Страстная Седмица

Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и даже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе. Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога. Страстная неделя посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению, поэтому, по величию и важности совершавшихся событий каждый день Страстной седмицы именуется святым и великим.


Эти освященные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения через страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний. С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни все тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях. Все службы Страстной седмицы отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления.
Все, что в Ветхом Завете было только предизображено или предсказано, а в Новом – изображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, – все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на кресте, и далее – до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.
Святая Церковь в эту седмицу принимает печальный образ: священные предметы в храмах (престол, жертвенник и т.д.) и сами священнослужители облачаются в темные одежды и богослужение принимает преимущественно характер печально-трогательного сокрушения, сострастия Страстям Христовым. В современной богослужебной практике обычно совершают великопостные богослужения в черных облачениях, сменяя их на светлые в Великую субботу. В некоторых обителях и храмах в Четыредесятницу служба совершается, сообразно более древней практике, в фиолетовых облачениях, а в Страстную седмицу – в багряных – бордовых, цвета крови – в воспоминание о излиянной на Кресте за спасение мира Крови Спасителя.
В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. Уже на вечерне в Неделю ваий она приглашает верных стекаться от высочайшего и священного Божественного праздника ваий на Божественный праздник честного, спасительного и таинственного воспоминания Страстей Христовых, видеть Господа, приемлющего за нас добровольные страдания и смерть. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться с Ним и с Ним сподобиться войти в Царство Небесное. В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный характер.
В Великий понедельник Церковь в своих песнопениях приглашает встретить начало Страстей Христовых. В богослужении понедельника воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя. Кроме того, в этот день воспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев. у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона. Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах.
В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников. В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.
В четверг Страстной седмицы воспоминаются в богослужении четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды. Апостол Павел напоминает нам об установлении Таинства Евхаристии и о необходимости достойного приготовления к ней и испытания совести перед причащением. Евангельское же чтение, составленное из нескольких евангельских отрывков, повествует нам снова обо всех событиях Тайной вечери по порядку, оно ведет нас и к Гефсиманскому саду, к началу самого скорбного часа Господних страданий. В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный чин умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Этот чин совершается среди храма. При чтении протодиаконом соответствующего места из Евангелия архиерей, сам сняв с себя облачение, умывает ноги сидящим по обе стороны уготованного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).
День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть. Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа.
Бог приходит и поселяется с нами как безгрешный Человек, разделяя скорбь каждого по-человечески. Божеству не свойственно скорбеть и страдать, а равно и падшему человеку чуждо небесное блаженство. Бог разрушает эту пропасть, и для возведения человека к жизни Небесной начинает скорбеть и страдать человеческой скорбью, и телесною, и душевною. Вот что изменилось в отношении Бога к роду нашему. Вот что значит Его прощение к нам, которого не могли доставить нам никакие жертвы или покаянные молитвы множества поколений людей и которое доставляет Его пришествие и страдание. Вот почему необходима Крестная Жертва. Она нужна не Самому Богу, а нам. Бог простирает к человеку теперь не только Божественную благость (ее грешник принять по-прежнему еще не смог бы), но и человеческое, притом Свое собственное, сострадание, которое и способно переродить человека, очистить от греха и соделать небожителем. Божественное всемогущество распространяет Его человеческое сострадание на каждого верующего человека. Вот почему спасти нас мог только Богочеловек
На утрени Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей. В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего бывает чтение канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается прикладывание к Плащанице (лобызание Плащаницы). О выносе Плащаницы в Великую пятницу в нынешнем Типиконе ничего не сказано. Говорится только об изнесении ее в Великую субботу после великого славословия. Не говорится о Плащанице в службе пятницы и в древнейших уставах греческих, южнославянских и древнерусских. Предположительно, обычай износить Плащаницу на великой вечерне Великой пятницы получил у нас начало в XVIII веке, позже 1696 года, когда при патриархах Московских Иоакиме и Адриане было завершено редактирование Типикона в нашей Церкви.
В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. Богослужения в эту беспримерную и незабвенную во все века жизни человечества субботу начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня, так что последние субботние песни так называемой пасхальной полунощницы сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений – на пасхальной заутрени. В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием (около Плащаницы) читаются пред Плащаницей 15 паримий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. После 6-й паримии (о чудесном переходе евреев чрез Чермное море) поется: «Славно бо прославися». Чтение паримий заключается песнью трех отроков: «Господа пойте и превозносите во вся веки». В древней Церкви был обычай крестить в Великую субботу оглашенных. Ко времени же Трисвятого пения епископ вводил в храм новокрещеных, в белых одеждах и со свечами в руках. Церковь приветствовала свое пополнение пением: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся!» Тут же читалось апостольское наставление ко крестившимся: «Братие, елицы во Христа Иисуса крестихомся в смерть Его крестихомся, спогребохомся убо Ему крещением в смерть, да якоже Христос восста от мертвых славою Отчею. тако и мы во обновлении жизни ходити начнем». (Рим., VI, 1-3). Но в какой бы день мы ни были бы крещены, самое важное то, что впервые ощутить плоды крещенской благодати христианин может не иначе, как пережив первую для себя Страстную Седмицу и первую Пасху. Иначе и не должно быть: вся благодать крещения, вся его обновляющая сила подана нам теми событиями, которые вспоминаем мы в Страстную Седмицу. Крещение может что-то дать нашей душе лишь потому, что была когда-то эта Седмица страданий Господних, потому что была и эта Преблагословенная Суббота. Вот почему с древности Церковь стремилась приурочить крещение оглашенных к празднику Пасхи. Читалось и Евангелие от Матфея о Воскресении и о повелении Господа просветить и крестить все народы. Эти песнопения и чтения остались в литургии Великой Субботы и теперь. В этой связи становится понятным и обычай священников переоблачаться в светлые ризы после чтения Апостола во время пения: «Воскресни Боже суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». Вместо Херувимской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть человеча». Великий вход совершается около Плащаницы. Вместо «О тебе радуется» – ирмос 9-й песни канона Великой субботы «Не рыдай Мене, Мати». Причастен – «Воста, яко спя, Господь и воскресе, спасаяй нас». Заамвонная молитва читается за Плащаницей. Всё остальное бывает по чину литургии святого Василия Великого. По отпусте литургии непосредственно совершается благословение хлебов и вина. Этот обряд напоминает о древнем благочестивом обычае христиан ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение Деяний апостольских. Ввиду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, и предстоявшего бдения, Церковь подкрепляла силы верных благословенными хлебом и вином.
Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих. Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.
К величайшему сожалению, многие люди, считающие себя православными, в дни Страстной недели уделяют время не службам, не состраданию нашему Спасителю, а мирской суете и успеванием во всяких народных традициях – обустраиванию своего жилища, огорода, купанию и уборке в Великий Четверг до рассвета, вывозу пчёл на пасеку в Великий Пяток, гаданию и прочей суете, ей же нет числа. Всем этим делам не место в такое время. Уборке лучше уделить время до этой седмицы, а выпечка пасхальных куличей, покраска яиц обычно должна производиться в перерывах между богослужениями (а не вместо них). Раньше хозяйки приступали к покраске яиц после Литургии Великого Четверга, чтобы успеть вечером на службу, на которой читаются Евангелия Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Разрешают выпекать куличи в пятницу вечером, после того, как будет отслужен в храмах чин погребения. Стоит отметить, что в Страстную неделю пост особенно строг. В Страстную седмицу предписывается пост второй степени — сухоядение (пища не заваривается, не отваривается и не жарится), а в пятницу и субботу — полное воздержание от пищи.
Самое важное в Страстной седмице – это Христос. Вообще Христос – самое важное в жизни Церкви, в духовной жизни христианина. К сожалению, об этом часто забывают. На Страстной Седмице у христианина не должно быть никаких лично важных дел. Ему не на что и незачем отвлекаться. Уставная трапеза в эти дни такова, что практически не требует времени даже на принятие пищи, не только на ее приготовление. Провести Страстную Седмицу, целыми днями не выходя из храма, – это не подвиг и не аскетический надрыв. К этому нужно постепенно привыкнуть, как к норме поведения. И гораздо более того: у христианина должна созреть насущная душевная потребность только так и приготовляться к Пасхе. Каждая пропущенная в эти дни служба пусть воспринимается, как потерянное сокровище. Что для христианина самое-самое дорогое? Какое сокровище он ценит больше всего? Именно то, что когда-то в своей жизни он прошел духом по последним страницам Евангелия, побывал в Сионской горнице, проследовал за Господом в Гефсиманию и на Голгофу, припал с учениками к опустевшему Гробу. Все это было мысленно, но плод этого глубокого личного переживания был совершенно реальным. Дух человека изменился, перешел от смерти к жизни и от земли к Небеси, победную поюще. Потому каждая новая Пасха, всякий раз напоминает нам и раскрывает богатство первой и главной пасхи в нашей жизни. Чтобы не утратить мысленное сокровище, необходимо постоянно помнить о нем, возвращаться к нему, углублять его в себе, благодарить Того, от Кого оно получено. Неиспользуемый, невостребованный дар может отняться. Дар, принятый с благодарным молитвенным усердием, напротив, пребудет с нами и не отнимется во век.
Литература:
О посте. Как провести Страстную седмицу. М, «Новая книга», 1997
Прот. С.Н. Булгаков. Настольная книга священнослужителя в 2-х т. М, 1993
Свящ.Т.Сельский. Симфония Страстной Седмицы.
Епископ Иларион (Алфеев). Жизнь в Церкви.
Составил иерей Константин Селезнёв.