ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ

Святой Праведный Иоанн Кронштадский

Для облегчения подвига поста святая Церковь установила износить в самой средине поста животворящий крест Господень. Кто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего козни диавола, действующего на нашу душу через разные помыслы, наводящие великую печаль, особенно тем, которые еще нетверды и несовершенны в христианской жизни. Вот таких-то постников да утешит изнесенный ныне для поклонения, и для сердечного взирания, и лобызания животворящий крест Господень и да облегчит их подвиг.
Да не лишатся утешений его и все не постящиеся истинным постом и вовсе непостящиеся; да притекает каждый с верой и любовью и да лобызает на нем Спасителя. Да научит всех с креста Своего божественный Страдалец важной обязанности христианина — посту и умерщвлению грехолюбивой плоти нашей. Так как крест сам собою вызывает слово о любви, то мы ныне скажем что-либо о величии к нам Божией любви, явленной на кресте, чтобы возбудить в хладных сердцах христиан любовь к Богу и к жизни достойной христианина. В самом деле, какая бездна любви Бога Творца выразилась на кресте к твари Своей — человеку! Творец неба и земли, всего видимого и невидимого, Тот, Кто засветил на небе солнце, месяц и бесчисленное множество звезд; Тот, Кто разлил воздух для дыхания всего живущего, Кто разлил воды по лицу земли, Кто покрывает растительностью всю землю и плодит, растит о и питает всех живых тварей — единородный Сын Бога — изволил сделаться человеком для спасения падшего по своей воле от жизни в смерть человека; терпит за него страдания на кресте самые мучительные и смерть самую поносную, чтобы Его страдания вменены были правосудным Отцом Небесным, как бы собственные страдания всего человечества всех времен и мест и чтобы, таким образом, преданное Ему верой и любовью человечество избавилось от невообразимых вечных мучений в аду и от смерти второй. Человек с непотемненными сердечными очами, видя такую бесконечную любовь великого, всемогущего Бога к грешному человеку, не может не плакать от чувства беспредельной любви Божией и льет слезы любви и благодарности, не имея что принести больше своих слез Тому, Кому дороги наши слезы любви. Но чем же большая часть из нас отзывается на такую любовь Божию? Бесчувственностью, готовностью второй раз распинать Сына Божия всеми возможными пороками, угодливостью своей грешной плоти самою усиленною, так что большая часть из нас, как бы забыв о страданиях крестных Господа Иисуса Христа, живет вовсе не для Неба и не для души своей, а для земли и для тела своего, и едва-едва, по установлению Церкви, соглашается отказывать своей плоти в лишней пище и питии только несколько дней. Итак, мы сами всеми мерами идем прочь от своего спасения: Спаситель пострадал за нас на кресте, но мы не хотим и знать этих страданий; заповедал Он нам для нашего спасения взять каждому свой крест и следовать за Ним к Небесной славе, а мы и слышать не хотим. Указано нам, как лекарство, умерщвление плоти нашей со страстями и похотями, но мы еще сильнее стараемся удовлетворять своим страстям, исполнять свои похоти. Что же? Таков будет и конец. И поглощены будем вечным огнем и не получим ни капли прохлаждения в геенском пламени за то, что здесь имели все возможные прохлаждения, все возможные удовольствия для грешной плоти. Не дай Господи! Скорее за крест, пока Распятый на кресте еще продолжает к нам Свои милости! Аминь.