Дневник поездки на место обретения Владимирской-Чугуевской иконы Божией Матери – святыни Слобожанского края

thumbnail of 2011-08
ПВ № 08(41) 08-2011.pdf А.Станкевич

Как богат Слобожанский наш край древними святынями – чудотворными иконами: икона Спаса Нерукотворного, иконы Божией Матери: Озерянская, Песчанская, Ахтырская, Каплуновская, Высочиновская, Михайловская, Елецкая-Харьковская, Владимирская (с. Кочеток Чугуевского р-на)… Вот о ней, о Владимирской иконе, хотим вам поведать то, что узнали сами, бережно собирая каждое зернышко-словечко.
В пятницу, 5 августа 2011 г., утро выдалось пасмурным и прохладным, но к назначенному времени собрались в издательстве все паломники, как один, сели в «приличный экипаж» и отправились в путь. Курс – Владимирско-Богородичный храм села Кочеток Чугуевского района. По дороге соборно читали акафист Пресвятой Богородице. Глазом не успели моргнуть, как вот он – старый добрый Кочеток. При въезде золотой петушок-кочеток, под стать названию. Так и хочется приговаривать: «Кочеток – золотой гребешок». Добрые люди указали, как проехать к храму. Вот его купола уже видны из-за крон свежей зелени деревьев… Какой красавец! Прямо кусочек Царства Небесного на земле, дом Божий на земле, ковчег нашего спасения.Стоит в лучах утреннего солнца, весь соткан из света и тепла, которое от одного взгляда разливается по сердцу нездешней радостью.
Мачта колокольни смело выступила вперед острием купольного креста, проткнув зазевавшиеся сахарные облака. Остальные пять луковиц мирно и чинно весели на крыше изящного голубеющего храма.


Пока мы изучали окрестности храма, любуясь живописными видами со всех сторон и охотясь с «фоторужьем» за «символом» Кочетка – рябым петухом, мирно пасущимся со своим благородным семейством на фоне храма (даже неловко было от удивленных взглядов местных жителей, но чем непожертвуешь ради удачного снимка к статье в лю- бимую газету?), – врата отомкнули и Богородичный ковчег распахнул нам свои объятья.
С трепетом переступили порог и припали к подножью древней Слобожанской святыни – чудотворному списку Владимирской иконы Божией Матери. Как после долгой разлуки облили теплыми слезами ненаглядный образ.
Из истории обретения
В версте от с. Кочетка существовала с конца 18 ст. Владимирская пустынь
.
Икона, во имя Владимирской Божьей Матери, сделавшая край сей столь известным и храм свой славным, не сохранила о себе достойных преданий явленная ли она, или чудотворная. Можно смело утверждать, что всеобщая вера и благоговение к ней православных христиан всех возрастов и состояний не только окрестных мест но и отдаленных, имеют свое священное основание в глубокой древности: «Над утесом, из-под коего и теперь струится чудесный источник, выдавался корень срубленного дерева – здесь-то один из благочестивых иноков монастыря, бывшего на вершине противолежащей горы, обрел стоящую Икону Владимирской Божией Матери и с благоговением принес оную в обитель. Будучи поставлена в церкви, она в первую же ночь оказалась на месте своего явления, будучи опять взята и поставлена в церкви, паки оказалась на том же месте. Желая иметь сие сокровище в своей обители, благочестивые иноки соборно дали пред священным изображением ее обет – в день памяти ее 21 мая и 23 июня, – торжественно поднимать ее, принося на место явления и совершать здесь во славу ее молебное пение.Тогда Икона оставалась в церкви. Почему и по перенесении монастыря на настоящее место, священный, по преданию, обет оный исполнялся неукоснительно, пока, наконец, достиг того торжественного обряда, который теперь совершается в год, в силе таинства. По особенному усердию, в летнее время, почти ежедневно, богомольцы, возлагая на себя привесочки, кои принесены по обету от разных лиц, как бы в дар Богоматери, поднимают ее на корень (так в простонародье называют прежнее место явления Иконы) к источнику, где совершаются благопотребные прошения. Во время святых постов, особенно летних, с дальних даже мест Украины, число говеющих по обету, подобно как и в монастырских обителях, весьма значительно. Но кто без сердечного умиления может взирать на бесчисленное стечение народа Божия с разных отдаленных мест – во дни престольной памяти ее – 21 мая и 23-го июня, – когда она торжественно переносится к чудесному источнику?…».
О крестном ходе с Владимирской иконой Божьей Матери на место обретения вспоминал в своей книге «Далекое и близкоe» художник Илья Ефимович Репин, как он в детстве ходил в Кочеток, с мамой Татьяной Степановной: «Когда мы жили еще в Осиповке, часто в большие праздники мы ходили с маменькой в Кочеток, верст за семь от Осиповки. Чтобы поспеть к обедне, надо было выйти из дому с восходом солнца. Когда мы, поднявшись, проходили через весь город и солнце начинало уже припекать, мы с удовольствием входили в кленовый густой лес под Кочетком и поспевали до начала благовеста.
Дорогою маменька много рассказывала превосходных историй из жизни святых. Она знала очень много хороших поучений святых отцов. Дорога была очень интересна. После длинной службы в церкви явленную икону несли на колодец. По тенистому лесу толпа рассыпалась, и так красиво, пятнами, освещалась в густом орешнике. Мальчишки звонко хлопали ладонями по кленовым листьям. Маменька тоже начала хлопать ими, на обратном пути я все учился, но у меня не выходило.
Было уже очень жарко, когда мы возвращались домой. Когда мы доходили до Креницы, садились отдыхать. Маменька развертывала чистый платочек, доставала свежую просвиру «за здравие», отламывала от нее по кусочку, и мы ели, запивая ключевой водой. Какая водица! Холодная и чистая».
Крестный ход оставил глубокий след в душе художника, что отразилось в его картине «Крестный ход» и ее варианте картине «Крестный ход в дубовом лесу». Осенью 1876 г. И. Репин приехал в Чугуев и снова увидел крестный ход. Именно этим годом датирована картина «Крестный ход. Явленная икона», которая ныне находится на хранении в Государственном Русском музее.
Главный начальник южных поселений генераллейтенант барон Энгельгардт 4 декабря 1858 г. обратился к архиепископу Харьковскому и Ахтырскому Филарету с предложением от Начальника харьковского поселения с заключением местного Благочинного, относительно учреждения крестного хода из с. Кочеток в г. Чугуев и обратно с перенесением Чудотворной иконы во имя Владимирской Божьей Матери. Икона эта во дни престольного праздника 21 мая, 23 нюня и 26 августа торжественно переносится к источнику (на корень). В эти дни стекается огромное число богомольцев из окрестных селений и из отдаленных мест. Жители г. Чугуева предложили также переносить эту икону крестным ходом в Чугуевский Покровский собор, а также переносить ее в эти и другие храмы г. Чугуева для удобства жителей. Это поможет также увеличить доход, ведущий к украшению и благолепию храмов. Предлагалось переносить икону 12 сентября, в день Воздвиженской ярмарки, и оставлять до 26 апреля. Последняя дата рассчитана с тем, что 23 апреля переносится в Куряжский монастырь Чудотворная Озерянская икона Божьей Матери, и богомольцы будут после этого стекаться в Чугуев для участия и в переносе Владимирской иконы в Кочеток.
«Владимирская-Чугуевская икона прежде находилась в Чугуевском монастыре на бере- гу р.Донец. После упразднения монастыря икону перенесли в приходскую церковь бывшего монастыря местечка Кочетка. Списки Владимирской иконы находились также в г.Валуйки и в с. Мартовая Волчанского района Харьковской области (А. Парамонов. Владимирско- Богородичный храм в с. Кочеток).
Вы только посмотрите! В 1611 г. Пресвятая Богородица впервые посетила тогда еще запустелый наш край, подарив ему «купель Силоамскую» – Озерянскую, живоносный источник, который растекался по всей родной сторонушке, сопровождая Ее твердое шествие. Там, где Она прошла Своими стопочками, – оставляла чудотворные иконы и ключи святой воды, а вслед за ней поднимались воины Христовы и за своей Взбранной Воеводой крестным ходом, продвигаясь все дальше и дальше по небесной лествице, да прямо в Царство Небесное!
P.S. А названьице-то пошло не от кочета: «Название Кочеток пошло от колодезя, который очевидно использовался сторожами станичников, или не служилым населением вроде охотников и бортников…» (Филарет. «Историко-статистическое описание епархии» // ХЧМГУ. – 2006 г. – Т. 3. – С. 112).
Православное христианство