О священническом благословении

thumbnail of 2010-08
ПВ № 08(29) 08-2010.pdf иерей Константин Селезнев

Священническое благословение – это только благочестивый церковный этикет, обряд, добрая традиция или оно имеет более глубокий сокровенный смысл?
Выражение «благословение» состоит из двух слов: «благо», и «слово»- речь, учение, а в данном случае, еще и согласие, разрешение (на то или иное «благо»). Итак, благословение – это, выражаясь современным языком, согласие и разрешение на конкретно определенное богоугодное и спасительное дело. О том же, какие дела богоугодны и спасительны для нас, мы должны поучаться у Бога – Источника всяких благословений, в Священном Писании и Священном Предании. Благословение известно с глубокой древности. Уже при создании неразумных тварей Бог благословил их: плодитесь и размножайтесь (Быт. 1, 22). После создания наших прародителей Бог благословил их: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1, 28). Свое благословение Бог неоднократно повторял затем Ною (см.: Быт. 9, 1), Аврааму, Исааку, Иакову и «благословил вся патриархи, благословил Иосифа и жену его Асенефу, Моисея и Сепфору, Иоакима и Анну, Захарию и Елисавет» (Молитва при венчании).


Сила благословения дарована и родителям по отношению к детям. Так, патриарх Иаков, благословляя своих детей, возложил на них руки (см.: Быт., гл. 48 и 49). Сила благословения Божия дарована и ветхозаветному священству. При сооружении пророком Моисеем скинии, или походного храма, Бог заповедал: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я [Господь] благословлю их (Чис. 6, 23— 27). И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, и сошел, совершив жертву за грех, всесожжение и жертву мирную. И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ (Лев. 9, 22-23).
В Новом Завете первое благословение рукой преподал Сам Господь наш Иисус Христос. Он благословлял пищу (Мф. 14, 15-19; Мк. 10, 13—16); при вознесении на небо благословил апостолов (см.: Лк. 24, 50).
По примеру Спасителя благословение рукой употребляли святые апостолы (см.: 1 Кор. 10, 16); стали употреблять и преемники их служения — иереи и епископы. Такой способ благословения существует и по настоящее время.
Благословляя нас рукой, священник или епископ складывает пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника нас благословляет Сам Господь наш Иисус Христос. Такое сложение перстов называется именословным. Имя Господа имеет столь великую силу, что мы им освящаемся и оправдываемся: но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6, 11); наши молитвы исполняются только тогда, когда они будут совершаться во имя Иисуса Христа: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (Ин. 14, 13—14); именем Моим будут изгонять бесов (Мк. 16, 17); именем Господним апостолы творили чудеса и знамения (см.: Деян. 2, 43; 3, 6, 11 — 16). При богослужении, например, на полунощнице, часах, повечерии, чтец взывает к священнику, чтобы он благословил именем Господним: «Именем Господним благослови, отче!» И мы, когда просим благословения от архиерея или священника, просим благословения именем Господним. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением. Свт. Иоанн Златоуст благословение священных лиц называет «оружием духовным, которое делает христианина безопасным со всех сторон… » Рука епископская и священническая, во время совершения величайшего таинства св. Причащения на Божественной Литургии, претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы через призывание Святаго Духа; рождает человека в жизнь вечную при погружении в купели святого Крещения; низводит благословение Божие на всяком месте и во всякое время на принимающих его достойно и с благоговением. И действительно, не только в делах важных, и в предприятиях, сопряженных с опасностью, благословение священных лиц содействовало успеху, но и в обыкновенных житейских занятиях являло иногда знаменательную силу. Так, свт. Григорий Двоеслов повествует, что в одном монастыре строили здание. Нужно было поднять очень большой камень. Созвали множество рабочих для этого, но ничего не могли сделать. Тогда позвали на помощь преподобного Венедикта, игумена монастыря, и, как только он, сотворив молитву, дал свое благословение, камень был поднят с такой легкостью, как будто в нем и не было никакой тяжести (свт. Григорий Двоеслов. Творения, кн. 2, гл. 9).
Возможно, что сегодня многие сомневающиеся скажут, что такая сила благословения священнического принадлежала только святым, а не обыкновенным грешным пастырям. На это следует сказать, что, действительно, священники «подобострастны всем человеком» и поэтому-то каждый священнослужитель, совершая Св. Тайны, смиренно молится, чтобы Господь очистил его не достоинство. А сомневающимся в силе священнического благословения следует помнить, что Господь сказал: «Знамения веровавшим сия последуют: именем Моим будут изгонять бесов…» (Мр. 16, 17). Поэтому те, кто без веры просят священнического благословения, не получают иногда желаемого успеха в делах. И это бывает не по недостоинству иерея, а по маловерию просящего; ибо, каков бы ни был иерей, но он совершает дело Божие, на которое получил (в таинстве Священства) благословение свыше, и есть только орудие этой благодати.
Через благословение священническое и, конечно, прежде всего, епископское, Господь невидимо посылает всякое добро тем, кто искренне и с усердием просит на «добро» (Иак. 4, 3) и с верой принимает его. Св. Игнатий Богоносец пишет, что если кто с пренебрежением относится к священническому благословению, тот есть безбожник и отрекается от Христа, Который поставляет священников.
Для получения благословения нужно складывать руки крестом: правую руку положить на левую ладонями вверх, произнося: «Благословите, батюшка (или владыка)». Священник, благословляя, призывает имя Святой Троицы и употребляет знамение креста. «Не человек благословляет, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — а Бог его рукою и языком». Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, — целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя. Это ясно и из слов священника — «Бог благословит!». Святитель Николай Сербский поясняет, что, целуя руку священника, «вы целуете сан, который от апостолов перешел на множество служителей Божия алтаря. А целуя священнический сан, вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и до сегодняшнего дня». Когда мы принимаем благословения в ходе церковной службы (священник, произнося «Мир всем», или «Благословение Господне на вас…», или «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением), то в ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук. Если же священник осеняет нас священными предметами: крестом, Евангелием, Чашей, иконой — мы сначала крестимся, а потом делаем поклон. При этом складывать свои руки, как это делается при личном благословении, тем более подносить их после к устам или груди не надо.
Не следует подходить под благословение, когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Благословиться можно по окончании исповеди, в конце литургии, при целовании креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» должны иметь смысл, а не превращаться в поговорку. Благословиться у священника можно не только тогда, когда он облачен в богослужебные одежды, не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Однако лучше не подходить за благословением вне храма к необлаченному священнику, который с вами не знаком. Благословение имеет еще и значение приветствия. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.
Благочестивые предки наши старались начинать всякое важное дело после молитвы и приняв благословение от священника. Господь даровал людям, просящим благословение, крепкое здоровье, многочадие, плодородие земли, победу над завоевателями. Хотя в истории Государства Российского есть немало неприглядных страниц, но из всех государственных смут русский народ всегда выходил победителем, благодаря твердой непоколебимой вере большинства людей в непобедимую силу Божьего благословения. Так, например, в ХIV веке святой благоверный князь Дмитрий Донской, получив у преподобного Сергия Радонежского благословение на битву на Куликовом поле, разбил превосходящее по численности войско хана Мамая. В XVII веке, по благословению святого Патриарха Гермогена, новгородские купцы Минин и Пожарский собрали народное ополчение и освободили Москву от иноземных завоевателей. А сколько есть частных случаев проявления особой силы священнического благословения в том или ином деле! В Церкви существует множество чинопоследований молебных пений для освящения всех сторон человеческой жизни: на основание дома, над новым колодцем, чин благословения на путешествие, перед началом всякого благого дела и благодарственный по его окончании, на начало учения и т. д. Совершая эти молебны, священник просит Бога благословить наши дела и намерения. Без благословения Божия никакое дело не может иметь успеха, поэтому надо и нам самим призывать это благословение во всех житейских занятиях: на пищу свою, чтобы вкушать ее во здравие; на свой честный труд и вообще на благие начинания, чтобы они были благоуспешны; на путь, чтобы он был благополучен; на детей, чтобы они выросли в вере и благочестии; на все достояние, чтобы оно умножилось во благо нам и ближним.