Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.). Молитва кающагося грѣшника. Поученіе въ одинъ изъ воскресныхъ дней Великаго поста.

Не отврати лица Твоего отъ отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя, вонми души моей и избави ю (Псал. 68, 18-19).

Поучения, говоренные в Костроме в 1897 году Епископа Виссариона. М., 1899Сей стихъ, подъ именемъ прокимна поемый на вечерняхъ воскресныхъ дней великаго поста, заимствованъ изъ 68 псалма. Въ семъ псалмѣ Давидъ оплакиваетъ свое бѣдственное положеніе. Онъ во время возмущенія сына его Авессалома принужденъ былъ бѣжать изъ Іерусалима босымъ, одѣтымъ во вретище, на пути встрѣтилъ измѣнника, осыпавшаго его бранью и бросавшаго въ него камни, и искалъ дароваго убѣжища у одного изъ остававшихся вѣрными ему подданныхъ. Послѣ придворной жизни и царской роскоши пришлось ему вести жизнь странника, бѣднаго и безпомощнаго. Положеніе тяжелое, тѣмъ болѣе горькое, что виновникомъ его несчастія, главнѣйшимъ врагомъ его былъ родной сынъ. Понятно, какъ сильно скорбѣлъ Давидъ. Но онъ не приходилъ въ отчаяніе. Свою скорбь онъ возвѣщалъ предъ Богомъ, не терялъ надежды на Его милость и умолялъ Его, чтобы Онъ не отвратилъ лица своего отъ него, призрѣлъ на него окомъ милосердія, пожалѣлъ его, какъ отрока своего, т. е. вѣрнаго раба своего, чтобы услышалъ его мольбу поскорѣе и избавилъ душу его, т. е. чтобы спасъ его отъ смерти. Давидъ могъ думать, что попадетъ въ руки враговъ и умретъ отъ нихъ насильственною смертью. Одна была у него надежда въ его безвыходномъ положеніи, — на помощь Божію, и Господь услышалъ его молитву, даровалъ ему побѣду надъ врагами, и онъ съ торжествомъ возвратился въ свою столицу.

Оплакиваемое Давидомъ бѣдственное его положеніе во время возмущенія Авессалома есть образъ бѣдственнаго или жалкаго состоянія души, обуреваемой грѣховными искушеніями и угрожаемой опасностію вѣчной погибели. Давидъ скорбѣлъ и искалъ утѣшенія въ упованіи на милость Божію. Слѣдовало бы и каждому грѣшнику подражать въ семъ случаѣ примѣру Давида, слѣдовало бы скорбѣть и плакать при мысли о своихъ грѣхахъ. И однакожъ многіе грѣшники совсѣмъ не испытываютъ этой скорби, совсѣмъ не чувствуютъ своего бѣдственнаго положенія. Они очень чувствительны бываютъ, испытывая житейскія бѣдствія. Они тяжко скорбятъ во время болѣзни и для исцѣленія не жалѣютъ никакихъ средствъ; но когда душа недугуетъ грѣхами, не чувствуютъ душевной боли. Житейскія бѣдствія какъ ни тяжки и ни многочисленны, суть скоропреходящія явленія, оканчиваются если не при жизни, то со смертію. Но бѣдственное состояніе души, коснѣющей во грѣхахъ, со смертію не только не оканчивается, но увеличивается, ибо нераскаянные грѣшники осуждаются на вѣчное мученіе. Они предаются неутѣшной скорби, впадая въ нищету, теряя близкихъ къ сердцу людей, терпя клевету, отнимающую у нихъ доброе имя; но ихъ нисколько не трогаетъ и не приводитъ въ смущеніе мысль о томъ, что по смерти они лишены будутъ участія въ благахъ небесныхъ, общенія со святыми, что и здѣсь на землѣ не хорошо имъ живется, но и въ вѣчности не ждать имъ никакой отрады. Они способны предаваться только земной скорби, но скорбь о грѣхахъ, сердечное сокрушеніе о томъ, что тяжко виноваты предъ Господомъ Богомъ и заслуживаютъ вѣчнаго осужденія, имъ недоступна. Обо всемъ они скорбатъ, только не о грѣхахъ.

Давидъ въ скорби о своемъ бѣдствіи умолялъ Господа чтобы скоро услышалъ его. Подобно сему и мы, скорбя о грѣхахъ, должны просить Господа, чтобы далъ намъ свою благодатную силу поскорѣе отстать отъ грѣховъ. Грѣшники упорные, хотя по временамъ пробуждается въ нихъ совѣсть и возбуждается скорбь о грѣхахъ, не спѣшатъ очистить отъ нихъ свою душу; у нихъ нѣтъ рѣшимости начать новую богоугодную жизнь. Имъ жаль разстаться съ грѣховными привычками. Они въ оправданіе свое говорятъ: «Богъ милостивъ, еще успѣемъ покаяться, время не ушло; придетъ старость, когда утратится у человѣка способность предаваться чувственнымъ наслажденіямъ, и тогда волей-неволей придется подумать о душѣ». Но какъ неосновательны и пагубны эти мечтанія, это отлагательство покаянія до неопредѣленнаго времени, показываютъ безчисленные опыты. Извѣстно, что многіе грѣшники, отлагавшіе покаяніе, поражаются внезапною смертію, не успѣвши покаяться; другіе же грѣшники, достигши глубокой старости, не только не исправляются, не еще больше закоснѣваютъ въ грѣховныхъ привычкахъ и если лишены возможности по прежнему предаваться плотоугодію, зато предаются корыстолюбію, скряжничеству, становатся раздражительными, несправедливыми, жестокими, и въ этомъ состояніи застаетъ ихъ смерть безъ раскаянія. О, никому не дай Господи дожить до такого состоянія, состоянія духовной безчувственности и безпечности. Какъ только пробудится въ насъ скорбь о грѣхахъ, немедленно потщимся начать борьбу съ ними, немедленно вступимъ на путь самоотверженія для успѣха въ этой борьбѣ, — и не надѣясь на свои силы для достиженія этого успѣха, опасаясь уклониться по малодушію съ новаго пути, пусть каждый изъ насъ вмѣстѣ съ Давидомъ взываетъ ко Господу: скоро услыши мя, т. е. поспѣши мнѣ на помощь, помоги мнѣ воспользоваться остающимся мнѣ временемъ жизни для истиннаго покаянія. Я не дерзаю увѣрять себя, что долго проживу на этомъ свѣтѣ. Можетъ случиться, что не доживу до завтрашняго дня. Не допусти, чтобы краткое время, назначенное мнѣ для жизни, прошло для меня безплодно. Скоро услыши мя, вонми души моей и избавь ее отъ вѣчной смерти.

Источникъ: Поученія, говоренныя въ Костромѣ въ 1897 году Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1899. — С. 49-51.