Из слова о посте по Пятидесятнице. Слово на Пятидесятницу

Текст “из azbyka.ru”

За настоящим, возлюбленные, празднеством, которое Дух Святый освятил Своим
сошествием, обыкновенно следует торжественный пост, благодетельно установленный для
уврачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы соблюдали его с достодолжным
благоговением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как Апостолы исполнились
обетованною «силою свыше» (Лук. 24:49), и Дух истины вселился в сердца их, между прочими
тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано было также учение о духовном
воздержании, дабы сердцá, очищаясь постом, делалис способнейшими к принятию благодатных
дарований. Хотя Всемогущий Своею помощию был присущь Ученикам Христовым, и
Начальниками возникавшей Церкви управлял Бог Отец, Сын и Святый Дух: однакож им нельзя
было сражаться с предстоявшими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в
изнеженном теле и утучненной плоти; поелику то, что услаждает внешнего нашего человека,
наиболее разрушает внутреннего, и напротив разумная душа тем более очищается, чем более
умерщвляется плоть.
Посему-то оные Учители, примером и наставлениями своими просветившие всех чад
Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань противу
духовного развращения, иметь для сего оружие в воздержании, которым можно было бы
умертвить греховные вожделения; поелику невидимые наши противники и безплотные враги не
одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя желание — вредить нам —
в искусителе постоянно и неизменно; но оно останется безсильным и бездейственным, когда он
не найдет в нас такой стороны, с которой можно было бы ему сделать свое нападение. Но кто,
будучи облечен бренною плотию, и находясь в сем мертвенном теле, кто, даже на высшей
степени совершенства, может быть так уверен в своих силах, чтобы почитать себя вне опасности
со стороны обольщений плоти? Правда, Божественная благодать всегда творит победителями
Святых Своих, но не уничтожает самого подвига борьбы. И сие мы должны признавать за
милосердие Промыслителя нашего, Который желая, чтобы мы, по непостоянству своей природы,
не возгордились одержанною победою, никогда не отнимает у нас случая подвизаться для новых
побед.
По сей-то причине установлен неизменный и спасительный обычай, после святых и
радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом
вознесшегося на небеса, и после принятия дара Свягого Духа, проходить поприще поста; чтобы
благочестивым воздержанием наказать себя за то, что, может быть, по неумеренной свободе и
необузданному произволу, мы позволили себе среди радостей празднеств. Но сей обычай еще
усерднее до́лжно соблюдать с тою целию, чтобы в нас пребывали те дары, которые от Бога
сообщены ныне Церкви. Поелику, сделавшись храмом Святого Духа, и более чем когда-либо
быв напоены божественными водами, мы не должны покоряться никаким вожделениям; не
должны служить никаким порокам; дабы жилище добродетели не осквернялось ничем
нечистым. При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть сего, если только,
очищая себя постом и милостынею, будем стараться освободить себя от скверн греховных и
приносить обильные плоды любви. Имущество, которое иждиваем на пищу бедным, на
врачевание больных, на выкуп пленных и на другие дела благочестия, не умаляется, но
увеличивается, и у Бога никогда не погибнет то, что раздала благочестивая щедрость; поелику
мы блюдем самим себе в награду то, что даем в пособие другим. «Блаженны милостивые, ибо
они будут помилованы» Богом (Матф. 5:7). Аминь.