«Бог в душе» – ересь!

«Покровский вестник» № 3, март 2017

 

«Были и лжепророки в народе, так и у вас; будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель…»
                                                                                                                              (2 Пет. 2:1)

 

 

 Часто люди, называющие себя верующими и православными, свое не-желание ходить в храм на богослужения объясняют тем, что имеют Бога в душе, и посредники между ними и богом и никакие «обряды» им не нужны. Однако нельзя быть христианином вне Церкви и ее таинств. Что такое вера в «бога-в-душе» и каково истинное лицо душебога?

Душебог – мифическое божество, объект религиозного поклонения, живущий в душах определенного рода людей, которые считают, что они «тоже верующие». Название получил от распространенной фразы «У меня бог в душЕ». Душебог легко инсталлируется в душу человека, принимая ее размер, форму и содержание, полностью соответствующие требованиям заказчика, в смысле, владельца души. Коммуникабелен и покладист, легко идет на компромиссы с совестью, без проблем оправдывает любой поступок или проступок. Позволяет владельцу души самому устанавливать правила поклонения и почитания, заповеди и обряды. Знает множество хороших колыбельных песен для убаюкивания совести. При необходимости легко деинсталлируется и заменяется на любой другой объект религиозного поклонения.

   …1820 год. Несметные мистики-шарлатаны внушали пагубную мысль о некоем «внутреннем христианстве», мол, вера должна быть в душе у каждого, а в церковь ходить вовсе и не обязательно. Нередко можно было в те времена видеть печальную картину полупустых, а то и вовсе пустых храмов…. Притекающие с запада идеи о том, что Бог внутри нас и Церковь вовсе не обязательна, тешили многих нестойких в вере. Особенное распространение получили мысли немецкого либерального богослова Фридриха Шлейермахера, в основном высказанные в его книге «Христианская вера». Главным в его теориях было утверждение индивидуализма – человек способен познать Бога только в собственном религиозном опыте, в сокровенном чувствовании, а церковная жизнь уводит его от такого познания, превращаясь в часть общественного бытия. Христос в понимании Шлейермахера не является искупителем грехов человечества, а только непревзойденным учителем нравственности. Это вполне укладывалось в протестантские рамки, облегчающие христианство, отсекающие от него и жерственность, и мысль о воскресении, и страх перед вторым пришествием, а, стало быть, и существование утверждаемой в «Символе веры» жизни будущего века.

Верующие в душебога отвергают голгофскую Жертву Спасителя.

   И напоследок – отрывок из статьи протоиерея Димитрия Струева: «Честнее было бы все-таки признаться хотя бы самим себе, что тот бог-в-душе – в душе, которой хорошо и без участия в таинствах Церкви, без чтения Священного Писания, без соизмерения своей жизни с Евангелием, – это не тот Бог, который говорит с нами в Библии. Хотя, по современной моде, считается, что в этом нет ничего страшного: ведь главное же верить во что-нибудь. А бог-в-душе – это именно что-нибудь. Потому что в христианстве Бог – уж никак не «что-нибудь», а Кто. Одним удобнее без Него. А другим – тем, кто без Него не может, – «Он… сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9: 23).

Александр Сечень
«Московский Златоуст.
Жизнь и деяния
святителя Филарета Дроздова»

Материал подготовлен
сотрудниками редакции
«Покровского вестника»