Ибо [Он] [поступит] как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.
По долгам времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
Господин его сказал ему; хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет;
а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Нынешнее Евангелие в высшей степени поучительно. Оно содержит в себе проповедь Господа нашего Иисуса Христа о необходимости всем трудиться, ибо всем нам от природы даны таланты, т.е. способности, силы и дарования. Все мы должны трудиться не для себя, а для других, на том основании, что другие трудятся для нас.
Христос перед своими страданиями молился, чтобы все Его ученики и последователи объединились друг с другом взаимной любовью. Эту заповедь о взаимной любви в особенности уяснил и преподал верующим св. апостол Павел. Он, обращаясь к христианам, говорил: “Вы составляете члены одного и того же тела:«едино тело есмы о Христе, а по единому друг друга уди»” (Рим. 12, 5). Как члены в теле, несмотря на разность назначения, помогают и поддерживают друг друга, так и на свете люди всякого состояния и всех сословий одни для других необходимы. В Божьем мире лишних, безненужных людей нет. Каждый из нас обязан восполнять недостатки и нужды другого. Такое назначение дано Господом человеческому роду; для этой цели и даны Им таланты, каждому по силе.
И всем нам должно быть понятно, каким бесчестием покрывает человека праздность или леность. В книгах, написанных св. отцами и учителями церковными, люди праздные приравниваются к уродливому наросту на теле, бесполезно потребляющему его соки; “люди бездельные, — говорит св. Димитрий Ростовский, — это шмели, похищающие мед у трудолюбивых пчел, — это чужеядное растение, отнимающее у дерева питательные его соки; это — тяжелые камни, разбросанные по плодородной ниве, занимающие место и не дающие растить полезные произведения”.
Более всех пороков Слово Божие внушает бояться безделья и праздности. Они губят нашу душу и лишают вечного спасения. Приметьте, — праздный человек всегда почти лжец; он же хранитель всяких нелепых слухов, сплетен, злых толков и перетолков. У рабочего человека время рассчитано; оно для него дороже денежного капитала. Если бы все матери повнимательнее были к воспитанию детей, если бы все домохозяйки усерднее были к своим обязанностям, то пересудов на свете было бы меньше, следовательно, и наше общество более подходило бы к заповеданному Иисусом Христом уставу. Кто любит труд и привык занятия считать уроком своей жизни, того не коснется скука, не повлечет она его к невоздержанности. У трудолюбивого человека всегда есть дело, всегда есть полезное занятие. Его место или дома за работой, если же он вне дома, — то вызван работой. У человека же праздного всегда досужно время на час, называемый безвременным отдыхом, и на многочасовое гостевание. На этом-то безделье являются разнообразные искушения и соблазны, готовые отнять невинность и честь у беспорочного юноши, у невинной девицы, готовые из души взрослых мужчин и женщин сделать вертеп разбойничьих помыслов и распутных желаний.
Истинный христианин вполне должен быть тружеником с утра до вечера. Только “трудящийся да ест”, — говорит св. ап. Павел. Честный труд — это плотная дверь, которой человек закрывает вход к себе непримиримому нашему супостату — диаволу! Труд — это оброк и истинная подать за грехи наши, за грехи родителей и детей наших! Над нами благодать Божья: она даст нам силы приумножать таланты, которыми нас наградил без нашей заслуги Господь, каждого по силе и способностям. Аминь.
Протоиерей Валентин Амфитеатров