Елецкая-Харьковская икона Божией Матери

Елецкая-Харьковская икона Божией Матери

 
История обретенияКанонархимандрит Иоаникий Галятовский

Относительно обретения этого св. образа известно следующее. Когда преп. Антоний Печерский в 1060 году был изгнан из Киева великим князем Изяславом, он тайно удалился в пределы Чернигова. Там он искал себе на горах Болдиных пещеру и стал вести уединенную подвижническую жизнь. В это именно время им и была обретена икона Божией Матери. Он увидел ее на ели, сияющею светлыми лучами, так что она казалась окруженною огнем.

Благодаря содействию черниговского князя Святослава прп. Антоний на месте обретения иконы основал обитель и построил каменную церковь во имя Успения Богоматери.

В 1238 году татарские полчища Батыя вторгнулись в пределы русских владений и разрушили как церковь, так и обитель, основанные прп.Антонием. Елецкая икона, однако, сохранилась во внутренности монастырской стены.

После этого там, где подвизался преп. Антоний, более двух столетий виднелись лишь одни развалины. Только в 1470 году благочестивый киевский князь Симеон Олельникович возобновил Елецкий монастырь. Св. икона опять была поставлена в храме. Однако в начале XVII столетия Елецкий монастырь постигла та же участь, что и в XIII веке: он вторично был разрушен полководцем польского короля Сигизмунда III Горностаем. В это тяжелое время чудотворный образ Елецкой иконы Божией Матери совершенно утратился, и дальнейшая история его совершенно неизвестна христианскому миру.

Впрочем, есть еще другое известие, по которому св. образ еще раньше, когда в 1579 году, в Баториеву войну, Чернигов перешел в руки польского короля, – взял в Москву князь Барятинский, потомок черниговского князя Святослава Ярославича.

Во второй половине 19 века святитель Филарет (Гумилевский) записал с чьих-то слов такую версию обретения этой иконы: «…в 1687 году окольничий, князь Даниил Барятинский… был в походе против Крыма, на возвратном пути из похода сделался болен в Харькове и находясь близ смерти, отдал бывшую с ним св. икону Пресвятой Богородицы в харьковский Успенский собор.

Этот образ Божией Матери прославился многочисленными чудесами. На нем имеется весьма древняя надпись, сделанная киноварью: «Образ Пресвятая Богородица Елецкая Черниговская», а в древнейшей описи Успенского собора, сделанной в 1724 году, значится: «Образ чудотворной Пресвятыя Богородицы Елецкой; риза серебряная, позолоченная, подана курченином Финогеном Безходарным, а подсвещник позолоченный полковником Григорием Кветкою». Таким образом, древность этой иконы вне всякого сомнения.…»

Из «Истории Харьковской епархии 1850-1988» Матвеенко Михаила Павловича

«В Харьковском кафедральном Успенс­ком соборе хранилась древняя святыня – явленная и чудотворная икона Елец­кой Божией Матери. Время ее явления относится к 1060 г. Икона явилась в Болдиных горах около Чернигова, во время правления князя Святослава Ярославича, внука князя Владимира.

При нашествии Батыя икона была сохранена в стене Болдина монастыря. Когда Чернигов перешел к полякам и монастырь был разорен, икону как родо­вое достояние в 1579 г. взял князь Барятинский.

В 1687 г. князь Даниил Барятинский, командовавший новгородскими пол­ками, был в походе на Крым. Возвращаясь из похода, он заболел в Харькове и, находясь при смерти, пожертвовал бывшую с ним Елецкую икону Божией Ма­тери в Покровский собор. После перевода кафедры в Успенский собор перенес­ли туда и икону. Каждую субботу в соборе совершалось всенощное бдение и чтение акафиста перед поздней литургией. В 1905 г. архиепископ Арсений уста­новил чтение акафиста викарием, епископом Сумским. Празднование иконы совершается 5 февраля. Архиепископ Антоний в 1915 г. составил службу в честь Елецкой иконы Божией Матери.»

Описание Елецкой иконы Божией Матери историком Д.И.Багалеем

«…Икона – как бы особый перевод явления купины – с явно выраженной символизацией, хотя здесь, конечно, отмечается собственно явление иконы на дереве. Богородица с продолговатым овалом лица (бледного цвета), в красном хитоне и мафории и сапожках, стоящих на круглом подножии; тип ее лица – очень напоминает тот, что в западных иконах. Богородица поддерживает обеими руками Христа-Младенца, одетого в красную одежду, благословляющего на обе стороны. Нимб у него и Богородицы красный. Вокруг Богородицы огненный ореол с пламенем по концам, сделанным рельефом на фоне иконы. Ореол этот помещен на дереве среди листьев, ниже видно ясно ствол дерева. Фон иконы темно-красный, в верхней части от времени перешедший в черный. Нижняя часть иконы плохо сохранилась. Однако ясно видны здания по обеим сторонам дерева. Справа – церковь – трехкупольная, с фасадом в два этажа; слева башня и дом. С левой стороны читается надпись, сделанная крупным шрифтом: «Образ Пресвятыя Богородица Елецкия Черниговско» Икона, как полагаем, южно-русского происхождения. Размеры ее: 59Х46 см., толщ. 2 см.»*

* Д.И.Багалей, Д.П.Миллер «История города Харькова за 250 лет его существования».

День Празднования

В свое время, Высокопреосвященнейший Арсений (Брянцев) архиепископ Харьковский и Ахтырский (период правления с 8 февраля 1903г. по 28 апреля 1914г.) установил ежегодное празднование чудотворной иконы Елецкой Божией Матери (6/19 февраля), которая находилась в Успенском соборе («Архипастыри Харьковской епархии (1799-1999)»).

 

КАНОН

ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ИКОНЫ РАДИ ЕЯ ЕЛЕЦКИЯ,

ЯЖЕ ВО ХАРЬКОВЕ ГРАДЕ

ТВОРИМ ЖЕ ЕЙ ПРАЗДНЕСТВО МЕСЯЦА ФЕВРАЛЯ В 6 ДЕНЬ.

ТРОПАРЬ, ГЛ. 6-Й.

ТВОЕГО МИЛОСЕРДИЯ ДАРОВАНИЯ ВОСПОМИНАЮЩЕ, ВЛАДЫЧИЦЕ, И ТВОЙ ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ БЛАГОГОВЕЙНО ЛОБЫЗАЮШЕ, УПОВАНИЕМ ЖЕ ТВОЕЯ ПОМОШИ СЕРДЦА НАШИ ВЕСЕЛЯЩЕ, АКИ СРЕДИ НАС ПРЕБЫЮЩУЮ ТЯ ПОМЫШЛЯЕМ И ВЕРОЮ ТЕБЕ ВОПИЕМ: ТВОЕГО МОЛИ СЫНА И ГОСПОДА, ДА НАУЧИТ НАС ЗАПОВЕДИ ЕГО ВСЕГДА ТВОРИТИ И ЗЛЫЯ ИСКУШЕНИЯ ПОБЕЖДАТИ И ТЕБЕ ПРЕДСТАТЕЛЬНИЦУ НАШУ ДОСТОЙНО ПЕТИ И СЛАВИТИ ВО ВЕКИ, ДВАЖДЫ, И ПРАЗДНИКУ: РАБУЙСЯ, БЛАГОДАТНАЯ БОГОРОДИЦЕ ДЕВО, ИЗ ТЕБЕ БО ВОЗСИЯ СОЛНЦЕ ПРАВДЫ, ХРИСТОС БОГ НАШ, ПРОВЕЩАЯЙ СУЩИЯ ВО ТЬМЕ. ВЕСЕЛИСЯ И ТЫ, СТАРЧЕ ПРАВЕДНЫЙ, ПРИЕМЫЙ ВО ОБ’ЯТИЯ СВОБОДИТЕЛЯ ДУШ НАШИХ, ДАРУЮЩАГО НАМ ВОСКРЕСЕНИЕ.

ПЕСНЬ 1.

ИРМОС: ГРЯДИТЕ ЛЮДИЕ ПЕСНЬ ХРИСТУ БОГУ, РАЗДЕЛЬШЕМУ МОРЕ, И НАСТАВЛЬШЕМУ,ЯЖЕ ИЗВЕДЕ ИЗ РАБОТЫ ЕГИПЕТСКИЯ, ЯКО ПРОСЛАВИСЯ.

ПРИПЕВ: ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ СПАСИ НАС.

РАДУЙСЯ, БОГОРОДИЦЕ ВСЕПЕТАЯ, ВОСКЛИЦАЕМ ВЕРНИИ, НА ЧУДОТВОРНУЮ ТВОЮ ИКОНУ ВЗИРАЮЩЕ, ЯЖЕ РАДОСТЬ ПЕРВЕЕ ПРЕПОДОБНОМУ АНТОНИЮ ПЕЧЕРСКОМУ ВИДЕНИЕМ ТВОИМ ДАРОВАЛА ЕСИ И ПО НЫНЕ ПОДОБИЕМ ВИДЕНИЯ ТОГО, НА ДЩИЦЕ НАПИСАННОМ, ВСЕМ МОЛЯЩИМСЯ РАДОСТЬ ПОДАЯШИ, МОЛЕНИЯ ИХ БЛАГОСТНО ПРИЕМЛЮЩИ. 

АНТОНИЙ ПРЕПОДОБНЫЙ, ВО ИЗГНАНИИ НЕПРАВЕДНЕМ ТОМЛЯСЯ, ВЕДЕНИЕМ ЖЕ БОГОРОДИЦЫ СОВЕРШЕННОЕ ПРИЕМЫЙ УТЕШЕНИЕ, СИЕ НА ДЩИЦЕ НАПИСАТИ ПОВЕЛЕВАЕТ И ВО СВЯТУЮ ЛАВРУ ВОЗВРАЩАЯСЯ, ИКОНУ ЕЯ ОБИТЕЛИ ЧЕРНИГОВСКОЙ ВРУЧАЕТ, ЯЖЕ И ДО ДНЕСЬ ВО ГРАДЕ ХАРЬКОВЕ ОТ ВСЕХ СО БЛАГОГОВЕНИЕМ ЗРИТСЯ И ЧУДЕСА ИСЦЕЛЕНИЙ ИСТОЧАЕТ.

ДРЕВЛЕ ЗЛЫМ ТАТАРОМ НА ГРАД ЧЕРНИГОВ НАШЕДШИМ, ИКОНА МАТЕРИ БОЖИЯ ЧУДЕСНЕ В СТЕНЕ СОКРЫВАЕТСЯ И МНОГИМ ЛЕТОМ ПРОШЕДШИМ ПАКИ ХРИСТИАНОМ НА ПОКЛОНЕНИЕ ОТКРЫВАЕТСЯ, ЗРИ­ТЕ УБО, О, ЛЮДИЕ, БОГОМАТЕРИ ВЕЛИКУЮ СИЛУ, ЕЙ ЖЕ НЕ ВОЗМОГУТ НЕВЕРНИИ ПРОТИВОСТАТИ.

УГОДНИКА ТВОЕГО ВИДЕНИЕМ , ВЛАДЫЧИЦЕ, УТЕШИЛА ЕСИ, НАС ЖЕ ГРЕШНЫХ НЕ ЛИШИ ТВОЕГО ЗАСТУПЛЕНИЯ, АШЕ И НЕДОСТОЙНИИ СЕГО ЯВЛЯЕМСЯ, НО ПОКАЯНИЕ ТЕПЛОЕ ПРЕД СВЯТЫНЕЮ ТВОЕЮ ВОЗНОСЯШЕ, АКИ ЖЕНА ХАНАНЕЙСКАЯ НЕОТСТУПНО ТВОЕЯ ПРОСИМ ПОМОЩИ.

КАТОВАСИЯ: СУЩУ ГЛУБОРОДИТЕЛЬНУЮ ЗЕМЛЮ…

ПЕСНЬ 3.

ИРМОС: НА КАМЕНИ МЯ ВЕРЫ УТВЕРДИВ, РАСШИ­РИЛ ЕСИ УСТА МОЯ НА ВРАЗИ МОЯ, ВОЗВЕСЕЛИБОСЯ ДУХ МОЙ, ВНЕГДА ПЕТИ: НЕСТЬ СВЯТ, ЯКОЖЕ БОГ НАШ, И НЕСТЬ ПРАВЕДЕН ПАЧЕ ТЕБЕ, ГОСПОДИ.

ИНИИ ПРАВОСЛАВНЫЯ ВЕРЫ ВРАЗИ НА ПРЕДЕЛЫ -ЧЕРНИГОВСКИЯ ЧРЕЗ МНОГО ЛЕТ НАШЕДШЕ, ПОДВИГОША ВОЕВОДУ ГРАДА ТОГО ИКОНУ ЕЛЕЦКУЮ С СОБОЮ ВО ЦАРСТВУЮЩИЙ ГРАД ПОЯТИ, ПРЕДАНУ БЫВШУ ЧЕРНИГОВСКОМУ ПРЕДЕЛУ ЯЗЫКУ ЧУЖДЕМУ.

СИЯ БЕДЫ, О ВЛАДЫЧИЦЕ, РОД НАШ ИЗБА8И, ДА СВЯТЫНЯ ТВОЯ ВО ГРАДЕ ХАРЬКОВЕ УТВЕРДИВШИСЯ, В ТОМ НЕПОКОЛЕБЛЕНА ПРЕБУДЕТ ВО ВЕКИ И СЕРДЦА НАША УМИЛЕНИЕМ ИСПОЛНЯТИ НЕ ПРЕCTAHET.

ЯЖЕ В РОДЕ ВОЕВОДЫ ТОГО АКИ СТО ЛЕТ ИКО­НА ВЛАДЫЧИЦЫ ПРЕБЫВШИ, ЗАВЕЩАНИЕМ ВНУКА В СОБОРНУЮ ЦЕРКОВЬ ГРАДА ХАРЬКОВА ПОСТАВЛЯ­ЕТСЯ И ОТТОЛЕ МОЛИТВЫ ЛЮДЕЙ БОЖИИХ СИЮ, АКИ КРЫЛА ХЕРУВИМОВ,ПРИСНО ОКРУЖАЮТ.

БОГОРОДИЦЕ ПРЕЧИСТАЯ, АЩЕ И МНОГОГРЕШНИИ СУТЬ ЛЮДИЕ, В ТВОЙ СВЯТЫЙ ХРАМ ПРИТЕКАЮЩИИ, НО ЯКО ЖЕ СЫН ТВОЙ СПАСЕНИЯ РАДИ ГРЕШНИК ОТ НЕБЕС К НАМ ПРИШЕЛ ЕСТЬ, ТАКО И ТЫ ОТ НЕБЕСНЫХ КРУГОВ НА МОЛЕНИЯ НАША ПРИЗРИ И ПРОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ ТВОИХ НЕ ПРЕЗРИ, ВСЕПЕТАЯ.

КОНДАК ПРАЗДНИКА ГЛАС 1-Й:

УТРОБУ ДЕВИЧУ, ОСВЯТИВЫЙ РОЖДЕСТВОМ ТВОИМ, И РУЦЕ СИМЕОНЕ БЛАГОСЛОВИВЫЙ, ЯКОЖЕ ПОДОБАШЕ, ПРЕДВАРИВ, И НЫНЕ СПАСЛ ЕСИ НАС, ХРИСТЕ БОЖЕ; НО УМИРИ ВО БРАНЕХ ЖИТЕЛЬСТВО, ЕДИНЕ ЧЕЛОВЕКОЛЮБЧЕ. И ИКОС. ТАЖЕ.

СЕДАЛЕН, ГЛАС 8.

ВОИСТИНУ, БЛИЗ ЕСТЬ ГОСПОДЬ СОКРУШЕННЫХ СЕРДЦЕМ, ВОИСТИНУ СМИРЕННЫЯ ДУХОМ ВСЕБЛАГИЙ ТВОЙ, О ВЛАДЫЧИЦЕ СЫН СПАСАЕТ, ПОНЕЖЕ АШЕ И ЕДИНОМУ АНТОНИЮ УГОДНИКУ ВИДЕНИЕ ТВОЕ ЯВИТИ СПОДОБИ, НО ТОГО ПОДОБИЕМ И ДО ДНЕСЬ РАБИ ТВОИ УПОВАНИЯ НА БОГА ИСПОЛНЯ­ЮТСЯ И УТВЕРЖДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ ОБРЕТАЮТ, И О ПРАВДЕ РЕВНОСТИЮ ОЗАРЯЮТСЯ.

СЛАВА И НЫНЕ, ПРАЗДНИКА.

ПЕСНЬ 4.

ИРМОС: ПРИШЕЛ ЕСИ ОТ ДЕВЫ НИ ХОДАТАЙ, НИ АНГЕЛ, НО САМ ГОСПОДИ, ВОПЛОЩСЯ, И СПАСЛ ЕСИ ВСЕГО МЯ ЧЕЛОВЕКА. ТЕМ ЗОВУ ТИ: СЛАВА СИЛЕ ТВОЕЙ ГОСПОДИ.

ЛЮДИЕ БОЖИИ, МИЛОСТИ ОТ МАТЕРЕ ГОСПОДНЕЙ ПРИЕМЛЮЩИИ, ДУШИ СВОЯ ПОХВАЛАМИ ПРЕЧИСТЕЙ НАСЫШАЮТ, НО НАСЫТИТИ НЕ МОГУШЕ, РАДУЙСЯ, БЛАГОДАТНАЯ, ПАКИ К НЕЙ ВЗЫВАЮТ И ТАКО ТВОРЯШЕ, ИСКУШЕНИЯ ГРЕХОВНАЯ ОТ СЕБЕ ОТГОНЯЮТ.

АЩЕ И ПРЕМНОГО УКРЕПИТСЯ НА ХРИСТИАНЫ

ДИАВОЛ, ОВОГДА ВРАГИ НА НЯ ПОСЫЛАЯЙ, ОВОГДА ЖЕ ОБЫЧАЙ РАСТЛЕННЫЯ ПОСРЕДЕ НАС РАЗСЕЕВАЙ, НО МЫ НА ТВОЕ ЗАСТУПЛЕНИЕ, ВЛАДЫЧИЦЕ, УПОВАЮШЕ, СЕГО ДЕРЗОСТИ ПРОТИВЛЯТИСЯ НЕ HPЕCTAHEM. –

ГОРЕ ВАМ ЗЛОЧЕСТИВИИ, ОТ ПОЧИТАНИЯ МАТЕРЕ БОЖИЯ И ОТ ЦEPKBE ХРИСТОВОЙ ОТПАДШИИ EPFTИЦЫ СЕБЕ БО САМЕХ СИЯ РАДОСТИ ЛИШИЛИ ЕСТЕ, ЕЖЕ ПРЕЧИСТУЮ БОГОМАТЕРЬ ПРОСЛАВЛЯТИ

И ТЕМ СЕРДЦА СВОЯ УМИЛЕНИЕМ ИСПОЛНЯТИ, УБО ПОКАЙТЕСЯ И К НАШЕМУ ЛИКУ СОПРИЧТИТЕСЯ.

ОЛЕ ЕРЕТИКОВ БЕЗУМИЯ ОТ СВЯТАГО ЕВАНГЕЛИЯ НАУЧИТИСЯ НЕ ХОТЯШИМ, КАКО ХРИСТОС ПЕРВОЕ ЧУДО МИЛОСЕРДИЯ СВОЕГО ПРЕДСТАТЕЛЬСТВОМ МАТЕРИ СВОЕЯ ЯВИ, ВЕРНАЯ ЖЕ НАУЧИ, ДА МОЛЕНИЯ СВОЯ К НЕЙ НЕСОМНЕННОЮ ВЕРОЮ ВОЗНОСЯТ.

ПЕСНЬ 5.

ИРМОС: УГЛЬ ИСАИИ ПРОЯВЛЕЙСЯ ИЗ ДЕВСТЕННЫЯ УТРОБЫ ВОЗСИЯ ВО ТМЕ ЗАБЛУДШЫМ, БОГОРАЗУМИЯ ПРОСВЕШЕНИЕ ДАРУЯ.

ДА УТВЕРЖДАЕТСЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА УМНОЖЕНИЕМ ИСЦЕЛЕНИЙ ОТ ТВОЕЯ ЧУДОТВОРНЫЯ ИКОНЫ, О ВЛАДЫЧИЦЕ, БЫВАЕМЫХ, ДА ПРОСЛАВЛЯЕТСЯ_В ЛЮДЕХ ТВОЕ ПРЕДСТАТЕЛЬСТВО, ПАЧЕ ЖЕ НАД СТРАСТЬМИ, ПОБЕДОЮ УВЕНЧАЙ НАША ЗДЕ ВОЗНОСИМЫЯ ТЕБЕ МОЛИТВЫ.

АШЕ И НЕ ВСКОРЕ УСЛЫШАНА БУДЕТ МОЛИТВА ВАША, БРАТИЕ, ЯКОЖ ПАВЛА ОБ ОТСТУПЛЕНИИ САТАНИНА АНГЕЛА МОЛИВШАГОСЯ, НО СИЮ ДОЛГОТЕРПЕЛИВНО ПОВТОРЯЮШЕ, СИЦЕ ВОСКЛИЦАЙТЕ:

О ВЛАДЫЧИЦЕ, ГРЕШНАГО РАБА ТВОЕГО НЕ ВОЗГНУШАЙСЯ, НО ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ МНЕ У СЫНА ТВОЕГО ИСПРОСИ.

ТВОЕЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЕ, ПРЕЧИСТАЯ, ПОКЛОНЯЯСЯ И СИЮ БЛАГОГОВЕЙНО ЛОБЫЗАЯ, О СВОИХ ГРЕХОПАДЕНИИХ УЖАСАЯСЯ, СИЦЕ РЕКУ: АШЕ ПОДОБАЕТ МНЕ ИХ РАДИ СКОРБИ ПРИИМАТИ, НЕГЛИ ТЕРПЕНИЯ ДАР МОЛИТВОЮ ТВОЕЮ МНЕ НИСПОСЛИ.

НА СИЕ УБО, О БРАТИЕ, СКОРБЯМИ ИСЛЫТУЮТСЯ ДУШИ НАША, ДА НЕ ГОРДЫНЕ ЖИТЕЙСКОЙ,НИ ЖЕСТОСЕРДИЮ ПОРАБОТИМСЯ, НО ДА СМЙРЕННОМУД РИЮ ПРЕПОДОБНАГО АНТОНИЯ ПОДРАЖАЮЩЕ, УТЕШЕНИЯ ОТ МАТЕРЕ БОЖИЯ, ЯКО РАДОСТИ ВСЕХ СКОРБЯШИХ, ДА ИСПОЛНИМСЯ.

ПЕСНЬ 6.

ИРМОС: ВО ГЛУБИНЕ ГРЕХОВНЕЙ СОДЕРЖИМ ЕСМЬ, СПАСЕ, И В ПУЧИНЕ ЖИТЕИСТЕЙ ОБУРЕВАЕМ: НО ЯКОЖЕ ИОНУ ОТ ЗВЕРЯ, И МЕНЕ ОТ СТРАСТЕЙ ВОЗВЕДИ, И СПАСИ МЯ.

A3 НЕДОСТОЙНЫЙ НИ БЛАГИМ ДЕЛОМ, НИЖЕ ТЕРПЕНИЮ НАВЫКОХ ОКАЯННЫЙ, УВЫ МНЕ, И МОЛИТВА МОЯ НЕ ИСНРАВИСЯ ПО ДОСТОЯНИЮ ПРЕД ТОБОЮ, НО ВЛАДЫЧИЦЕ, ТВОЕЯ МИЛОСТИ БЕЗДНА МОЕ ДА ПОКРЫЕТ НЕМОЖЕНИЕ И БЛАГОДАТНАГО ПОКАЯНИЯ ДАР ДА НИСПОСЛЕТ МИ. ЯЗЫКИ АНГЕЛЬСКИМИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ АШЕ БЫ ВОЗМОГ A3 ГЛАГОЛАТИ, НО И ТОГДА ТВОИХ ЩЕД­РОТ МНОЖЕСТВА, ПРАВЕДНЫМ И ГРЕШНЫМ ЧЕЛОВЕ­КОМ ДАРОВАННАГО, ВОСПЕТИ НЕСТЬ ВОЗМОЖНО, ДУШАМ БО И ТЕЛЕСЕМ ЗДРАВИЕ ПОДАЕШИ, БЛАГАЯ И КАЮЩИЕСЯ МИЛУЕШИ ТЕПЛЕ.

ГОСПОДИ, ГОСПОДИ, СЕ МИЛОСЕРДИЯ ТВОЮ БЕЗДНУ,В ТОМ ПОЗНАХОМ, ЯКО НЕ ТОЧИЮ РОД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОТ КЛЯТВЫ ЗАКОННЫЙ ИСКУПИЛ ЕСИ, НО И ПРЕДСТАТЕЛЬНИЦУ ТЕПЛУЮ ТОМУ ДА­РОВАЛ ЕСИ, ТВОЮ ПРЕЧИСТУЮ МАТЕРЬ, ЕЙ ЖЕ ДНЕСЬ БЛАГОДАРНОЕ ПРИНОСИМ ПОКЛОНЕНИЕ.

ОНОМУ ПОКЛОНЕНИЮ ДА ПРИОБЩАТСЯ ЯЗЫЦЫ, ТВОЕГО СЫНА ДО ДНЕСЬ НЕ УВЕДЕВШИИ, ИЛИ ОТ МОЛИТВЫ, ЯЖЕ К ТЕЬЕ, ОТПАДШИИ, ДА ВСЕМ ЧЕ­ЛОВЕКОМ УВЕРОВАВШИМ ТВОЯ НИСПОСЫЛАЕТСЯ БЛАГОДАТНАЯ ПОМОШЬ.

КОНДАК 5, ГЛАС 5.

НА НЕУВЯДАЕМОМ ДРЕВЕ УГОДНИКУ ЯВИВШЕСЯ, ТВОЕ ЖЕ ПРЕДСТАТЕЛЬСТВО ВСЕМ МОЛЯЩИМСЯ ПРИСНО ЯВЛЯЮЩИ, ВЛАДЫЧИЦЕ, И НАШЕГО НЕ ОТВРАТИ СМИРЕННАГО МОЛЕНИЯ, НО ПРИГРЕШЕНИЙ НАШИХ ПРОШЕНИЯ ИСПРОСИ И СКОРБИ ДУШ НАШИХ ОТ’ЕМШИ, БЛАГОДАРСТВЕННОЕ НАШЕ ПРИИМИ ПО­КЛОНЕНИЕ, ДА ЛЮБОВИЮ ТЯ ВО ВЕКИ СЛАВИМ, ВСЕПЕТАЯ.

ИКОС.

ЯКО ЖЕ ДРЕВЛЕ ВИДЕНИЕМ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ ПРИЯТ УТЕШЕНИЕ ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ И ОТ ГОРЬКАГО ИЗГНАНИЯ ПАКИ ВО СВЯТУЮ ЛАВРУ СВОЮ РАДОСТНО ВСЕЛИСЯ, ТАКО И ОБРАЗ ВЛАДЫЧИЦЫ, СЕГО ВИДЕНИЯ ПАМЯТЬ ЯВЛЯЮЩИЙ, ОТ ТАТАРСКАГО ПЛЕНЕНИЯ ВОЛЕЮ ЕЯ СПАСЕН БЫСТЬ, ДНЕСЬ ЖЕ В ВЕЛИКОМ ГРАДЕ ХАРЬКОВЕ ПОСРЕДЕ СОБОРНЫЯ ЦЕРКВИ ВОДРУЖЕННЫЙ, СИЛУ МОЛИТВ БОЖИЯ МАТЕРЕ ИСЦЕЛЕНЬМИ МНОГИМИ СВИДЕТЕЛЬ­СТВУЕТ, К НЕЙЖЕ ВОЗОПИИМ: О ВСЕБЛАГАЯ, ИЗГНАННЫХ И СКОРБЯЩИХ ЗАСТУПНИЦЕ, ПРОШЕНИЯ НАША ВО БЛАГИХ ИСПОЛНИ, ДА ЛЮБОВИЮ ТЯ ВО ВЕКИ СЛАВИМ, ВСЕПЕТАЯ.

ПЕСНЬ 7.

ИРМОС: ДА ПРЕСЛАВНОЕ РОЖДЕСТВО ТВОЕ, ХРИС­ТЕ, ЕЖЕ ОТ ДЕВЫ ПРООБРАЗИШИ ЯВЕ, НЕОПАЛИМЫ В ПЕЩИ ОТРОКИ СОХРАНИЛ ЕСИ, ПЕСНЬМИ ПОЮШИЯ ТЕБЕ: OТЦEВ НА­ШИХ, БОЖЕ, БЛАГОСЛОВЕН ЕСИ.

СЕ ПРИИДЕ, ВЛАДЫЧИЦЕ, ВРЕМЯ ТВОЕГО О ВЕРНЫХ ЗАСТУПЛЕНИЯ, ЗАНЕ ОТОВСЮДУ ОТ ВРАГОВ БЛАГОЧЕСТИЯ ТЕСНИМИ БЫВАЮТ, ТАЖЕ И ОТ ДЕМОНСКИХ ИСКУШЕНИЙ ЗЛЕ ОБУРЕВАЮТСЯ, УГОДНИКА ЖЕ ТВОЕГО АНТОНИЯ КРЕПОСТИ НЕИМУЩЕ,ОЗАРЕНИЙ СВЫШЕ НЕДОСТОЙНИ ЯВЛЯЮТСЯ, ИМИЖЕ УБО ВЕСИ СУДЬБАМИ ПОМОЩЬ БОЖИЮ НАМ ИСПРОСИТИ ПОТЩИСЯ.

ПОМОЩИ БОГОРОДИЦЕ ПРЕЧИСТЫЯ, О БРАТИЕ, МНОЗИ СВИДЕТЕЛИЕ ЗЛЕ ОБРЕТАЮТСЯ, НАШЕМУ ЖЕ НЕРАДЕНИЮ ОБЛИЧИТЕЛИЕ, ТЕМ ЖЕ ЧУДОТВОРНЕЙ ИКОНЕ ВЛАДЫЧИЦЫ ПРЕДСТОЯЩЕ, К ПОКАЯНИЮ ТЕПЛОМУ УСТРЕМИМ ДУШ НАШИХ ШЕСТВИЕ.

ОГНЬ НЕБЕСНАГО СВЕТА ОБ’ЕМЛЕТ ТЯ, БОГОРОДИЦЕ, В ВИДЕНИИ АНТОНИЮ ПЕЧЕРСКОМУ ЯВЛЬШУЮСЯ, A3 ЖЕ СЕБЕ ОГНЮ ГЕЕНСКОМУ ГРЕХМИ СВОИМИ ПРЕДУГОТОВАХ, НО В СКОРБИ ДУШИ МОЕЙ ВОПИЮ ТИ: ПОМИЛУЙ МЯ, ПРЕЧИСТАЯ, И ПОКАЯНИЮ ТЕПЛОМУ НАУЧИ МЯ, О МНЕ МИЛОСЕРДСТВО­ВАВШИ.

ДЕЛОМ БЛАГИМ РЕВНИТЕЛЯ ПОКАЖИ МЯ, ПРЕ­ЧИСТАЯ, ГНЕВ НА СТРАСТИ ГРЕХОВНЫЯ ВЛОЖИВШИ В МОЮ ДУШУ, ДА ТЫЯ ВОЗНЕНАВИДЕВ, БЛИЖНИЯ ЖЕ СВОЯ ВОЗЛЮБИВ, СТЕЗЯМ ГОСПОДНИМ ПОСЛЕДУЮ НЕУКЛОННО.

СВЯТОСЛАВ, ЧЕРНИГОВА КНЯЗЬ, НА МЕСТЕ ЯВ­ЛЕНИЯ ВЛАДЫЧИЦЫ ЦЕРКОВЬ БЛАГОЛЕПНУЮ СОЗДАТИ ПОТЩИСЯ И ИКОНУ ПРЕЧИСТЫЯ , ОТ ПРЕПОДОБНАГО АНТОНИЯ УСТРОЕННУЮ ТАМО ПОСТАВИ, ЕЙ ЖЕ ВО ГРАД ХАРЬКОВ ДНЕСЬ ПЕРЕНЕСЕННЕЙ, ПРЕДСТОЯЩЕЕ МОЛИМСЯ, ДА И НАС ХРАМЫ СЫНА СВОЕГО БЫТИИ УСТРОИТ.

ПЕСНЬ 8.

ИРМОС: В КУПИНЕ МОИСЕЮ ДЕВЫ ЧУДО, НА СИНАЙСТЕЙ ГОРЕ, ПРООБРАЗИВШАГО ИНОГДА, ПОЙТЕ, БЛАГОСЛОВИТЕ И ПРЕВОЗНОСИТЕ ВО ВСЯ ВЕКИ.

ТРИЕ OТPOЦЫ, ВО ОГНИ НЕОПАЛЬНЫ ПРЕБЫВАЮЩЕ, БОГОРОДИЦЫ ПРООБРАЗИША ТАИНСТВО, ЯКО ОГНЬ БОЖЕСТВА ВО ЧРЕВЕ ПОНЕСШЕЙ, НЫНЕ ЖЕ САМА ВО ОГНИ НА ЗЕЛЕНЕЮШЕМ ДРЕВЕ СВЯТОМУ ЯВЛЬШИСЯ, В ДОЛГОТЕРПЕНИИ ТОГО И ТЕМ НАС УТВЕРЖДАЕТ.

ОТЕЧЕСТВО НАШЕ, ВЛАДЫЧИЦЕ, ПАЧЕ ВСЕХ СТРАН ЗЕМЛИ ЧУДОТВОРНЫМИ ИКОНАМИ ТВОИМИ ПРОСВЕТИЛА ЕСИ, ЯЖЕ, АКИ ЗВЕЗДЫ НEБЕСНЫЯ, НОЩЬ ЗЕМНАГО ЖИТИЯ НАШЕГО ОСВЕЩАЮТ И ПО ПУТИ ПРАВОМУ ХОДИТИ НАС НАУЧАЮТ.

БЛАЖЕНИ ЕСЬМЫ ВОИСТИНУ, ПРЕДСТАТЕЛЬНИЦУ ТЯ, ВЛАДЫЧИЦЕ, ИМУЩЕ, НО И ВЯШЩЕМУ ОСУЖДЕНИЮ ПОВИННИ БУДЕМ, АШЕ О ТОЛИЦЕМ СПАСЕНИИ БОЖИЕМ НЕБРЕГШЕ, ЖИТИЯ НАШЕГО ИСПРАВИТИ НЕ ПОТЩИМСЯ.

ОНАГО НАШЕГО О СВЯТЫНЕ СЕЙ РАДОСТИ ВИНОВНИКА, КНЯЗЯ ДАНИИЛА БАРАТИНСКАГО, ДРЕВЛЕМУ ЖЕ СВЯТОСЛАВА ПРАВНУКА, ИЖЕ ИКОНУ ОТ ДЕДА ПРИЕМ, СИЮ ПРЕД КОНЧИНОЮ СВОЕЮ ЗДЕ ХРАМУ С МОЛИТВОЮ ВДАДЕ, ГОСПОДИ, ДУШУ УПОКОЙ, НАМЖЕ ПРЕБЫВАНИЕ СВЯТЫНИ СИЯ СОТВОРИ НА ПОЛЬЗУ.

ЮНОШИ В ВАВИЛОНСКОЙ ПЕЩИ СПАСЫЙ, ГОСПОДИ, АНГЕЛОМ ВО ОГНЬ СОШЕДШИМ НАС МОЛИТВАМИ МАТЕРЕ ТВОЕЯ ОТ ОГНЯ СТРАСТЕЙ СВОБОДИ, ПОЮЩИХ: БЛАГОСЛОВЕН ЕСИ В ХРАМЕ СЛАВЫ ТВОЕЯ, ГОСПОДИ.

ПЕСНЬ 9.

ИРМОС:ОТ ЗЕМНОРОДНЫХ КТО СЛЫША ТАКОВАЯ ИЛИ КТО ВИДЕ КОГДА, ЯКО ДЕВА ОБРЕТЕСЯ ВО ЧРЕВЕ ИМУЩАЯ И БЕЗБОЛЕЗНЕННО МЛАДЕНЦА ПОРОЖДШАЯ ТАКОВОЕ ТВОЕ ЧУДО, И ТЯ, ЧИСТАЯ БОГОРОДИЦЕ, BEЛИЧАЕМ.

АНГЕЛИ ТВОЕМУ, БОГОРОДИЦЕ, ЗАСТУПЛЕНИЮ О НАС РАДУЮТСЯ, БЕСИ ЖЕ ТВОИМИ МОЛИТВАМИ ДАЛЕЧЕ ОТ НАС ОТГОНЯЮТСЯ, ЕДА ЖЕ A3 ГЛУХ СЕРДЦЕМ ПРЕБУДУ, ТВОЕЙ ПОКЛОНЯЯЙСЯ СВЯТЫНЕ, СЕГО ДА НЕ БУДЕТ, НО УМИЛЕНИЕМ ДУША МОЯ ДА РАСТВОРИТСЯ.

МНОЖЕСТВУ ЛЮДЕЙ СЕМО ПРИТЕКАЮЩЕМУ МНОГИЯ ДАРОВАНИЯ ОТ ЧУДОТВОРНЫЯ ИКОНЫ БОЖИЯ МАТЕРЕ ПОДАЮТСЯ, ОТ НИХ ЖЕ ЛУЧШЕЕ ЕСТЬ, ЕЖЕ В ЧУВСТВО ПОКАЯНИЯ СЕБЕ ПРИВЕСТИ И НА ДЕЯНИЯ БЛАГАЯ УСТРЕМИТИСЯ. В СЕМ УБО ПОМОЩЬ ТВОЮ ЯВИ МНЕ, ПРЕЧИСТАЯ.

ИСКУПИЛ НЫ ЕСТЬ ГОСПОДИ НАШ, ТВОЙ ЖЕ, БОГОРОДИЦЕ, СЫН ОТ ВЛАСТИ ДИАВОЛА, ТВОЯ ЖЕ МОЛИТВА НАПАДЕНИЯ СЕГО ВРАГА НАШЕГО ОТГОНИТ, УБО И НЫНЕ О ДУШАХ НАШИХ ПРЕДСТАТЕЛЬСТВУЙ, ДА ПРИБЛИЖЕНИЯ СВЯТЫНИ ТВОЕЯ ДОСТОЙНЫ ЯВИМСЯ.

НИКТОЖЕ ВОЗМОЖЕТ ДОСТОЙНО МАТЕРЬ ГОСПОДА НАШЕГО ПРОСЛАВИТИ, НО МЫ СЛЕЗАМИ ТЕПЛЫМИ СКУДОСТЬ СЛОВЕС НАШИХ ВОСПОЛНИМ, КРАСОТЕ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЯ ДИВЯШЕСЯ И ТАКО СИЮ ДОСТОЙНО ВОЗВЕЛИЧИМ.

МОЛИТВА.

ПРЕМИЛОСЕРДНАЯ НАША ЗАСТУПНИЦЕ, И ДУШ НАШИХ БЛАГАЯ ХРАНИТЕЛЬНИЦЕ, И ТЕЛЕС НАШИХ МИЛОСЕРДНАЯ УТЕШИТЕЛЬНИЦЕ, БОГОРОДИЦЕ, ДЕВО! ВЕМЫ, ЯКО НЕДОСТОЙНИ ЕСЬМЫ, НЕ ТОЧИЮ ТВОИХ ДАРОВАНИЙ ПРИЧАСТНИЦЫ БЫТИ,НО И ОЧЕЙ СВОИХ НА ЧУДОТВОРНЫЙ ТВОЙ ОБРАЗ ВОЗВЕСТИ, ЗА НЕ ДУШИ НАША ГРЕХАМИ ИСПОЛНЕННЫ СУТЬ И ОЧИ ЗАВИСТНЫМИ И БЛУДНЫМИ ВЗИРАНМИ ОСКВЕРНЕНИ СУТЬ. ОБАЧЕ ТВОЕ СОСТРАСТИЕ ЧЕЛОВЕКОМ, В НУЖДАХ И СКОРБЕХ ПРЕБЫВАЮЩИМ, ВОСПОМИНАЮЩЕ, ИМ ЖЕ ТВОЕГО БОЖЕСТВЕННАГО СЫНА НА ПЕРВОЕ ЧУДО В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСТЕЙ ПРЕКЛОНИЛА ЕСИ, И ДАЖЕ ДО ДНЕСЬ ТОГО ПРАВЕДНЫЙ ГНЕВ ОТ ГРЕШНИКОВ ОТВРАШАЕШИ, ПАКИ И ПАКИ НА МОЛЬБУ ТЕБЕ ПРЕД ЧУДОТВОРНЫМ ТВОИМ ОБРАЗОМ ПОДВИЗАЕМСЯ И СО СМИРЕННЫМ УПОВАНИЕМ ТЕБЕ ПРОСИМ, ИСПРОСИ ГРЕХОМ НАШИМ ПРОЩЕНИЕ ОТ ПАГУБНЫХ СТРАСТЕЙ ИСЦЕЛЕНИЕ, ОТ НЕЧУВСТВИЯ И ОТ СНА ДУХОВНАГО ПРОБУЖДЕНИЕ И О ДОБРОДЕТЕЛЕХ ХРИСТИАНСКИХ РЕВНОСТЬ. СИМИ УБО ДАРОВАНМИ ДУШИ НАША УКРАСИВШИ, ИЗБАВИ НАС ОТ ГОРЕСТЕЙ, В УНЫНИЕ НЕКРЕПКИЯ СЕРДЦА НАША ПОВЕРГАЮЩИХ, ИСЦЕЛИ БОЛЕЗНИ МОЛЯЩИХСЯ И О НИХЖЕ МОЛИТВУ ТИИ ПРИНОСЯТ, ОТ НАПРАСНЫЯ СМЕРТИ ЖИЗНЬ НАШУ СОХРАНИ И СИЮ ХРИСТИАНСКОЮ КОНЧИНОЮ ВО ВРЕМЯ ПОДОБНО УВЕНЧАТИ СПОДОБИ. ОБАЧЕ И ЗЕМНОЕ НАШЕ ПРЕБЫВАНИЕ ОТ ВЗАИМНЫЯ ЗЛОБЫ И ЗАВИСТИ ОГРАДИ,И В ЛЮБВИ ХРИСТОВОЙ СИЮ ПРЕПРОВОЖДАТИ НАМ ПОМОЗИ. ЦЕРКОВЬ СЫНА ТВОЕГО ВО ВСЕЙ ВСЕЛЕННЕЙ УМНОЖИ И УТВЕРДИ, ЕРЕТИКОМ ОБРАЩЕНИЕ КО ИСТИНЕ ИСПРОСИ, ЯЗЫКОМ ЖЕ НЕВЕРНЫМ ВЕРЫ ИСТИННОЕ ПОЗНАНИЕ, ТАКОЖДЕ И ЦАРСТВО РОССИЙСКОЕ В МИРЕ СОБЛЮДИ, ЦАРЮ ОДОЛЕНИЕ НА ВРАГИ И СУПОСТАТЫ ДАРУЙ, И ВСЕХ НАС НАУЧИ, ЯКОЖЕ ВО ДНИ ВЕСЕЛИЯ, ТАКО И ВО ДНИ ПЕЧАЛИ ТЕБЕ ПРОСЛАВЛЯТИ И О ВСЕХ СЫНА ТВОЕГО БЛАГОДАРИТИ, ЖИТИЕ В ЕГО СВЯТУЮ ВОЛЮ ВРУЧАЮЩИМ,СО УПОВАНИЕМ ВЕЧНАГО СПАСЕНИЯ ОЖИДАТИ, ДА И ТАМО ПРОСЛАВИМ ЕГО ПРЕСВЯТОЕ ИМЯ И ТВОЕ МИЛОСЕРДНОЕ ПРЕДСТАТЕЛЬСТВО ВО ВЕКИ ВЕКОВ. АМИНЬ.

СТИХИРЫ.

ПРИИДИТЕ, ХРИСТОИМЕНИТИИ ЛЮДИЕ, ЧУДОТВОРНОМУ ОБРАЗУ БОЖИЯ МАТЕРИ ПОКЛОНИМСЯ, И ВИДЕНИЕМ ЕЯ УМИЛИМСЯ, КАКО ВО ОГНИ НЕВРЕЖДЕННО ПРЕБЫВАЮШИ, ОГНЬ БОЖЕСТВА НА РУКУ СВОЕЮ НОСИТ, БЛАЖЕНИ ОЧИ, ВИДЕВШИЯ СИЕ ЧУДО, БЛАЖЕНИ ЕСЬМЫ И МЫ, О СЕМ ПРЕДАНИЕ ВЕРНОЕ ПРИИМШЕ. О, ВЛАДЫЧИЦЕ, НЕ ОСТАВИ РОД НАШ И ТВОЕ ПРЕДСТАТЕЛЬСТВО ВСЕГДА ЯВЛЯЙ НАМ, ПОДАЮШИ ДУШАМ НАШИМ МИР И ВЕЛИЮ МИЛОСТЬ.

СЕ ИМАМЫ, БРАТИЁ, СОКРОВИЩЕ ВЕЛИЕ, ЧУДОТВОРНЫЙ ПРЕЧИСТЫЯ ЛИК, ПОВЕЛЕНИЕМПРЕПОДОБНАГОАНТОНИЯНАПИСАННЫЙ, И ТАКО ПРИЧАСТНИЦЫ ВИДЕНИЯ УГОДНИКА ЯВЛЬШЕСЯ, ТОГО ВЕРЕ И ТЕРПЕНИЮ НАУЧИМСЯ, И МАТЕРЬ БОЖИЮ ДОСТОЙНО ПОЧИТАТИ ПОТШИМСЯ.

ДНЕСЬ ЧУДЕСА ОТ ЕЛЕЦКИЯ ИКОНЫ ВЛАДЫЧИЦЫ ВОСПОМИНАЮТСЯ, ДНЕСЬ ОТ ТОЯ ИСЦЕЛЕННИИ БЛАГОДАРЕНИЕ ПРИНОСЯТ, ДНЕСЬ ВО ХРАМ ЕЯ БЛАГОВЕРНИИ ЛЮДИЕ СТЕКАЮТСЯ, СИЛЫ НЕБЕСНЫЯ О ЗАСТУПЛЕНИИ ПРЕЧИСТЫЯ РАДУЮТСЯ, И ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ С НИМИ НА НЕБЕСИ ЛИКОВСТВУЕТ, МЫ ЖЕ НЕПРЕСТАННО ВОПИЕМ: РАДУЙСЯ, ПРЕДСТАТЕЛЬНИЦЕ НАША, И НАШИХ СКВЕРН НЕ ВОЗГНУШАВШИСЯ, МОЛИТВОЮ ТВОЕЮ ДУШИ НАША ПРОСВЕТИ И РАДОСТИ БЛАГОДАТНЫЯ ИСПОЛНИ.

СОКРОВИЩЕ НЕОЦЕНИМОЕ, ВЛАДЫЧИЦЫ ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ ДАВШИ ОТ ЧЕЛОВЕК НАДОЛЗЕ СОКРЫTOE, В НАШЕМ ГРАДЕ ПОСРЕДЕ ЦЕРКВЕ ОТ ЛЕТ МНОГИХ ВОЗСИЯ, ТЕМЖЕ ПОДНОЖИЮ СЕГО ПОКЛОНЯЮЩЕСЯ, СИЦЕ РЦЕМ: О, ВЛАДЫЧИЦЕ, ПРИСНО ДА ХРАНИТСЯ ЗДЕ СИЯ СВЯТЫНЯ И В ДУШАХ НАШИХ РЕВНОСТИЮ О СПАСЕНИИ ДА ОТПЕЧАТЛЕВАЕТСЯ, ВО ЕЖЕ БЛАГОДАРНЕ ВОСПЕВАТИ ТВОЯ БЛАГОДЕЯНИЯ. I

ДНЕСЬ НА НЕБЕСИ ПРЕДСТОИТ ПРЕЧИСТАЯ ДЕВА, И НЕПРЕСТАЮЩЕЕ МОЛЕНИЕ О ЛЮДЕХ ВОЗНОСИТ, ДНЕСЬ ТОЯ ВИДЕНИЕ ПРАВЕДНИКУ БЫВШЕЕ ВОСПОМИНАЕТСЯ, И МИЛОСЕРДИЕ ЕЯ ПРОСЛАВЛЯЕТСЯ, СИЛЫ НЕБЕСНЫЯ РАДУЮТСЯ, МЫ ЖЕ ПРЕД ТОЯ

ИКОНОЮ УМИЛЕННЫЯ ВОЗНОСИМ МОЛИТВЫ, ГЛАГОЛЮШЕ: ОГНЬ ТВОЕЯ СВЯТЫНИ ДА ОСВЕТИТ ДУШИ НАША И ПУТЬ К НЕБЕСНОМУ ЦАРСТВИЮ ПЕВЦЕМ ТВОИМ ДА ПОКАЖЕТ, ПРЕЧИСТАЯ.

ЯКОЖЕ ПРЕПОДОБНОМУ АНТОНИЮ, ПЕЧАЛИ РАЗРЕШЕНИЕ ОБЕТОВАЛА ЕСИ ТВОИМ ВИДЕНИЕМ, ПРЕЧИСТАЯ, И ЛЮБОВЬ ДЕРЖАВСТВУЮЩАГО К ТОМУ ПАКИ ОБРАТИЛА ЕСИ, ТАКО И НАМ БЛАГОДАТНЫЙ МИР ОТ СЫНА ТВОЕГО НИСПОСЛИ И ВСЯКИЯ РВЕНИЯ ОТ СТАДА ТВОЕГО ОТЖЕНИ, НО ЛЮБОВЬ ХРИ­СТОВУ СРЕДИ НАС ТВОЕЮ МОЛИТВОЮ УТВЕРДИ И ДАРУЙ НАМ ПРЕЖДЕ КОНЦА ПОКАЯНИЕ.

РАДУЙТЕСЯ ЛЮДИЕ И ВЕСЕЛИТЕСЯ, ОБРАЗ СЕГО ВИДЕНИЯ ДНЕСЬ ЗРЯШЕ, НЕ ОСКУДЕ БО И ПОНЫНЕ И НИКОЛИЖЕ ОСКУДЕТИ МОЖЕТ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ ЗАСТУПЛЕНИЕ.

Архимандрит Иоаникий (фамилия в миру Галятовский или Голятовский) (ок. 1620 – 2 (12) января 1688 гг.) – церковный и общественно-политический деятель 17 века, автор антикатолических, антиуниатских и антимусульманских сочинений.

Обстоятельства его жизни и деятельности известны только в общих чертах. Он был воспитанник Киевской коллегии и в ней же был впоследствии учителем, был игуменом Купятицкого монастыря Минской епархии, затем ректором Киевской коллегии и, наконец, с 1672 г., архимандритом Новгород-Северского монастыря; он был одним из замечательнейших богословов и проповедников допетровской Руси.

 

 

Наместник Елецкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря в Чернигове, архимандрит Иоанникий (Галятовский) явился “летописцем” Елецкой иконы или по современному говоря, ее “популяризатором” в православной церкви, изложивший историю иконы в своей книге “Скарбница потребная и пожиточная всему свету” (изданной в типографии г. Новгород-Северского в 1676 году).

Иоаникий родом из Волыни. В 1640-х гг. учился в Киево-Могилянской коллегии, был учеником Лазаря Барановича.

С 1650 г. служил монахом в Купятицком монастыре (возле Пинска). Вернувшись в Киев, преподавал курс риторики в Киево – Могилянском коллегиуме.

В 1658-1668 гг. был ректором Киево-Могилянской академии, затем игуменом Киево-Братского монастыря.

В 1664 г. под давлением неблагоприятных политических и жизненных обстоятельств Иоаникий выезжает из Киева, на запад во Львов, затем Луцк, Слуцк и Минск.

В 1668 г. он вернулся в Киев; потом был отправлен в Литву, а по возвращении оттуда в 1678 году произведен Архимандритом Новгородо-Северскоого монастыря, а вскоре был переведен в Черниговский Успенский Елецкий монастырь, где и умер 2 (12) января 1688 г.

Иоаникий был известным в свое время богословом и написал много книг на Польском и польско-русском языках. Вот их перечень.

1) “Ключ Разумения, содержащий Поучения на все Господские и нарочитых Святых Праздники”

2) “Беседа Белоцерковская, или разговор, бывший 1663 года в Местечке Белая Церковь именуемом, между Галятовским и Ксензом Иезуитом Адрианом Пекарским о Церковном Священноначалии”.

3) “Небо новое с новыми звездами сотворенное, или Повесть о чудесах Богородицы”,

4) “Мессия Правдивый, или разговор Жида с Христианином о Мессии”,

5) “Скарбница, то есть сокровищница похвалы Чудотворной Иконы Богородицы Елецкой Черниговской”, описание чудес Елецкой иконы Божией Матери, с похвальным словом и стихами в честь этой иконы, напечатано в Новгороде-Северском в 1676 г.

6) “Старая Церковь новой Церкви Римской исхождение Св. Духа от Отца единого показует (писано в опровержение книги Иезуита Боймы, изданной 1668 г. в Вильне под названием Старая вера о власти Папе Римских и о исхождении Святого Духа”

7) “Алфавит, или Словарь различных Еретиков для научения их вере Православной”

8) “Ответ Грекороссийской Церкви Римлянам на книгу их Фундамент Веры, сочиненную Иезуитом Скаргою, или показание Фундамента, на коем Латинники противу Россиян основывают свою новую веру”

9) “Алкоран Магометов от Когелета Христова разрушенный и ни во что обращенный, или опровержение Алкорана с противоположением Христианского учения”

10) “Боги Поганские, или о Богах Языческих, на Польско-Русском языке”

11) “Души людей умерлых, т.е. усопших, или Трактат о трояком состоянии душ по смерти, на Небеси, во Аде и в Мытарствах”

12) “Лебедь, описующий причины секты Магометанской”

Слава о его учености обратила на него внимание и Московского Царского Двора. В 1671 году он был призван в Москву и в неделю 20-ю по Пятидесятнице, говорил при Дворе Проповедь, которую и поднес Царю Алексею Михайловичу с приветственною Речью.