Архиепископ Арсений (Брянцев)
Радуйся, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9, 9).
Этими словами пророк Захария за 500 лет до Рождества Христова предсказал торжественный вход в Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа, ныне нами празднуемый.
Точно исполнились слова богодухновенного мужа. Иисус Христос, Бог праведный и спасающий, кроткий и милостивый, за пять дней до своей смерти вступил в Иерусалим на молодом осле, еще не ходившем под ярмом, и на ослице – матери его, носившей ярмо, выражая тем самым, что Он пришел на землю для спасения – как подзаконного народа еврейского, так и язычников – народов, не знавших богооткровенной религии. Народ еврейский с великою радостию и торжеством встретил Спасителя и проводил Его в Иерусалиме до самого храма. Его сопровождали с древесными ветвями в руках, постилали для Него одежды по дороге и восклицали: осанна сыну Давидову, то есть, спаси, Господи! Благословляли его шествие: Благословен грядый во имя Господне; называли Его Царем Израильским: Благословен грядый… Царь Израилев. А когда Спаситель вступил в Иерусалим, весь город пришел в движение и великое множество народа вышло Ему на встречу. Торжество сделалось необычайное; никогда так царей не встречали и не сопровождали. Даже грудные дети, увлеченные общим торжеством, кричали Ему «Осанна», так что их с трудом могли унять в храме, где все смолкли. Так исполнились слова Пророка Захарии: радуйся, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се царь твой грядет к тебе – праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.
Но о какой радости говорит ветхозаветный пророк, какая причина его радости, и теми ли мыслями и чувствами наполнены были умы и сердца народа еврейского, так торжественно встречавшего и сопровождавшего Спасителя в Иерусалим, какими исполнен был богодуховенный муж?…
Пророк Захария в торжественном входе Спасителя в Иерусалим провидел наступление времени искупления рода человеческого от греха, проклятия и смерти, – провидел шествие Спасителя в Иерусалим для совершения сего искупления чрез Его страдание и смерть, – провидел, что приближается конец всем надеждам и ожиданиям народа еврейского, что настает время исполнения всех данных ему обетований, – провидел все это, а потому и восклицал: радуйся, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима, т. е. радуйся, богоизбранный народ – еврейский, торжествуйте, дети Израиля: обещанный вам Мессия вступает в царственный город ваш, дабы возстановить духовное царство, потерянное в раю прародителями чрез падение, и избавить вас от плена греховного, плена диавола. Вот он кроткий, праведный и спасающий грядет теперь для совершения нашего спасения и всех людей, сидящий на молодом осле и ослице подъяремной. – При таком взгляде торжественный вход Господень в Иерусалим есть событие, братие, действительно радостное не только для народа еврейского, но и для всего мира и достойное самых высоких почестей…
Но не такою радостию радовались евреи; не такими мыслями и чувствами были наполнены их умы и сердца. Когда Спаситель пришел на землю, когда Он учил и когда наконец Он входил в Иерусалим, действительное понятие их о Мессии было совершенно иное; они мечтали видеть в Нем земного Царя, имеющего возстановить еврейское царство и возвратить ему славу Соломонову. И когда Спаситель входил в Иерусалим на страдания и крестную смерть, дабы совершить искупление рода человеческого, евреи думали, что Он теперь взойдет на царский престол и объявит себя царем еврейским, а потому встретили и проводили Его в Иерусалим с ветвями и криками радости и восторга и воздали Ему царскую честь.
Но как смотрел Спаситель на оказанные Ему почести во время шествия в Иерусалим?… Во время земной своей жизни много раз ходил Спаситель в Иерусалим, но никогда Он не входил в оный так торжественно, как перед своей смертию: это шествие Его было последнее, необычайное, – шествие на страдания и смерть, для совершения величайшего дела – искупления рода человеческого и явления Божественной славы в Его воскресении, а потому теперь Он пожелал торжественно войти в Иерусалим. Но не радовали Спасителя крики радости и восторга народа еврейского и не утешали его торжественная встреча и сопровожденье в Иерусалим, основанные на ложном понимании Его пришествия. Сердцеведец знал жалкое заблуждение народа еврейского; знал, что этот же самый народ чрез пять дней вместо осанна будет кричать: распни, распни Его. И потому когда Он спускался с вершины горы Елеонской и увидел Иерусалим, т. е. когда торжество сопровождавшего его народа достигло высшей степени, Он заплакал и, обратившись к Иерусалиму, сказал: о, если бы и ты, хотя в этот день тебе благоприятствующий, понял, чтó служит к благосостоянию твоему! Но это скрыто от очей твоих! Придут на тебя дни, когда враги твои побьют детей твоих среди тебя и не оставят в тебе камня на камне за то, что не уразумел времени, в которое так чудно посетил тебя Бог! Эти слова Спасителя означают то, что народ еврейский и город Иерусалим, главный центр деятельности Спасителя, во время земной жизни Его, не смотря на Его высокий образ жизни, Божественное учение и безчисленные чудеса, не признал Его за обетованного Мессию, не уразумел этого и в день торжественного входа Его в Иерусалим; за все это Спаситель предрек великое бедствие Иерусалиму, а с ним вместе и всему народу еврейскому. И при виде глубокого заблуждения и нераскаянности некогда Богом избранного народа еврейского и предстоящих ему бедствий, среди криков радости и восторга, Спаситель сильно плакал… То были слезы спасающей любви Божией и скорбящей о заблудших грешниках. Но во второе пришествие на землю Сына Божия и в день страшного суда Его эта любовь обратится в праведный гнев Божий, проклятие и осуждение на вечные муки нераскаянных грешников…
Весь христианский мир и наша Православная Церковь радостно празднует, братие, торжественный вход Господень в Иерусалим. В нем она видит великое событие в жизни Спасителя, имеющее великое значение в деле спасения рода человеческого в том отношении, что Спаситель торжественно вошел в Иерусалим для совершения великого дела – установления Нового завета и новой религии и для принесения Себя Самого в жертву Богу Отцу за грехи всего мира для избавления его от вечной смерти. Словом, за этим входом непосредственно началась и совершилась тайна искупления рода человеческого посредством страдания и смерти Спасителя и Его славного воскресения. А потому та радость, к которой призывал ветхозаветный пророк народ еврейский, еще более идет к детям Нового Иерусалима, к Церкви христианской, к нам, братие.
Повинуясь гласу матери нашей Церкви, мы подобно евреям, вчера на вечернем, а ныне на утреннем Богослужении, воспоминая торжественное шествие Спасителя в Иерусалим, держали ветви в руках с возженными свечами и ныне светло празднуем это событие. Да будет же наша радость исполнена глубокой веры в таинство искупления, для совершения которого Спаситель торжественно вошел в Иерусалим, и – добродетельной жизни; пусть она служит приготовлением к всемирной христианской радости в день Светлого Воскресения Христова. А для того, чтобы радость наша в этот день была полною христианскою радостию, приготовимся к сему величайшему празднику достойным провождением наступающей великой седмицы страстей Христовых и особенно великих дней страдания и смерти Спасителя. Такое приготовление для спасения души нашей нам необходимо, и особенно оно необходимо, если мы легкомысленно провели окончившийся святый пост, служащий приготовлением к светлому празднику Воскресения Христова. Аминь.