Лк. 12,16-21
И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так [бывает] [с] [тем,] кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Что сотворю, яко не имам, где собрати плодов моих ” (Лк.
12, 17). Валентин Амфитеатров
Вот какое горе, — дума и забота! Поля богатому человеку принесли обильный урожай. Богач не знает, куда девать плоды.
Ангел-хранитель говорит ему голосом совести: оставь свою думу. Взгляни вокруг, — сколько людей, обремененных семьями, сколько одиноких нищих, томимых голодом! Раздели между ними хоть те плоды, которые не вмещаются в житницах твоих, — сколько несчастных ты облагодетельствуешь, какую радость им доставишь, какую умилительную благодарность получишь!
Ангел ожидал. Совесть, сказав ходатайство за бедных и голодных, замолчала. Стал говорить с богачом диавол голосом страсти: “Построй новые просторнейшие житницы, собери туда все добро свое. Будет приятнее тебе”.
И разрешил свою думу богач последним советом. Стало ему весело; он стал мечтать; “я скажу, — говорил он, — скажу душе моей: душа! Много лежит у тебя добра на многие годы; покойся, ешь, пей и веселись; кажет-
ся, на земле нет желания, которое я не мог бы привести в исполнение. Праздное спокойствие, веселье, наслаждение — впереди на многие и многие годы!”
Но снова стала говорить совесть, по внушению ангела-хранителя. Теперь голос совести стал строгим. Каждое слово звучало как бы упреком, ужасало: “Безумный! Богу так угодно: в эту же ночь ты перестанешь желать! Завтра в этот час ты будешь холоден, как камень, лежащий на сырой земле, потому что будешь мертвецом! А «яже уготовал», кому будет?”
Евангелие не сообщает, как поступил богач. Назидание же евангельское ясно, просто и для нас обязательно, как долг.
Мы знаем, что не редкость видеть людей, долгие годы своей жизни употребляющих на скопление богатства, на то, чтобы наживать и наживать и под старость жить в свое удовольствие. Но они забывают про одно условие человеческого существования: человеческая жизнь не зависит от имущества. Кажется, всякому известно, что ни одному человеку в мире не доставляло богатое имущество покоя и здоровья. Ни один богач не может сказать: “я нашел бессмертие в обладании капиталом, землями, мне ничего не нужно”. Нет! Желания разрастаются с потребностями. Чаще истинный покой живет в хижине и шалаше, нежели в высоких, внешне торжественных чертогах. — Забота о здоровье реже посещает бедного, нежели человека достаточного. Последний ищет его посредством всевозможных искусственных средств (напр., искусственной перемены климата, в далеких, теплых краях, в тщательно измеренной градусами комнатной температуре), а бедных пользует природа.
Наживать богатство нелегко, сохранить его еще труднее. Приумножающий богатство копит его, являясь таким образом презренным корыстолюбцем, проводящим бессонные ночи, переносящим иногда унижения, претерпевающим произвольные лишения. Сколько тревог испытывает накопивший богатство! Сердце его страдает от того, что может их истребить моль, съесть ржавчина, могут подкопаться под его кладовые воры, может произойти пожар, и от одной искры огня все превратится в пепел. Если приумножающий богатство скажет, что его имущество обеспечено от всяких случаев внезапности, то покойна ли будет его душа, когда воспоминания будут ему говорить о способах, какими приобретено богатство? Чаще всего оно идет от слабого к сильному нередко с притеснением, неправдой, путем лживости и обиды. А пересуды
людей, а общественное мнение? Они не прощают скопившим богатство. Следовательно, чаемого спокойствия богатый человек от своих прибытков не получает.
Человек создан для общежития. Скопивший богатство обращение с людьми равного состояния считает для себя узким. О, сколько мы знаем людей, бывших истинными друзьями, делившими и радость и горе вместе, когда они были взаимно нуждающимися, но приумножение внешнего благосостояния развело их до встречи их в области вечности. Там, где прежде была простота, взошло недоверие. Ясность, улыбка их дружбы исчезли: они идут иными путями. Из-за чего произошла перемена? Только из-за того, что один стал имущим, а другой остался в рядах неимущих или полуимущих.
И для богатого, и для бедного приходит конец. Смерть берет дань жизни. Богатые получают от окружающих их льстецов столько благих пожеланий, что не предвидится как бы и конца жизни для них. А между тем оглядитесь: царь и воин, здоровые и убогие, нищие и пресыщенные, — два века не живут. Богатые чаще болеют, нежели люди, ведущие скромный и правильный рабочий образ жизни. Это свидетельствуют опыт и наука.
Кому страшнее умереть: богатому или бедному? Для обладающих земными благами смерть до того страшна, что они всеусиленно удаляют мысль о ней. Трудно близким к ним людям напомянуть им о предстоящем переходе в область вечную. Предсмертные терзания их совести поистине люты. Да, смерть грешников люта. Пророк Иезекииль говорит богачу: “Увы! Ни серебро, ни золото бессильны избавить тебя в день гнева Господня” (Иез. 7,19). А Спаситель наш произнес: “Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою” (Мк. 8,36).
Как же быть? — спросите вы. — Жить сообразно с евангельским учением. Собирайте сокровища христианских добродетелей, в залог блаженной вечности, чтобы во всякое время, в какое ни явится наш ангел за нашей душой, мы могли встретить смерть не в ужасе, как тирана, разбойника, отнимающего у нас жизнь, но как доброго слугу, явившегося нам помочь “совлечься ветхого человека и облечься в нового”. Чтобы каждый из нас мог сказать в последний час своей жизни: “Прощай, земля! Слава Тебе, Господи, показавшему нам свет!” Аминь.
Валентин Амфитеатров