Слово в неделю восемнадцатую по Пятидесятнице

Лк. 5,1
Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его от-плыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
Симон сказал Ему в ответ: Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, что¬бы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших това-рищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.
В евангельском чтении нынешнего дня рассказан частный случай о том, как были призваны Иисусом Христом на апостольское служение великие Его ученики Петр, Андрей, Иоанн и Иаков. Эти четыре человека были трудящиеся, трезвые и деятельные работники-рыболовы. Вместе, как честные товарищи, они помогали друг
другу. Изо дня в день направлялись к Генисаретскому озеру и ввергали в его воды рыболовные сети. Скромный промысел рыболовов честно оплачивал их заработок, давал средства питать и содержать семьи. Не заглядывая в далекую будущность, эти дружные товарищи смиренно и без ропота продолжали делать то самое дело, которым занимались их деды и отцы. И вот однажды, говорит Евангелие, они находились у своего ремесла: одни чинили, а другие вымывали сети. К ним подошел Иисус Христос. При Нем, по Его слову, закинуты были сети в воду, и лов был настолько счастлив и обилен, что привел в ужас и изумление этих четырех тружеников. Однако восторженно-возбужденное состояние, вызванное счастливой ловитвой, недолго длилось. Его сменило иное чувство, более возвышенное, такое, которое, если малой искоркой раз западет в душу, то уже никогда не потухнет. Это чувство истины. Раз узнал человек к ней дорогу, он уже не пойдет по другому пути. Раз оно осветило мысль и расположение, как уже человек все готов оставить, все готов вынести, выстрадать, но уже не отойдет от истины. Обретенная истина становится для него целью жизни и существования, тем именно, что у евангелистов называется путем жизни.
Иисус Христос Своей беседой осветил истину перед четырьмя рыболовами так явственно, что они, не задумываясь долго, оставили и сети рыболовные, и свои семьи и пошли за Иисусом Христом с тем убеждением, чтобы Его никогда не оставлять. Следовательно этот момент беседы Иисуса Христа был для них решительным, определившим для них путь жизни.
1. Когда мы читаем об этом событии, то у каждого из нас невольно может явиться вопрос: своей ли мы идем дорогой, своей ли думаем мыслью, или же жизнь наша есть не более и не менее, как условное сцепление разных случайных обстоятельств; среди них мы те рабы, которых чья-то могучая рука и воля заставляет везти колесницу жизни. Чтобы приблизиться к разрешению загадки, в высшей степени полезно внимательное чтение Слова Божия. Оно входит в душу могучей силой отрады, успокоения, наставления и истинного вразумения. Бывали примеры неоднократные, что, под благодатным впечатлением этого Слова, человек не только успокаивался, но нравственно перерождался. В Слове Божьем всегда находятся образцы и примеры добродетелей, таких именно добродетелей, которые в состоянии исполнить каждый из нас, — по своим дарованиям и по своему направлению. Кратко сказать, Слово Божие именно владеет знанием непогрешительно уяснять каждому из нас жизненный путь.
2.
В нынешнем же Евангелии указывается и другое средство, вразумляющее человека об его истинном направлении. В Евангелии сообщается, что четыре ревностные рыболова, потрудившись со всем усердием всю ночь на озере, остались без улова. Так часто у множества людей вся их жизнь представляется трудом бесполезным. Силы телесные и силы душевные расходуются без видимого удовлетворения. Проходит молодость без цвета, и являются годы зрелости без всякого плода. Это существование, в высшей степени тяжкое, в большинстве случаев налагает на характер или печать некоторого отупения, или той раздражительности, которая подтачивает нравственное настроение человека. Если бы человек захотел раздуматься над собой, оставивши позади себя самолюбие, если бы захотел взглянуть на себя при свете Слова Божия, то в своей ежедневной и долгой борьбе он мог бы заметить ту истину, что он сам во всем виноват, потому что небрежно пропускал моменты, в которые он мог бы у жизни взять известную долю счастья. В большинстве случаев жизненная неудовлетворенность объясняется или порывистой опрометчивостью, которая в молодых летах безжалостно мнет и рвет цвет жизни, или тем крайне холодным себялюбивым воззрением на жизнь, которое сердцу так тяжело и опасно, как сильный мороз для нежного и зреющего плода. В подобных случаях крайне необходимо человеку правильное возбуждение душевных сил, которое возможно при правильном чтении или слышании Слова Божия. Этим способом можем для себя уяснить причину тех явлений, что у многих людей Бог видимо отнимает Свое благословение от их трудов и все их усилия и старания делает тщетными.
3.
Нынешнее Евангелие представляет еще замечательную мысль, которую нельзя обойти вниманием. Четыре работника провели целую ночь в труде напрасном. И, может быть, такая неудача уже постигала
их многократно. Но вот, нечаянно, не в условный час работы, те же самые работники, чтобы не ослушаться слов Учителя, закидывают сети, и они без больших усилий получают больше, нежели могли себе представить. Неожиданное счастье произвело в них изумление и ужас. Бывают и в нашей жизни подобные явления. Мы видим, что Бог благословляет труд и заботы многих людей земными дарами в таком обилии, что сами эти люди удивляются и не знают, откуда нисходит на них такая благодать. Вот такие и подобные им моменты бывают в жизни каждого человека. Ему нужно их ловить. Нечаянное счастье он должен считать знаком Божественного призыва к сообразному и достойному исполнению лежащих на нем обязанностей. Говорят, что нечаянный клад сокровища нужно брать осторожно: иначе, говорит поверье, клад уйдет или не послужит добру. Осторожно и внимательно следует брать и те блага земные, которые посылаются к нам “свыше от Того, у Которого даяние есть благо и дары ” (Иак. 1,17). Мысль о
всемогущем Боге, дающем и отнимающем, должна всегда быть с нами. Человек, принявший дар нечаянного счастья, должен его хранить, как святыню, должен благоговейно видеть в этом не каприз случайности, но истинное Божеское хотение, Промыслительное попечение Его о человеке. В жизни, к сожалению, многие поступают иначе. Оттого для многих людей утрачена самая способность радости. Они или ее принимают как младенцы, порывисто, без рассуждения, или же подобно тем неблагодарным и себялюбивым детям, которые ничем не довольны, готовы брать в свою пользу оброк с отцов и матерей, как законную свою часть.
Вообще, из слышанного нами Евангелия научимся, что в нашей жизни непременно есть след Божией премудрости. Во всем, с нами случившимся, мы должны видеть высшее начало, такое намерение Про-видения, которое Бог проявляет на человеке тем или другим образом. Аминь.

Протоиерей Валентин Амфитеатров