ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА ИИСУСА ХРИСТА. История возникновения нагорной проповеди

thumbnail of 2011-08
ПВ № 08(41) 08-2011.pdf Олег Шеремет

Полностью Нагорная проповедь изложена только у евангелиста Матвея. В сокращенном виде ее излагает евангелист Лука, у которого отдельные места Нагорной проповеди встречаются даже в разных частях его Еванглия.
Нагорная проповедь замечательна тем, что содержит всю сущность евангельского учения. Недалеко от Генисаретского озера, между Капернаумом и Тевериадой, доселе показывают «Гору блаженств», с которой была произнесена Господом ради удобства многочисленного слушащего народа Нагорная проповедь. Гордый своим избранничеством и не могший примириться с потерей своей самостоятельности, еврейский народ начал мечтать о приходе такого Мессии, который освободит их от чужеземного владычества, отомстит всем врагам, воцарится над евреями и поработит им все народы земли, причем, даст им чисто сказочное благополучие, повелит морю выбрасывать жемчуг и все свои сокровища, оденет народ свой в багряницу, украшенную драгоценными камнями, и будут питать его манною еще более сладкою, чем та, какая посыпалась им в пустыне. С такими ложными мечтами о земном блаженстве, которые дарует им Мессия, они окружили Иисуса, ожидая, что вот -вот Он провозгласит Себя Царем Израилевым и наступит этот блаженный век. Они думали, что наступает конец их страданиям и уничижениям и они будут отныне счастливы, блаженны.


И, в ответ на эти их мысли и чувства, Господь раскрывает им Свое евангельское учение о блаженствах, в корне разбивая их заблуждения. /1/
Следует заметить, что для правильного понимания этого учения, Господь предложил в нем учение о достижении блаженства так, как именно говорит Еванглие: отверз уста своя учаше. Но, будучи кротким и смиренным сердцем, Он предложил учение Свое не повелевая, а ублажая тех, кто свободно примет и будет исполнять его. Поэтому в каждом изречении о блаженстве рассматривать следует: во-первых, учение или заповедь, во-вторых, ублажение или обещание награды./2/
Иисус учит здесь о том же, о чем говорил Никодиму: необходимо духовно переродиться, чтобы создать на земле Царство Божие, этот потерянный людьми рай, и тем приготовить себе вечное блаженство в Царстве Небесном. Первый шаг к этому – сознать свою духовную нищету, свою греховность и ничтожество, смириться. Вот почему «Блаженные нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»./3/
О нищете духа сказал святой Давид: «Жертва Богу – дух сокрушен; сердце сокрушено и смиренно Бог не уничижит (Пс.50.19)». Зрение падения своего – уже есть блаженство для падшего человека . Видящий падение свое способен признать необходимость спасения, Спасителя, способен уверовать в Еванглие живой верою. Такое состояние – дар благодати, действие благодати, ее плод, а потому и блаженство./4/
Для нищего духом и весь мир, яко ничто, везде он видит одного Бога, все оживляющего и всем управляющего, нет у него места без Бога, нет мгновения без Бога,- всюду и всякую минуту он с Богом и как бы с Ним одним. Нищий духом не смеет и не думает постичь непостижимое, раскрывать тайны Божии, высокая мудрствовать; он верит одному слову Господа Жизнодавца, зная, что каждое слово его, есть истина, дух и живот вечный, и Словом церкви его, присно наставляемый Духом Святым на всяку истину, верит как верит дитя отцу или матери своей, не требуя доказательств, полагаясь совершенно на них. Нищий духом считает себя последнейшим и грешнейшим паче всех, вменяет себя попранием всех./5/
Но почему Спаситель паче прочих добродетелей нищету духа полагает в начало и основание истинного блаженства человеков!»? Известно, что начало всякого несчастия и всех бедствий, как временных так и вечных, есть гордость. Ибо гордость была и есть начало греха, а грех – причина смерти (Рим.5,12).Гордостию сатана из светлого и блаженного ангела соделался духом злобы и князем тьмы и свержен с неба. За гордость прародители наши, потерявши невинность свою, изринуты из рая сладости. Сие змииное семя и во всяком грешнике произращает всякое зло. Спаситель и Господь наш Иисус Христос для того и пришел на землю, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин.3,8) и исторгнув из сердец наших ядовитые и смертоносные семена его злобы,посеять в нас живоносное семя Слова Своего, да о нем возрастем во спасение (1 Пет.2.2).
Потому в премудром порядке восстановления потерянного нами блаженства естественно в начало и основание его полагается смирение или нищета духа. Для сего Он Сам показал образ глубочайшего смирения. Для сего и Матерь Себе благоволил избрать смиреннейшую всех Ангелов и человеков, Преблагословенную и Пречистую Деву Марию. Для сего и первыми строителямитаин Царствия Своего соделал Апостолов, бедных и смиренных рыбарей./6/
Но как различны понятия человеческие и евангельские! То, что в свете принять презирать, то в глазах Божиих имеет цену. Эти нищие духом, которым обещана такая великая награда, как часто находятся в уничижении и в презрении на земле! Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Как часто в Священном писании мы встречаем похвалу смиренным, между тем, как в жизни их редко ценят. Но, блаженны смиренные, сознающие свою греховность, свое бессилие, понимающие все свое не достоинство и считающие себя ниже всех!
Поэтому они за все благодарны, все готовы уступить другим. И им, ничего не ожидающим, полагающимся только на милосердие Божие, Господь обещает Царствие Небесное! Они, справедливо считая себя ничем, способнее принять силу благодати Божией, которая обещана смиренному и сокрушенному сердцу.
Таким образом, и на земле они уже счастливее других, ибо Господь сказал: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк.17,21), и слова апостола Павла напоминают нам также, что Царствие Божие не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе (Рим.14,17). /7/
Нищета духа рождает следующее за ним блаженство: плач./8/
Блаженные те, которые видя и сознавая свои грехи, препятствующие им вступить в Царство Небесное, плачут о них, ибо они примирятся со своей совестью и утешатся./9/
В этой заповеди следует понимать под наименованием плача печаль и сокрушение сердца и действительные слезы о том, что мы несовершенно и недостойно служим Господу или даже заслуживаем его гнев нашими грехами. Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а сего мира печаль смерть соделовает (2 Кор.7,10). /10/
Для тех, которые никогда еще надлежащим образом не входили в самих себя и не рассматривали внутреннего состояния души своей, конечно, слова Спасителя покажутся странными. Привыкши жить во всегдашней рассеянности и удалении от себя и от Бога, они привыкли почитать блаженными тех, которым счастие во всем благоприятствует и которые, изобилуя земными благами мира сего, в веселии и забавах провождают дни свои, а плачущих обыкновенно называют несчастными. Но вечная Истина не может обмануться, истинное утешение и неотъемлемая радость принадлежит плачущим. /11/
Плач – благочестивая печаль верной души, глядящейся в зеркало Еванглия, видящей в этом зеркале бесчисленные свои греховные пятна. Такая душа омывает свои пятна своей печалью.
Несказанное утешение, несказанная легкость проливаются в сердце после пролития спасительных слез о грехах, о падении; слез – являющихся по причине ощущения нищеты духовной. Если здесь, на земле, благочестивый плач доставляет такое несравнимое духовное утешение,- какое же он приготовит блаженство в будущем веке?
Христос произнес приговор о благочестиво плачущих : блажении плачущие. Ты сделал грехи? Пролей слезы.
Кто занят глубоким рассматриванием самого себя, кто видит себя оскверненным бесчисленными грехами, кто признает себя достойным вечной муки и уже оплакивает, как присужденного к ней, тот мало видит, или вовсе не видит недостатков в ближнем, удобно извиняет те недостатки, которые видит, -охотно от сердца прощает все обиды и оскорбления./12/
Плач созидает и охраняет, плач отирает слезами душу и делает ее чистой. Плач рождает целомудрие, отсекает прихоти, усовершает (совершенствует) добродетели. Что еще сказать? Плач ублажается Богом, приемлет утешение от Ангелов. Потому-то и сказал некто из учеников Господних: смех вам да в плач обратится, и радость в сетование. Смиритеся пред Господом, и вознесет вы (Иак 4;9-10). /13/
Отталкивающие свои грехи доходят до такого внутреннего состояния, что уже становятся не способными на кого-либо гневаться, делаются кроткими./14/
Блаженни кротции, возвестил Спаситель, яко тии наследят землю. Какая это земля? После падения Бог назвал землею Адама, а в Адаме назвал землею и меня: земля еси и в землю отыдеши.
Будучи землею, я вместе с тем и лишен владения этой землею: похищают ее у меня различные страсти, в особенности насилующий и увлекающий меня лютый гнев, я лишен всей власти под собою. Кротость возвращает мне эту власть, вводит меня во владение моим наследием, моей землею, мною, моей плотью, моей кровью, моими порывами. Кротции наслядят землю, и наследятся о множестве мира. /15/
Кроткий, если и обижен, радуется; если и скорбен, благодарит; гневных укрощает любовью, принимая на себя удары, остается тверд; во время ссоры, спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордыней, в уничижениях радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в тишине, всякому начальству покорен, на всякое дело готов, во всем заслуживает одобрение, все его хвалят. Он чужд лукавству, далек от лицемерия. Он не служит пронырству, не покоряется зависти, отвращается злоречия, не терпит наушничества, ненавидит порицателей, отвращается наушников. О, блаженное богатство – кротость! Она прославляется всеми. /16/
Быть смиренным, значит считать себя достойным за грехи всякого уничижения, оскорбления, гонения, побоев; а быть кротким, значит в незлобии сердца переносить неправды относительно нас, ругательства и прочее, и молиться за врагов своих. /17/
Как отцы земные обыкновенно кротких и послушливых чад своих с радостью вводят в наследство имения своего, отлучая от оного строптивых и непокорных, так и Отец Небесный, отец щедрот и вместе Бог правды, уготовал наследие вечного блаженства на земле живых одним только кротким и послушным велением Его чадам своим.
Из числа израильтян, вышедших из Египта, те только достигли обетованной земли, которые со всею верою и послушанием последовали водительству слова Божия, а противльшихся кости падаша в пустыни (Евр.3,17).
Спаситель Христос, отмечая истинных христиан от ложных, говорит: «Овцы Моя гласа Моего слушают и Аз дам им живот вечный» (Ин.10,27-28). И на последнем всемирном суде по сему же отличительному качеству агнчей кротости отличит Он истинных чад Божиих от чад гнева и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю (Мф.25,33). Кротких овец введет в наследие Царства Отца Своего, а строптивых козлищ отлучит навеки. /18/
Кротость ваша, да будет известна всем человекам. Господь близко (Рим.4,5). Очень многие христиане считают кротость необходимой добродетелью, находя, что это только дело внешности. Если плод сладок, говорят они, кому какое дело, что древесная кора бывает груба? Какое значение имеет резкость в обращении, когда мы знаем, что под нею кроется доброе сердце, чистая совесть и честные побуждения?
Однако, апостол Павел хочет, чтобы кротость наша была «всем известна», чтобы она составляла отличительную нашу черту, точно также, как Спаситель указывает на любовь, отличающую Его последователей: «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13.35).
Вспомним же и мы, что Господь близко, и постоянно сознавая Его присутствие, проникаясь Его духом неизменной кротости, будем остерегаться нетерпеливым словом оскорбить кроткий образ Спасителя. Пусть кротость наша не будет одной только внешней сдержанностью, но выражением внутреннего благодушия, причастного каждому истинному христианину. /19/
Четвертая заповедь Господня для блаженства желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды.
Хотя следует понимать под именем правды всякую добродетель, которую христиан должен желать как пищу и питие, но преимущественно нужно подразумевать ту правду, о которой в пророчестве Даниила сказано: «Приводится правда вечная, то есть совершится оправдание человека, виновного перед Богом – оправдание посредством благодати и веры в Господа Иисуса Христа » (Дан.9,24).
Об этой правде говорит Апостол Павел: « Правда же Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих несть бо разнствия (различия) вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия, оправдаеми туне (даром) благодатию Его, избавлением (искуплением), еже о Христе Иисусе, Его же предположи Бог очищение верою в крови Его (которого Бог предложил в жертву умилостивления через пролитие Крови Его), в явление правды Своея, за отпущение ( в прощение) прежде бывших грехов (Рим.3,22-25).
Алчущие и жаждущие правды – это те, кто любит делать добро, но не считает себя праведником, не полагается на свои добрые дела, но признает себя грешным и виновным пред Богом и кто желанием и молитвой веры как духовной пищи и пития алчет и жаждет благодатного оправдания через Иисуса Христа.
Господь обещает алчущим и жаждущим правды, что они насытятся. Здесь насыщение означает следующее.
Подобно тому, как насыщение телесное приносит, во – первых прекращение чувства голода и жажды, во- вторых, подкрепление тела пищей, насыщение духовное означает, во- первых, внутреннее успокоение помилованного грешника, во- вторых, приобретение силы для делания добра, а эта сила подается благодатью оправдывающей. Впрочем, совершенное насыщение души, сотворенной для наслаждения бесконечным благом, последует в Жизни Вечной, по изречению Псалмопевца: насыщуся, внегда явитимися славе Твоей (когда откроется слава Твоя) (Пс.16,15). /20/
Алчба и жажда правды ублажаемая Спасителем, по изъяснению отцов Церкви, есть всегдашнее и сильное стремление души истинного христианина к исполнению воли Божией и творению всех заповедей Еванглия, в которых заключается правда Божия. Сие изъяснение основано на словах Самого Спасителя, Который некогда ученикам своим, просившим Его, чтобы Он вкусил от принесенной ими пищи, сказал:»Мое брашно есть, да сотворю волю пославшего Мя, и совершу дело Его (Ин 4,34). И вися на кресте, не столько от смертельной телесной жажды, сколько от, сожигавшего любообильное сердце Его, беспредельного желания совершить дело спасения нашего, на которое Он послан от Отца Небесного, произнес сие многозначительное слово: «жажду», ибо последующее за сим слово Его было: «совершишася» (Ин.19,28,30).
Заметьте притом, братие, силу Евангельских слов. Спаситель не просто сказал: блаженни творящии правду, но блажени алчущие и жаждущие правды. Сие для того, дабы показать, что для возвращения потерянного нами блаженства праведных потребно, чтоб мы к творению заповедей Божиих такое сильное имели желание, какое имеет к пище и жаждущий к питию. Иисус Христос хочет, чтоб мы все желания души нашей соединили воедино святое желание, как угодить Богу, и во всех делах своих со всею любовию и охотою исполнять Его волю. Он хощет, чтобы сия святая алчба и жажда правды Божией истребила во глубине сердец наших всякую другую алчбу и жажду суетных благ и удовольствий мира сего, которые не питают душ наших.
Для души нашей также потребна свойственная ей духовная пища, как для тела телесная. Тело, благоразумно питаемое здоровою пищею, растет и укрепляется и получает силы на совершение свойственных ему дел; подобно и душа получает истинную свою жизнь приятием в себя верою животворного семени слова Божия, растет поучением в законе Господнем день и ночь, приходит от силы в силу постоянным исполнением и творением заповедей Еванглия, заключающие в себе правду Божию, украшается благочестием и всеми христианскими добродетелями. И так, возвращая свойственное ей благородство и славу образа и подобия Божия, готовит себя в вечную достойную обитель Богу, по непреложному обещанию Иисуса Христа: «Аще кто любит Мя, Слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему придем, и обитель у него сотворим»(Ин.14,23).Признак здравия тела есть алчба, или позыв на пищу; подобно и признак возвращения душе нашей здравия и исцеления от недугов греховных есть алчба и жажда или сильное стремление ее и любовь к творению заповедей Божиих. /21/
Спаситель наш говорит: «Блажени алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся. Они насытятся, ибо еще в сей жизни благодати любящие всем сердцем правду Божию и ищущие оную всеми силами души своей от любимого Господа своего получают в духе сладостное предвкушение небесных благ яко залог вечного их блаженства. Но вполне насытятся и насладятся Богом своим, когда по разрешении от уз телесных откроются им те блага, их же око не виде, и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (Пс.16,15). /22/
Правда Божественная явилась человечеству в Божественном милосердии, и повелела нам уподобиться Богу совершенным милосердием, не какою другою добродетелью.
Милосердие никого не осуждает, любит врагов, полагает душу за друзей, соделывает человека богоподобным. Это состояние – опять блаженство.
Сердце объятое милостью, не может иметь никакого помышления о зле, все помыслы его – Благость./23/
Так, братие, любообильный Спаситель и Ходатай наш пред Престолом вечной правды Божией, зная всю ничтожность нашей правды и все недостоинство наших добродетелей, хощет соделать нас достойными помилования Божия, хощет, чтоб мы, восчувствовав неизгла голанное милосердие Отца Небесного к нам, недостойным, и сами стяжали сердце милосердое к собратиям нашим, обещая милостивым несомненное помилование. Блажены милостивии, говорит Он, яко тии помиловании будут. /24/
Исполнять эту заповедь следует посредством дел милости – телесных и духовных, ибо, как говорит святитель Иоанн Златоуст, различен милования образ и широка заповедь сия (Толкование на Еванглие от Матфея,беседа 15).
Телесные дела милости таковы:
1.Ачущего напитать. 2.Жаждущего напоить. 3.Одеть нагого или имеющего недостаток в одежде. 4.Посетить находящегося в темнице (в заключении). 5.Послужить больному, помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти.6.Принять в дом странника и предоставить ему отдых. 7.Погребать умерших в убожестве (в бедности, нищете).
Духовные дела милости суть следующие:
1.Увещеванием обратить грешника от заблуждения пути его (от ложного пути его). (Иак .5.20) 2.Неведующего научить истине и добру.3.Подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или в случае не замечаемой им опасности.4.Молиться о нем Богу.5.Утешить печального.6.Не воздавать за зло, которое сделали нам другие.7.От всего сердца прощать обиды.
Заповеди милости не противоречит, если по правосудию наказывают виновного, если делают это по долгу и с добрым намерением, то есть, чтобы исправить его или чтобы оградить невиновных от его преступлений. /25/
Нет человека, для которого бы было трудно быть милостивым к ближним своим, ежели он сам не ожесточил сердце своего, и нет времени в которое бы не открывалось нам множества случаев к исполнению заповеди милосердия, ежели гордость и своекорыстие не ожесточило сердец наших.
Всеблагий Бог, но непостижимо премудрому промыслу Своему, разделяя неравно дары милости Своей человекам, в необозримом различии состояний их уравнивает их в том, что всем и каждому дает способы оказывать друг другу взаимную помощь по силе своей. Однако, их среды многих облекает властию над собратиями своими и вверяет сердцу его милости и суда. Сколько дарует ему случаев и способов к защите невинности, к покровительству сирых и вдовиц, к помощи беспомощным!
Конечно, Господь сил может и без него и защитить невинность, и покров сирым; но благость Его сильным земли дает возможность творить милость собратии своей, дабы и их самих помиловать в вечности, когда упразднится всякое начальство, власть и сила (1Кор.15,24)
Другому Господь разумов от неистощимых сокровищ премудрости Своей уделяет особенные силы ума и Промыслом Своим споспешествует к приобретению просвещения. Сколько представляет ему случаев к руководству неопытной юности, к наставлению на путь истины заблуждающихся, к подаянию благоразумных советов в жизни своим ближним! Конечно, Бог, Который просвещает всякого человека грядущего в мир (Ин.1,9), и без него имеет бесчисленные орудия ко вразумлению человеков, но любовь его хощет вразумлять их чрез человеков же, даруя им средства и случаи оказывать дела любви и милосердия собратии своей, дабы и их самих помиловать.
Иной изобилует богатством и благами земными, между тем, как другие нуждаются в самых необходимых потребностях жизни.
Конечно, не потому, чтобы всеблагий Создатель не мог всем даровать безнужное содержание, но премудрая благость его хощет чтобы приявшие от десницы Его обильные дары Его милосердия, видя пред собою неимущих собратий, имели всегда случаи раздаянием их заслуживать себе милость у Господа./26/
Бог смотрит не столько на множество даров, сколько на великость любви и чистоту намерения благодеющего. Он и чашу студеной воды, поданной из чистой любви к Нему, не оставляет без воздаяния (Мф 10,42). И две лепты вдовицы приемлет паче богатых приношений (Лк.21,2-4). Так то, братие, добродетель милосердия для всех вообще человеков удобоисполнима и во всякое время и везде удобообретаема.
Но при всем том, и самые наши дела милосердия, по растлению сердец наших, очень легко могут быть осквернены своекорыстным самолюбием и тщеславием и лишиться милостивого воздаяния от Бога, ежели творимы будут по духу и обычаем мира, а не по духу и заповедям Еванглия. Посему- то Спаситель Христос,дав нам сию заповедь, показал и правило для исполнения ее, дабы наши дела и самого милосердия не были суетны. Будите милосердие, говорит Он, якоже Отец вам Небесный милосерд есть (Як 6.36). Чтоб стяжать сердце истинно милосердое, надобно глубоко быть проникнуту чувством того беспредельного милосердия Отца Небесного, которое простирается на всех вообще тварей, не исключая ни единой, ни самомалейшей из них, которое не прерывается ни временем, ни вечностию, ни неблагодарностью человеков, ни самою злобою их. А как Отец Небесный всего Себя открывает нам в Единородном Сыне Своем, Господе нашем Иисусе Христе, то мы нигде лучше не можем научиться истинному милосердию, как у подножия креста Спасителя нашего. Один чистый и умиленный взор сердца на Распятого за нас любовию Своею всего более может научить нас.
Сын Божий, Господь и Царь Славы, с высоты престола Божественного величества Своего снисходит и смиряется до состояния последнего раба, дабы сотворить милость с нами, погибшими грешниками./27/
Надлежало бы нам, христиане, начертать на сердцах наших неизгладимыми буквами сии решительные судьбы нашей на всю вечность слова Судии и Спасителя нашего и сколь можно чаще читать их. Особенно,когда мы готовим пиршество и зовем друзей и соседей богатых, надлежало бы первее помыслить, нет ли алчущих и истаевающих гладом братий наших, которых Ииисус Христос не стыдится называть меньшего братиею своею? И тогда бы пиры наши, конечно, были бы умереннее и сопровождались благословением Божиим. Когда мы богато украшаемся одеждами, надлежало бы вспомнить: нет ли наших, не имеющих чем защититься от глада собратий наших? И тогда бы народы наши, конечно, были бы проще, и мы были бы благоугоднее пред взорами Господа нашего. Когда мы собираемся на веселие и забавы, надлежало бы размыслить, нет ли плачущих безутешно от нищеты и убожества ближних наших. И тогда бы, конечно, веселия наши растворялись скромною и искреннею радостью о Господе.
Надлежало бы, братие, чтоб воспоминания распятого за нас милосердного Спасителя нашего столько же бы было часто у нас, как дыхание наше./28/
То сердце, в котором движется одно добро, есть сердце чистое, способное к богозрению. Блаженни чистые сердцем, яко тии Бога узрят./29/
Для блаженного созерцания Бога необходимо требуется чистота и непорочность сердца,подобно как для узрения лица своего в зеркало, нужно чтоб зеркало было чисто. В таковой чистоте непорочного сердца своего, первый человек, в состоянии невинности, созерцал Бога в себе самом доколе он, верным блюдением заповеди Господа своего, сохранял драгоценнейший залог образа Божия в правде и святости. Но своевольное уклонение от внимания спасительным глаголам Творца своего к пагубным внушениям сатаны-обольстителя осквернило его сердце и лишило его, а с ним и нас всех, чистого орудия Богозрения. Дух злобы успел в самом корне, в сердце всего человеческого рода, вместо Божия светоносного образа истины, чистоты и святости, впечатлеть свой темный образ лжи, беззакония и нечистоты. И кто не знает тех пагубных следствий, которые проистекли из сего нечистого источника на все племена земли, того ослепления ума и омрачения сердца, в котором неведение истинного Бога до такой простерлось степени, что, по выражению апостола, даже те, которые считались мудрыми, объюродиша и измениша славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад (Рм.1,22-23). Так человек в создании своем умаленный малым чим от Ангел (Пс.8,6), в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобился им (1 Ин.3,8). /30/
Человеки, по растлению естества своего, при самом изшествии на свет выносят с собою прирожденную нечистоту сердца: яко в беззакониих зачат есмь, и во гресах роди мя мати моя, вопиет к Богу кающийся царь и пророк Давид (Пс.50,7). Для очищения от сей скверны Сама воплощенная чистота и святость, Искупитель наш Иисус Христос благоволил погрузиться в водах Иордана и собою освятил водное естество, и оттоле все крещаемые,истинно верующие выходят из купели крещения с сердцем чистым и непорочным, в котором животворящая благодать Духа Святаго насаждает семя истинного Богопознания./31/
Любовь Христа к нам до того простирается, что Он для укрепления немощных душ наших питает нас Своею всеосвящающею Кровию в ежедневно приносимой и совершаемой на святых алтарях сей умилостивительной о нас пред престолом вечной правды Божией жертве. Так Отец Небесный соделал и делает для нас все, дабы мы не согрешали, аще же кто и согрешит, глаголит Апостол Иоанн, Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа Праведника. И той очищение есть о гресех наших (1 Ин.2,1-2). /32/
Весьма справедливо сказал один из святых Отцев, что Бог сокрыл Себя в заповедях Своих и открывается сердцу нашему по мере исполнения нами оных,- другого пути к обретению и зрению Бога нет, и быть не может, и вот причина, почему весьма часть случается, что многоученые и многоведущие, но необученныев хранении заповедей Господних, гораздо меньше имеют познание о Боге, нежели простой богобоязненный христианин. Они не имеют и не пекутся иметь чистоту сердца, в которой единой созерцается Бог. /33/
Но никогда неиссякаемая любовь Отца Небесного, ради ходатайства Искупителя нашего, и к погубившим благодать чистоты крещения грешникам, простирает милосердную Свою руку и дарует им покаяние, как доску некую, оставшуюся после кораблекрушения, на которой они могут достигнуть пристанища и паки возвратить потерянное. Не то хладное, наружное и бесплодное покаяние, после которого сердце грешника остается в прежней своей нечистоте, но, покаяние внутреннее, истинное – покаяние святых, которые, подобно Давиду, с сокрушением духа вопияли и стенаниями испрашивали себе у Бога паки сердце чисто и дух правый (Пс.50Ю12) и потекли с новою ревностию в путь заповедей Господних, которые, подобно Апостолу Петру, омыли нечистоту своего сердца слезами глубокого раскаяния и снова получили благодать непорочности и святости.
Так, чистота сердца и в нем живое зрение Бога принадлежит или тем, которые сохранили невинность крещения, или тем грешникам, которые возвратили оную чрез истинное покаяние. И сии-то чистии сердцем суть блажени. Они верно узрят Бога, по непреложному обещанию Господа Иисуса (Мф.5,8), узрят Его в сей жизни, благодати- в сердце своем, любовию к Нему, соблюдая заповеди Его, как Сам Он глаголет: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит Его, и к нему придем, и обитель у него сотворим (Ин.14,23). /34/
Зрящие Бога стремятся подражать ему, уподобляться Сыну его, примирившему человека с Богом, принесшему мир человеческой душе, они ненавидят вражду и потому становятся миротворцами, стремясь всюду водворять мир. Поэтому и они блаженны, ибо нарекутся «сынами Божиими». /35/
Это обещание означает высоту подвига миротворцев и уготованной им награды, поскольку они подвигом своим подражают Единородному Сыну Божию, пришедшего на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божиим, то им обещается благодатное имя Сынов Божиих, и без сомнения, достойная этого имени степень блаженства. /36/
И мир имеет своих миротворцев, которые возникающие или между целыми государствами брани, или между частными людьми ссоры и неудовольствия оканчивают иногда взаимным примирением. Без сомнения, и сии миротворцы оказывают человечеству довольно важные услуги и вообще здравомыслящих почитаются за людей благодетельных. Но всякий мир земной, ежели не проистекает от Бога мира и любви, а основывается на одних земных видах, есть не прочен и столько же часто и удобно разрушается, сколь легко возникают несогласия в сердцах людей, у которых не умерщвлены еще Крестом Иисуса Христа страсти и похоти – сии всегда источники брани и раздоров.
Истинный, твердый и неотъемлемый мир прямых христиан основание свое имеет в святом и блаженнотворном их мире с Богом, от которого проистекает глубокий мир в чистой их совести и ненарушимый мир со своими ближними. Мир человеков с Богом, разрушенный грехами их, паки приобретен для всех крестною смертию воплощенного Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. /37/
Но мы обольщаем себя, ежели работая греху и забывая условия благодатного завета с Богом, присваиваем себе право сынов Божиих и из заслуг Христовых, которых бы всегдашнее воспоминание долженствовало утверждать сердца наши во всецелой и святой любви к Искупителю нашему, бессмысленно делаем себе возглавие плотской беспечности. Греховная жизнь разрушает мир наш с Богом, и из сынов любви Его паки делает нас сынами Его гнева, сынами погибели. /38/
Верным сохранением мира с Богом истинные христиане приобретают глубокий мир в самих себе, в чистой совести своей – когда Иисус Христос един царствует Духом Своим Святым в верных душах их, – когда они весь свой ум, все свои склонности и желания и все свои действия покоряют Его святой воле, – когда страсти, сии всегдашние нарушители мира, побеждены в них силою и действием крестной смерти Его. /39/
Стяжав в сердцах своих мир Божий, истинные сыны Божии сохраняют оный и с ревностию творят в отношении к своим ближним. /40/
Блаженни изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное.
Иисус Христос, яко не лукавый Учитель, не скрывает от последователей Своих тех трудностей и скорбей, которые должны они встретить на пути к Царствию Небесному. Возлюбившим правду Божию, Он предсказывает гонение ее ради, заключая в сем одном слове все беды и напасти, которыми обыкновенно ознаменовывается крестный путь к жизни вечной истинных праведников. /41/
Так, Отец Небесный, находя в смертельном состоянии греха души любимых Им человеков, из беспредельной к ним любви подвергает их спасительным действиям Креста, дабы соделать их праведниками и возвратить им вечно блаженную жизнь. Вот почему апостол Павел говорит: его же любит Господь, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет. Аще наказание терпите, яко же сыновом обретается Бог: который бо есть сын, яко же не наказует отец? Аще же без наказания есте, ему же причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове. /42/
Время терпения нашего на крестном пути в блаженное Царствие Небесное кратко. Оно скоро, скоро прийдет. И настанет светлый и немерцающий день вечности, когда отъимет Господь всяку болезнь и печаль и воздыхание (Апок.21.4) от душ праведников и радость, вечно неотъемлемую, излиет на главы всех возлюбивших Его всем сердцем и паче всех сокровищ ищущих Царствия Божия и правды Его. /43/
Блажени есте, егде поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради.
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесах (Мф 5,11-12). Спаситель Христос, в изложенных доселе осьми блаженствах, показавши, какие должны иметь свойства все верующие в Него, дабы истинно участвовать в Царствии Небесном, обращает речь Свою особенно к Своим ученикам, которых Он избрал на важнейшее и многотрудное служение апостольское. Как учение Небесной Истины, которое они должны были проповедовать миру, погруженному тогда в глубокой тьме неведения Бога и добродетели, по самому существу своему, естественно, противоборствовало заблудшей, но и в самом заблуждении своем гордой земной мудрости лжеименного ума человеческого и вкоренившемуся владычеству нечестия, страстей и всякого рода беззаконий, то всеведующий Спаситель предсказывает им, что не только язычники, но и сами единоплеменники их – иудеи, из ненависти к их Учителю воздвигнут на них гонения, будут преследовать их презрением и поношением доброго их имени, будут осыпать их клеветами всякого рода, назовут их злодеями, недостойными жизни, и пронесут повсюду имя их, яко зло, Сына человеческого ради. Великодушное терпение всех других напастей и самой смерти в глазах многих представляется делом главным и достойным похвал. Но в презрении и поношении страдалец лишается всякого земного утешения. Почему-то редкие из самых терпеливейших переносят их. Одна только вера и любовь к распеншемуся за нас Господу Иисусу может даровать сердцу христианина силу к претерпению ради Его сего искушения. И этой жертвы Спаситель, из любви у роду человеческому пожертвовавший Своею Божественною славою, для возвращения человекам потерянной ими грехом славы Божией требует от тех наипаче, которых Он избрал быть столпами Церкви верующих, подобно как Он древле потребовал Себе в жертву Исаака от отца верующих. Спаситель требует от них сей жертвы, и то самое, что сыны века сего считают величайшим для себя несчастием, силою Креста Своего обращает в источник истинного их блаженства : бланени есть, говорит Он, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради. То самое, что для сынов века сего бывает причиною несносной печали, для приобщившихся истинного спасительным страстям Христовым есть источник радости и веселия: возрадуйтеся в той день, и взыграйте- се бо мзда ваша многа на небесех (Лк.6,23). На земле нет для них ни награды, ни утешения; но зато преизобильная награда уготована им на небесах.
Но мы не должны думать, чтоб любообильный Спаситель любимых Им чад Своих, столь близких сердцу Его, оставлял в сей жизни без всякого утешения и отлагал всю награду за их подвиги до будущего века. Иначе бы не сказал Он: возрадуйтеся и взыграйте в тот день, когда преследуют вас, ибо сие было бы невозможно Царствие Небесное и радость небесная внутрь нас есть, по словам Спасителя (Лк.17,21). К ищущим Его Царствия Он глаголет: се гряду скоро, мзда Моя со мною есть (Апок.22,12). Коль скоро Он, премилосердый, благодатею Своею посетит сердце верующего, тогда же исполняет оное радостию неизглаголанного и прославленною (1Петр 1,8), препобеждающею все скорби крестной жизни. В будущем веке только совершится небесная радость святых, и ныне сокровенная в сердцах их, тогда откроется во всей полноте своей. Посему-то Апосто Павел говорит о себе: мы есмы яко скорбящее, присно же радующееся (2Кор 6,10). Посему-то Апостолы, когда призваны были в сонмище иудейское и иудеи бивши
их запретиша им не глаголати о имени Иисусова. Они же идяху радующеся от лица собора, яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестия приятии (Деян.5,40-41). /44/
Эти девять новозаветных заповедей, носящих название Заповедей блаженства, представляют собою в сокращенном виде как бы все Еванглие.
Характерно их отличие от десяти ветхозаветных заповедей. Там говорится преимущественно о внешних поступках человека и налагаются строгие запрещения в категорической форме. Здесь говорится преимущественно о внутренней настроенности человеческой души и излагаются не требования в категорической форме, а лишь условия, при соблюдении которых достижимо для человека вечное блаженство.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.Архиепископ Аверкий (Таушев) Четвероеванглие. Руководство к изучению Священного писания Нового завета. Стр.115 Москва. 2010.
2.Митрополит Филарет (Дроздов) Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви. Стр.87 Москва. 2005.
3. Архиепископ Аверкий (Таушев) Четвероеванглие. Руководство к изучению Священного писания Нового Завета. Стр.116 Москва. 2010.
4,Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Том 1. Стр.592 Спасо-Преображенский Мгарский монастырь. 2001.
5.Святой праведный Иоанн Кронштатский «Моя жизнь во Христе».Стр.192 Москва. Сретенский монастырь. 2008.
6.Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) Беседы на Святое Еванглие.Стр.254-255 Москва. 1998.
7.Архиепископ Антоний (Михайловский) «День за днем. Дневник православного священника» Стр.322 Ростов-на-Дону. 2009.
8.Святитель Игнатий (Брянчанинов) Аскетические опыты. Том 1. Стр.592 Спасо-Преображенский Мгарский Монастырь. 2001.
9.Архиепископ Аверкий (Таушев) Четвероеванглие. Руководство к изучению Священного писания Нового Завета .Стр.116 Москва. 2010.
10.Митрополит Филарет (Дроздов) Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви. Стр.88 Москва. 2005.
11.Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) Беседы на Святое Еванглие. Стр.256 Москва. 1998.
12.Святитель Игнатий (Брячанинов) Аскетические опыты Том.1 Стр.592 Спасо-Преображенский Мгарский монастырь. 2001
13. Творения. Святой преподобный Ефрем Сирин. Полное собрание. Том 1.Стр.259-260 Единецко-Бричанская епархия. 2002.
14.Архиепископ Аверкий (Таушев). Четвероеванглие. Руководство к изучению Священного писания Нового Завета. Стр.116 Москва. 2010.
15.Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты Том.1 Стр.593 Спасо-Преображенский Мгарский монастырь. 2001
16.Творения. Святой преподобный Ефрем Сирин. Полное собрание. Том 1. Стр.48 Единецко-Бричанская епархия .2002.
17.Святой праведный Иоанн Кронштатский. «Моя жизнь во Христе» Стр.534. Сретенский монастырь .Москва. 2008
18.Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров). Беседы на Святое Еванглие.Стр.268 Москва. 1998.
19.Архиепископ Антоний (Михайловский). « День за днем. Дневник православного священника» Стр.286-287 Ростов-на-Дону. 2009.
20.Митрополит Филарет (Дроздов). Пространный катехизис православной кафолической восточной церкви. Стр.90-91 Москва. 2005.
21.Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) Беседы на Святое Еванглие Стр.270-272 Москва .1998.
22. Там же. Стр.274-275.
23.Святитель Игнатий (Брянчанинов) Аскетические опыты. Том 1. Стр.593 Спасо-Преображенский Мгарский монастырь. 2001
24.Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров). Беседы на Святое Еванглие. Стр.276.Москва .1998.
25.Митрополит Филарет (Дроздов). Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви. Стр.91-92. Москва. 2005
26.Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) Беседы на Святое Еванглие Стр.277-278 Москва .1998.
27.Там же. Стр.279-280
28. Там же. Стр.282-283
29.Святитель Игнатий (Брянчанинов) Аскетические опыты. Том.1 Стр.593 Спасо-Преображенский Мгарский монастырь. 2001
30.Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров). Беседы на Святое Еванглие. Стр.284-285 Москва .1998
31.Там же. Стр.287
32. Там же. Стр.288
33.Там же. Стр.289
34.Там же. Стр.290-291
35.Архиепископ Аверкий (Таушев). Четвероеванглие. Руководство к изучению Священного писания Нового Завета. Стр.116 Москва. 2010
36.Митрополит Филарет (Дроздов). Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви. Стр.93 Москва. 2005.
37.Митрополит Киевский Филарет (Амфи0театров) Беседы на Святое Еванглие.Стр.292 Москва .1998
38.Там же .Стр.294
39.Там же .Стр.295
40.Там же .Стр.296-297
41.Там же .Стр.300-301
42.Там же .Стр.302
43.Там же. Стр.303
44.Там же .Стр.303-306
45.Архиепископ Аверкий (Таушев).Четвероеванглие. Руководство к изучению Священного писания Нового Завета. Москва. 2010