Евангельские чтения. Литургия 23 декабря 2018 года.

Евангелие от Луки, 17:12-19 (зачало 85): об исцелении десяти прокаженных

 

Стих 17:12

Входя́щу же емý въ нѣ́кую вéсь, срѣтóша егó дéсять прокажéнныхъ мужéй, и́же стáша издалéча:
И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

Толкование святителя Григория Паламы
Все, что принадлежало ветхозаветному Закону было символическим, как образ и как тень: поэтому оный Закон считал проказу состоянием греховным, скверным и отталкивающим, и называл «нечистыми» прокаженных, гонорейных и вообще имеющих соприкосновение к ним, а также и всех прикасающихся ко всякому мертвому телу, — иносказательным образом обозначая этим нечистоту тех, которые грешат в отношении Бога, а также и тех, которые им содействуют и общаются с ними. И, вот, под «прокаженными» иносказательно имелись в виду обманщики, плуты, гневливые и злопамятные люди: потому что как проказа делает кожу тела шероховатой и пятнистой, так обман и лукавство, гнев и бешенство, делают разумную часть души неустойчивой и жестокой. Итак, вот, под «прокаженными» он (Закон) представил таковые болезни души (Лев. 13), которые гораздо тягостнее проказы; под «гонорейным» же он показал распутника (Лев. 15); «прикасающихся же к трупу» (Лев. 21) — тех, которые так или иначе принимают участие и имеют общение с грешащими, оный Закон назвал «нечистыми».
Толкование преподобного Максима Исповедника
1.79 Отчего прокаженный частично, согласно Закону, нечист, а прокаженный полностью — чист?
У того, кто прокажен в какой‑либо части, пораженная проказой часть мертва, ибо животворная кровь уходит и создается полость; и всякий раз как от прикосновения священника прокаженная полость поддавалась, он объявлял [имеющего такую проказу] нечистым. Так и тот, кто прокажен в какой либо части души, становится нечистым, [ибо] душа образовала полость, то есть была унижена по причине ухода животворной силы добродетели. Тот же, кто прокажен весь, имеет проказу [лишь] на коже [, то есть внутри он не поражен], и животворная кровь распространяется по поверхности всего тела. Это означает [следующее]:
кто достиг крайнего предела зла, а затем покаялся — тот восстанавливает животворную силу добродетели, и только совесть его [еще] окрашена прежними предвкушениями, ибо он не может не осознавать, что он сделал, будто он [этого] не делал.
Поэтому Закон и объявляет такого [человека] чистым.
Преподобный Максим Исповедник. Вопросы и недоумения. Святого Максима различные вопросы и выборки из различных глав недоумений, вопрос 1.79

Толкование святителя Филарета Московского (Дроздова)
Проказа была болезнь тяжкая, часто заразительная, нечистая. По закону Моисееву, прикоснувшийся к больному проказою признаваем был нечистым, и подвергался обрядам очищения. Может быть, сей закон постановлен был, как средство против заразы: а может быть, он указывал и на происхождение проказы от нравственной нечистоты. В самом деле, мы видим в священных повествованиях, что Мариамь за мятеж против Моисея, Гиезий за корыстный обман от имени Пророка, Озия за святотатственное вторжение в священническую должность, мгновенно поражены были проказою. Прокаженные были люди отверженные от общества и сопребывания других людей: Почему Евангельские десять прокаженных и встретили Господа не в доме, не в селении, но пред вступлением Его в селение, входящу Иисусови в некую весь, и не смея приближиться, сташа издалеча. Вот каким людям не отказал Он в благотворении!
Взирай на сие, христианин, и учись у твоего Божественнаго Наставника, не отвращаться беднаго или бедствующаго потому, что его бедность или бедствие бывают иногда очень не благообразны, и не стеснять отверзающагося к состраданию сердца мыслию, что бедствующий, может быть, сам виною своего бедствия.
святитель Филарет Московский (Дроздов). «Слова и речи», том 5, 1849 г.

толкование архиепископа Никифора (Феотокиса)

Сия весь, то есть, малый городок, между Самариею и Галилеею находилась. Ибо когда Господь наш Иисус шел в Иерусалим, проходя между Самариею и Галилею, на пути тогда сия была (Лк. 17:11). Когда же к оной приближился и желал взойти в сию, попались Ему навстречу десять прокаженных мужей. Они далеко стояли, не смея приближиться к Иисусу Христу и пасть на колени; поколику Иудейский закон запрещал прокаженным иметь обращение и общение с чистыми, повелевая: «отлучен да седит» (прокаженный), «вне полка да будет ему пребывание» (Лев. 13:46).

Почему и Иосиф Флавий так о Моисее засвидетельствовал: «прокаженных совсем изгонял из града, ни с кем не обращающихся и от мертвого нимало не отличающихся».

Толковая Библия А.П. Лопухина
При входе в одно селение Христа встретило десять прокаженных (Мф. 8:2). Они стояли вдали, потому что закон запрещал им приближаться к здоровым людям, чтобы не заразить последних (Лев. 13:46).
Толкование святителя Николая Сербского (Велимировича)

Десять прокаженных! Страшно увидеть и одного, а тем паче толпу из десяти человек. Тело, покрытое с головы до пят белыми язвами, а затем белыми гноящимися струпьями, которые сначала свербят, а потом жгут как огонь! Тело, гниющее и распадающееся! Тело, в котором гной сильнее крови! Тело, которое есть сплошной смрад и изнутри, и снаружи! Таков человек, больной проказой. И когда проказа охватит и нос, и рот, и глаза, можете себе представить: каков воздух, которым дышат через гной? Какова пища, которую вкушают вместе с гноем? И как вообще выглядит мир, когда на него смотрят сквозь гной?

По закону Моисея прокаженным было запрещено каким бы то ни было образом входить в соприкосновение с остальными людьми. Впрочем, это и теперь так в тех местах, где есть проказа. Чтобы кто-нибудь не подошел близко к прокаженному, тот обязан был издалека кричать: «Нечист, нечист!» Буквально так и написано в законе:

«У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист» (Лев.13:45)

Должна быть разодрана одежда – чтобы была видна проказа. Голова должна быть не покрыта – опять же для того, чтобы видно было, что он прокаженный, поскольку от проказы волосы изменялись в белые и вылезали. До уст он должен быть закрыт – снова опознавательный знак для проходящих мимо. И кроме всего этого, прокаженные были обязаны еще и кричать: «Нечист! Нечист!» Их выгоняли из города или села, и они жили хуже, чем скоты, – отверженные, презираемые, забытые. «Нечист он, – говорит закон, – он должен жить отдельно, вне стана жилище его» (Лев.13:46). Их считали мертвыми, хотя их удел был страшнее смерти.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

И отсюда всякий может познать, что никому ни что не препятствует богоугождать Богу, хотя бы он был из проклятого рода, но лишь только бы имел доброе произволение. Вот десять человек прокаженных встретили Иисуса, когда Он имел войти в один город. Встретили они Его вне города, ибо им, так как они считались нечистыми, не позволялось жить внутри города (Лев. 13:46). Они остановились «вдали», как бы стыдясь мнимой своей нечистоты и не смея приблизиться в той мысли, что и Иисус возгнушается ими, как прочие то делали, возвышают голос и просят милости.

Чудо сие намекает и на общее спасение, бывшее для всего рода человеческого. Десять прокаженных обозначают всю природу человеческую, прокаженную злобой, носящую на себе безобразие греха, живущую за нечистоту свою вне города небесного и отстоящую далеко от Бога.

Стих 17:13

и тíи вознесóша глáсъ, глагóлюще: Иисýсе настáвниче, поми́луй ны́.
и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

Толкование святителя Григория Паламы
«Вознесоша же глас», т.е. воззвали по причине дальности расстояния между ними и Господом, говоря: «Иисусе, Наставниче, помилуй ны».
«Воззри на наше страдание; посмотри на наш стыд, воззри на нашу уродливость и гнусность и противоестественный цвет (больной нашей плоти): потому что такова — проказа: посмотри на искажение в нас самой природы, отвращение к нам людей, наше неумолимое одиночество, и, помиловав, даруй нам исцеление!»
«Иисусе, Наставниче, помилуй нас!» — Представляется же, что в этом вопле был элемент вызвать в себе сострадание, но это не были слова людей по-истине верующих и сознающих: потому что они называют Его «Наставником», что не подходило говорить по отношению Самодержцев и Господствующих Владык; с другой же стороны, моление людей дерзающих просить об исцелении было бы неуместным, если бы Могущий исполнить их молитву, и то на расстоянии, не был бы Богом.
Толкование святителя Николая Сербского (Велимировича)
Откуда сии несчастные могли узнать об Иисусе, что Он в силах им помочь, если они не входили в общение с людьми? Вероятно, кто-нибудь, бросая хлеб с дороги, сообщил им эту новость. Конечно, издалека дошел до их слуха глас о той единственной на свете новости, которая могла их интересовать. Все остальное, что происходило в мире: смена царей и битвы народов, строительство и разрушение городов, развлечения, пожары и землетрясения, — все для них было безразлично. Облеченные в гной, они могли думать только об этой своей злосчастной одежде и, может быть, еще о том, кто мог бы с них эту одежду снять и облечь в одеяние здравия. Услышав о Господе нашем Иисусе Христе как о всемогущем Целителе, они, безусловно, слышали и об особых случаях исцеления Христом подобных им прокаженных (Лк.5:12-13). Потому они и должны были желать счастливого случая встретиться с Господом. Где-то на краю равнины Галилейской, где дорога начинает подниматься на Самаринские холмы, поджидали они Его. Там Он проходил, направляясь в Иерусалим.
И вот счастливый случай, не случайный, но Богом устроенный! Они видят Христа, идущего со Своими учениками. И видя Его, они закричали в один голос: «Иисус Наставник! помилуй нас».
Почему они называют Его Наставником? Потому что это слово более значительно и указывает на большее достоинство, чем наименование учителя. Ибо «наставник» означает не просто учитель, но и душепопечитель, словом, примером и заботой руководящий людей на пути спасения. Почему же тогда они не называют Его Господом, словом, содержащим в себе еще более достоинства и значения, чем слово «наставник»? Конечно, потому, что еще не узнали о сем достоинстве Христовом.
Толковая Библия А.П. Лопухина
…и громко говорили Христу, чтобы Он помиловал их. Ясно, что у них была некоторая вера в Христа, как Богопосланного пророка.
Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

По месту они стояли вдали, но по молитве стали вблизи. Ибо Господь близок ко всем призывающим Его в истине (Пс. 144:18). Они просят милости не как от простого человека, но как от такого, который выше человека. Ибо они называют Иисуса Наставником, то есть Господином, Попечителем, Надзирателем, что очень близко к наименованию его Богом.

Это самое отстояние вдали от Бога ходатайствовало о милости. Ибо для человеколюбивого и желающего всех спасти и облагодетельствовать Бога самое сильное побуждение к милости — видеть, что никто не участвует в благости.

Стих 17:14

И ви́дѣвъ речé и́мъ: шéдше покажи́теся свящéнникомъ. И бы́сть идýщымъ и́мъ, очи́стишася.
Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

Толкование святителя Григория Паламы
Поскольку же под «проказой» иносказательно подразумевается грех, то тот факт, что долженствовало представить священникам на показ очищение от нее, полностью означает, что никто из грешащих против Бога, хотя бы и отступил от греха, хотя бы и возместил делами покаяния, не возможет принять от Него отпущения и быть причисленным к неповинным, если только, придя к имеющему от Бога власть разрешать грехи, не откроет ему, путем исповеди, свою больную проказой — вследствие греха — душу, и не примет от него полное удостоверение о прощении (его грехов).
Таким образом, ради нас исполняя и символику Закона, Он по этой причине и посылает прокаженных к священникам на исследование; вместе же с этим и нечто большее имею целью: потому что это чудо довлело для того, чтобы и самих священников освободить от неверия (во Христа). Так, некогда и сестра Моисея Мариам заболела проказой, по причине о которой сейчас не время говорить; заболела она проказой, и Моисей, пораженный горем, в молитве просил у Бога исцеления своей сестры, и, хотя и получил просимое, но по прошествии седми дней. Обратите внимание: о каком великом превосходстве Христа над Моисеем свидетельствует это чудо: так, в ответ на слова к Нему прокаженного:
«Господи, аще хощеши, можеши мя очистити»
— говоря: «Хощу, очистися» (Мф. 8:2, 3)
Он тотчас же освободил его от проказы; здесь же числом десяти прокаженным, издали молящим об очищении. Он и не говоря им, но только согласившись на их просьбу, даровал им исцеление.
Так что ужели не ясно — для всех обладающих разумом, что Он — Тот Самый, Которому молился Моисей и Которого умолял, как Бога, соблаговолить очистить Мариам (от проказы) (Чис. 12)? Итак, поэтому эти прокаженные, таким образом очищенные от болезни, были посланы к священникам, чтобы на основании чуда и те познали силу Христову, научившись от прокаженных, что по Его воле, имеющего таковую силу, они пришли исполнить Закон, и уразумели бы, что по Его воле было то, что они прияли Закон, данный через Моисея, и таким образом уверовали бы во Единого Сего Бога, Того же Самого Сущего Бога, как в Законе, так и в Благодати, и видя очистившихся прокаженных, и сами бы пришли более совершенным образом в веру в Него. Потому что так следовало Ему поступить, даже если они бессмысленно сделали противоположное тому (что подобало бы). Если они и поступили противоположно сему, однако, Христос не оставил отнюдь ничего из того, что могло бы привлечь их ко спасению: потому что Его долготерпение и человеколюбие неистощимы и неодолимы, и Его великодушие не могло бы быть побеждено их злобою.
Толкование святителя Филарета Московского (Дроздова)
Когда они воплем:
«Иисусе наставниче, помилуй ны»
очевидно просили себе исцеления: Он не отказал им в оном, но и не обещал онаго, а только сказал:
«шедше покажитеся священником»
Чтож это значило? – Это было примечание к Моисееву закону, который повелевал прокаженному являться к священнику, для определения действительности болезни и действительнаго выздоровления, и принесения за выздоровевшаго от проказы жертвы очистительной и благодарственной. Итак Христос Спаситель, отсылая прокаженных к священникам и в церковь, чрез сие хотел,
во-первых, уклониться от славы человеческой, потому что исцеление в сем случае должно было последовать не при многолюдстве в виду целаго селения, но в уединении на пути,
во-вторых, побудить их к исполнению обязанностей церковных и богослужебных,
в-третьих, возвести умы и сердца их к Богу, дабы в Нем видели источник всякаго блага и благодеяния, и Ему за все воздавали славу.
святитель Филарет Московский (Дроздов). «Слова и речи», том 5, 1849 г.
Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

Он (Иисус) повелевает им (прокаженным) показаться священникам. Ибо священники осматривали таковых, и от них сии принимали решение, чисты ли они от проказы, или нет (Лев. 13). Священники имели признаки, по коим они отмечали неизлечимую проказу. Да и тогда, когда кто заболел проказой, потом выздоровел, священники осматривали, и им приносили дар, какой повелено в Законе. Здесь же, когда прокаженные были непререкаемо таковы, какая была им нужда показаться священникам, если они не имели быть очищенными совершенно? Повеление им пойти к священникам указывало не на другое что, как на то, что они сделаются чистыми. Поэтому и сказано, что они, идя дорогой, очистились.

По этому-то самому Он преклонился уврачевать находящихся в таком положении. И хотя Он уврачевал всю прокаженную природу, воплотившись и вкусив смерть за всякого человека.

толкование архиепископа Никифора (Феотокиса)

Коль скоро являлся на теле человеческом малый и еще сомнительный признак проказы, приходил немедленно таковый человек к священнику. Священник же чрез четыренадесять дней тщательно рассмотрев сию болезнь, с таковым решением отпускал его, что сия болезнь либо проказа есть, либо нет. И если по испытании оказывался человек зараженным проказою, отлучал такового от других людей и изгонял его вне полка, да и других не заразит (Лев. 13:14). Потом паки, когда таковый человек признавал себя исцелевшим, приходил к священнику, который, внимательно рассмотрев и уверившись о точном его исцелении, приносил о очищении его жертвы и, объявляя его очищенным от проказы, позволял ему входить во град и в дом свой.

Таковые установления были в Иудейском законе. Дважды, следовательно, по закону приходил прокаженный к священнику:
во-первых, тогда, когда признавал себя прокаженным,
потом, когда исцелевшим себя примечал.

Поколику убо десять прокаженные находились вне града, где встретились Иисусу Христу, и не дерзали приступить к Нему: следует, что они прежде приходили к священникам и болезнь свою показали, и теми будучи объявлены прокаженными, были изгнаны из града. И так, Богочеловек Иисус узрев и «видев», что они были истинно прокаженные и изгнанные из града, определив тайно, да сии в то самое время очистятся, в которое должны были придти к священникам, послал их к священникам не для того, да они рассмотрят их проказу, но да возвестят их здравыми и очищенными. И «бысть» так, как определил Всесильный: «идущим им», то есть, когда шли они к священникам, на самом пути «очистишася от проказы». Но сие: коль скоро прокаженные воззвали: «Наставниче, помилуй ны!» Наставник же Иисус, услышав молитвы их, немедленно очистил от проказы их, – есть изображением грешника, имеющего прокаженную душу, так как десять были прокаженные телом. И сей, если с сокрушением будет взывать так, как те: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя! многоблагоутробный тогда Иисус, прияв молитву его, помилует его, и очистит душу его от проказы беззаконий его. Как же поступили прокаженные, видя себя так чудно очистившихся?

Толковая Библия А.П. Лопухина

Господь в ответ им повелевает им идти и показаться священникам. Очевидно, Он этим самым давал им понять, что они сейчас исцелятся, что уже начался самый процесс исцеления, и что они, как только дойдут до священников, окажутся совершенно здоровыми. Прокаженные поверили Господу и пошли, чтобы священники посмотрели на них и объявили их выздоровевшими (Лев. 14:3-4). Куда, к какому священнику пошел самарянин не сказано, но, несомненно, к своему самарянскому.

И вот на дороге оказалось, что все действительно освобождены от проказы. Это было великим чудом, и, конечно, все исцеленные должны бы были поскорее вернуться ко Христу, чтобы возблагодарить Его и через Него — Бога за полученное исцеление.

Толкование святителя Николая Сербского (Велимировича)

Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. В одном из предыдущих случаев исцеления прокаженных Господь прикоснулся рукой к больному и сказал ему:

«очистись. И тотчас проказа сошла с него» (Лк.5:13)

А в этом случае Он не только не прикасался к прокаженным, но даже не подходил к ним близко. Ибо они остановились вдали и вопияли к Нему. Таким образом, и Он вынужден был крикнуть им издалека.

Почему Господь посылает их к священникам? Потому что на священниках лежала обязанность провозглашать прокаженных нечистыми и изгонять их из общества, а исцеленных признавать чистыми и здоровыми и возвращать их в человеческое общество (Лев.13:34, 44). Господь не хочет нарушать закон, тем более что закон не мешал, а, напротив, помогал в данном случае Его делу, поскольку сами священники получили бы возможность убедиться, что десять прокаженных исцелились, и сами это подтвердили бы и засвидетельствовали.

Итак, услышав, что Господь им сказал и куда их послал, они направились в свое село, чтобы так и поступить. Но вот, по дороге они взглянули на себя, и проказы на них не оказалось. И когда они шли, очистились. И они посмотрели на свои тела – и тела их были здоровы и чисты, и они посмотрели друг на друга и убедились, – то все они были здоровы и чисты. И короста, и гной, и смрад – все исчезло, так что ни следа на них не осталось от ужасной проказы. Кто мог бы сказать, что сие чудо Христово не больше, чем воскрешение мертвых? Вдумайтесь немного в тот факт, что одним могущественным словом десять прокаженных человеческих тел, изъеденных недугом, внезапно стали здоровыми и чистыми! И когда вы вдумаетесь, то сами легко признаете: воистину, слово сие не могло исходить от смертного человека! Слово сие должен был изречь Бог через телесный орган человеческий. Действительно, человеческий язык его произнес, но оно происходило из той же глубины, из которой вышло и повелительное слово, повлекшее за собой создание мира.

Есть слова и слова. Есть слова чистые и безгрешные, которые потому и обладают силой. Эти слова проистекают из первоисточника вечной любви. Пред ними распахиваются врата всех вещей; им покоряются вещи, и люди, и болезни, и духи. А бывают слова, разбавленные водой, притупившиеся, умерщвленные грехом, которые производят действия не больше, чем свист ветра в полом тростнике; и сколько бы таких мертвых слов не произносили, они остаются бессильными, как воздействие дыма на железную дверь. И еще представьте себе, какое для нас ни с чем не сравнимое утешение – знать, в какого всемогущего и человеколюбивого Господа мы веруем!

«Бог же наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори» (Пс.113:11)

Он есть Начальник жизни, Он – Повелитель болезней, Он – Властитель природы, Он – Победитель смерти. Мы сотворены не бездумной и бессловесной природой, но Им, премудрым. Мы являемся не рабами природных условий, но слугами Бога Живаго и человеколюбивого.

Мы не игра случая, но создания Того, кто сотворил и наших старших братий, ангелов и архангелов, и все бессмертное воинство небесное. Хоть мы в этом мире и страдаем, Ему известны смысл и цель наших страданий; хоть мы и прокажены грехом, Его слово сильнее проказы – как телесной, так и душевной; хоть мы и тонем, Его спасительная рука близ нас; хоть мы и умираем, Он ждет нас по ту сторону могилы.

Стих 17:15

Еди́нъ же от ни́хъ, ви́дѣвъ, я́ко исцѣлѣ́, возврати́ся, со глáсомъ вéлiимъ слáвя Бóга,
Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

Толкование святителя Григория Паламы
Прекрасно сказал Псалмопевец-Пророк относительно тогдашнего иудейского народа:

«Госпóдь съ небесé приниче на сыны человѣ́ческiя, ви́дѣти, áще éсть разумѣвáяй, или́ взыскáяй Бóга.»
«Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.»
(Пс. 13:2)

Потому что если эти девять, получившие от Христа такое великое благодеяние и видевшие на себе совершившееся таковое чудо, не уразумели, что Иисус есть Бог, и не вернулись, чтобы найти Его, и не воздали Ему посильную славу и благодарность, то что же, по справедливости, можно думать о прочих?

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
Но смотри, как мы и сначала говорили, из десяти человек девять, хотя они были и израильтяне, остались неблагодарными. А самарянин, хотя был и чуждого рода, возвратился и высказал свою признательность (а самаряне были ассирияне), чтобы никто из язычников не отчаивался, и никто из происходящих от святых предков сим не хвалился.
Толкование святителя Филарета Московского (Дроздова)
В числе десяти прокаженных удостоен был чудеснаго изцеления самарянин. Сим наименованием означались люди, отпадшие от православия ветхозаветной Церкви, совершавшие Богослужение не в благословенном Иерусалимском, а в ином не благословенном храме, отвергавшие большую часть пророческих писаний, хвалившиеся, как будто священною древностию, колодезем, из котораго пил патриарх Иаков и скоти его. Господь обличает их в незнании истинной веры: вы кланяетеся, егоже не весте. Но и чуждаго Церкви не отчуждил Глава Церкви от благодеяния телеснаго: и последствия показывают, что благодеяние не потеряно. Самарянин, конечно, не остался самарянином, когда, по исцелении, к Обличителю самарян возвратился, со гласом велиим славя Бога, и паде ниц при ногу Его, хвалу Ему воздая.
Познай из сего, христианин, что область человеколюбивой благотворительности простирается не только до пределов Церкви, но и далее. Учись у Апостола делать доброе ко всем, паче же присным в вере (Гал. VI. 10): учись у Христа и не присных в вере привлекать к ней благотворением.
Самое привлекательное выражение правой веры есть добродетель.
Доброжелательное сердце убедительнее проповедует истину заблуждающему, нежели любопретельный ум.
святитель Филарет Московский (Дроздов). «Слова и речи», том 5, 1849 г.
Толкование святителя Николая Сербского (Велимировича)

Что же сделали эти прокаженные, заметив, что исцелились от своего недуга? Вот что: только один из них возвратился поблагодарить Христа, а другие девять продолжили свой путь, забыв о своем Благодетеле и Спасителе.

Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Этот единственный благодарный человек, увидев, что тяжкая болезнь его оставила, облегченно вздохнул, словно его перестали душить лютые змеи, и первой его мыслью было поблагодарить Того, Кто спас его от неописуемого несчастья. И как он только что возвышал свой хриплый голос и гнойными устами взывал: Иисус Наставник! помилуй нас – так теперь он возвышает звонкий голос из здоровой груди и здоровыми и чистыми устами громко прославляет Бога. Но этого ему было не достаточно, и он побежал назад к своему Благодетелю, чтобы выразить ему благодарность. И, возвратившись ко Христу, он пал пред Ним ниц, уже не на изъязвленные и больные, но на здоровые колени, и принялся благодарить Его.

Тело исполнено здравия, сердце – радости, очи – слез! Вот истинный человек. Только что он был скоплением гноя, а теперь снова стал человеком! Только что он был извергнутым отбросом жизни людской, а теперь – снова достойный член человеческого общества! Только что он был унылой трубой, игравшей одну лишь песню: «Нечист, нечист», а теперь он – радостная труба хвалы и славы Божией!

Стих 17:16

и падé ни́цъ при ногý егó, хвалý емý воздая́: и тóй бѣ́ самаряни́нъ.
и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
Однако иудеи, несмотря на то, что со стороны Господа очищены от всех нечистот прокаженного греха, оказались неблагодарными и не обратились от суетного своего пути, чтобы дать славу Спасителю Богу, то есть поверить Ему, что Он, истинный Бог, благоволил претерпеть самые тяжкие страдания. Ибо Плоть и Крест суть слава Божия. Итак, они Воплощенного и Распятого не признали Господом славы. А язычники, народ чуждый, признали очистившего их и прославили Его верой, что Бог столько человеколюбив и силен, что ради нас принял на Себя крайнее бесчестие, что составляет дело человеколюбия, и, приняв оное, никакого вреда не потерпел в Своем естестве, что составляет дело могущества.
Толкование святителя Григория Паламы
Но Самарянин, Ассирянин по роду, — потому что оттуда их происхождение, — будучи один из оных десяти прокаженных, увидя чудо и получив желанное благодеяние, познал в Иисусе Христе — Бога и созрел для веры, и, вернувшись, выражает свою признательность и веру, сопровождая это соответствующими поступками: пред всеми падая ниц к стопам Благодетеля и славя Его, как Истинного Бога, Даровавшего ему очищение.
Толкование святителя Николая Сербского (Велимировича)
Этот единственный благодарный человек, увидев, что тяжкая болезнь его оставила, облегченно вздохнул, словно его перестали душить лютые змеи, и первой его мыслью было поблагодарить Того, Кто спас его от неописуемого несчастья. И как он только что возвышал свой хриплый голос и гнойными устами взывал: Иисус Наставник! помилуй нас — так теперь он возвышает звонкий голос из здоровой груди и здоровыми и чистыми устами громко прославляет Бога. Но этого ему было не достаточно, и он побежал назад к своему Благодетелю, чтобы выразить ему благодарность. И, возвратившись ко Христу, он пал пред Ним ниц, уже не на изъязвленные и больные, но на здоровые колени, и принялся благодарить Его. Тело исполнено здравия, сердце — радости, очи — слез!
Вот истинный человек. Только что он был скоплением гноя, а теперь снова стал человеком! Только что он был извергнутым отбросом жизни людской, а теперь — снова достойный член человеческого общества! Только что он был унылой трубой, игравшей одну лишь песню: «Нечист, нечист», а теперь он — радостная труба хвалы и славы Божией!
И сей единственный благодарный человек был не иудей, но самарянин. Самаряне же были не иудеи, но или чистокровные ассирийцы, или потомки ассирийцев и иудеев. Это те самые ассирийцы, которых некогда царь Ассирийский Салманассар поселил в покоренной Самарии, предварительно переселив оттуда в Ассирию израильтян (4Цар.17:3-6, 24).
Толковая Библия А.П. Лопухина

Христос, отметив неблагодарность иудеев исцеленных, обращается к иноплеменнику (allogenhj (Мф. 10:5)) с успокоительными словами, указывая ему, что собственно спасло его. — Этот факт ев. Лука сообщает, очевидно, с той целью, чтобы показать, что язычники — самарянин был близок к ним, по крайней мере, по своему происхождению — оказывались более способными оценить блага открывшегося Царство Божия, чем иудеи, которые давно уже были подготовляемы к принятию этого Царства.

Стих 17:17

Отвѣщáвъ же Иисýсъ речé: не дéсять ли очи́стишася? да дéвять гдѣ́?
Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

Толкование святителя Игнатия Брянчанинова
Поступок неблагодарных, ожесточенных, мертвых по уму и сердцу осужден Господом. Когда один из прокаженных, по получении исцеления, возвратился к Господу, громким голосом прославляя Бога, пал к ногам Спасителя, принося Ему благодарение и славословя Его, тогда Господь сказал:
«не десять ли очистишася? да девять где? како не обретошася возвращшеся дати славу Богу?»
Слова эти имеют глубокий смысл. Богочеловек, по человечеству Своему, искал не Своей славы от человеков: искал, чтоб ими, во благо их, почитаем был должным образом Бог. Те, которые расположены были к истинному богопочитанию, о чудо! обретали Бога, прикрывшегося человечеством, обретали Спасителя и в Нем спасение свое. Отвергли Спасителя те, которые в душе своей отвергли первоначально Бога. Господь сказал возненавидевшим и хулившим Его иудеям:

Речé же и́мъ Иисýсъ: áще Бóгъ Отéцъ вáшъ [бы] бы́лъ, люби́ли бы́сте [ýбо] менé: áзъ бо от Бóга изыдóхъ и прiидóхъ: не о себѣ́ бо прiидóхъ, но тóй мя́ послá:
почтó бесѣ́ды моея́ не разумѣ́ете? я́ко не мóжете слы́шати словесé моегó:
вы́ отцá [вáшего] дiáвола естé, и пóхоти отцá вáшего хóщете твори́ти: óнъ человѣко­убíйца бѣ́ искони́, и во и́стинѣ не стои́тъ, я́ко нѣ́сть и́стины въ нéмъ: егдá глагóлетъ лжý, от сво­и́хъ глагóлетъ: я́ко лóжь éсть и отéцъ лжи́:
áзъ же занé и́стину глагóлю, не вѣ́руете мнѣ́:
ктó от вáсъ обличáетъ мя́ о грѣсѣ́? áще ли и́стину глагóлю, почтó вы́ не вѣ́руете мнѣ́?
и́же éсть от Бóга, глагóловъ Бóжiихъ послýшаетъ: сегó рáди вы́ не послýшаете, я́ко от Бóга нѣ́сте.»
Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.
Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слóва Моего.
Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
А как Я истину говорю, то не верите Мне.
Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?
Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.»
(Ин.8:42, 47)

Благодарность – редкая добродетель между человеками. К несчастью, слышится и слышится между нами торжественный возглас, сопровождаемый торжественным хохотом:
«я сорвал то и то с того-то!»
Этим возгласом выражается страшная испорченность души. Что значит этот возглас? Он знаменует, что извлечено благодеяние лестью, притворством и другими подобными средствами, что лицо, подчинившееся обману и оказавшее благодеяние, подвергается наруганию за самое благодеяние свое. В некоторых телесных недугах замечается необъяснимое своенравие. Это своенравие существует и в недугах душевных. Часто благодеяния посевают в облагодетельствованном к благодетелю чувство непримиримой, исступленной ненависти. Так часто встречается эта противоестественная странность, что по ней образовалась народная пословица:
«не скормля, не споя, не наживешь врага»
Силен яд греха, которым мы отравлены; зараженные им человеки способны ненавидеть не только своих благодетелей – человеков, способны ненавидеть Бога. Доказали они это многочисленными опытами.

Толкование святителя Филарета Московского (Дроздова)
Из числа десяти прокаженных, получивших исцеление, оказалось девять неблагодарных. Всеведущий целитель видел неблагодарность прежде, нежели совершил исцеление: однако не удержался от совершения благотворения, и по совершении не раскаявался. Кротко изъявил Он удивление, не о том, что не благодарят видимаго благодетеля, но о том, что не дают славы Богу. Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу?
Неблагодарность есть нечувствие души не естественное. В природе, не только человека, но и безсловесных, насаждено расположение к благодарности. Лев, котораго преподобный Герасим избавил от болезненнаго страдания, вынув у него из лапы занозу, ощутил к своему благодетелю такую привязанность, что служил ему во всю остальную жизнь его, и по его смерти, от печали по нем, умер на его могиле. – Но что ж? Если другой поступает не по природе: неужели посему, ты сын благодати, решишься поступать не по благодати? Неужели удержишь руку твою от благотворения потому, что испытал или предвидишь неблагодарность? Вспомни твоего Спасителя, Который хотя видел пред Собою девять неблагодарных, против одного благодарнаго, не удержался от благотворения всем. Не унижай достоинства благотворения желанием благодарности, как платы; не уменьшай радости благотворения мыслию о неблагодарности, которая не причиняет ущерба благотворению.
«Доброе творяще, да не стужаем си: во время бо свое пожнем, не ослабеюще» (Гал. 6, 9)
святитель Филарет Московский (Дроздов). «Слова и речи», том 5, 1849 г.

толкование архиепископа Никифора (Феотокиса)

Поелику, сколько Богочеловек ни исцелял больных, сколько ни воскрешал мертвых, сколько ни творил других чудесных благодеяний, научая нас смирению и беганию тщеславия, не только ни от единого из облагодетельствованных никакой не требовал благодарности, но еще повелевал им молчать о благотворении Своем: для того, чтобы кто не подумал, что Бог никакой от нас не требует благодарности за благодеяния Свои, — когда очистившийся Самарянин благодарил Ему, обратившись к предстоявшим, поносил неблагодарных и принял благодарность признательного, говоря: десять очистились, где ж прочие девять?

Стих 17:18

кáко не обрѣтóшася возврáщшеся дáти слáву Бóгу, тóкмо иноплемéнникъ сéй?
как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

Толковая Библия А.П. Лопухина
Христос, отметив неблагодарность иудеев исцеленных, обращается к иноплеменнику (ср.(Мф. 10:5)) с успокоительными словами, указывая ему, что собственно спасло его. — Этот факт евангелист Лука сообщает, очевидно, с той целью, чтобы показать, что язычники — самарянин был близок к ним, по крайней мере, по своему происхождению — оказывались более способными оценить блага открывшегося Царство Божия, чем иудеи, которые давно уже были подготовляемы к принятию этого Царства.
Толкование святителя Игнатия Брянчанинова
Увидеть Бога, ясно видимого в видимой природе, воздать Ему поклонение, славословие, благодарение предоставлено всем человекам; увидели Его весьма немногие: увидели Его те, которые не отъяли у себя способности к зрению рассеянною, чувственною жизнью, принятием ложных мыслей, которые не вступили под руководством этих пагубных руководителей в ложное направление и ложную деятельность, решительно враждебные Богу, отвергающие Бога в разнообразных формах отвержения. Бог, по бесконечной благости Своей, явился человекам еще иначе, явился несравненно ближе, чтоб они приблизились к Нему, усвоились Ему, соединились с Ним, обрели в Нем спасение свое и блаженство, освободясь от погибели и вечного бедствия, в которые низверглись произвольным падением.
Толкование святителя Николая Сербского (Велимировича)

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? Слышите ли, как мягко Господь укоряет неблагодарных? Он только расспрашивает о них – разве и они не исцелились? И почему и они не возвратились поблагодарить? Он спрашивает, не потому что не знает, что все они очистились. Нет, он знал, что они исцелятся, прежде чем встретил их и увидел. Но, задавая сей вопрос, Он упрекает. И какой же это мягкий упрек, не правда ли? Как любой из нас, когда подарит монету какому-нибудь бедняге, кричит и бушует, если тот его не поблагодарит! А представьте себе, как бы каждый из нас самым грозным образом изобличил девять больных людей, если бы он, предположим, сумел возвратить им здоровье, а они бы даже не выразили благодарности за такую неоплатную услугу! Как же все дни наполнены человеческими криками на неблагодарных! Как тяжел воздух от злобы и проклятий, каждый день с утра до вечера сыплющихся из людских уст на неблагодарных! Между тем, как ничтожно все, сделанное человеку человеком по сравнению с теми благодеяниями, что творит людям Бог, творит без устали и непрестанно, от колыбели человека до могилы!

Но все-таки Бог не кричит, не бранит, не проклинает неблагодарных, но лишь мягко укоряет их, спрашивая тех, кто молится Ему келейно или в храме: где же прочие Мои чада? Не даровал ли Я тысячам из них здравие, но се, только сотни вас, благодарящих? Не украсил ли Я урожаем нивы, и не у всех ли Я наполнил загоны для скота, но се, лишь немногие из вас преклоняют предо Мною колени и воздают хвалу?
Где прочие Мои чада?
Где могущественные и сильные, владеющие народами Моей силой и с Моей помощью?
Где богатые и преуспевшие, обогатившиеся Моим богатством и преуспевшие по Моей милости?
Где здоровые и веселые, исполнившиеся здравия и веселия из Моего источника?
Где родители, детям которых Я помогаю расти и крепнуть?
Где учителя, которым Я прибавляю мудрости и знаний?
Где многочисленные больные, исцеленные Мною?
Где многие и многие грешники и грешницы, души которых Я очистил от греха, как от проказы?
Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

Самарянин единственный вернулся, чтобы поблагодарить. Но разве для Христа существуют иноплеменники? Разве Он пришел спасти не всех людей, а только иудеев? Иудеи хвалились своей богоизбранностью и тем, что своим богопознанием превосходили все остальные народы земли. Но вот пример, показывающий тупость их ума и окаменение сердца! Ассириец, язычник, оказался обладателем более просветленного ума и благородного сердца, чем хвастливые иудеи. Но, к сожалению, эта история и до сего дня повторяется с избранными и неизбранными. И сегодня некоторые из язычников обладают более открытым к Богу умом и благодарным Ему сердцем, чем многие и многие христиане. Многие мусульмане или, скажем, буддисты своим усердием в молитве и теплою благодарностью Творцу могут пристыдить иных христиан.

толкование архиепископа Никифора (Феотокиса)

Те не возвратились принести Богу долженствуемую благодарность, но один только сей иноплеменник благодарным явился, пришед и изъявив благодарность. Иноплеменниками же были Самаряне, а не единоплеменниками Иудеям, потому что были родом Ассириане: ибо царь Ассирийский, покорив Самарию, преселил всех тамо живших Израильтян с царем их Осиею в страну Ассирийскую, вместо же их в Самарии поселил Ассириан, которые здесь и пребывали (4 Цар. 17:6, 24).

Но для чего Богочеловек столько явственно показал, что сей благодарный человек был Самарянин и иноплеменник? Да всех научит, что Бог нелицеприятен, и что «во всяком языце бояйся Бога и делаяй правду приятен Ему есть» (Деян. 10:35).

Толкование святителя Григория Паламы
Господь же сказал к предстоящим тут людям: «Не десять ли очистишася, да девять где? Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу», хотя ради этой цели Он их и исцелил, именно: чтобы они восприяли свободу действий и возымели общение с Его последователями и в результате сего возымели исцеление душ и прославили Исцелителя и душ и тел; но их не нашлось, чтобы воздать славу Богу.

Но, о какое бедствие! Потому что можно видеть, что и мы теперь этим же страждем. — Потому что, очищенные Христом от оного первого проклятия, которое лежало на нас как проказа, да и пагубнее и мерзостней всякой проказы, — поскольку болезнь вместе с телом перешла и на самую душу…

Итак, очищенные от сего Христом и восприявшие от Него наше естество опять таким же чистым, каким оно было в начале (до грехопадения), мы, однако, не присоединяемся к Нему, добродетельной жизнью воздавая Ему славу, но снова, вследствие проклятых и беззаконных дел, удаляемся от Него, как говорит Ему Давид:

«Не пребудут беззаконницы пред очима Твоима» (Пс. 5:6)

Посему Господь, опять же сожалея, что они таковые, и как бы оплакивая их, а после них и нас, подобных им, — как некогда обратился к Адаму, когда тот лишился божественной оной славы, вопрошая его:
«Адаме, где еси?» (Быт. 3:9),
так и к этим позднее:
«Где же девять? Не обрелись они, чтобы воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?»

Говоря же: «Кроме сего иноплеменника», Он показал неблагодарность и жестокосердие Иудейского народа, и что язычники готовы были к обращению, Израильтяне же совершенно равнодушны к делу спасения.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

Чудо сие намекает и на общее спасение, бывшее для всего рода человеческого. Десять прокаженных обозначают всю природу человеческую, прокаженную злобой, носящую на себе безобразие греха, живущую за нечистоту свою вне города небесного и отстоящую далеко от Бога. Это самое отстояние вдали от Бога ходатайствовало о милости. Ибо для человеколюбивого и желающего всех спасти и облагодетельствовать Бога самое сильное побуждение к милости — видеть, что никто не участвует в благости. По этому-то самому Он преклонился уврачевать находящихся в таком положении. И хотя Он уврачевал всю прокаженную природу, воплотившись и вкусив смерть за всякого человека, однако иудеи, несмотря на то, что со стороны Господа очищены от всех нечистот прокаженного греха, оказались неблагодарными и не обратились от суетного своего пути, чтобы дать славу Спасителю Богу, то есть поверить Ему, что Он, истинный Бог, благоволил претерпеть самые тяжкие страдания. Ибо Плоть и Крест суть слава Божия. Итак, они Воплощенного и Распятого не признали Господом славы.

А язычники, народ чуждый, признали очистившего их и прославили Его верой, что Бог столько человеколюбив и силен, что ради нас принял на Себя крайнее бесчестие, что составляет дело человеколюбия, и, приняв оное, никакого вреда не потерпел в Своем естестве, что составляет дело могущества.

Стих 17:19

И речé емý: востáвъ иди́: вѣ́ра твоя́ спасé тя.
И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
Чудо сие намекает и на общее спасение, бывшее для всего рода человеческого. Десять прокаженных обозначают всю природу человеческую, прокаженную злобой, носящую на себе безобразие греха, живущую за нечистоту свою вне города небесного и отстоящую далеко от Бога. Это самое отстояние вдали от Бога ходатайствовало о милости. Ибо для человеколюбивого и желающего всех спасти и облагодетельствовать Бога самое сильное побуждение к милости — видеть, что никто не участвует в благости. По этому-то самому Он преклонился уврачевать находящихся в таком положении. И хотя Он уврачевал всю прокаженную природу, воплотившись и вкусив смерть за всякого человека, однако иудеи, несмотря на то, что со стороны Господа очищены от всех нечистот прокаженного греха, оказались неблагодарными и не обратились от суетного своего пути, чтобы дать славу Спасителю Богу, то есть поверить Ему, что Он, истинный Бог, благоволил претерпеть самые тяжкие страдания. Ибо Плоть и Крест суть слава Божия. Итак, они Воплощенного и Распятого не признали Господом славы. А язычники, народ чуждый, признали очистившего их и прославили Его верой, что Бог столько человеколюбив и силен, что ради нас принял на Себя крайнее бесчестие, что составляет дело человеколюбия, и, приняв оное, никакого вреда не потерпел в Своем естестве, что составляет дело могущества.
Толкование святителя Игнатия Брянчанинова
Братия! Будем возделывать невидимый подвиг благодарения Богу. Подвиг этот напомянет нам забытого нами Бога; подвиг этот откроет нам сокрывшееся от нас величие Бога, откроет неизреченные и неисчислимые благодеяния Его к человекам вообще и к каждому человеку в частности; подвиг этот насадит в нас живую веру в Бога; подвиг этот даст нам Бога, Которого нет у нас, Которого отняли у нас наша холодность к Нему, наше невнимание. Помышления злые сквернят, губят человека (Мф.15:19); помышления святые освящают, животворят его.

«Строптивыя помышления отлучают от Бога» (Прем.1:3)

помышления святые приводят к Нему. Из них рождаются слова и дела богоугодные. Приведен был помышлением святым благоразумный прокаженный пред лице Спасителя, воздал Ему хвалу и благодарение, услышал от Него извещение о спасении своем:

«вера твоя спасе тя» (Лк.17:19)

И мы богоугодными помышлениями, между которыми почетное место принадлежит благодарению и славословию Бога, можем приблизиться к Богу, можем благоугодить Ему заповеданными Им святыми словами и святыми делами, посредством их стяжать живую веру в Бога, живою верою приобресть спасение.
Аминь.

Толкование святителя Николая Сербского (Велимировича)

Видите, сколь велик Господь в смирении, также как и в благости! Для Него является радостью назвать людей соработниками в Своих великих и благих делах. Этим Он хочет возвысить достоинство униженного и уничиженного рода человеческого. Будучи превыше человеческого тщеславия и гордости, Он желает разделить Свои заслуги с другими, Свое богатство — с бедными, Свою славу — с несчастными и жалкими.

«Вера твоя спасла тебя»

Действительно, этот Самарянин веровал, как веровали и остальные девять прокаженных; ибо если бы они не веровали в могущество Господа, то не кричали бы:
«Иисус Наставник! помилуй нас»
Но чего стоила эта их вера? Они могли с тою же верой кричать к тысячам самых прославленных врачей на земле:
«Помилуйте нас и исцелите нас!»
Но все было бы напрасно. Предположим даже, что кто-нибудь из этих тысяч земных смертных врачей вылечил бы их: как вы думаете, стал бы он — любой из них — приписывать сие исцеление вере больного, а не себе, исключительно себе и своим способностям? Не в обычае ли у земных смертных врачей намеренно замалчивать роль больных в выздоровлении, чтобы таким образом как можно ярче выделить исключительно себя самого и свои заслуги? Так относятся люди к людям. А Господь наш Иисус Христос относится к людям иначе. Христос поставил Свой воз пшеницы, а прокаженный самарянин бросил в этот воз одно свое зерно. Христов воз пшеницы есть Его Божественная сила и власть, а зерно прокаженного — его вера во Христа. Но справедливый и человеколюбивый Христос не хочет скрыть даже одного этого зерна, напротив, воздает ему большую честь, чем Своему возу. Потому он и не говорит, как сказали бы в подобном случае все смертные:
«Мой воз пшеницы напитал тебя», но: «Твое зерно тебя напитало!»
Он не говорит:
«Я спас тебя!», но: «Вера твоя спасла тебя»

О, сколько великодушия в сих словах! И какой урок всем нам! И какой укор самолюбию и гордости людской!

Пусть придут и со стыдом научатся от Христа праведного все, скрывающие зерно чужой заслуги и выпячивающие свой воз. Они являются похитителями и ворами не меньше, чем богач, присоединяющий маленькое поле бедняка к своему большому!

Пусть придут и со стыдом научатся от Христа справедливого все генералы, скрывающие вклад своих солдат в победу, но громко трубящие повсюду о своих исключительных заслугах!

Пусть придут и со стыдом научатся от Христа смиренного все торговцы и промышленники, замалчивающие роль своих работников и помощников в своем успехе и приписывающие его лишь собственному трудолюбию, мудрости и удачливости!

Пусть, наконец, придет и со стыдом научится от Христа человеколюбивого и весь человеческий род, в гордой слепоте своей приписывающий все благо, все умение, все успехи исключительно себе, но замалчивающий львиную долю Божию во всем этом или забывающий о ней! Пусть придет и научится, видя, как справедливый Бог не замалчивает ни одного зерна заслуги человеческой в целом возе Своих заслуг, но, напротив, Свои заслуги скрывает и молчит о них, а подчеркивает заслуги людей!

Можно ли представить себе более сильный удар и более страшный упрек людям за их воровство, хищения, грубость, отсутствие человеколюбия и боголюбия? Воистину, имеющий стыд устыдится при виде такого смирения Христова. Имеющий в себе одну непогашенную искру совести покается в своем грубом и глупом самохвальстве и выставлении себя напоказ и станет благодарным по отношению к Богу и людям. А благодарность научит его справедливости, праведности и смирению.

О, если бы мы, христиане, знали, от какой душевной проказы ежедневно врачует нас Христос, мы немедленно возвратились бы к Нему, пали ниц к ногам Его, громким голосом прославляя Бога, и благодарили бы Его от сего часа до часа смертного – до часа смертного, который не далеко от каждого из нас!

Господу и Спасу нашему Иисусу Христу честь и слава, со Отцем и Святым Духом – Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков.

Аминь.

Толкование святителя Григория Паламы
Поэтому и вернувшемуся (Самарянину) Он по справедливости благосклонно дарует и душевное спасение, предызобразившее спасение язычников чрез веру, говоря ему:
«Востав, иди: вера твоя спасе тя: иди в мире»;
не возвратившихся же, порицая самым молчанием (об их спасении), Он показал, что они потеряли спасение души.

Эти десять прокаженных напоминают собою весь человеческий род: потому что все мы заболели проказой, как все покорившиеся греху; как говорит божественный Павел:

«Вси согрешиша и лишени суть славы Божия: оправдаеми туне благодатию Его» (Рим. 3:23-24)

Итак, все мы таким образом заболели проказой; Господь же, снисшед с небес, и восприяв наше естество, освободил его от приговора за грех. Но Иудеи показали себя упорными по отношению к такому (великому) благодеянию; обратившиеся же из язычников от их безрассудного пути и прежних, привычных им, зол, воздали славу Богу, не только исповедуя (признавая) спасение и возвещая великую милость Истощившего Себя до нас ради нас, по неизреченной пучине Своего человеколюбия, но и покорившись Его заповедям и живя по ним, и по причине такого образа жизни, шествуя в мире, т.е. находясь в мире с самим собою и друг с другом и с Богом; в отношении с Богом: делая угодное Ему, целомудрствуя, делая правду,
«в молитвах и молениях терпяще» (Деян. 1:14)
«воспевающе и поюще в сердцах наших» (Еф. 5:19),
а не только губами; в отношении с самими собою: покоряя плоть духу и избирая образ жизни по совести и имея внутренний в нас порядок (или: мир) мыслей благоустроенным и благоговейным; в отношении же друг с другом: —

«Приемлюще друг друга и прощающе, аще кто на кого имать поречение (жалобу), якоже и Христос простил нас» (Кол. 3:13)

и — проявляя милосердие друг к другу, вытекающее из взаимной любви, как и Христос, только по любви к нам, помиловал нас и ради нас сошел к нам.

Будем же, братие, и мы, молю, иметь таковой мир, и явим его делами и добродетельным и угодным Богу образом жизни; потому что ради сего мира и мы поставлены для Вас, Церкви Христовой, и назначены Им быть служителями Его наследия и благодати, — и прежде всего мы благовествуем вам мир, согласно велению Самого Спасителя нашего, данного чрез Апостолов (Ин. 14:27); (Мк. 9:50), и путем сего мира собирая, мы собираем друг к другу рассеченные члены, и извергаем из ваших душ недуг, происшедший по причине ненависти, и болезненное состояние.

Итак, мы с вами составляем одно целое о Христе, и ради Христа молим вас, как если бы Он чрез нас молил вас: примиритесь с Богом! Познайте родство друг с другом, родство не только по душе, но присущее вам и по телу; потому что таким образом вы станете сынами мира, а это — то же, что сказать: сынами и наследниками Божиими.

Потому что Он есть Мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый и вражду упразднивый на Кресте и мир всадивый в наши сердца.

Потому что и все дело Его пришествия выражается в примирении, и ради сего, преклонив небеса, Он сошел на землю; почему и Давид предрек о Нем:

«Возсияет во днех Его правда и множество мира» (Пс. 71:7)

и в ином псалме опять же так он говорит о Нем:

«Яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающия сердца к Нему» (Пс. 84:9)

И песнь Ангелов, бывшая во время Рождества Его, показывает, что ради того, чтобы доставить нам мир, Он сошел к нам с небес: «Слава» — говорящих, «в вышних Богу и на земле мир, во человецех благоволение» (Лк. 2:14). И уже совершив спасительное домостроительство, Он оставил мир, как наследие для присных Ему, говоря им:
«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27)
и еще: —
«Мир имейте между собою» (Мк. 9:50)
и: —
«О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин. 13:35)

И последняя молитва (благословение), которую Он дал нам, восходя к Своему Отцу, утверждает нашу любовь друг к другу:
«Даждь им», — говорит, — «да вси едино будут» (Ин. 17:21)

Итак, да не отпадем от Отеческой молитвы (благословения) и да не лишимся наследия Небесного Отца, ни печати и знамения свойственности в отношении Его, — дабы не лишиться нам и усыновления, и благословения, и ученичества в отношении Его, и не потерять нам обетованную (вечную) жизнь, и не стать отрезанными от духовного брачного чертога Начальника Мира, Отца, Который для того, чтобы нам не случилось пострадать этим, послал Своими Учениками и Апостолами всему миру мир. Почему и они в своих беседах и писаниях ставили его прежде всех иных слов, говоря в виде вступления:
«Благодать вам и мир от Бога»
И мы, как исполнители их служения, ныне вам благовествуем сей мир, и вместе с Павлом говорим вам:
«Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа» (Евр. 12:14)

Но да не будет никому из нас лишиться лицезрения Господа,
ни отпасть от излучающейся оттуда божественной славы,
но все примирившись и собравшись во едино благодаря взаимному миру о Бозе, и любви и единодушию,
иметь в нашей среде, согласно Его сладостному обещанию.
Господа нашего Иисуса Христа, облегчающего нам тяготу нынешней жизни,
а в надлежащее время дарующего вечную жизнь и славу и царство,
которое да будет всем нам получить благодатию и человеколюбием
Начальника и Дарователя мира, Бога и Отца нашего — Господа Иисуса Христа, Которому подобает слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.