История основания

 

Харьковский Покровский монастырь был основан в 1726 году Епифанием Тихорским в центре города Харькова «на берегу реки Лопани», значительно возвышенном внутри бывшей Харьковской крепости. Поэтому вид его с другого берега Лопани живописен. Внутри его был некогда подземный ход на Лопань, на случай осады Харькова татарами.

Сюда, на откупленное в 1725 году у харьковского полковника Л. Шилдовского обширное подворье у Покровской церкви, переводится из Белгорода архиерейская школа. В 1727 году она была преобразована в Харьковский Коллегиум, а церковь становится кафедральным собором. Коллегиум быстро занимает место в ряду значительных учебных заведений России, являясь главным центром просвещения украинского Левобережья.

Спустя десять лет после своего основания он уже носит название Тихорецианской или Харьковской академии.

Расположенный на берегу реки Лопань в непосредственной близости от главной административно-торговой площади, монастырь становится важной составляющей частью городского центра. Для основного корпуса Коллегиума был использован каменный двухэтажный дом Шилдовского. До 1799 года он был училищным монастырем. Ректор Харьковского Коллегиума был вместе с тем и настоятелем этого монастыря и Коллегиум находился в стенах монастыря.

Местоположение Покровского монастыря с самого начала определило его градостроительную роль. Расположенный на заречных склонах, он занял важное место в силуэте общегородского центра. Главная вертикальная доминанта монастыря – Покровский собор, замкнул ряд природных осей, а также перспективы многих улиц в заречных частях города.

Так, Покровский монастырь, определяя архитектурный облик города, неразрывно связан и с его историей. Возникновение города тесно связано с освободительной войной украинского народа /1618-1654 г.г./ и воссоединением Украины и России. Более трех столетий тому назад, в 1654- 1655 годах, спасаясь от польских панов, на территорию нынешнего города, который входил в состав Московского государства, пришла большая группа переселенцев из Заднепровья и обосновалась на возвышенности, у слияния рек Лопани и Харькова /ныне Университетская горка/. Свое название горка получила в начале XX – века в связи с открытием на ее территории университета. Ее застройка относится к 1654-1655 годам. Местность эта, окруженная со всех сторон лесами, реками Лопань и Харьков, была недоступной для врага. Жители укрепили свое поселение, построив острог, состоящий из низких, редко вкопанных в земляную насыпь заостренных бревен – острожек. Это укрепление не полностью соответствовало требованиям обороны, поэтому в 1656 году началось строительство крепости.

Харьковская крепость, которую возвели в 1659 году, была построена по типу русских деревянных крепостей. Длина ее стен превышала километр. Крепостная стена начиналась около нынешнего универмага на углу площадей Пролетарской и Розы Люксембург до Дворца труда, оттуда поднималась до нынешнего здания института Искусств и, повернув на запад, спускалась в сторону Клочковской улицы через территорию Покровского монастыря. С западной стороны над обрывом к реке Лопань крепостной стены не было. Ее заменял деревянный частокол.

В 1670 году, когда под Университетской горкой на Подоле уже существовало укрепленное поселение, крепость называлась «старым городом».

Крепость неоднократно перестраивали. Наиболее значительная перестройка относится к началу XVII века. Накануне решающей битвы со шведами под Полтавой Петр I, объезжавший ряд укрепленных городов Украины, 2 июня 1709 года посетил Харьков. Осмотрев крепость, он приказал ее расширить на север и вокруг построить защитный вал. С конца ХVIII века, когда город утратил военное значение, стены крепости разобрали, хотя отдельные башни существовали еще долгое время.

Архитектурно-планировочные решения монастырских построек

Первые строения на территории горки, как и сама крепость, были деревянными. Среди небольших домиков, крытых соломой, возвышался Успенский собор, построенный в ХVII веке. Практически сразу, за северной городской стеной, неподалеку от Московских ворот начинается строительство еще одного кирпичного храма, освященного в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, ставшего впоследствии главным храмом Харьковского Свято – Покровского монастыря.

В православной церкви праздник Покрова относится к разряду «великих», «двунадесятых» и отмечается 1 /14 октября. На Руси он получил распространение в ХII веке. В основу праздника положено имевшее место в 910 г. во Влахернском храме, в Константинополе, явление Богородицы, которая простерла над верующими белое покрывало (омофор) и вознесла молитву о спасении мира. В Харькове, являвшемся в то время пограничным городом, возведение Покровской церкви не было случайным. Такой акт символизировал надежду горожан на покровительство и защиту Божией Матери в условиях постоянной угрозы вражеского нападения.

История не сохранила нам ни имен строителей, ни каких-либо сведений о первоначальном этапе строительства, известно лишь, что освещение Покровской церкви состоялось в 1689 г. Белгородским митрополитом Авраамием.

К этому времени в украинской архитектуре сложились основные принципы и приемы строительства культовых зданий. В ХVII веке главным строительным материалом было дерево, поэтому церкви ставили небольшими и простыми по композиции. Своеобразие объемно-плановых, декоративных и конструктивных решений в украинском каменном зодчестве обусловлено тем, что многое в них взято из более древних деревянных образцов.

Во второй половине ХVII века, в период экономического и культурного подъема Слободской Украины, наступает расцвет архитектурно-строительной деятельности. В этот период сложились строительные бригады-артели, где по наследству передавались навыки возведения храмов. Вероятно, одной из таких бригад-артелей и была возведена Покровская церковь. В архитектурном отношении Покровская церковь представляла собой двухэтажную трехчастную трехглавую постройку, объединенную с колокольней. В нижнем этаже размещалась «теплая» (отапливаемая) Трехсвятительская церковь, в верхнем – собственно Покровская (летняя). Высота центральной главы составляла 23 сажени (49 м), при толщине стен в основании, превышавших 1,5 м, здание выглядело легко и изящно. Этому способствуют глубокие ниши-аркады, опоясывающие нижнюю часть здания, граненые световые барабаны глав, упругая форма куполов. В решении объема церкви и колокольни гармонично слились традиции украинского народного зодчества и московской архитектурной школы второй половины ХVII века, с характерным для последней осевым решением плана, устройством нижнего этажа-подклета.

В отличие от аскетичной Трехсвятительской церкви, верхняя, Покровская, поражала высотой, праздничным обилием света, который лился мощным потоком через три яруса окон, расположенных в сужающихся кверху барабанах. Как показали исследования, во всех гранях на уровне человеческого роста были устроены глубокие ниши, что значительно усиливало пластику интерьера. Фасады храма и колокольни были пышно декорированы пилястрами, фигурными наличниками окон, сложными карнизами и другими архитектурными деталями, характерными для построек в стиле украинского барокко.

Обновление монастырских построек. Возведение церкви Озерянской Божией Матери

Первые сведения об обновлении и перестройке здания относятся к 1726 году, когда в Харьков переводится из Белгорода архиерейская школа и учреждается Покровский монастырь. В 1727 г. церковь становится кафедральным собором, в 1733 г. постройка пострадала от сильного пожара, охватившего центральную часть города, а в 1738 г. ее деревянные части сгорели от попадания молнии. В связи со строительством нового архиерейского дома в начале 20-х годов XIX века разбирается каменная лестница, которая вела на второй ярус собора. и взамен нее сооружается переход, связавший оба здания.

В соответствии с изменившимися архитектурными вкусами, в 1844 г. помещения второго яруса отделываются «алебастром под мрамор», а в 1846 г. возобновляется иконостас нижнего яруса.

В 1849-1851 г.г. взамен разобранной арочной паперти между колокольней и главным объемом возводится обширный двухэтажный притвор-трапеза, разрушенный в годы второй мировой войны.

Благодаря своеобразию объемно-планировочного решения, изысканным пропорциям, изящному силуэту Покровская церковь стала подлинной жемчужиной в ряду произведений украинской архитектуры ХVII века и непревзойденной в последующих культовых постройках этого типа.

В монастыре рядом со старой Покровской была выстроена новая церковь – Озерянская. Возникла она по мысли преосвященного Амвросия и выстроена в его вкусе – в стиле северных великорусских церквей. Озерянская церковь освящена 21 ноября 1896 года. Обошлась она более чем 196 тыс. руб., собранных почти исключительно путем пожертвований, причем от одного только духовенства Харьковской епархии к Владыке поступило пожертвований более 100 тыс.руб.

Церковь Озерянской Иконы Божьей Матери построена архитектором В.Х. Немкиным. Прямоугольное в плане здание с размерами 20×44 м имеет характерную базиликальную объемно-пространственную структуру. Внутреннее пространство расчленено столбами-колонами на три нефа, средний из которых имеет наибольшую высоту. Характер внешнего убранства и отдельные детали, говорят о стремлении автора придерживаться стилистических мотивов древнерусской архитектуры. Фасад украшают многочисленные колонки, килевидные кокошники, сухарики и т.п. Высокое крыльцо на западном торце постройки ограждает массивная балюстрада.

Под новым храмом была устроена и церковь-усыпальница, где нашел себе место вечного упокоения и сам строитель храма, преосвященный Амвросий.

Главный престол в монастырской Озерянской церкви освящен в честь Озерянской иконы Божией Матери, а боковые – во имя Св. Димитрия Солунского и Иоанна Богослова.

Икона божией матери, именуемая Озерянская

Чудотворная икона Озерянской Божией Матери всегда пользовалась особым почитанием в народе. Она явилась в конце ХVI столетия на месте, называемом Озерянкою, в 35 верстах от Харькова на юго-восток. Впоследствии там была сооружена пустынь, называемая Озерянскою. Основал ее в 1710 году архимандрит Святогорского монастыря Севастиан.

То время было временем татарских набегов. Один крестьянин из села Озерянки вышел летом косить траву на лугу. После очередного удара косы послышался человеческий стон. Косец наклонился и увидел свечку, горящую перед иконой Божией Матери. Икона была написана на холсте и от удара косы разрезалась на две половины.

Крестьянин взял обе половины и свечку, принес домой и поставил возле других икон. На другое утро с удивлением увидел он, что разрезанные части соединились, и так плотно, что остался едва различимый след. После этого от иконы стали совершаться многие чудеса.

После закрытия Озерянской пустыни в 1787 г. икона была перенесена в Куряжский монастырь под Харьковом, а после его упразднения в 1788 г. в Харьковский Покровский монастырь, где оставалась до 1797 г., когда вновь была перенесена в восстановленный Куряжский монастырь. С тех пор вплоть до революции 1917 г., икона ежегодно (с 30 сентября по 22 апреля) переносилась в Покровский монастырь, церемония сопровождалась торжественным шествием, пением и службами, колокольным перезвоном Куряжского и Свято-Покровского монастырей и более чем шестидесяти городских церквей.

Историческая роль монастыря

Наряду с архитектурной, велика и историческая роль монастыря. В конце ХVII начала ХVIII в.в. он служил усыпальницей династии харьковских полковников Донец-Захаржевских, много сделавших для обороны и освоения южных рубежей Русского государства. Их имя носит сейчас одна из улиц исторического центра города.

Здесь же находится фамильный склеп рода Квиток из которого вышел известный харьковский писатель Г.ф. Квитка-Основьяненко.

В 1843 г. в крипте Покровской соборной церкви был похоронен герой Отечественной войны 1812 г., генерал кавалерии В. В. Орлов-Денисов.

Под сводами этой церкви была устроена особая усыпальница, в которой обычно погребали харьковских Владык. Здесь нашли себе место вечного упокоения Епископы: Христофор Сулима, Павел Терешкович, Мелетий Леонтович, Феофил Татарский.

Культурно – просветительская деятельность монастыря

Храня такую Святыню, как Чудотворная икона Божией Матери, монастырь являлся сосредоточием и множества других непреходящих ценностей. Многие его культовые предметы служили образцами высочайшего искусства. Так, в частности, на престоле Покровского храма была установлена в 1847 году позолоченная гробница в виде ротонды на четырех колонах. Под ее сенью размещался Гроб Господень. В монастыре хранились старинные Евангелия ХVII-ХVIII веков в серебряных окладах, украшенные эмалевыми медальонами тончайшей ювелирной работы: серебряные с позолотой кресты, среди которых выделялся крест ХVII века с мощами Святых Печерских угодников; резной кипарисовый крест ХVII века и множество других реликвий.

Являясь хранителем духовных и культурных сокровищ не только Харькова, но и всей Слобожанщини, Свято-Покровский монастырь был и важнейшим центром образования и просвещения. Будучи до 1799 года училищным монастырем, он затем быстро становится одним из основных православных учебных центров Украины. В нем обучались не только дети духовенства, но и других сословий: дворян, купцов, мещан, крестьян. В Коллегиуме изучали грамматику, латинский и греческий языки, философию и богословие, поэзию, риторику и пение. Монастырь в это время обладает обширной библиотекой, одной из самых больших на Украине, ведет издательскую деятельность. В 1756 году по личному распоряжению Екатерины ІІ к Коллегиуму добавляются, так называемые, «Прибавочные классы», где обучают французскому, немецкому языкам, истории, географии, физике, математике, механике, геометрии, рисованию.

Существование в Харькове училищного монастыря и Коллегиума в ХVIII веке имело чрезвычайное значение для развития науки, культуры, искусства Восточной Украины и подготовило почву для открытия в 1805 году первого на Украине Харьковского университета, а в 1841 году создается первая на востоке Украины духовная Семинария.

Свято-Покровский монастырь становится также местом пребывания правящих архиереев, закладываются основы самостоятельности Слободской Украинской епархии.

Так, многочисленная монашеская братия монастыря, пребывая в молитвенной и богослужебной деятельности, создала не только духовный и просветительский центр Слобожанщины, но и продемонстрировала прекрасный образец хозяйствования в таких областях как градостроение, архитектурно-художественная и историко-культурная деятельность, развивая ремесла, промыслы и сельское хозяйство.

Развертывается обширная хозяйственно-строительная деятельность: ко второй половине ХІХ – начала XX века, занимаемая монастырским подворьем часть квартала, обустраивается по всему периметру.

В 1857 году, по проекту Ф.И. Данилова, в стиле классицизма возводится Доходный дом на бурсацком спуске, перестроенный в 1660 году архитектором В.Х. Немкиным, возводятся служебные постройки и дома вдоль улицы Клочковской.

В 1871 году, по проекту архитектора А.Д. Ракова, создается ряд монастырских лавок вдоль Университетской улицы.

В 80-х годах ХІХ века строится корпус викария, помощника епархиального архиерея.

В 1867 году, по проекту В.X. Немкина, в стиле неоренессанса был построен доходный дом по ул.Университетской, 2.

В 1890 году в формах русско-византийского стиля этим же архитекторе были сооружены сторожка и просвирня, а в 1891-1893 годах – консистория выполненная в духе неоклассицизма, в 1892-1893 годах – дом настоятеля и главные ворота.

В 1896 году был разобран старый корпус Коллегиума и на его месте в 1903 году построен по проекту В.X. Немкина корпус келий, ставший последней капитальной монастырской постройкой.

Монастырь во времена советской власти

Процветание и деятельность Святой Обители были пресечены известными трагическими событиями. Решением Советской власти Свято-Покровский монастырь был закрыт в последних числах холодного октября 1922 года. В отчете Харьковской губернской рабоче-крестьянской ликвидационной комиссии по отделению церкви от государства 9 января 1923 года указывается, что ее «заседание постановило закрыть все городские и пригородные монастыри и в первую очередь мужской Покровский монастырь… Выселенным монахам разрешается как можно быстрее перейти в Рясинский монастырь… Выселенные монахи имеют право забрать с собой только обувь, одежду и белье». После закрытия монастыря его имущество было разграблено, уничтожено, усыпальница с прахом наших знаменитых земляков была разорена и поругана. Многие монахи, находившиеся в то время в монастыре, приняли мученический венец, пострадав за Христа.

Так, летом 2000 года, при проведении строительных работ, очищая храм от насыпи, под стенами алтаря Озерянского храма были найдены останки двух расстрелянных монахов. Их имена неизвестны. Сейчас останки этих двух монахов с их простреленными черепами находятся в специальном ковчеге в алтаре Озерянского храма.

Монастырские помещения были переданы различным организациям, а в Покровском соборе в 1932 г. начал действовать антирелигиозный музей. Значительный урон зданиям нанесла война 1941-1945 г.г., во время которой особенно пострадали собор и колокольня. В послевоенные годы ряд зданий монастыря занял Харьковский исторический музей. В бывших лавках разместилось швейное производство. Озерянская церковь была перестроена под хранилище областного исторического архива, ее купола были снесены. В корпусе келий обосновался военный комиссариат, в консистории – архив научно-технической документации. Доходные дома были превращены в коммунальные квартиры, каменный корпус конюшен сгорел и был разобран. А гордость украинской архитектуры, Покровский собор, был превращен в склад хозяйственных товаров центрального универмага. Навсегда исчезли росписи с его стен, о которых сохранились лишь описания. Сильно пострадали росписи Озерянской церкви, которые были изуродованы электропроводкой и трубами отопления, кирпичными перегородками, а потом просто забелены. Судьба многих ценностей до сих пор неизвестна. Еще в предвоенные годы были снесены монастырская часовня и ограда со стороны Клочковской улицы.

Оскверненная Святыня превратилась в памятник духовного опустошения и забвения истинных ценностей.

Возрождение Обители

Труды, Святительские молитвы Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима еще в конце 1983 года поставившего вопрос о возрождении Свято-Покровского монастыря, привели к тому, что 15 января 1990 г. местными властями было принято решение о передаче монастырю Покровской церкви. В марте 1993 г. Покровскому монастырю возвращены все постройки, чему в значительной степени способствовал представитель президента Украины в Харьковской области А.С. Масельский.

8 апреля 1990 г.состоялось освящение и первая служба в Покровской церкви, а 14 октября 1990 г. впервые за долгие 68 лет забвения был торжественно отмечен престольный праздник – Покрова Пресвятой Богородицы, на котором почетными гостями были видные иерархи православной церкви – митрополиты Владимир и Леонтий, епископы Симон и Нифонт. Наместником монастыря назначен архимандрит Виталий /Жуков/.

27 апреля 1992 г. в Свято-Покровском монастыре состоялся Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП), избравший предстоятелем УПЦ МП – митрополита Киевского и всея Украины Владимира.

Постепенно ансамбль монастырских строений вновь начал обретать былое архитектурно-художественное и градостроительное значение. Украшением ансамбля зданий стал полностью отреставрированный архиерейский дом, который был построен в 1820-1826 г.г. по проекту, присланному министерством внутренних дел. Наблюдение за строительством осуществлял архитектор Е.А.Васильев. В настоящее время в нем размещается резиденция митрополита и Епархиальное управление.

Высокопреосвященнейший Владыка Никодим, являясь Священно-Архимандритом Свято-Покровского монастыря, назначил летом 2000 года нового наместника архимандрита Севастиана (Щербакова). Архимандрит Севастиан вместе с братией начал активные ремонтно-строительные работы, как и в те далекие времена с возведения защитных стен, одновременно был благоустроен монастырский двор, разбиты, газоны и клумбы, а укладка тротуарной плитки и асфальтного покрытия окончательно преобразили двор монастыря.

Обновленной и преображенной предстает перед нами Святая Обитель: полностью отреставрирован Озерянский храм – поштукатурен и выкрашен фасад, выполнены внутренние работы: произведена полная замена отопительной системы, электропроводки, воссоздана лепка, орнамент , росписи и иконы.

Заново наполняется храм, бывший когда-то хранилищем уникальных ценностей, предметами богослужения и утвари: приобретены и установлены престолы, жертвенники, диаконники, иконостасы, а так же иконы, хоругви, семисвечники, паникадила и многое другое.

Окончены реставрационные работы и в Покровском храме, где художники создали роспись в верхнем храме в честь Покрова Божией Матери, расписан алтарь нижнего Кресто-Воздвиженского храма, реконструированы лестницы, ведущие в верхний храм и усыпальницы.

Осуществлен капитальный ремонт двух корпусов: выполнены кровельные, штукатурные, покрасочные работы, реконструированы входы. Произведены и внутренние отделочные работы этих корпусов, где размещены келии и трапезная.

На территории монастыря открыта Харьковская духовная Семинария под покровительством святого Апостола Евангелиста Иоанна Богослова. После ремонтных работ 9 октября 2000 года, здание Семинарии было освящено митрополитом Никодимом и в нем начались занятия. И братия монастыря постигает Святое Богословие в стенах духовной Семинарии, готовясь стать достойными пастырями, видя перед собой пример высокого служения ее ректора – Митрополита Никодима.

Еще летом 2000 года в Петров пост, а затем в январе 2001 года Божиим содействием и по благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, после всенощного бдения, наместником монастыря архимандритом Севастианом, был совершен чин пострига в монашество семи братьев. И, таким образом, в монастыре пребывало пять иеромонахов, два иеродиакона, пятнадцать рясофорных послушников, которые стремились достойно представлять обитель, чтобы подвигом веры и молитвы, славилось имя Господне день и ночь, чтобы возрождалась Святая Обитель в вознесении к Творцу непрестанной молитвы в неусыпаемой Псалтыри, в исправном ведении Божественных служб и добросовестном исполнении всех послушаний. А Господь, видя непрестанные труды и добрые намерения, посылает силы и средства для несения нелегкого монашеского подвига.

Среди братии монастыря есть и имеющие высшее образование. Полученные ими в миру знания в инженерной, строительной, архитектурной и врачебной сферах, находят свое применение и в монастыре на послушании. Также молодые послушники, выполняя послушание, приобретают много новых полезных навыков и умений.

Так, ревностными Святительскими молитвами и трудами Высокопреосвященного Владыки Никодима наша Святая Обитель под Покровом Пресвятой Богородицы, идя по пути возрождения, указывает вечный путь христианским душам в Царство Божие через множество земных скорбей.

А по своему общественному и духовному значению комплекс Свято-Покровского монастыря и расположенных здесь центральных учреждений Харьковской епархии стал сегодня оплотом православия, духовным очагом для всей Харьковщины.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. В. Е. Новгородов. Харьковский Свято-Покровский монастырь