А что же в действительности такое любовь? Как понимать любить и быть любимым?
По определению, любовь – это сильное чувство, которое человек испытывает к кому-нибудь самому дорогому близкому. Это чувство, которое заставляет заниматься, интересоваться чем-нибудь или отдавать предпочтение чему-нибудь [1]. Редко кто в современном мире отождествляет любовь с трудом, с самопожертвованием, с подчинением своих интересов интересам близкого тебе человека. В современном обществе любовь носит потребительские взаимовыгодные отношения, базирующиеся на принципе «ты мне – я тебе». Каждый ищет для себя какой-то выгоды, удовлетворения, прославления.
В общем можно сделать вывод: любить мы не умеем. Это констатация факта, отмеченного еще в книге Бытия. Более того, испорченные цивилизацией, мы теряем саму способность воспринимать любовь как бескорыстный дар служения другому человеку, мы умеем лишь не любить.
Но в Евангелии Господь призывает нас к любви, и многие верующие откликаются на этот призыв. Не умея любить, они начинают взахлеб говорить и петь о любви, проповедовать ее ближним, выдавая желаемое за действительность.
Каждый обратившийся к Богу неминуемо открывает несоответствие своей веры и жизни. Но со временем многие православные христиане почему-то начинают воспринимать такое положение вещей как нормальное. Безлюбие не оставляет места покаянию, а с накоплением опыта пребывания в Церкви слова о любви постепенно превращаются в «кимвал звучащий». От этого окружающие люди начинают испытывать чувство неприятия, главной причиной которого является несоответствие наших слов с делами. Иногда нам кажется, что окружающие нас просто не понимают, и мы обижаемся. «Где твоя христианская любовь?» – спрашиваем мы других с пеной у рта, и при этом наши «зеркала души» наливаются кровью.
Призыв Господа к Любви мы превращаем в жесткую догму, исключая тем самым возможность возрастания и совершенствования в Любви. Мы не думаем, что дар Любви можно потерять, и оказываемся в мире иллюзий.И для некоторых дух жесткой догмы, непомерной требовательности к окружающим, суровой аскезы к себе становится смыслом их бытия в Церкви. Членами Церкви начинают называть себя люди, которые просто умеют симулировать то, чего в действительности у них нет. Симулировать… Любовь. Мир иллюзий заканчивается, как правило, отпадением от Церкви и уходом в сектантство.
А если мы считаем, что Любовь у нас есть, то получается так, что никуда идти и не надо и совершенствовать себя нет необходимости. И так мы толчем воду в ступе, говоря о Любви, и в нашем поведении нет никакого здравого смысла. Но Бог наш не есть Бог безумных. Он призывает нас в разум Истины прийти.
Тайну Любви надо уметь хранить, чтобы она прорастала в сердце, опираясь на помощь разума, пройдя через опыт поражений, прощений, страданий от неспособности любить без помощи Божией. И только тогда тайна сия явит себя в силе и славе Божией.
Надо повременить с разговорами о любви до той поры, пока слово Христово не прорастет делами нашей веры, от которых наши ближние захотят узнать о том, что же случилось в нашей жизни, почему рядом с нами стало лучше, чем раньше.
«Ныне люди стали гордыми и спасаются только скорбями и покаянием, а в любовь очень редко кто достигает.
Великий Антоний сказал: «Я уже не боюсь Бога, но люблю его». Так он сказал, потому что в душе его была большая благодать Святого Духа, Который свидетельствует эту любовь, и тогда душа не может сказать иначе. Но кто не имеет великой благодати, того святые отцы учат покаянию; и покаяние недалеко от любви, которая приходит по мере простоты и смирения духа.
Если кто помышляет о брате доброе, что любит его Господь, и особенно если ты помышляешь, что в душе его живет Святый Дух, то ты близок к любви Божией.
Кто-нибудь скажет: все-то он рассуждает о любви Божией. Но о чем же более рассуждать, как не о Боге? Ведь Он создал нас для того, чтобы мы вечно с Ним жили и видела славу Его, Кто что любит, тот о том и говорить хочет; а потом вырабатывается привычка: привыкнешь Бога мыслить, так и будешь всегда в душе Его носить; привыкнешь мирское помышлять, так и будешь умом всегда в этом; привыкнешь мыслить страдания Господа, привыкнешь думать о вечном огне, так и усвоится это в душе.
В добром Бог помогает, а в худом – враги, но зависит это и от нашей воли; надо себя понуждать на добро, но умеренно, и знать свою меру.Надо изучить свою душу, что ей полезно; одному полезно больше молиться, другому- читать или писать. И читать полезно, но лучше не рассеянно молиться, а еще дороже плач; кому что дает Господь. Конечно, восстав с постели от сна, должно благодарить Бога, потом каяться и молиться досыта, а потом читай, чтобы ум отдохнул, потом сновамолисъ и работай. Благодать приходит от всего доброго. Но больше всего от любви к брату.
Однажды на Пасху шел я с вечерни в Покровском соборе к себе на мельницу, и на дороге стоял один рабочий. Когда я приблизился к нему, он попросил меня дать ему яйцо. У меня не было, и я вернулся в монастырь, взял у духовника своего два яйца и одно из них дал рабочему. Он говорит: «Нас двое». Я отдал и второе, и когда я пошел от него, то от жалости к бедному народу я заплакал, и стало мне жалко всю вселенную и всякую тварь.
Другой раз, тоже на Пасху, шел я из главной монастырской порты в новый Преображенский корпус, и вижу, бежит мне навстречу маленький мальчик, лет четырех, с радостным лицом- благодать Божия веселит детей. У меня было яйцо, и я отдал это яйцо мальчику. Он обрадовался и побежал к отцу показать свой гостинец. И за эту мелочь я получил от Бога великую радость, и возлюбил я всякое создание Божие, и Дух Божий был слышен в душе. Придя к себе, от жалости к миру я много с плачем молился Богу.
О, Душе Святый, обитай в нас всегда; с Тобою нам благо!
Но не всегда душе так хорошо; теряется за гордость благодать, и тогда я рыдаю, как рыдал Адам о потерянном рае, и говорю: «Где Ты, Свете мой; где Ты, радость
моя? Почто бросил меня, и томится сердце мое; почто Ты скрылся от меня, и скорбит душа моя?» [2, с. 357-358].
Вот такой опыт познания Любви прп. Силуаном Афонским.
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» Шор. 13:1-8.
Так характеризует Любовь Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа.
А что же у нас, у мирских? Хочется привести случай из жизни журналиста Анны Ершовой. Вот что она рассказывает.
Несколько лет я работала в «глянцевых» журналах, пишущих о культуре и искусстве. И там, среди коллег, не раз встречала убежденных православных христиан. Например, главного редактора первого журнала, где начиналась моя практика. Помню, едва познакомившись, начала его агитировать. «Давай напишем о церковном празднике, давай сделаем материал о священнике! Ты же главред – никто не будет палки в колеса вставлять!» Но он лишь печально улыбался мне в ответ… И вот как-то раз он мне говорит: «Сейчас я тебя обрадую, наконец-то ты дождалась!» Я подумала: «Ура, наверное, он попросит что-нибудь православное написать!». Но он просто дал мне большое журналистское задание: хотел порадовать меня первой ответственной работой.
Поначалу казалось, что у православных людей должны быть какие-то особые отношения, что вместе мы можем сделать что-то супермиссионерское, обличить заблудших, просветить темных… Но потом я поняла, что нужно просто хорошо делать свое дело.
Конечно, замечательно, что мне удалось-таки опубликовать в светском журнале несколько статей, связанных с Православием. Но все чаще я думаю, что прав был тот первый мой редактор, лишь улыбающийся в ответ на мои идеи «перевернуть мир». На самом деле мир-то ведь не перевернешь, если он к этому не готов. И проповедь со страниц светского журнала нередко выглядит неуместной и потому вызывает раздражение.
Надо ли нам так напористо «нести свет в массы»? Надо ли «пропихивать» нравоучения к месту и не к месту? Ведь настоящей пропагандой можно сделать… свою собственную жизнь. Работай честно, будь прост и добр к людям. И тогда все, что выходит из твоих рук, начинает дышать -любовью, радостью. Иэто безо всяких слов станет лучшей проповедью.
«Блаженны видевшие Тебя и украшенные любовью» (Сир.48,11).
Литература
1. Советский энциклопедический словарь, М: Советская энциклопедия. – 1981.
2. Софоний Сахаров (иеромонах). Преподобный Силуан Афонский. Житие. Учение и писания. Мн.: Лучи Софии, 2005.-528 с.
3. Санкт-Петербургский православный календарь, 2010 год.