История обретения
«…Икона, во имя Владимирской Божьей Матери, сделавшая край сей столь известным, и храм свой славным, не сохранила о себе достойных преданий явленная ли она, или чудотворная? Можно смело утверждать, что всеобщая вера и благоговение к ней православных христиан всех возрастов и состояний не только окрестных мест но и отдаленных, имеют свое священное основание в глубокой древности: «Над утесом, из под коего и теперь струится чудесный источник, выдавался корень срубленного дерева – здесь то один из благочестивых иноков монастыря, бывшего на вершине противолежащей горы, обрел стоящую Икону Владимирской Божией Матери и с благоговением принес оную в обитель. Будучи поставлена в церкви, она в первую же ночь оказалась на месте своего явления, будучи опять взята и поставлена в церкви, паки оказалась на том же месте. Желая иметь сие сокровище в своей обители, благочестивые иноки соборно дали пред священным изображением ее обет – в день памяти ее 21 мая и 23 июня, торжественно поднимать ее, принося на место явления и совершать здесь во славу ее молебное пение. Тогда Икона оставалась в церкви. Почему и по перенесении монастыря на настоящее место, священный, по преданию, обет оный исполнялся неукоснительно, пока наконец достиг того торжественного обряда, который теперь совершается в год, в силе таинства. По особенному усердию, в летнее время, почти ежедневно, богомольцы, возлагая на себя привесочки, кои принесены по обету от разных лиц, как бы в дар Богоматери, поднимают ее на корень (так в простонародье называют прежнее место явления Иконы) к источнику, где совершаются благопотребные прошения. Во время святых постов, особенно летних, с дальних даже мест Украины, число говеющих по обету, подобно как и в монастырских обителях, весьма значительно. Но кто без сердечного умиления может взирать на бесчисленное стечение народа Божия с разных отдаленных мест – во дни престольной памяти ее – 21 мая и 23-го июня, когда она торжественно переносится к чудесному источнику?…».