Питюкова Ирина, студентка 1 курса специализации “искусствоведение” факультета “Изобразительное искусство” Харьковской государственной академии дизайна и искусств
Одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси великая православная святыня – чудотворная икона «Елецкая» имеет свою очень непростую историю. В этой публикации хотелось бы обратить внимание на многогранность образа духовной святыни, с точки зрения культурного наследия нашего народа.
Конфессиональная, этноэстетическая особенность образа Богородицы очень высокая. Всем известные факты, что образ Богородицы издавна считался покровительницей и защитницей.
Историография образа очень интересная требующая тщательного изучения. Впервые о черниговской иконе «Елецкой Богоматери» писал известный писатель XVII ст. архимандрит Елецкого монастыря в Чернигове И. Галятовский в своей книге «Скарбница потребная», вышедшей в Новгород – Северской типографии 23 августа 1676 Эта книга полностью посвящена иконе «Елецкой Богоматери» с «чудесами своими», которые называются «великими сокровищами». Сборник состоит из 32 легенд о чудотворной иконе. И.Галятовский отмечает, что икона, найденная в XI в. на ели, была перенесена из Чернигова в Москву во время войны, но о какой войне идет речь, он не указывает. В будущем это обстоятельство стало причиной того, что исследователи по-разному определяли вывозе в Москву древней иконы.
О.Шафонський писал в 1786 г., Что икона «Елецкой Богоматери» в черниговском Успенском соборе те та, что была найдена на ели, а только изображение. Настоящая же икона неизвестно куда делась. Далее он повторяет рассказ И.Галятовського и утверждает, что икону в 1676 г. Привезли в Чернигов брать из города Владимира, в которых ее приобрел К.К. Мезопета и отдал в Успенский собор.
О.Богаевський повторил сведения, что икона появилась в Чернигове на ели в 1060 в княжение Святослава Ярославича. Далее он писал без ссылок на источники, в 1611 г. Утраченная настоящая икона, а вместо нее сейчас точная копия одинакового размера с оригиналом. Оригинал же находился в то время, по общему мнению, в соборе города Харькова. Историю о том, как в 1676 г. На ярмарку в Чернигов брат из Владимира привезли копию иконы «Елецкой Богоматери», утраченной во время взятия города поляками в 1611 г., повторил Маркевич.
В «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» 1857 года утверждалось, что в Успенском соборе в Харькове в то время находилась настоящая икона «Елецкой Богоматери». Далее изложена история иконы со ссылкой на «Сокровищницу» И.Галятовського. Во время монголо-татарского нашествия в XIII ст. икону спрятали внутри Успенского собора. В 1470, когда киевский князь Симеон Олелькович восстановил Елецкий монастырь, икону снова установили в храме. В 1579 Чернигов захватили поляки и князь Борятинский (потомок черниговского князя Святослава Ярославича, при котором был основан Елецкий монастырь) забрал икону как семейную реликвию в Москву. Списки с той иконы продавались тогда в Москве и других городах России. Далее перечисляется история (по И.Галятовським) о том, как брать из Владимира привезли такую копию в 1676 гг. до Чернигова. Пожалуй, впервые изложена история о том, как икона попала в Харьков. По словам старожилов, в 1687 г. Князь Даниил Борятинский возвращаясь из Крымского похода заболел в Харькове и, умирая, отдал икону в харьковский Успенский собор. Утверждалось, что харьковская икона полностью соответствовала описанию И.Галятовського в «Сокровищницы».
В «Историко-статистическом описании Черниговской епархии» приведена цитата из «Сокровищницы» И.Галятовського. Также отмечалось, что во время войны в 1579 г. Икона «Елецкой Богоматери» взята из Чернигова в Москву князьями Борятинских. В1687 г.. Находясь в Крымском походе князь Даниил Борятинский тяжело заболел и передал икону в харьковский Успенский собор. Эти данные взяты из «Историко-статистического описания Харьковской епархии» Далее отмечалось, что в черниговском Успенском соборе находится «список» иконы «Елецкой Богоматери».
П.Лебединцев считал, что на иконе, которая появилась на дереве в XI ст., не было изображения ели. Со ссылкой на «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» автор писал, что настоящая икона «Елецкой Богоматери» взята в Москву во время войны 1579 -1687 Д.Борятинський оставил икону в Харькове. По мнению П.Лебединцев на этой иконе Богоматерь изображена в том же виде, что и в черниговской. Он делает вывод, что явлена икона XI в. потеряна.
П.М.Добровольський автор книги о Елецком монастыре в Чернигове также написал о том, как хоронили икону в стене Успенского собора, как она попала из Чернигова в Москву, а потом и в Харьков. Автор цитирует «Сокровищницу» И.Галятовського, подает размеры черниговской иконы
О.Ефимов был уверен, что древняя икона «Елецкой Богоматери» сохранялась вначале XX веке в харьковском кафедральном соборе. Автор рассказывает историю о вывозе иконы из Чернигова в 1611 г., А также о братьях, которые привезли ее из Владимира в 1676 году.
Ф.Васютинський писал в 1911 г., что икона «Елецкой Богоматери» из черниговского Успенского собора является давней копией настоящей иконы, которую в XVI ст. во время войны с Баторием князья Борятинские забрали в Москву. В 1686 князь Д.Борятинський передал ее в харьковский Успенский собор.
Известный исследователь искусства Г.Н.Логвин. датирует икону «Елецкой Богоматери» XVII веком и приходит к выводу, что этот памятник живописи является копией более древнего произведения. Г.Н Логвин высказал предположение, что черниговскою икону «Елецкой Богоматери» создал художник Григорий Дубенский, который в 1658 написал в Чернигове икону «Ильинской Богоматери».
П.О.Белецкий рассматривал икону «Елецкой Богоматери» не как копию утраченного древнего оригинала, а как своеобразную историческую композицию. Исследователь обратил внимание на «фольклорное мышление» художника, который был живописцем высокого уровня. П.О.Белецкий датировал эту работу неизвестного черниговского художника концом XVII- началом XVIII веков.
Изучив все вышеизложенные публикации об иконе «Елецкой Богоматери» следует отметить, что все исследователи брали за основу книгу Иоанникия Галятовского «Скарбница потребная» до сегодняшнего дня остается наиболее информативным источником истории иконы «Елецкой Богоматери».
Также интересно и многогранно само письмо иконы. Хотелось обратить внимание на исследование изображений на иконах «Елецкой Богоматери» Черниговской и Харьковской.Икона «Елецкой Богоматери» попала в Черниговского исторического музея им. В.В.Тарновского в 1930г. с Успенского собора Елецкого монастыря. Она входила в состав постоянной экспозиции. С тех пор дважды проводились реставрационные работы. Впервые в 1954- 1955 гг. Художник-реставратор Г.Р.Вдовиченко с Киевских научно-исследовательских реставрационных мастерских дополнил потери слоя левкаса в нижней части, а также закрепил в некоторых местах левкас и красочный слой. В 1985г. художник-реставратор Р.М.Боголюб провела значительный комплекс реставрационных работ. 1 апреля 1999 икона передана в Успенский собор Елецкого монастыря в Чернигове.Икона «Елецкой Богоматери» написана темперными и масляными красками на левкасе на двух широких деревянных досках, которые с обратной стороны имеют отчетливые следы углубления после обработки стругом. Доски скреплены между собой двумя врезными односторонними шпонками, которые не доходят до правой стороны на 6 см. На протяжении всей длины доски скрепляют с обратной стороны пять деревянных разных «ласточкиных хвостов» и три металлические стяжки на шурупах Верхняя часть иконы закругленная соответственно к архитектурным членений иконостаса. Общая высота иконы 135 см, ширина 76 см, толщина досок 3 см. Следует указать размеры изображения на ели иконы (с рамкой) – высота 49 см, ширина 33 см. В центре композиции изображена большая ель с крепким гладким стволом, который разделяет нижнюю часть композиционной плоскости пополам. Всю верхнюю часть занимают пространные ветви ели, на фоне которых изображена икона «Елецкой Богоматери» в прямоугольной резной рамке простой формы. Внизу справа от ствола ели среди отдельных небольших елок видим изображение западного фасада Успенского собора Елецкого монастыря, построенного в XII в. О том, что это именно Успенский собор, возведенный на месте легендарного явления иконы «Елецкой Богоматери», свидетельствует и такая характерная деталь. Вдоль собора несколько вдали среди зелени нарисованные темные деревянные сваи, о которых писал в своей книге И. Галятовський в, 1676 Успенский собор отличает и такой элемент архитектурного декора как аркатурный пояс, тщательно написанный художником. Успенский собор здесь изображен в том виде, который он приобрел после восстановления в 1671-1679 гг.
Автор иконы был человеком наблюдательным и внес в произведение интересные бытовые подробности, которые подчеркивают жизненную убедительность изображения. Зритель видит перед крепостью фигуры казака и крестьянина. Вдали около берега Десны среди зелени идет человек с палкой. Слева плывет лодка с двумя гребцами, а в правой части лодкой правит один человек.
Изображение собственно иконы «Елецкой Богоматери» на ветвях ели окружает прямоугольная рамка шириной 1,5 см. Она выделяется с обеих сторон углублениями в дереве. Богоматерь художник изобразил сидящей на облаках, одетую в хитон и покрытую сверху красным омофором. Своей левой рукой она поддерживает под левую подмышку мальчика в зеленом поясном одежде и белой рубашке. Правая рука женщины – у ног ребенка. Изображение ребенка привлекает своей жизненностью и непосредственностью. Интересно, что художник нарисовал красненькую завязочку на ячейке рубашки мальчика как деталь мужской одежды.
Средний и указательный пальцы правой руки ребенка подняты вверх. Ее левая рука сжата в кулак и находится на ноге ближе к поясу. Видимо, рука держала свиток, но его изображение не сохранилось. Он упоминается в описи иконы И.Галятовського и изображен в копиях иконы.
Вокруг голов Богоматери и ребенка – круглые рельефные нимбы. Фон верхней половины иконы с золоченого рельефного левкаса почти наполовину потерян, преимущественно в верхней части. Иконографический тип этой иконы происходит от древнего византийского образца. Древнейшая известная византийская памятка с такой иконографической схеме, которую можно привести в пример, относится к XIV в. Это «Богоматерь с младенцем» из Византийского музея в Афинах.
Относительно времени написания иконы можно привести следующие соображения. Мы уже отмечали, что Успенский собор на иконе изображен таким, каким он был между 1679 и 1698 Спасский собор нарисован после перестроечных работ 60-80-х гг. XVII в. Исходя из этого можно сделать вывод, что черниговская икона «Елецкой Богоматери” »создана в 90-х гг XVII в., В 1698 по этому не противоречит ни материал ни техника живописи с сочетанием темперы и масла.
Икона «Елецкой Богоматери» известна в нескольких списках (копиях). Одна такая копия в 1971 г. Поступила с черниговского Троицкого собора в фонды Черниговского государственного архитектурно-исторического заповедника. В том же году были проведены небольшие реставрационные работы. В 1988 художник реставратор Р.М.Боголюб провела комплекс реставрационных мероприятий.
Это произведение представляет собой точную копию иконы, которую мы рассматриваем. Отличие лишь в том, что здесь ребенок держит в левой руке свиток. Размеры полностью совпадают. Написанная на четырех досках, скрепленных между собой тремя врезными встречными шпонками. На стыках между досками под слоем левкаса проложены полосы паволоки. Доски с обратной стороны гладкие. Вполне возможно, что эти две иконы созданы почти одновременно. Икона из заповедника в 1988 передана в иконостас действующего Троицкого собора в Чернигове.
В действующей Петропавловской церкви черниговского Елецкого монастыря также находится одна из копий иконы «Елецкой Богоматери». Сейчас она имеет форму прямоугольника. Под левкасом находится полотно, которое местами отстало от деревянной основы. Живопись переписан не один раз. Эта работа не очень искусного художника с существенными погрешностями в масштабах построения. Но не вызывает сомнения, что за образец была взята икона, которая находилась в Черниговском историческом музее им. В.В. Тарновского. Вероятно, дату создания иконы с Петропавловской церкви следует отнести к XVIII – начала XIX веков.
Икона «Елецкой Богоматери», которая находилась в харьковском Успенском соборе, была не очень большого размера (59 х 46 см, толщина доски 2 см) и предназначалась для домашнего пользования, а не для иконостаса. Она имела прямоугольную форму. Художник изобразил вверху Богоматерь с ребенком на дереве в окружении овала, образованного рельефными языками пламени среди ветвей. Согласно описанию, которое сделал в начале XX в. профессор Харьковского университета Е.К.Редин, по заказу авторов книги об истории города Харькова. Богородица была изображена в красном хитоне и мафория, в сапожках на круглом подножия. Обеими руками она поддерживает перед собой ребенка в красной одежде. Нимбы вокруг голов также красные. Фон иконы было темно-красный, вверху местами черное. Хуже сохранилась живопись в нижней части иконы. Справа от ствола дерева изображена трибанна церковь в два этажа. Слева -Башенные и дом. Слева крупным шрифтом надпись: «Образ пресвятьия Богородицьи Елецкие Черниговской». Е.К.Редин считал, что харьковская икона имела украинское происхождение и создана в XVII в. По его мнение, икона представляла собой особенный изложение явление кочки с явной символизацией, хотя в данном случае имеем явление иконы на дереве.
Харьковская икона показала, что существовала еще одна иконографическая схема иконы «Елецкой Богоматери». Следует отметить, что в украинских иконах «Неопалимой купины» Богоматерь с ребенком изображена очень подобно иконы «Елецкой Богоматери». Интересно, что графическое изображение иконы «Елецкой Богоматери», в книге «Скарбница потребная» 1676, очень похоже на харьковской иконы.
Исследование изображений на иконах «Елецкой Богоматери» Черниговской и Харьковской убедительно свидетельствуют о том, что иконография изображений подобная изображений Богоматери на троне с Младенцем на руках довольно часто встречается в византийской иконе в нашей стране боль известна, как «Печерская» по образу «Печерской Богоматери »с XIII в .. из Киево-Печерского монастыря. Мозаика Успенской церкви Киево-Печерской лавры датируется 1083-1089 и иконы «Елицькои Богоматери» (1060) так же изображение Богородицы и Спасителя наиболее близкое к канону сидящего Одигитрии.
Поясной иконографический тип Одигитрии появился на Руси уже в ХII веках, как свадебное благословение. Следует отметить, что именно поясной иконографический тип «Елецкой Богоматери» находится в городе Ельце Липецкой области (Орловская губерния) также отличие от Черниговского и Харьковского иконографического типа икона «Елецкой Богоматери» (ростовая), которая изображена, как Оранта. Изображением «Елецкой Богоматери» (ростовая) датируется 1395 годом.
Учитывая изучение изображения возможно сделать вывод, что разногласия в иконографии «Елецкой Богоматери» свидетельствуют о том, что после потери иконы сделаны из нее копии интерпретировались мастерами в рамках канонического изображения но с добавлением элементов того времени в котором делался список.