2 июля 1739 года настоятель Свято-Покровского храма в г. Ахтырке Харьковской губернии, священник Василий Даниилов обнаружил эту икону во время сенокоса, возле церкви. Священник увидел лежавшую пред ним на высокой траве икону Богородицы, испускавшую ослепительный свет.
В доме о. Василия святой образ находился три года, возбуждая благоговейное почитание близких священника. Было замечено, что если кто-то собирался ночевать в комнате, где пребывал образ, на этого человека нападал страх. Через три года после обретения иконы, священник во сне получил от Царицы Небесной приказание освободить своими руками образ от пыли, омыть чистой водой и украсить. В ту же ночь увидел священник еще один сон: будто он идет к реке, чтобы вылить в нее воду, оставшуюся после омовения иконы. Встретилась ему Богоматерь в образе Прекрасной Девы и говорит: “Куда несешь воду? Храни ее: она будет исцелять от лихорадки”. Дочь о. Василия как раз страдала от этой болезни. Проснувшись, священник напоил ее этой водой и она выздоровела. Также и другие люди, страдавшие от той же болезни, испив воды от омовения, получили исцеление.
Рассматривая икону, священник заметил на доске повреждения и поручил иконописцу поновить ее. Мастер отнес икону к себе домой и через два дня собрался было приняться за работу. Но ему накануне ночью был голос от иконы: “Встань, ибо наступило уже время отнести икону туда, откуда ты ее взял. Исправить ее ты не можешь”. Иконописец молился пред святым образом остальную часть ночи, а рано утром отнес ее о. Василию и рассказал о происшедшем. Ввиду всех этих чудесных обстоятельств о. Василий убедился в несомненной чудотворной силе иконы и решил, что ей подобает пребывать в храме. Помещенная в церкви икона вскоре прославилась многими чудесами. Местным священноначалием было предписано произвести расследование этих чудес. Дело было потребовано в Святейший Синод. В 1744 г. императрицей Елизаветой Петровной была создана комиссия для подтверждения подлинности фактов исцеления, происшедших через икону. Все случаи чудесных исцелений были признаны действительными, но, несмотря на это, было назначено третье следствие. Наконец, в 1751 году Святейший Синод постановил Ахтырскую икону считать чудотворной. Был установлен день празднования Ахтырской иконы – ежегодно 2 (15) июля.Возбуждению усердия самой Елизаветы Петровны и прославлению Ахтырского образа способствовало одно обстоятельство. В 1748 году, путешествуя в Петербург, в Ахтырке остановилась вдова, баронесса Вайдель, и с ней было двое малолетних дочерей. Опасаясь за участь детей в связи с ухудшением своего здоровья, баронесса горячо молилась перед святой иконой Богородицы об исцелении. Ночью она сподобилась увидеть Владычицу, сказавшую: “Напрасно ты просишь об исцелении. Сея болезнь твоя уже к смерти. Поспеши раздать по церквам и нуждающимся свое имение. Это полезно будет для твоей души”. Больная указала на своих детей. “Не заботься о детях, – отвечала Царица Небесная – Я буду всегдашнею их Покровительницею. А ты готовься к смерти, так как умрешь через три дня, и раздай свое имущество по церквам и нищим, чтобы они молились о тебе”. Больная рассказала сон духовнику и стала спешно раздавать имущество. Вскоре она умерла. А императрица взяла сирот ко двору, воспитала и выдала замуж за двух вельмож: одну за графа Панина, другую за графа Чернышева. Обе дочери баронессы до самой смерти не забыли излитых на них чрез Ахтырскую чудотворную икону благодеяний и делали щедрые вклады в специально построенный во второй половине XVIII ст. Покровский собор, где пребывал святой образ. После закрытия собора советской властью и экспроприации церковных ценностей, в числе которых был и драгоценный оклад Ахтырской иконы, следы последней теряются.Ахтырская икона Пресвятой Богородицы представляет собой изображение Голгофы с распятым Спасителем. Слева, за изображением Голгофы, помещено поясное изображение Пресвятой Богородицы. Богородица изображена с непокрытой главой. Руки Богоматери в молитвенном сложении, свойственном западной церкви. Изображение Голгофы с распятием непропорционально мало по сравнению с Богородицей.