУШАЛИ ИХ» (Ин. 10;4,8).
У богатых овцеводов, конечно, могло быть несколько стад овец, и тогда эти люди брали наёмников-пастырей, но на наёмников нельзя было полностью положиться, потому что те работали ради денег. Когда нападал хищник или разбойник, наёмник убегал и оставлял стадо. Только пастырь мог рисковать собой ради стада, которое для него – сама жизнь: «Я ЕСМЬ ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ: ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ ПОЛАГАЕТ ЖИЗНЬ СВОЮ ЗА ОВЕЦ. А НАЕМНИК, НЕ ПАСТЫРЬ, КОТОРОМУ ОВЦЫ НЕ СВОИ, ВИДИТ ПРИХОДЯЩЕГО ВОЛКА, И ОСТАВЛЯЕТ ОВЕЦ, И БЕЖИТ; И ВОЛК РАСХИЩАЕТ ОВЕЦ, И РАЗГОНЯЕТ ИХ. А НАЕМНИК БЕЖИТ, ПОТОМУ ЧТО НАЕМНИК, И НЕРАДИТ ОБ ОВЦАХ» (Ин. 10;11-13).
Овцы слушают своего пастыря. У них особо развит слух, и они полагаются полностью на пастыря. Без пастыря отара не может сама найти пажить, без пастыря она просто погибнет. У овец плохое зрение, и в любой момент каждая может застрять в кустарнике или упасть в овраг. И только пастырь способен разыскать и спасти такую овцу. Но почему Иисус Христос сравнивает Свое служение людям с работой пастыря? Овцы на самом деле обладают удивительной способностью узнавать своего пастуха, и пастухи знают это.
Когда к поильным воротам подгоняют большое стадо овец, а через несколько минут туда приходит ещё два стада, то все овцы перемешиваются так, что их невозможно разделить. Но, когда овцы напились и пастухи начинают звать своих овец, каждая овечка идет на голос только своего пастыря. И, удивительное дело, овцы никогда не путают голос своего пастуха с голосами других. «Я ЕСМЬ ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ; И ЗНАЮ МОИХ, И МОИ ЗНАЮТ МЕНЯ КАК ОТЕЦ ЗНАЕТ МЕНЯ, ТАК И Я ЗНАЮ ОТЦА» (Ин. 10;14).
Зимой, когда метель заносит стадо овец, животные обязательно разбегаются. Но если они видят стоящего пастуха, то окружают его стадом со всех сторон и стоят на месте. Стоит пастуху лечь на землю, чтобы укрыться от метели, как овцы побредут в разные стороны и погибнут от метели. Случалось, так, что пастухи замерзали, стоя на ногах, пытаясь спасти овец. Когда же кончалась метель и на помощь приходили другие пастухи, они находили овец, стоящими плотно друг к другу, при этом никто из них не погиб, кроме пастуха: «И ЖИЗНЬ МОЮ ПОЛАГАЮ ЗА ОВЕЦ» (Ин. 10;15).
Пастух играет со своими овцами, чтобы скоротать время. Он делает вид, будто убегает от них. Овцы вскоре настигают его и окружают со всех сторон, блея и кружась от радости. Они знают, что их пастух не оставит их и не покинет.
Овцы часто сбиваются с пути и не могут самостоятельно найти дорогу домой. Поэтому многим так знаком образ пастуха, ищущего заблудившуюся овцу. Также ей сложно самой для себя находить пропитание, важно привести овечку на пажить или к источнику воды. «ЕСТЬ У МЕНЯ И ДРУГИЕ ОВЦЫ, КОТОРЫЕ НЕ СЕГО ДВОРА, И ТЕХ НАДЛЕЖИТ МНЕ ПРИВЕСТИ: И ОНИ УСЛЫШАТ ГОЛОС МОЙ, И БУДЕТ ОДНО СТАДО И ОДИН ПАСТЫРЬ» (Ин. 10;16).